Песни на стихи Риммы Казаковой
Оцифровка Кругозора Валерой 49, где Римма Казакова читает свои стихи (5)
При желании эту пластинку можно скачать.
Спасибо Валерию 49!!
Постарею, побелею, как земля зимой.
Я тобой переболею, ненаглядный мой.
Я тобой перетоскую, — переворошу,
по тебе перетолкую, что в себе ношу.
До небес и бездн достану, время торопя.
И совсем твоею стану — только без тебя.
Мой товарищ стародавний, суд мой и судьба,
я тобой перестрадаю, чтоб найти себя.
Я узнаю цену раю, ад вкусив в раю.
Я тобой переиграю молодость свою.
Переходы, перегрузки, долгий путь домой…
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный
мой.
1970
"Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно.
Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно»
«Конечно. Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же — некрасивая женщина.
Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал, для неё не предназначенный.
Я иногда говорила своему второму мужу:
«С житейской точки зрения любая длинноногая молодая девчонка даст мне сто очков вперёд.
Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить»
«Любовь? Мужчины, которые мне нравились — морские лётчики, моряки, ездили на юг,
где ухаживали за хорошо откормленными и правильно выращенными дочками состоятельных родителей.
Кому нужна была такая дурнушка, как я, которая покупала на развале поношенные босоножки?»
«До замужества увлеклась одним лётчиком из Совгавани.
А он предпочёл жениться на местной Дуньке — они обычно выбирают себе официанток или библиотекарш»
«Я только открывала для себя, что такое любовь, часто оказываясь в положении жертвенном или печальном»
«Потому что влюбляешься иногда в какого-нибудь идиота…»
«Раньше я часто совершала одну и ту же ошибку — пыталась присвоить то, что мне не принадлежит»
«Я всегда выбирала себе мужиков — самых таких поганеньких.
Мне их было жалко. А ещё мне нравились красивые дубины»
(из интервью)))))
Но душа помудрела,
и она, помудревши, узрела …
ничтожность предмета,
что вызвал высокие чувства.
От «ненаглядного» до «ничтожности предмета».....
Первый раз она вышла замуж в двадцать девять лет — за писателя и публициста Георгия Радова.
Он был старше её на семнадцать лет.
Второй раз, после разрыва, — за человека, который был моложе на 11 лет.
Этот брак тоже распался (муж начал изменять).
Скорее всего, именно ему было посвящено знаменитое стихотворение, ставшее песней, — «Ненаглядный мой».
А в итоге —
Моего, со мною вровень,
Счастья так и не нашла......
Римма Казакова с первым мужем писателем-публицистом Георгием Радовым, конец 50-х
Эскиз мечты, надежд набросок…
Но — не свершится, не бывать.
Уметь зачёркивать непросто
Зачёркивать — как убивать…
Тогда почему же так убийственны некоторые строки стихотворений Риммы Казаковой?
***
Из первых губ, из первых губ
я поняла любви всесильность.
Был кто-то груб, а кто-то глуп,
но я — не с ними, с ней носилась!
***
Рождается женщина. И без старания —
одним поворотом, движением, поступью
мужскому, всесильному, мстит за страдания,
которые выстрадать выпадет после ей.
*
Кто победит в нелепом этом споре?
Кто разрешит для нас с тобой его?
Не стоишь ты моей прекрасной боли,
я холода не стою твоего. ...................
Отчего, ну отчего ты сердце губишь.
Стала странная душа твоя слепой.
Я хорошая, а ты меня не любишь.
Я люблю тебя, а ты такой плохой.
***
Задыхаюсь от большой любви к очень небольшому человеку.....
… .......................
О горестях действительных и мнимых.
«А что уж такого особенного я собой представляю?
Некрасивая…»
Римма Казакова.....
Господи! А все ли красавицы были счастливы?
Вероника Тушнова, к примеру!? И что такое вообще эти критерии красоты? Сколько раз они менялись в последние, скажем, 50 лет? Вневременная красота, как и истинное уродство — явления редкие. Большинство женщин располагается между крайними точками и не горюет по такому пустяковому поводу.
Да родись Римма двадцатью-тридцатью годами позже, остригись по моде и переоденься в «джинсу»!
С её-то крупными, яркими чертами лица!
А, может, сказался «военно-полевой роман» отца с молодой актрисой, родившей ему дочь, несмотря на возвращение в семью? Отсюда это недоверие к мужчинам? …
Мы в плену у предчувствий, что всё же — увы! — не обманны…
… потому что разлука и есть — это чувство разлуки…
Расстаюсь, неизбежность конца проживая заране…
… замирает душа, зная трезво, что ждёт её вскоре…
Или это гордыня, основанная на обострённой уязвимости? Недаром Римма Казакова в одном из интервью сказала:
Я никогда не выбирала мужчину по принципу: умный, добрый, благородный. У меня всё было у самой…
Любовь не требует ответа,
Она — дарение.
Она душе, летящей в лето, —
Как оперение.
А иначе —
О, бездарный разлад между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат: с кем повёлся — тот сломан.....
