Рецензия на вчерашний фильм Звягинцева "Елена" как комментарий в его блоге
Рецензия на вчерашний фильм Звягинцева "Елена" как комментарий в его блоге
Добрый вечер, Олег! Спасибо за публикацию этой рецензии! Как редко сейчас мы можем увидеть по нашему телеку подобные фильмы о душе и нравственности ... Хотя фраза и мысль древних - O tempora! O mores! - была актуальна во все времена. А в России - сейчас - особенно!
Фильм обнажает действительно характерную для нашего времени и нашего общества ситуацию общего падения нравов. Но что-то удерживает меня от однозначного неприятия и категоричного осуждения поступка Елены. Может быть именно это - общее падение нравов, затронувшее и меня?
Добрый вечер, Юрий Федорович !
А мне кажется , что уровень нравственности во все времена примерно одинаков. Во все времена были примеры высокого благородства и самопожертвования людей, казалось бы незначительных и незаметных в жизни и гнусного вероломства записных краснобаев, всю свою жизнь учивших жить других.
То, что сейчас в медиа, по телевидению и в кино людей приучают к мысли, что кругом убийцы, подлецы, ворье, взяточники, насильники, обманщики, стяжатели - в целом является трюком с целью с выгодой продать острые ощущения, зацепить, заставить возмутиться, переживать, особенно женщин, привлечь к экрану засунув рекламу, загнать в кинотеатр, опустошив кошелек для билета и поп-корна, заставить купить газетенку с уголовной хроникой. Они отлично знают, что педалирование патологии продается гораздо лучше , чем истории про жизнь порядочных людей.
Но соотношение порядочных совестливых граждан к "лукавым подданным" остается примерно одинаковым несмотря ни на что.
А Звягинцев в этом фильме превзошел итальянских неореалистов, это очень крупный режиссер, он ничего не смакует, он никого не судит, не организует никакого хэппи-энда, он заставляет людей размышлять о том, кто ты и что ты. Пройдет время, его будут ставить на уровень Бергмана.
Новые русские бабы
«Елена» – печальная история гибели души
21 ФИЛЬМ из 19 стран был показан в программе «Особый взгляд» 64-го Каннского МКФ. В последний день мы увидели «Елену» Андрея Звягинцева. Столь неудачное время показа обернулось победой: уже на следующий день Звягинцев получал из рук Эмира Кустурицы приз жюри. Напомним: режиссер не первый раз становится победителем в Европе (в 2003 году его «Возвращение» собрало несколько наград в Венеции, а в 2007-м «Изгнание» принесло Константину Лавроненко премию за лучшую мужскую роль в Каннах).
…В просторной хайтэковской квартире на раскладном диване спит женщина. Вот она просыпается, потягивается. Встает, идет к зеркалу, причесывается. Смотрит на себя внимательно… Идет в соседнюю спальню – будить мужчину, который там спит. «Вставай, пора», – так, без имени, поднимает она человека.
Тот встает, также молча одевается, она подает завтрак… Мы пока не понимаем, кем ему приходится Елена (Надежда Маркина), эта большая славная женщина с таким добрым, открытым русским лицом…
Но вот хозяин Владимир (Андрей Смирнов) уводит ее в спальню, та смущенно хихикает – ага, значит, не просто домработница или медсестра, а нечто большее. Как бы семья.
Такие вот пожилые супруги – герои «Елены». Их быт отлажен, их привычки уже не обсуждаются, их план на день и неделю вперед заранее одобрен. Ему – в бассейн. Ей – убираться дома. Ну, там еще за пенсией съездить. И к сыну заодно заскочить – эту самую пенсию и сумки с продуктами сбросить чаду нерадивому, ни на что не гожему, увлеченно клепающему детей вне мыслей о том, чем их кормить… Звягинцев неспешно путешествует по этому устоявшемуся быту, отлаженной модели отношений, примеров которым тьма. Ему – хорошо за шестьдесят, рядом – или бывшая медсестра, или официантка, или стюардесса.
