Немецкий композитор Рихард Эйленберг (Richard Eilenberg)
Рихард Эйленберг (нем. Richard Eilenberg) 13.1.1848, Мерзебург – 5.12.1927, Берлин. Немецкий композитор
|
Мое знакомство с творчеством этого композитора началось с пластинки. В наследство моей жене достался домик в небольшом районном городке, где мы частенько и проводили отпуск. Помимо походов на речку и прочих отпускных радостей одним из излюбленных занятий моих отпрысков были прыжки на диване под звуки бравурной, веселой мелодии с этой пластинки. И как чувствовало сердце, добром это все не кончилось. Не смотря на строгие увещевания, в один прекрасный летний день пластинку разбили. Судя по всему это был послевоенный выпуск Апрелевского завода с довоенных матриц, на одной стороне значилось:
Р. Эйленберг. В лесу у ручья. (Из оперы Мельница в лесу), на другой стороне - Р. Эйленберг. Мельница в лесу. (Из оперы Мельница в лесу),
Именно так, хотя опер в творческом наследии композитора не значится.
"Эйленберг, Рихард, род. 1848 в Мерзебурге, популярный композитор маршей и танцев для струн. и воен. оркестров, а также композитор салонных пьес для фп.; был капельмейстером в Штетине, в наст. время живет в Берлине, занимаясь композицией."
Известно так же, что Рихард Эйленберг с детства учился на фортепиано, занимался композицией владел рядом струнных и духовых инструментов, - свое первое музыкальное произведение - Концертную увертюру он сочинил в 16 лет. Участвовал волонтером в франко-германской войне 1870-1871, был награжден. С военной службы уволился вскоре после окончания войны. С 1873 г. работал музыкальным директором и дирижёром в Щецине. С 1889 г. жил и работал внештатным композитором в Берлине. Автор балета «Роза Шираза» (Die Rose von Schiras), оперетт «Графиня Клико» (Comteß Cliquot), «Царь Мидас» (König Midas), «Мариетта» (Marietta) и «Великий князь» (Der tolle Prinz), многочисленных маршей, танцевальной и салонной музыки. Не известно, имел ли Эйленберг свой оркестр. Тем не менее, он совершает концертные туры в Италию, Румынию и скандинавские страны. Посещает Россию по личному приглашению царя. В конце 1889 года он обосновался в Берлине, где жил до самой смерти.
Предполагаю, что моя разбитая пластинка изготовлялась с матрицы Апрелевского завода 1940 года.
х-10045 МЕЛЬНИЦА В ЛЕСУ Государственный духовой оркестр СССР п.у. засл. арт. РСФСР В.Л.КУБАЦКОГО |
х-10046 МЕЛЬНИЦА В ЛЕСУ Государственный духовой оркестр СССР п.у. засл. арт. РСФСР В.Л.КУБАЦКОГО |
---|
Ошибка видимо обусловлена отсутствием на заводе после войны компетентных работников способных разобраться с довоенными матрицами (в годы войны завод был перепрофилирован для выпуска военной продукции). Сыграла свою роль и трагическая участь Государственного духового оркестра СССР. В первые дни войны все оркестранты, за исключением нескольких больных, пожилых участников да двух женщин арфисток, вступили добровольцами в московское ополчение. И в составе 6-й дивизии народного ополчения, оркестр полностью погиб в 1941 году, защищая подступы к Москве.
Но это совсем другая история достойная отдельной темы.
Вернемся к нашей мельнице. Вот так в исполнении оркестра звучит идиллия (именно так обозначил свое произведение композитор) "Мельница в лесу", Die Muhle im Schwarzwald, Idylle, (op 52).
Необходимость втиснуть произведение на грампластинку, заставляла исполнителей делать аранжировки для записи с небольшим ускорением темпа, что только добавляло бравурности и веселья.
Die Mühle im Schwarzwald
В связи с переводом, название тоже претерпело ряд трансформаций:
"Мельница в лесу"
"Мельница в черном лесу"
"Мельница в Шварцвальде"
"Мельница в шварцвальдском лесу"
"Мельница в горах"
Другое не менее известное произведение Рихарда Эйленберга - галоп Petersburger Schlittenfahrt (Петербургские сани).
Оркестр Марека Вебера: Petersburger Schlittenfahrt
Популярно оно и сегодня.
Р. Эйленберг - Катание на санях по Санкт-Петербургу.