Именно «разлад», какое-то нарушение внутренней гармонии личности помешало ей найти счастье «с собою вровень». И это женщина, надолго сохранившая способность влюбляться:
«Прошлым летом я отдыхала на корабле и там влюбилась с первого взгляда в рыжего боцмана. Понимала, что он моложе, закончится круиз и моё наваждение пройдёт, но ничего не могла с собой поделать. В своём чувстве я признавалась только в стихах, а объект грёз даже не догадывался о вулкане, который клокотал в моём сердце:
«В тебе так много жизни и тепла…».
Краснела, словно школьница, при встречах. Его, большого и конопатого, называла «волосатым солнышком»))))))) Моя любовная пытка обернулась целым лирическим циклом»
Римме Федоровне было тогда 67 лет
***
Ах, не ставьте мне в вину грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну! Ну а может, так и надо?..
***
Моя последняя любовь, заплаканная, нервная,
моя последняя любовь — ты первая....
Словно в огне, в бреду, каждый свой день встречаю.
Рядом с тобой иду, а по тебе скучаю
*
Там тебя тревожно ждут, электричество зажгут,
на груди рассыпят смех и с ресниц сцелуют снег…
***
Всей неуверенностью женской я вопрошала свет и тень:
каким трудом, какою жертвой я заслужила этот день?
Спасибо всем минутам боли, преодолённым вдалеке,
за это чудо голубое, за это солнце на щеке,
за то, что горечью вчерашней распорядилась, как хочу,
и что потом ещё бесстрашней за каждый праздник заплачу....
Люблю того, кого люблю,
и странным, ласковым смиреньем
и этим вот стихотвореньем
своё несбыточное длю
… ......................................
19 мая 2008 года, известная советская поэтесса скоропостижно скончалась....
Музыка венчальная-Римма Казакова(И. Крутой)
Музыка венчальная
Окончилось наше лето,
деревья плачут вслед,
И нет на небе солнца,
и неба тоже нет.
А руки пахнут морем,
но нет туда дорог,
Почему же тебя,
я тебя не сберёг.
А музыка венчальная
такая беспечальная,
Я холоду случайному
её не уступлю.
Она в прощальной тишине
ещё звучит, Звучит во мне -
Я люблю тебя,
я тебя люблю.
Окончилось наше лето, неважно чья вина,
И словно нет рассвета, и не нужна луна.
А губы пахнут морем,
но нет туда дорог,
Почему же тебя,
я тебя не сберёг.
А музыка венчальная
такая беспечальная,
Я холоду случайному
её не уступлю.
Она в прощальной тишине
ещё звучит, Звучит во мне -
Я люблю тебя,
я тебя люблю.
Окончилось наше лето,
над миром стонет дождь,
Кричат цветы и птицы -
ты больше не придёшь.
А счастье пахнет морем,
но нет к нему дорог,
Почему же тебя, я тебя не сберёг.
Татьяна, спасибо!!!
"Ненаглядный мой" любимая мамина песня... А теперь и моя...
Аль, вот еще интересное интервью из Сети Риммы Казаковой
Мне нравится ее "неприлизанность"))))
Что думала, то и говорила..... И стихи ее хорошие.
"Получаю 500 баксов за песню " У меня нет ни одной Государственной премии, хотя я 40 лет работаю в поэзии. Два раза меня на нее выдвигали, но дали другим. Думаете, я должна на них сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, радуются почему-то. Прихожу в 'свой' магазин, а продавщицы говорят: 'Римма Федоровна, поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет'.
Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!
Никто меня не обижает, потому что ничего не требую сверх меры. У меня есть ставка: в среднем за текст песни беру пятьсот долларов - этого достаточно.
Кто-то из моих коллег запрашивает и по две тысячи долларов, но это их личное дело.
Если у них это покупают, то почему нет? Я же лишена этих амбиций. Хотя и есть ощущение некоторой недооцененности в нашей стране.
Вот я, скажем, популярный поэт. А что толку? Одно издательство издало меня большим (по нашим временам) тиражом - десять тысяч экземпляров. А гонорар получила пять тысяч рублей, чтобы потом половину истратить на эту же книжку - выкупить часть тиража для подарков.
Я не считаю, что прошедшие времена были лучше.
Сейчас - лучшие времена. Мне они нравятся, я всем довольна.
Живу песнями. Но раньше все же платили за стихи - можно было на это жить, и неплохо.
Если ты профессионал, всегда есть прекрасная возможность заработать. Мне тут звонят из ресторана и просят порекомендовать кого-нибудь, кто смог бы написать песню к юбилею заведения на известный мотив - для того, чтобы дети спели приветствие.
Говорю: 'Перезвоните через три часа'.
Звонят - все готово.
'Как, вы сами?!' А мне действительно легче самой написать, чем кого-то просить. Приезжает за текстом человек, ему все очень нравится, дарит бутылку 'Киндзмараули' и пирожные из их ресторана. И ,страшно стесняясь, вручает сто долларов.
Это - мой бизнес, мой заработок.
И в том числе поэтому мне очень нравится это время, в отличие от того, когда какой-нибудь идеологический работник из ЦК мог часами распекать за то, что упомянула в стихотворении церковь.
