Рене Магритт, сотворяющий магию - Где-то в начале XX века на окраине одного из провинциальных бельгийских городков маленький мальчик, спрятавшись со своей подружкой среди мо¬гильных плит, затаив дыхание, наблюдал за работой приезжего живопис¬ца. Он был по
Рене Магритт, сотворяющий магию - Где-то в начале XX века на окраине одного из провинциальных бельгийских городков маленький мальчик, спрятавшись со своей подружкой среди мо¬гильных плит, затаив дыхание, наблюдал за работой приезжего живопис¬ца. Он был потрясён и очарован: странный человек казался ему магом, а ки¬сточка - волшебной палочкой, которой создавались на полотне удивитель¬ные пейзажи. Кто тогда мог предположить, что пройдут годы, мальчик вы¬растет, и уже за тем, как он сам творит настоящее магическое искусство, будут следить миллионы человек.
La Bataille de l'Argonne (Аргоннская битва)
Он спокойно продолжал творить картины в своём стиле и вести размеренный образ жизни. Его популярность медленно, но верно росла, а полотна завоёвывали сердца и страны. Быть может, поэтому, спустя всего несколько лет, Бретон публично и торжественно вернул Магритта в ряды сюрреалистов. И успел сделать это как раз до того, как Магритт стал звездой мирового класса. К «возвращению в лоно» художник отнёсся всё с тем же спокойствием.
La Boite a Pandore (Ящик Пандоры)
Да и вообще, ему всегда были чужды скандалы, неизменно сопровождавшие многих деятелей авангарда. Скромный в одежде, в быту, во всём, художник даже своей мастерской не завёл. Аккуратно рисовал дома, в столовой. Да и о личной жизни Магритта, как ни хотелось бы этого газетчикам и журналистам, никаких сплетен раздобыть не удалось. Ведь свою жену и музу - девочку Жоржету Рене встретил, когда ему было всего 14 лет. Она же всегда была его любимой моделью. Так и прожили всю долгую жизнь. Спокойно.
Le Blanc-seing (Чистый бланк)
Только бедствия Второй мировой войны омрачили её. Тогда, лишь на время, Рене изменил технику своей живописи: он создал простые, яркие, полные оптимизма и света полотна. Как позже признавался сам художник, картинами того периода он хотел поднять и поддержать дух народа.
La Grande guerre (Великая война)
В 1956 году Магритту вручили престижную премию Гуггенхейма, отметив его как выдающегося представителя культуры Бельгии. А в конце 1950-х его выставки взорвали художественные залы США, и за Магриттом окончательно утвердился статус художника мирового уровня.
La Condition humaine (Человеческий удел)
Размышляя о природе и таинстве творчества, среди своих учителей художник выделил Саму- эля Тейлора Колриджа. Этот английский поэт- романтик и философ настаивал на том, чтобы искусство говорило на языке символов: «Материя полностью подчиняется духу, превращается в символ, посредством которого дух раскрывает себя». Используя простой алфавит несложных символов, Магритт смог каждую картину превратить в загадку загадок. Казалось бы, обыденные, привычные вещи, выписанные с документальными подробностями, но как затейливо художник комбинирует и переплетает их между собой! Тщательно продуманное название даёт ключ к изображённому на полотне, иногда, впрочем, усиливая таинственность образа.
La Chambre d'ecoute (Комната подслушивания)
То ощущение тайны и магии, которое Магритт испытал в детстве, впервые увидев пишущего картину живописца, он сделал главной целью своего творчества. И следовал этому выбору всю жизнь.
Умер Рене Франсуа Гислен Магритт в 1967 году, оставив незаконченной одну из самых известных своих картин - «Империю света».
Сергей Панасян
Родился Рене Франсуа Гислен Магритт 21 ноября 1898 года в Бельгии, в небольшом городке Лессин. Обучался искусству в Брюссельской академии искусств. В 1921 году устроился рисовальщиком на обойную фабрику и днями напролёт выписывал розы на бумажных рулонах. А в свободное время искал свой стиль.
C'Est un morceau de fromage (Это кусок сыра)
В 1926 году после нескольких лет поисков Магрит, наконец, создал свою первую, оригинальную картину «Заблудившийся жокей». Через год на его выставку спешил весь Брюссель. Однако привыкшие к классической живописи обыватели не оценили странные полотна молодого сюрреалиста. Разочарованный Магритт покидает страну и отправляется в Мекку авангардных поисков - в соседнюю Францию. Он надеялся, что в Париже оценят его творчество.
Dieu n'est pas un saint (Бог не святой)
Так и случилось. Молодой бельгийский художник быстро становится полноправным членом кружка сюрреалистов во главе с Адре Бретоном. Заводит дружбу с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Полем Элюаром. Именно тогда он и утвердил свой стиль, названный им «магическим реализмом». Ему он оставался верен всю жизнь.
Eloge de la Dialectique (Похвала диалектики)
В 1930-м Магритт возвращается в Брюссель и сразу становится ключевой фигурой в движении бельгийского сюрреализма. Он без устали творит, а публика, сначала неохотно, судача и удивляясь, наконец признает его талант. Сюрреализм в то время уже превратился из авангардного искусства, известного и понятного лишь единицам, в довольно мощное направление в мировой культуре. Немалую роль в этом превращении сыграло повальное увлечение Нового и Старого света фрейдизмом. Сюрреалисты провозгласили эту новую науку чуть ли не основой основ своего творчества.
Heureux presage (Хорошее предзнаменование)
Однако Магритт смотрел на эти модные увлечения крайне скептически. Он был уверен, взгляды фрейдистов на внутренний мир человека ограниченны и во многом надуманны. Об этом он неоднократно говорил. В конце концов, за это «кощунство» (да и за прочие своеволия) председатель общества сюрреалистов Андре Бретон публично исключил Магритта из своей организации. На художника эта мера пресечения никак не повлияла.