Исполняют Геннадий Пыстин и Дмитрий Карпов. Красноярская филармония. 20.05.2010
Рихард Эйленберг был очень талантливым композитором. Он оставил после себя наследие из более чем 350 композиций для оркестров и инструментальных ансамблей. К ним относятся интермедии, серенады, вальсы и другая танцевальная музыка, а также увертюры, балетная музыка и характерные сюиты Его музыка не только соответствовала современному вкусу того времени, но оставалась популярной до 70-х годов 20 века.
О популярности композитора у современников свидетельствует масса сохранившихся записей, начиная от валиков для фонографа Эдисона и до грампластинок.
Марш горных гномов (op. 29, 1880)
Вечерний звон (Evening bells), идиллия. Р. Эйленберг, 1907 г.
Вечерний ветерок (Evening zephyrs), гавот. Р. Эйленберг. 1901 г.
В лесной кузнице. 1932 г.
Популярны произведения Эйленберга были у нас как до революции, так и в СССР.
"Die Wachtparade kommt!" (op.78, 1887) "Караул идёт!" (характеристическая пьеса), Рихард Эйленберг. Оркестр Высшей пограничной школы ОГПУ п/у Ф.И.Николаевского. Запись 1930 года.
По полям и лесам, галоп. Сюита «Дачная жизнь», музыка Р. Эйленберга. Концертный ансамбль солистов оркестра Московской Госфилармонии п/у А. И. Орлова. 1938 г.
Пляска комаров, симфоническая пьеса. Сюита «Дачная жизнь». Р. Эйленберг. Концертный ансамбль солистов оркестра Московской Госфилармонии п/у А. И. Орлова. 1938 г.
Симфоническая пьеса Дачный бал. Сюита «Дачная жизнь» , Р. Эйленберг. Концертный ансамбль солистов оркестра Московской Госфилармонии п/у А.И.Орлова. 1938 г.
Симфоническая пьеса Цыгане-музыканты. Сюита «Дачная жизнь», Р. Эйленберг. Концертный ансамбль солистов оркестра Московской Госфилармонии п/у. А. И. Орлова соло: засл. арт. РСФСР А. А. Берлин (скрипка). 1938 г.
Лесной концерт. Сюита «Дачная жизнь». муз. Р. Эйленберга, Концертный ансамбль солистов оркестра Московской Госфилармонии п/у. А. И. Орлова. Соло: А.Г.Юрьев (труба). 1938 г.
Не смотря на преобладание в творчестве легкой салонной и танцевальной музыки, Рихард Эйленберг является автором более 40 маршей. Правда, военно-прикладное значение их весьма сомнительное (под них не помаршируешь на плацу), но любой из этих маршей несомненно украсит выступление военного оркестра.
Рихард Эйленберг не без оснований пользовался благосклонностью августейших особ, посвящая им свои произведения.
Современники отмечали, что Ричард Эйленберг «явно имел особые отношения с прусскими императорами и другими высокопоставленными лицами», а его Мазурка-каприччио (Op. 22) принадлежала к любимым произведениям кайзера Вильгельма I.
В марте 1881 года композитор удостоился 2-й премии на проходившем в России призовом конкурсе за "Марш коронации" (Ор. 34) в честь Его Величества Императора Александра III, за что был пожалован золотыми часами из его рук.
Марш "Король Карл" был посвящен интронизации 10 мая 1881 года бывшего принца Карла фон Гогенцоллерна-Зигмарингена, ставшего королем Румынии Карлом I. В США марш стал известен как «Победоносная Америка!»
или «Марш президента».
Самым популярным маршем Эйленберга считается Kaiserjäger Marsch созданный около 1890 года. Он также был опубликован в разных изданиях под различными названиями "Chasseurs austrichiens" и другими.
Генрих Альберт Вильгельм, принц Прусский(1862-1929), брат кайзера Вильгельма II, которому Эйленберг посвятил марш "Принц Генрих". Генрих в это время был командиром 1-й парусной дивизии в Киле и возглавлял Флот открытого моря. Иногда этот марш называют маршем "1-й парусной дивизии".
Помимо этого марша в творческом наследии композитора есть еще марши посвященные морякам и флоту.
По случаю восшествия на престол короля Бельгии Альберта I 23 декабря 1909 года, Эйленберг пишет «Марш короля Альберта»
Рихард Эйленберг черпал вдохновение в народных мотивах стран которые он посещал, и стран удаленных где он никогда не был. Марш итальянских стрелков он написал сразу после концертного тура по Италии
Marsch der Bersaglieri
Марш Турецкий разъезд. Р. Эйленберг
Kavallerie Marsch - Рихард Эйленберг
Сегодня благодаря усилиям энтузиастов "Немецкого общества Иоганна Штрауса" удалось уточнить некоторые факты биографии композитора.