Я не предлагаю сейчас никому ничего. Сами спрашивают.
Пахмутова прочитала стихотворение 'Ненаглядный мой' в журнале 'Юность', и родилась песня.
Было это аж в 1969 году........
Приснись мне-Римма Казакова
Она простой человек... и стихи у неё такие. Поэтому и песни тоже на сердце ложились...
Прощание с Риммой Казаковой
Холодным и дождливым майским днем Москва прощалась с Риммой Казаковой...
В Центральный дом литераторов пришли сотни людей. Цветы, цветы, венки, букеты. “Узнав, для кого я покупаю четное количество роз, денег с меня не взяли, — рассказывала Надежда Железнова.
— Продавщицы погоревали и разрешили: пусть будет подарок от нашего магазина.
Мы очень любим ее стихи...
” Почему такая боль, когда уходит современница? Потому что вспыхивает в памяти ее девчоночье лицо на страницах “Юности”. И под ним стихотворение “Капитолина качает сына” — одно из первых о послевоенной женской судьбе, повторяемой бесчисленное количество раз.
Столько лет прошло, а строки из тех ранних стихов остались:
“Поделись со мною счастьем,
Офицерская жена...”;
“Мы молоды, у нас чулки со штопками...”;
“Люби меня только,Только люби!..”
Римма рассказывала мне, что при переводе то ли на английский, то ли на французский иностранная “профи” встала в тупик перед словом “штопки”. Пришлось объяснять, что это такое.
Стихи Риммы Казаковой — звонкие, правдивые, ненатужные, касались не только автора, но и меня, многих таких, как я. Голос сердца, голос времени, незаметно переходящего в вечность.
Поэтессы-шестидесятницы...
Все мы жаждали справедливости, социальной, человеческой, семейной. Максималистки в гражданском смысле частенько попадали впросак, когда речь шла о любви, о близости, о сложных человеческих отношениях.
В лирике выплескивали свои недоумения, чисто женские разочарования.
Римма была одной из самых бескомпромиссных.
“Что ж ты, поэтессочка, все время одна?” —
жалела Римму хозяйка съемной комнаты на Дальнем Востоке.
Потом была встреча с Ним. Как будто удачный брак. Рождение ребенка, опоэтизированное еще до срока:
“Мой маленький, мне тесно, И все трещит на мне.
Я подхожу, как тесто, Зажатое в квашне...”
Это она, новоявленная мать, дерзко сказала в стихах о новорожденных:
“Горячие, как поковки”.
“Или дети, или книги” — кто это придумал?
А нельзя ли угнаться за двумя зайцами?!
Егорка рос с нянькой, преданной Ульяной. А Римма писала взахлеб, выпускала книгу за книгой, ездила, летала. Сначала родные города и веси. Потом зарубежные “литературные десанты”. Как-то раз в другой части света знаменитый классик, взглянув на ее грустное лицо (недавно развелась!), предложил... любовь на несколько дней.
“Я так не могу, Михал Михалыч (назовем его этим именем)!” — сказала она. Он не удивился. Подвел черту: “Жаль! Нам могло бы быть хорошо...”
Нет, не мстил ей потом, благородный рыцарь. Наоборот: публично похвалил за высокую мораль.
Настоящим же рыцарем была — сама Римма.
Какой бы “руководящий пост” в Союзе писателей ни занимала, старалась творить добро. Бескорыстно. Безвозмездно.
Узнав, что я по непонятной причине “невыездная”, пошла по начальству. Доказывала. Опровергала ложь. И добилась своего. В середине 70-х меня впервые пустили за границу.
Вокруг нее бурлила молодежь: поэты, поэтессы. Несколько лет вела в ЦДЛ “Клуб одного стихотворения”, в высшей степени демократичный. Каждый мог прийти “с улицы”, прочитать свои вирши.
К пишущим девушкам и дамам, которых появилось непредусмотренно большое число, относилась по-матерински строго, но справедливо . К ней прислушивались. С ней считались.
Дочь русского офицера, не забывала и материнской ветки своей родословной.
“Дед похоронен на еврейском кладбище...”
— так начинается одно из ее стихотворений.
В то время, когда оно было написано, сказать так — значило совершить поступок...
Могила Риммы Казаковой — на Ваганьковском, недалеко от могил Игоря Талькова, Михаила Танича, Булата Окуджавы.
Поэты и поэтесса. Кто-то сравнил смерть от тромба со смертью от пули.
Миг — и человека нет.
Но от поэта остаются стихи, состоящие из летучего вещества.
Некоторые из них становятся народными песнями
Тамара ЖИРМУНСКАЯ
Мы молоды. У нас чулки со штопками.
Нам трудно. Это молодость виной.
Но плещет за дешевенькими шторками
бесплатный воздух, пахнущий весной.
У нас уже — не куклы и не мячики,
а как когда-то грезилось давно,
нас в темных парках угощают мальчики
качелями, и квасом, и кино.
Прощаются на ситцевые платьица
и стоптанные наши каблучки.
Мы молоды.
Никто из нас не плачется.
