Режиссер, актриса, худрук "Современника" с 1989 года, Галина Борисовна Волчек умерла в московской больнице
Она родилась 19 декабря 1933 года в артистической семье: отец — известный кинорежиссер, лауреат нескольких государственных премий; мать — сценаристка-ВГИКовка. Отрочество будущей звезды театра прошло в тяжелые военные годы, в эвакуации. В 1946 году к общей неустроенности послевоенного быта добавилась и личная драма: родители расстались. Галя осталась с отцом, вскоре бросила школу и сдала экзамены экстерном. Никто не прочил ей большого будущего, но, к удивлению родных и знакомых, девочка успешно поступила в Школу-студию МХАТ. Одного из ее преподавателей звали Олег Ефремов…
В 1956 году Волчек вошла в группу молодых актеров, выпускников Школы-студии, собранных Ефремовым для нового, революционного (хотя, конечно, тогда таких слов тщательно избегали) театра, получившего название «Современник». В те времена это само по себе было событием: первый за долгие годы театр, созданный без повеления «сверху», по инициативе самих людей сцены.
Атмосфера оттепели в стране сделала свое и «Современник» очень быстро занял место в сердцах театралов Москвы, а затем и всей страны.
Дальнейшее, как говорится, история: уже в 1970-е «Современник» превратился едва ли не в самый главный театр страны, задававший и темп, и тональность театральному процессу Страны Советов. С 1972 года главным режиссером «Современника» была Волчек (в 1989-м она стала и художественным руководителем). И именно ей было суждено вывести театр с Чистых прудов на международную орбиту, одной из первых прорвать железный занавес, поставив «Эшелон» Рощина на сцене в Хьюстоне. Сегодня подобный культурный обмен воспринимается как нечто обыденное, но тогда сам выезд советского режиссера за границу был делом экстраординарным — для обеих сторон.
Говоря о Волчек, обычно вспоминают ее великие постановки на сцене «Современника» — «Три сестры», «Двое на качелях», «Крутой маршрут». Но несправедливо было бы обойти вниманием и Волчек-актрису, и не только театральную. Ее блестящие актерские работы в кинематографе запоминаются с первого кадра — будь то трагическая Регана в «Короле Лире» Козинцева или совершенно, казалось бы, проходная, безымянная покупательница магнитофона в «Берегись автомобиля».
Она всегда шла чуть впереди — и чуть в стороне, не подстраиваясь под «тренды» и требования момента. «Я всегда (и раньше, и теперь) понимала, что подделываться под моду — последнее дело, надо моду приспосабливать к себе, но не проходить мимо нее — ни в коем случае. Тогда это уже будет консерватизм», — писала Галина Борисовна в своем блоге.
Что само по себе говорит, кстати, о ней многое: Волчек всегда была открыта к экспериментам, к новому и на сцене, и в обычной жизни. В отличие от многих людей ее поколения, она не боялась интернета, не боялась и всех технологических чудес, которые пришли в последние десятилетия в театр.
Но главным в театре для нее, конечно, оставались люди — зрители.
Для меня театр — это полный зал затихших людей, сопереживающих тому, что происходит на сцене. То, что называл Станиславский «вольтовой дугой», когда энергия идет со сцены в зал и возвращается обратно. Это всегда было и, уверена, останется приоритетом русского театра. Галина Волчек
Как объявил со сцены актер Сергей Гармаш, прощание с Галиной Волчек пройдет 29 декабря в «Современнике».
Умерла наша МАМА,наше СЕРДЦЕ,наша СОВЕСТЬ-сказал Сергей Гармаш.....
Мягкой землицы Новодевичьего кладбища, долгой и доброй Памяти людской светлому таланту, бескомпромиссной и любящей людей, своих актеров и зрителей, Галине Борисовне Волчек!
ЛЮБИМЫЙ ТЕАТР ОСТАЛСЯ СИРОТОЙ.....
КАКАЯ УЖАСНАЯ УТРАТА((((((((((((((((((((((((((
ГАЛИНА БОРИСОВНА БЫЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ! СУПЕР! ВО ВСЕМ!
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.....................
Немного реальности. "Мама" - это Екатерина Фурцева!
Вот какая она была красивая,Екатерина Фурцева!! Боже мой!!