Словом, женщина из обслуги, которая оказывает все необходимые услуги, включая интимные. Иногда эти отношения скреплены штампом в паспорте – как в данном случае, что дает право жене говорить, что она любит мужа.
У славной Елены свои проблемы: надо отмазать внука от армии. Нужна большая сумма денег, которую приходится просить у мужа.
Тот хотя и не скупой, но в воспитательных целях давать деньги не торопится – пусть взрослый сын сам решает проблемы… Елене, конечно, это не нравится. Но она молчит, надеясь на перемену настроения строгого супруга…
События меж тем принимают неожиданный оборот: в бассейне пожилого Владимира настигает инфаркт, и он неловко всплывает на бирюзовой воде. Ловкая тренерша вовремя его вытягивает на бортик и отправляет прямиком в больницу.
Именно там происходит возвращение блудной дочери (Елена Лядова) к своему благородному отцу. Девушка пошла не в папу-олигарха. Хотя, по ее словам, последнее время ведет себя образцово: алкоголь и наркотики только по выходным. Отец тает, вдруг в его больном сердце просыпается нежность, и как следствие этого – решение срочно написать завещание. О чем он и сообщает сердобольной супруге. Та, кстати, накануне уже побывала в церкви, помолилась за здравие болящего Владимира... Не будем забывать об этом эпизоде.
Тем временем семья сына Елены продолжает вести свое полумаргинальное существование на окраине города. Туда Елена добирается на электричке (символичен эпизод с белой лошадью, которая попадает под поезд)… Старший сын – Сергей, которого надо спасти от дедовщины, развлекается тем, что сосредоточенно плюет с балкона своей хрущобы с видом на трубы Капотни и время от времени бьется в кровь с ребятами «не из нашего двора»… Елена же, которой благородный супруг раскрыл свои планы (все имущество – дочери, ей – пожизненная рента), начинает сильно печалиться… Завтра придет нотариус и все оформит, и прощай, сытая жизнь…
Долго-долго смотрит неподражаемая Надежда Маркина (отличная театральная актриса родом из Театра на Таганке) в окно, долго думает свою трудную думу… А потом берет и подсыпает в лекарство мужу лошадиную дозу виагры… Зачем? Вы еще спрашиваете? Вот и доктор, фиксирующий смерть пациента, будет на следующее утро удивляться: «Ну прямо как дети малые…» Выгребет наша Елена, ставшая вдруг совсем не прекрасной, из сейфа тяжелые пачки купюр. Отвозит их сыну, откупит внука… Потом будут буднично делить имущество у нотариуса – «по закону»… И въедет ее потомство в шикарную квартиру. И будет старший внук так же плевать сверху вниз, но уже с широкой лоджии. А младший карапуз ползать по кровати, на которой недавно жил и умирал совсем ему чужой человек…
А Елена будет совсем уже счастлива. Тут и сказке конец, и а кто слушал – молодец… Сказке и в самом деле, конец.
Звягинцев своей вполне типичной историей рассказал об очень страшном. О чудовищной деформации психики людей за последнюю пару десятилетий. О том, что чудная русская баба больше не готова шастать по горящим избам и коней на скаку тормозить. Кстати, вот он, тот самый белый конь, сбитый поездом, – мегаметафора фильма. О том, как плохо мы знаем близких людей. О том, что за милой женской округлостью и стремлением помочь может скрываться бездна, полная отнюдь не звезд. О том, что богатые люди не всегда такие уж негодяи и монстры, что они зачастую наивно думают, что их любят за них самих, а не за их деньги. Что нравственность и мораль отступают сегодня перед стремлением не выжить, нет, что было бы еще как-то объяснимо. А просто сладко пить и вкусно есть… О том, что люди продолжают гибнуть за презренный металл.
И эта история совсем не местного разлива, а универсальная, что не мог не заметить опытный взгляд Кустурицы в Каннах.