Хохочем, белозубы и бойки.
Как пахнут ночи! Мокрым камнем, пристанью,
пыльцой цветочной, мятою, песком…
Мы молоды. Мы смотрим строго, пристально.
Мы любим спорить и ходить пешком…
Ах, не покинь нас, ясное, весеннее,
когда другое, взрослое, везение
нас по другим дорогам поведет.
Пускай мы будем гордыми, как в девушках,
и не изменим первым “да” и “нет”.
И пусть луны сияющая денежка
останется дороже всех монет.
Жизнь — наковальня.
Поднимайте молоты!
На молодости — главные дела.
Мы молоды. Мы будем вечно молодо
смотреться в реки, в книги, в зеркала…
1960
.......
Все вырастает, что посеяно: и каждый всход, и жизнь моя.
Весенний глянец крымской зелени напомнил мне, откуда я.
И если вдуматься внимательно, — пусть жизнь трудна, и мир жесток,
— но я еще в утробе матери была тот глянцевый листок.
Как в срок из плотной почки выпихнула вечно слепящие листки,
я родилась, из мамки выпорхнула и выставила кулачки.
И вот поныне в зоне риска я и в этой стойке боевой.
И — веточка над головой,
колюче-ласковая,
крымская.
* * *
Я похожа на землю, что была в запустенье веками.
Небеса очень туго, очень трудно ко мне привыкали.
Меня ливнями било. Меня солнцем насквозь прожигало.
Время тяжестью всей, словно войско, по мне прошагало.
Но за то, что я в небо тянулась упрямо и верно,
полюбили меня и дожди и бродячие ветры.
Полюбили меня на моем пустыре небогатом.
И пустили меня по дорогам своим непокатым.
Я иду и не гнусь, надо мной мое прежнее небо!
Я пою и смеюсь, где иные беспомощно немы.
Я иду и не гнусь — подо мной мои прежние травы!
Ничего не боюсь. Мне на это подарено право.
Я своя у березок, у стогов и насмешливых речек.
Все обиды мои подорожники пыльные лечат.
Мне не надо просить ни ночлега, ни хлеба, ни света —
я своя у своих перелесков, затонов и веток.
А случится беда — я шагну, назову свое имя...
Я своя у своих. Меня каждое дерево примет.
1960
........
Годы, годы! Вы прошли?
Ну а может, вы настали?
Неужели соловьи
оттомили, отсвистали?
Отблистало столько дней,
но во всем, что мне осталось,
все счастливей, все больней
я люблю любую малость.
Мне что — холод, что — жара,
что — гулянка, что — работа...
Помирать уже пора,
а рожать детей охота!
Ах, не ставьте мне в вину
грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну!
Ну а может, так и надо?..
1987
.......
Заря аэропортная,
все снова впереди
Любимый, я работаю.
Любимый, подожди!
Ну вот сидела б рядышком ...
Да я и так с тобой
А жизнь — она как ядрышко
под крепкой скорлупой.
Иду с усмешкой бодрою,
а мир продрог, промок
Работаю, работаю,
держусь, как поплавок.
Вскипают полдни потные,
слетает ночь к нулю...
Работаю, работаю!
Люблю тебя, люблю.
И в дивный час свидания
не речь — одни слога,
не станет явным тайное —
понятнее слегка,
Разлука беззаботная.
Просторы — кораблю!
Люблю тебя. Работаю.
Работаю. Люблю!
1991
.....
Нет личной жизни, от прочих отличной,
личной, первичной…
Ах, аналитики — все о политике!
Нет жизни личной.
Сердце не тянет,
Быть уже хочет просто копилкой.
И не заглянет
кто-то с цветочком или с бутылкой.
Нет личной жизни!
Больше не светит
в мощном и малом.
Нет личной жизни.
А у соседей — прямо навалом!
Я их, должно быть, возненавижу,
Озноб по коже!
Я поцелуи сквозь стены слышу.
Но всхлипы — тоже…
Стала ученей и защищенней
в мире фальшивом.
Может, и черт с ней, пустой, никчемной
личной жизнью?!
Но все клокочет, закатам пророчит,
чем стать могли бы.
Ведь поцелуи все-таки громче звучат, чем всхлипы!
Нет личной жизни. Вкус потеряла
к цели движенья.
Нет личной жизни! Смотрю сериалы…
Жду
продолженья.
* * *
Мать меня зовет под утро:
“Мама!”
Я не мама, я ей только дочь.
Я ничем ей не могу помочь.
Это время счет ведет упрямо.
Это жизнь уходит в небеса,
ставится единственная точка…
А когда она на полчаса
вдруг в себя придет — прошепчет:
“Дочка…”
Вечность обнимает нас в покое,
что-то обещает мне и ей
и качает твердою рукою
колыбельку матери моей…
1991
Письмо сыну, проходящему срочную службу в армии
Все, любимый мой сынок, — так как в это сердце верит.
Что для тех — венец, венок,
для других — всего лишь веник.
Ты, коль взять все толком в толк, —
воду в ступе что толочь нам? —
выполняешь честный долг,
а иной — в долгу бессрочном.