Член Политбюро, Екатерина Великая, а потом Министр Культуры СССР.
Олег Табаков: «Она была прежде всего женщиной»
По тем временам женщина в верховных органах власти была нереальным явлением. В этом феномен Екатерины Алексеевны. А для меня она была, прежде всего, удивительно красивой и мудрой женщиной.
Екатерина Алексеевна неоднократно прикрывала спину Олега Ефремова. Он, будучи грешен как все мы, иногда позволял себе отклонения от норм в употреблении алкоголя. Часто бывал просто на грани фола. Знаю, как дважды она отводила от него беду. А в 1970 г. его назначили главным режиссером Московского Художественного театра. При поддержке Фурцевой. Кто-то должен был за него поручиться, а это весьма не просто. Борьба между городским комитетом партии и Министерством культуры была очень жесткой. Одна деятельница Московского горкома даже предлагала мне сдать Олега, предъявив доказательства его «болезни». Я позвонил Екатерине Алексеевне, рассказал об этом, она спросила меня: «Ты послал ее?» Я говорю: «Да!» — «Вот так и надо!» И должен сказать, она успела увидеть правильность своего решения — первые десятилетия деятельности Олега были чрезвычайно активными, интересными, разнообразными. Он привлек по тем временам едва ли не самую лучшую труппу в Советском Союзе: Смоктуновский, Евстигнеев. И самая интересная, гонимая и преследуемая режиссура: Лев Додин, Кама Гинкас. Решиться на это надо было! Если бы у Олега не было поддержки Екатерины Алексеевны, вряд ли бы у МХАТа была такая история. Повторяю, делала все это — ЖЕНЩИНА!
Мне еще не было 35, когда меня назначили директором театра «Современник». Как? Не без ее ведения, конечно. Очень Фурцева симпатизировала и Галке Волчек. Она, еврейка, беспартийная, женщина, все-таки была утверждена на должность главного режиссера «Современника». Опять-таки не без помощи Екатерины Алексеевны. Если человек вызывал у нее доверие, его национальность, партийность не были важны. Екатерина Алексеевна довольно круто умела брать руль на себя. При этом она была веселым, лукавым человеком, но не хитрым. Знала, что красивая. Это сказывалось в том, как она одевалась: носила нейлоновые кофточки с черненьким башмачным шнурком — вроде бы строже не бывает, а все равно она была очень женственна. А уж это либо есть, либо нет — вне зависимости от должности.
Игорь Кваша: «Мы называли ее мама „мама“»
Наш театр «Современник» хотели закрыть. Никто не смел высказаться против. Скоро вернулась из поездки Мама (Екатерина Фурцева) и вызвала меня, Галю Волчек, Нину Дорошину и Олега Ефремова. Человек она была очень резкий, но с самого начала нас удивила: «А, это вы Ефремов? Как же, как же, я вас знаю. Мы с вами встречались на пленумах райкома». Она была первым секретарем Фрунзенского райкома, а Олег — секретарем комсомольской организации Детского театра в этом же районе.
Разговор был жесткий: надо закрывать театр, вы делаете черт знает что. А мы сидим с равнодушными рожами — все равно же закроют — отвечаем только «да» или «нет» и чуть ли не орем на нее. Молодые были, да и терять нам нечего. А Фурцева совершенно спокойна, хотя с ней, наверное, никто еще так не разговаривал. И вдруг она меняет тон разговора: «Вот вы сделали спектакль „Взломщики тишины“ о старых большевиках. А вы знаете, сколько их осталось? — и у нее слезы на глазах наворачиваются. — Их всего четыре с половиной тысячи. Ребята, а как вы их порочите?» И утирает слезы, настоящие!
Она, наверное, думала, что наорет на нас, мы ее испугаемся, а потом даст нам здание. А тут разговор пошел совершенно другой — ласковый, со слезами, с каким-то проникновением: «Мы вам даем здание на площади Маяковского, но мы вас просим все-таки учесть наши порядки, учесть, какая сложная обстановка в стране». И нас не закрыли!
С уходом из жизни народной артистки,художественного руководителя театра "Современник" , влиятельной фигуры отечественной сценографии - несравненной Галины Волчек,
остаётся в прошлом целая театральная эпоха !