Рихард Эйленберг родился 13 января 1848 года в Мерзебурге. Он был первым из шести детей в семье Иоганна Готлиба Эйленберга (Johann Gottlob Eilenberg). Отец композитора был трубачом квартировавшего в Мерзебурге 4-го эскадрона Королевского 12-го гусарского полка. Мать Рихарда, - Дороти, урожденная Sachse была четвертой дочерью бургомистра и мэра Иоганна Валентина Сакса.
Предки композитора со стороны отца происходят из деревни Кёцшау (Kötzschau), недалеко от Мерзебурга известной на протяжении веков своими солеными источниками Дед композитора служил здесь управляющим и одновременно был местным судьей в Кёцшау. Отец композитора довольно рано ушел из жизни. Брат композитора Карл Макс упоминает в своем дневнике, что уже в возрасте 10 лет он стал сиротою.
Обучались братья в Военной школе для мальчиков расположенной в замке Аннабург.
Ежегодно здесь бесплатно обучалось до 500 учеников 11-15-летнего возраста, дети военнослужащих евангельской конфессии. Здесь же находилась музыкальная школа где Рихард учился фортепиано, и овладел навыками игры на разных струнных и духовых инструментах.
Уточнена дата смерти композитора. В некоторых источниках ошибочно указывается дата смерти в 1925 году.
Найденные документы регистрации захоронения ставят точку в этом вопросе.
Риxард Эйленберг впервые женился на Марии, урожденно. Кисслинг. Дата брака неизвестна. Проживали Эйленберги в Берлине на Бремер-штрассе 73.
Известно, что первая жена Риxарда Эйленберга, Мари Эйленберг, урожденная Кисслинг, скончалась 18 августа 1917 года в Гёрене на Рюгене. После этого композитор сочетался втором браком с Доротеей, урожденной Шульце.
У четы Эйленбергов была приемная дочь Эмили Юнг. Сохранилось интервью в газете «Die Glocke» с 90-летней Эмили Юнг в номере от 2 июня 1959 года, где она рассказывает о своем счастливом детстве в семье композитора, сначала в Щецине, а затем в Берлине.
В маршевом альбоме Stahl-Verlag Рихард Эйленберг упоминается как «королевский музыкальный директор» прусской армии, удостоенный награды Королевской академии наук.
Стоит упомянуть, что его младший брат Карл Макс Эйленбег, начинавший карьеру в качестве штатного гобоиста в оркестре 133-го пехотного полка в Цвиккау, более 30 лет проработал в качестве капельдинера военного оркестра. Он также написал серию маршей и концертных произведений.
Известно также, что Рихард Эйленберг посетил Россию по приглашению царя Николая II. В течении нескольких месяцев он руководил симфоническим оркестром в Сестрорецке, дал несколько крупных концертов в Павловске. Несомненно, пребывание Эйленберга в России, вдохновило его на произведения в русском стиле. В Санкт-Петербурге и Москве было издано несколько сочинений Эйленберга, копии которых на русском языке хранятся в Государственной библиотеке в Москве. Указывается целая серия работ Эйленберга имеющих связь с Россией.
Коронационный марш, посвященный коронации императора Александра III (Ор. 34)
Петербургская прогулка на санях, Галоп, (op. 57)
Казачий поход, (op. 149)
На Неве, вальс для оркестра, (op.164)
Сувенир из Вильны, Мазурка , (Ор. 217)
Парад русской гвардии, салонная пьеса, (op. 231)
Приветствую Киев, марш, оп.
Будучи романтиком, Рихард Эйленберг особенно любил природу во всех ее гранях и проявлениях.
Жизнелюбивое и жизнеутверждающее начало отражено во многих его композициях. Начиная с первых сочинений у него выработался свой независимый и безошибочный «почерк». Специалисты связывают безмятежный, идиллический дух творчества Эйленберга с продолжительным мирным 40-летним без военным периодом в котором и творил композитор.
Умер композитор в Берлине 5 декабря 1927 года в 9 часов с четвертью. Его могила расположена на юго-западном кладбище в Штансдорфе, недалеко от Потсдама. На ней простая надпись: «Композитор и музыкальный директор»
Один из так называемых оккупационных парижских маршей, правда, бездоказательно, также приписывается Рихарду Ейленбергу. Так это или не так, - судите сами.
Спасибо, уважаемый Валерий, за отзыв. Я тоже "не ровны дышу" к оркестрам и военным оркестрам в частности. Надеюсь мой небольшой пост привлечёт внимание как музыкантов, так и слушателей к творчеству этого замечательного композитора и способствует выходу из забвения множества великолепных произведений.