Ты в мундир солдатский вжат,
я своей вселенной сжата…
У тебя есть свой сержант!
У меня вот нет сержанта.
У тебя — не голубок,
ну а все-таки — начальство.
......
Любить Россию нелегко,
она в ухабах и траншеях
и в запахах боев — прошедших
и тех, что так недалеко...
Но хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.
Страна, как истина, одна —
она не станет посторонней,
и радостней, и проторенней
тебе дорога не нужна.
И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, верст и лет.
Отчизны мед и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно любить Россию!
Хотя любить и нелегко.
.............
Линия жизни, бороздка намертво вбита в ладонь.
Как я устала бороться! Боже, откуда берется
этот задор молодой?!
Высохли Божьи чернила,
и не стереть нипочем
то, что судьба начертила,
что лишь смиренно прочтем.
Радостно, странно, ужасно
верить, по бритве скользя!
Как я устала сражаться!
А не сражаться нельзя
РИММА КАЗАКОВА
Потому что жизнь сложна, Альбина.....
Кирилл Ковальджи
Внезапно, в одночасье скончалась Римма Казакова.
Завтра ее похороны…
Мы были друзьями с середины прошлого века…
На повестке дня – горечь и боль.
Воспоминания – потом.
А пока – привожу отрывок из давнишней статье о ней и свою «оду» к её юбилею…
Имя Риммы Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности.
Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор, молодая, красивая, заводная, талантливая - черт в юбке.
Кажется. успех пришел к ней сразу - ее окатило жаркой волной тогдашней всеобщей любви к поэзии.
И на гребне этой горячей волны она чувствовала себя, как рыба в воде.
Легкая на подъем, веселая, щедрая, неистощимая.
И не без привкуса авантюрности.
Ее победоносное счастливое самоутверждение сродни евтушенковскому - оно совпало с мироощущением первого послесталинского молодого поколения,
Стихи Риммы Казаковой звенели - отличимо-личные, узнаваемые и одновременно - поколенческие, шестидесятнические.
А это - никто теперь отрицать не может - долговременный заряд.
Римма Казакова выстрадала полное право сказать:
И многое в жизни смею,
и с этой звездой во лбу,
как целый народ, имею
историю и судьбу.
РИММА КАЗАКОВА – 2002
Эта женщина с Амура
Нас сумела покорить.
Сердце - не литература,
А призвание любить.
Век двадцатый застолбила,
Словно рифму, за собой,
Колобродила, любила
И летала над Землей.
Как с подружкой - на пирушке,
А с подонком - как метель…
Эта женщина, как Пушкин,
Может вызвать на дуэль.
Эта женщина прекрасна
На эстраде – всё при ней –
Оседлавшая Пегаса
Амазонка наших дней.
Ей держать СП, как улей -
Мало пчел, полно шмелей..
Быть и мамой и бабулей -
Ничего не чуждо ей!
Со столом и кабинетом
Надо справиться? – Изволь!
Быть поэтом и при этом
Быть и женщиной – легко ль?
И воспеть ее не худо ль,
Сей прославить юбилей:
Все при ней – талант и удаль,
И Россия – всё
при ней!
27 января 2002
Кирилл Ковальджи......
Римма Казакова - одна из моих самых любимых поэтесс, которых совсем немного, ещё более близка мне в юности была Вероника Тушнова, она и сейчас мне очень близка.....
К сожалению, я не знал лично ни ту, ни другую, мы бы наверняка нашли "общий язык".
Я вообще обожаю заводных женщин, которые дадут фору любому мужику во всех отношениях, и не только, и не столько поэтесс.
Светлая память, Царство Небесное её душе!
А вот мой стих, который можно считать посвящённым светлой душе Риммы и нам, тем, кто её помнит и любит:
РАДИ ТЕХ, КТО УШЕЛ....
Но нужны ли тебе доказательства эти:
то, что жизнь не игра - всем известно давно.
Кто из праха воззвал, чтоб мы жили на свете?
Кто нас вместе собрал, чтоб мы были - одно?
А когда ты родных иль друзей похоронишь,
то откроется сердцу иная стезя:
как бесценно всё то, что уже не воротишь.
Как разрушить легко то, что рушить нельзя.
И так хочется вновь отрешиться от мрака,
чтоб гореть до конца - ради тех, кто ушёл.
С той поры на Земле ты не ведаешь страха,
и уже навсегда с ними вместе - душой...
Александр Красин
17.11.2015
Уезжают русские евреи,
Покидают отчий небосвод.
И кому-то, видно, душу греет
Апокалиптический исход.
Расстаются невозвратно с нами,
С той землей, где их любовь и пот.
Были узы, а теперь узлами,
Словно склад, забит аэропорт.
Что сказать, что к этому добавить?
Чья это победа, чья беда?
Что от них нам остаѐтся? Память?
Памятники духа и труда.
Удержать их, не пустить могли ли?...
Дождь над Переделкиным дрожит.
А на указателе к могиле
Пастернака
выведено:
ЖИД.....
Римма Казакова
...................
Как ты - так я. Твое тебе верну.