Я, конечно,была несколько удивлена пространным постом Валерия 49 о Екатерине Третьей Великой Фурцевой на страничке Памяти Галины Волчек,но если бы у этой беспартийной еврейки Волчек(ключевое слово) не было такого великого организаторского и актерского таланта, то и Екатерина Фурцева не помогла бы ей стать той ,кем она стала:бессменным руководителем Современника в течение такого долгого времени.
О Екатерине Фурцевой, если уж так просит душа, сделайте отдельный пост, Валерий 49,и опишите в нем все ее партийные и человеческие качества(мое,и только мое мнение, разумеется ).....
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, в беседе с RT вспоминает исключительные силу характера и профессиональное мужество Галины Волчек.
«Она была совершенно выдающимся человеком. Человеком, который дал пример того, как можно быть свободным в несвободном обществе, который показывал, что если бороться за своё видение в искусстве, то добиться можно многого — а может быть, даже и всего... Это пример невероятного творческого и человеческого долголетия и пример мужества в профессии. Мужества при том, что с годами она становилась только красивее и была такой царственной и невероятно аристократичной дамой», — сказал Заславский.
Он также отметил, что Галину Волчек приглашали жить и работать в Америке, однако она осталась верна родине и своему театру.
Народный артист СССР Олег Басилашвили в разговоре с RT особо подчеркнул значение Галины Волчек в жизни как актёров, так и зрителей: «Это трагедия, это горе, тем более для тех миллионов людей, которые знали её как актрису, для тех сотен тысяч актёров, с которыми она вместе работала, для тех актёров и актрис, которых она воспитывала в театре «Современник», руководителем которого она долгое время была».
Актриса Светлана Немоляева выразила соболезнования близким Галины Волчек, а также рассказала RT, что была знакома с артисткой с детства: «Я давно знала Галю, ещё девочкой. Я заканчивала 10-й класс, а она уже училась во МХАТе. Её папа не хотел, чтобы она была актрисой, поступила втайне от него».
«Я очень ценила её талант, её режиссёрскую работу. Такие люди, как Галина Волчек, создали целый пласт российской культуры. Это горе целого поколения. Можно только выразить соболезнования её родным. Галя прожила яркую и безупречно талантливую жизнь», — отметила Немоляева.
Театральный режиссёр, актриса, художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина назвала Волчек уникальным человеком.
«Она так жила, что её все люди вокруг очень уважали. Уважали за её талант, за её верность делу, за её взгляды, за её доброту, за любовь. Потому что в театре невероятно её любили, причём все поколения... При этом, конечно, я представляю, какими надо обладать силами, чтобы этот огромный театр столько лет держать, а она действительно держала на себе всё. Вот, пожалуй, эти сочетания невероятных каких-то качеств, таких мощных, и при этом любви: к людям, к делу, — вот эти сочетания для меня удивительны в этом человеке».
Цветы в фойе Московского театра "Современник". © Илья Питалёв/РИА Новости
Ради «Современника», ради тех, кто всегда нуждался в ее поддержке, наставлениях, любви и заботе, Галина Борисовна перестала сниматься в кино и вскоре поняла, что даже нет времени играть на сцене. Но ни разу в жизни об этом не пожалела. И запретила себе читать ядовитые и хвалебные отзывы о спектаклях. Доверяла только своим зрителям, своим актерам и своему сердцу.
«Такая удивительная... Одинокая талантливая женщина, которая все время плыла куда-то вопреки всем ожиданиям, чаяниям современного театра, современной моды. Вот так, вопреки, несмотря ни на что, стояла на этой позиции, которую нельзя ни в коем случае потерять», —
отмечает народная артистка РФ Чулпан Хаматова.
Она говорила, что Господь подарил ей чувство абсолютно повышенного долга — долга делать театр для людей. Для каждого человека в отдельности — о его бедах и надеждах, любви и отчаянии. Настроение времени она улавливала, подсматривая за прохожими, слушая разговоры в магазинах, аптеках и очередях. Ей так важно было передать со сцены в зал живой нерв настоящего, всю правду времени.
«Нам всем трудно опомниться, но, я все равно верю, что ее великая душа всегда будет с нами, и она всегда будет помогать всем своим близким людям! Она нам оставила много своих пожеланий, заветов и, главное, своей безраздельной любви к нам. Мы, наверное, любили ее не так, как она любила нас. Хотя сейчас я чувствую, что сейчас я потерял часть чего-то у себя внутри», —
признается народный артист РФ Владимир Машков.
Ярким светом своей души она зажгла десятки звезд самых знаменитых актеров и режиссеров. На сотнях спектаклей, рожденных благодаря Галине Волчек, поколения зрителей смеялись и плакали. И хотя она честно называла театр мясорубкой, перемоловшей всю ее жизнь, не могла прожить без него и нескольких дней. Сердце болело сразу за все.
«Она позвала никому не известных дипломников, студентов:
Костю Райкина, Стаса Садальского, Юрия Богатырева, Марину Неелову, Лену Кореневу.
А сегодня это знаменитейшие наши артисты, сегодня это звезды! Знание того, что рядом, в 10 минутах ходьбы, она есть, и она всегда и скажет, и прокомментирует, и ободрит, и ирония будут в ее словах, это, конечно, давало силы жить. Сегодня уже будем жить и работать без нее. Это большая беда», —
переживает народный артист РФ Иосиф Райхельгауз.
Больше всего Галина Волчек переживала за то, чему посвятила жизнь. Повторяла: главное, чтобы театр продолжал работать, говорил людям правду и щемил сердце.
«Чувство любви — это божественный дар, это не каждому дается. Половником ей отлили на десятерых. И она нас так любила, как вряд ли кто нас полюбит теперь», —
говорит актриса театра «Современник» Дарья Белоусова.
«Я думаю, что так любят только матери своих детей, потому что мы были избалованы этой любовью!» — продолжает актер театра «Современник» Илья Лыков.
«Мы упали в прямом смысле слова. Но она всегда говорила, что этот театр остается вам, что мы не имеем права продать это дело и этот дом», — говорит актриса театра «Современник» Виктория Романенко.
И даже в такой день, когда всем очень больно, ее спектакль «Три товарища» не отменили. Просто потому что для Галины Борисовны полный зал и был самым большим счастьем.
Соболезнования близким Галины Волчек выразил президент.
Владимир Путин отметил, что эта потеря невосполнима, ушел из жизни уникально талантливый и душевно щедрый человек.
Прощание состоится в воскресенье, 29 декабря, в театре «Современник», начало в 10 утра. И в этот же день в эфире Первого канала документальный фильм «Памяти Галины Волчек». В воскресенье, в 10:15.
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК
Я привел высказывания Табакова и Кваши о театре "Современник", где и служила Галина Волчек. Для Фурцевой этот театр был одной из многочисленных площадок, где осуществлялась ее женская месть одному дураку за предательство. Этого дурака в 50-е она спасла и оставила при власти, он не понял ее роль, и в 1960 году вывел ее из Политбюро и 1-го секретаря Московского горкома партии в Министры культуры СССР. Для опытной управленки и организатора это было поле, где она проявила себя, соответственно.
За ее плечами были ВДНХ, Лужники, Манеж, строительство жилья. А тут организация оттпели, бесконечные недели французского и итальянского кино, к которому публика по-началу относилась прохладно, приезд Ла Скалы и звезд мирового кино, с которыми Фурцева чувствовала себя рыбой в воде. Но и дома: выставки в Манеже, развитие сатиры, где с иронией хвалили кукуризацию и химизацию и, конечно, театр. Современник и Таганка.
Тщательно подбирались молодые кадры, которые не предадут. Олег табаков - директор Современника, Олег Ефремов из Современника ушел возглавить МХАТ. С Ефремовым Фурцева была знакома с !941 года, он был комсомольским секретарем в Детском театре в ее районе, где она возглавляла партийную организацию.
В результате дурак был представлен волюнтаристом и в 1964 году слетел со всех своих должностей! Это ли не месть королевы? Месть за предательство.
А Волчек? Это одна из пешек в шахматных партиях Фурцевой, не соответствовала бы, нашла бы другую. Но она своим талантом соответствовала! За это ей честь и хвала. Осталась теперь только Доронина Таня.
Сами такие грибы не растут, их селекционируют и выращивают! Сами - только поганки получаются.
Я ж сказала, что это только мое мнение.