Вздохну, шагну, живой из пекла выйду.
Я слабая, я руку протяну.
Я сильная, я дам себя в обиду.
И прочь уйду. Но не с пустой душой,
не в затаенной горестной гордыне,
уйду другою. Не твоею. Чужой.
И присно.
И вовеки.
И - отныне
........
В море горя и любви, больше не в долгу,
я сжигала корабли – и опять сожгу.
Корабли твои, мои... Но когда я жгла,
было больше, чем любви, света и тепла.
* * *
Кто победит в нелепом этом споре?
Кто разрешит для нас с тобой его?
Не стоишь ты моей прекрасной боли,
я холода не стою твоего.
Нам друг для друга суждено остаться:
мне – слабостью, немыслимой в борьбе,
и бесполезной, если разобраться,
бездушной, скучной силою – тебе.
* * *
Было плохо. Другу позвонила.
Друг не отозвался на звонок.
Улица молчание хранила.
Каждый дом был тих и одинок.
Нет и почтальона даже... Как мне,
как вернуть мне мир счастливый мой?
И пришлось по крохотке, по капле
всё собрать и вновь сложить самой.
* *
А это вообще супер.....
На того, на этого смотрю,
трачу там, где трата – как растрата,
что-то говорю или дарю
и иду, когда зовут, куда-то.. .
Заглушаю гулкий звон в крови.
Причащаюсь свету, снегу, веку.. .
Защищаюсь от большой любви
к очень небольшому человеку.........
1984
Таня, молодец!
"Ненаглядный мой" - единственная песня Майи на стихи Риммы.
1970, сразу Пахмутова и в декабре Майя записала студийку, в январе 1971 в Кругозоре премьера песни, потом миньон, сборники и Гигант Кристалинской и целый год по радио.
А на Песне года -71 исполняла Мария Пахоменко, на авторском вечере Пахмутовой снова Кристалинская - тюбик оттуда.
Объяснение только одно - у Майи был перерыв на облучение, переливание крови и вынужденный перерыв. Жаль.
Я думаю, что Юность читала не только Пахмутова, но и Кристалинская. Для нее главное - текст. Если он зацепил ее, то остальное дело техники. Так было и с "Березкой" Есенина.
Танюша! Добрый вечер! Вот заглянула, зачиталась...... А я вот это очень люблю, наверное, потому что сама всю жизнь по гарнизонам поездила.....
ОФИЦЕРСКАЯ ЖЕНА РИММА КАЗАКОВА
* * *
Поделись со мною скукой, офицерская жена.
По-армейски, очень скупо, начинается весна.
Муж уехал на манёвры. Жди. У двери долго стой.
Прямо действует на нервы запах лиственниц густой!
На судьбу свою посетуй, подасадуй на себя.
От порога за полсвета увела тебя судьба.
"Не гляди, что на погоне..." Не глядела. Знает сам.
И скомандовал: по коням! Встречный ветер двум сердцам.
Дождик каплет, дождик каплет. Пограничный гриб как зонт.
Здесь не Сочи и не Капри. Здесь военный гарнизон.
Для тебя здесь нет работы. А пойти... куда пойти?
На резиновые боты налипает полпути!
Варишь, шпаришь, прибираешь, половицами скрипя,
И носки ему стираешь, усмехаясь про себя.
По вопросам нерешённым - что, мол, как и от чего? -
Ты идёшь судачить к жёнам однокашников его.
Так живёшь ты? Или в чём-то я ошиблась невзначай?
У тебя чертою чёткой возле добрых губ - печаль...
Муж уехал на манёвры... У соседей целый день
Заунывно и манерно патефон зовёт мигрень.
Проклинаешь в сотый раз ты всё: от вышивки до луж!
... Но - чубатый и горластый - вот вернулся он, твой муж.
Сапоги его в потёках, плащ забрызган и измят.
Ты бежишь к нему в потёмках, коридором наугад.
Ты бежишь - домашним духом, - позабыв, что дома гость...
Окрылённо перед другом разлетелись руки врозь!
Ты прости, что в этот вечер, в этот ваш семейный час
Я в гостях у вашей встречи, я в свидетелях у вас.
И не густо, и не пусто. За столом сидим втроём.
И под кислую капусту водку рисовую пьём.
Всё в порядке. Всё на месте. Так бы можно до утра.
Только до того вы вместе, что я чувствую: пора.
Завтра мне в вагон и дальше: люди, встречи, города...
Загадаю, как всегда:
что ж с собой из вашей части взять на память я должна?
Поделись со мною счастьем, офицерская жена!
Танюшка, спасибо! :) А интересно, каким мужским игривым именем назвала Римма Казакова компьютер? (Это есть в тексте, поэтому и спросил). :)
Танюшка, будем ждать, поскольку это очень Интересно! Вся мужская половина Завалинки застыла в томительном ожидании и оцепенении! :)
Саша,она-замечательная.
Не все,конечно....но многое-просто АХ)))
Я ее с юности люблю.
Читайте....может, что-то и
Я очень люблю 60-е....это мое стопроцентно)))
Спасибо вам. Александр.
Лето благостной боли,
постиженья печального света...
Никогда уже больше
не будет такого же лета.
лето, где безрассудно
и построили, и поломали.
Лето с тягостной суммой
поумнения и пониманья.
Для чего отогрело все,
что с летним листом отгорело?
Но душа помудрела,
и она, помудревши, узрела
кратковременность лета,
краткость жизни, мгновенность искусства
и ничтожность предмета,
что вызвал
высокие
чувства........))
... Московский комсомолец» от 01.08.2004
Римме Фёдоровне 72 года — самый возраст для осмысления прошлого, в частности, женского прошлого...)))
Умница-Римма Казакова))
Замечательно она пишет,впрочем,как и многие,оч.многие поэтессы(из ранних веков и нынешних),которые из моих избранных.
Зачеркнута тобою
Зачеркнута тобою.
Пуст лист. Искрошен мел.
И жизнь — как поле боя,
Который отгремел.
Была игра без правил.
В нее ввязалась зря.
И ничего поправить
И поменять нельзя.
Зачем такая мука?
Вот разве что — урок.
Вот разве что — наука…
Ну да пойдет ли впрок?
Накоплены обиды,
Наломаны дрова…
Но вон на поле битвы
Уже блестит трава.
.......
ПРЕДНОВОГОДНЕЕ
Опять смотрю с надеждою вперед,
Опять, как в детстве безоглядно верю,
Что Счастье принесет мне Новый Год,
Залечит раны, возместит потери.
Болезни, горе, страх, — я все перемогу,
Из ямы вылезу навстречу солнцу, свету
И докажу и другу, и врагу,
Что песенка моя пока еще не спета.
Припав к окну, ищу свою звезду.
Снег падает на Землю величаво.
Грядет единственная Ночь в году,
Когда грустить мы не имеем права!
.......
Я житейским бесчисленным радуюсь хлопотам.
Их так много, они — как дождинки весенние…
Пережитые беды становятся опытом.
Он не учит, а он создаёт настроение.
Поглядят и подумают: горя не знавшая!
Словно птичка на ветке, заметят, завидуя.
А в душе я ещё столько боли донашиваю,
и ещё доглотать не успела обиды я.
Но с бездушием рыбьим, со злобой крысиною
да и с собственной глупостью всё же покончено.
Пережитые беды становятся силою,
и шагаю — как будто танцую — по кочкам я.
Наполняется мир неотведанной радостью.
Лампы в окнах домов — словно свечи во храмах.
Пережитые беды становятся храбростью —
жить, как будто и не было бед этих самых.
Римма Казакова
С родителями — Федором Лазаревичем, Софьей Александровной и братом Владимиром, Белоруссия, 30-е годы.
При рождении Казакова получила имя Рэмо, которое означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь», в 20 лет взяла имя Римма
Танюша, спасибо тебе огромное! Замечательный пост о потрясающей Римме Казаковой.
Здесь-замечательный пост Админа Олега с песнями на стихи Риммы Казаковой
https://tunnel.ru/post-pesni-na-stikhi-rimmy-kazakovojj
Немножко добавлю-интересные нюансы характера Риммы Казаковой))
Из интервью
Татьяна Уланова, АиФ.ru
Римма Казакова:
—" У меня очень легкий для меня же самой характер. Я не способна долго расстраиваться, быстро отхожу. Однажды мы были с Маргаритой Тереховой и ее гитаристом в творческой поездке в Могилеве и, когда вечер закончился, пошли в ресторан. Танцевали, веселились...
И я не заметила, как осталась без одной сережки с бриллиантом. С меня ее просто сняли!
Гитарист — очень серьезный парень — остановил танцы и громко сказал: «Поэтесса Римма Казакова уронила сережку... — Потом вытащил из нагрудного кармана красную книжицу и продолжил: — Если через пять минут вы ее не найдете, будем всех шмонать».
Верите — сережку вернули.
Но о чем, по-вашему, я тогда подумала? Поняв, что сережки никогда больше не будет, тут же решила: приеду домой — и сразу в ювелирный, куплю кольцо такой же каратности — и сделаю из него вторую сережку. В магазинах тогда было пусто, но бриллианты продавали. Я даже на секунду не расстроилась! А недавно в Копенгагене у меня так же незаметно вытащили из сумки кошелек, так что мне не привыкать.
Злость — моя первая реакция на все отрицательное. Звонят из Союза писателей по поводу каких-нибудь политических событий: «Ну, что делаешь?» — «Зажигательную смесь разливаю по бутылкам»...
Так и с именем.
Я долго думала, что делать, пока подруга не посоветовала: «Давай выберем подходящее имя, и ты избавишься от Рэмо».
Пошли в Летний сад (мы жили тогда в Ленинграде), я вскочила на скамейку, а подруга стала выкрикивать: «Мария!..
Нет, не подходит.
Валентина!..
Не то.
Римма!.. Вот это близко. И Римма Федоровна хорошо звучит». К слову, мама с детства звала меня Римусей.
В общем, мне было уже 20 лет, я написала заявление в загс о смене имени!