Другие думают иначе-так тому и быть(я про информацию о Фурцевой) Я про нее много читала
Фурцева говорила,что умрет только министром-это у нее получилось
Власть, власть,власть.Что Хрущев,что Фурцева -одна эта страсть была у обоих.
Ушел с прощания. Просили выступить, но не стал.
Какая-то эстрадная попса и околотеатральная тусовка, .
Есть, конечно, искренние, но море ненужных людей и слов.
Почему-то говорят, что Галина Борисовна открыла русский театр Западу, хотя до нее это сделал Станиславский, а первым, после революции, - Никита Балиев. Волчек, как достойная ученица мхатовской школы, просто продолжила эту традицию.
Сегодня последний день жизни театра.
Я отдал поклон и Дому и его Хозяйке.
Сейчас Волчек еще на сцене и вечером они сыграют ее любимые «Три товарища».
А завтра отменяют спектакли.
Простите и прощайте, моя дорогая.
Прощай, Современник.
Источник: блог Садальского в ЖЖ
ТРИ ТОВАРИЩА-Э.М. РЕМАРК-до слез люблю эту книгу, перечитанную сто раз
Роберт Локамп (Робби) – тридцатилетний мужчина, участник Первой мировой войны, лучший друг Отто и Готтфрида, влюбленный в Патрицию.
Отто Кестер – владелец автомастерской, во время войны был летчиком, страстный автогонщик-любитель, боксер.
Готтфрид Ленц – фронтовой товарищ Роберта и Отто, их ровесник, легкий и позитивный, любитель путешествовать.
Патриция Хольман (Пат) – возлюбленная Роберта.
Спектакль «Три товарища» на сцене «Современника» уже более десятка лет неизменно собирает аншлаги. Московские театралы и приезжие постановку Галины Волчек просто обожают. Тем более что в спектакле задействованы истинные мастера, всенародные любимцы — Чулпан Хаматова, Марина Александрова, Сергей Юшкевич, Александр Хованцев. Правда, когда спектакль только выходил на сцену, это были мало кому известные молодые актеры. Волчек сделала ставку именно на их молодость, «распахнутость», некоторую наивность — и цель была достигнута. Зритель им поверил…
Впрочем, зрительские отзывы всегда неоднозначны. Режиссера упрекают в том, что в спектакле нет сцены смерти Пат, что «не так» показана мужская дружба, «не так» ведет себя Ленц, «не так» играет хрупкая, почти прозрачная Хаматова…
С другой стороны — восторженные отзывы тех, чье восприятие культовой книги шестидесятых созвучно восприятию Галины Борисовны Волчек. Всё же не зря назвали ее театральные критики «последним романтиком»…
В спектакле Галины Волчек всё осталось таким, как в книге — Германия, обожженная войной, в конце 20-х и в самом начале 30-х годов. Нет в спектакле новомодных изысков, претендующих на некую оригинальность — всё просто, понятно и чисто. Любовь, Дружба, Жизнь и Смерть. А между этими фундаментальными и вечными понятиями, почти ощутимо присутствующими на сцене, качается маятник мнений и индивидуальных пристрастий зрителей.
Светлая Память Г.Б.Волчек.....
Очень сильный эпизод из спектакля "Три товарища" Галины Волчек в Современнике, в котором Отто продает свою машину (название машины Карл), о которой говорил ранее, что он лучше руку свою продаст чем "Карла". Отто продает машину ради своего друга и его любимой женщины.
Пример мужской дружбы ....
Где они теперь, эти рыцари,в сумасшедшее время Интернета???
Остались в Сети только трусливые клоны-Тролли и их мерзкие комментарии...увы.
ПРОЩАНИЕ С КАРЛОМ.....
На должность художественного руководителя московского театра «Современник» назначили режиссера Виктора Рыжакова, сообщает РИА Новости.
Уже! Какая оперативность!
Да.А теперь уже считают, кому достанется наследство Волчек и сколько.
Интернет все низменное в людях, что было глубоко спрятано, у некоторых поднял наружу,судя по комментариям в темах, и это печально.
Через месяц о Волчек и не вспомнят, все будут драться за наследство быть режиссером Современника-им многие хотят стать
Такова нынешняя жизнь.