Потом я не раз подобным образом расправлялась с неудобными для себя вещами и никогда не подчинялась им.
Жизнь меня часто и больно бьет.
Друзья даже удивляются: «Как ты до сих пор жива?» Но не страдать долго — не возрастное качество. Оно было у меня всегда.
Вот я — поэт, профессионал, прожила долгую жизнь в поэзии (первые мои стихи были опубликованы в 1955 году), у меня 20 книг, много переводов.
И — ни одной престижной премии: ни Государственной, ни какой иной. Пару раз выдвигали — не дали. Я часа два попереживаю и успокаиваюсь.
Когда не дали в первый раз, подумала: «У меня хорошая квартира, а у того человека — плохая, ему деньги нужнее».
Во второй раз придумала еще что-то.
А потом, ну кто мне сказал, что я лучше? Смирю гордыню — и иду поздравлять товарищей. И рада и счастлива за них.
Мне вообще проще перенести неполучение какой-то награды. Когда дают, начинаю волноваться, мне это неприятно. Я человек без амбиций.
— Разве поэт может быть неамбициозным?
— Может, может. У раннего Евтушенко есть стихи:
«Неужто я не выйду, неужто я не получусь?..»
Подобные вопросы терзают всех поэтов.
Тщеславно полагать, что ты лучше, хотя каждый из нас стремится к этому. Но надо иметь достоинство, гордость и, соизмеряя свои силы с реальностью, понимать, что сбудется не все.
Я привыкла легко переживать успех и относиться к нему отстраненно. Иногда даже думаю: со мной ли это происходит? Вот вы спрашивали: «Что для меня счастье?» Это первые мгновения после того, как что-то написал.
Потом, возможно, ты будешь оценивать сделанное иначе...
— Я была первой и последней женщиной на посту секретаря Союза писателей СССР— искренняя, открытая, активно занимающаяся общественной работой.
Но меня оттуда выгнали.
Слишком откровенными высказываниями я сама подписала себе приговор.
Среди них были такие:
«Интересно, может ли кто-то, не боясь, что его не будут печатать, сказать писателю Валентину Сорокину, что такие стихи писать нельзя?»))
И под всеобщий хохот процитировала:
«Меня ль одного омрачили
Имущие деньги и власть?
В крылатой республике Чили
Рабочая кровь пролилась»)))
Или еще:
«Хочется задать вопрос Сергею Викулову, который осудил человека еврейской национальности, уезжающего из России, дав ему определение „его пархатая душа“.
Как может советский писатель выражаться лексикой „Черной сотни“? Это стыдно!»Сначала кричали:Вокзал-чемодан-вон из России,стали уезжать- предателями стали...
Часть зала хлопала, часть молчала...
Поддержал меня тогда только Леонид Латынин.
Вспомнил мой рассказ о том, как я в молодости боялась высоты — однажды даже закрыла глаза, идя с подругой через Метромост, и сказал:
«Вот сейчас ты тоже закрой глаза и поступай, как я скажу. Ходи на съезд, делай прическу, красиво одевайся...»
Я все делала. И только один раз, узнав, что против меня уже проголосовали 56 человек, расплакалась.
Леня позвонил, стал успокаивать. Все тщетно.
И вдруг он спрашивает: «А что ты делаешь?» —
«Лежу на диване». —
«В парикмахерской была?» —
«Была».
— «Так прическу размочишь, ты что, дура такая, сейчас же успокойся».
Мне стало ужасно смешно.
Потом приехали друзья из Туркменистана, и один из них сказал мудро:
«Не переживай. Из поэтов не выгоняют. А остальное неважно!
В самом деле, есть так много вещей, которые делают мою жизнь счастливой...
Она была матерью писателя Егора Радова. Во время службы в армии он пристрастился к алкоголю и наркотикам. Римма Федоровна приложила немало сил и средств, чтобы спасти сына от этой пагубной страсти. Егор был талантливым писателем, написал 10 романов, 11-й, неоконченный, остался на компьютере в файлах… Спустя 9 месяцев после кончины матери, в начале 2009-го, он уехал со своей дочерью в Непал, где скоропостижно скончался. Друзья Риммы Казаковой сказали, что он просто не смог жить без нее - своего Ангела.
«Начало» Риммы Казаковой
Она прожила свою жизнь с отрытой душой, со спокойным достоинством, но одновременно со страстью сильного характера и мощного таланта. Феномен её незатухающей многолетней популярности – в необыкновенной точности и доходчивости слов, которые выражали мысли и чувства миллионов поклонников ее творчества. А еще – в драгоценном запасе любви, которой она безоглядно делилась на протяжение более полувека с читателями. Словно знала: отдавая, душа её приобретает нечто неизмеримо большее.
…В июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших 35-летия, была учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало», церемонию награждения которой назначили на день памяти поэта – 19 мая.
(П. Русак)
Можно вспоминать Римму Казакову еще долго, долго.
Замечательная поэтесса и Человек-Римма Казакова, пусть будет светлой ее Память.
РИММА КАЗАКОВА
БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ....
Быть женщиной - что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина. Но ты незрячий.
Ни в чем не виноват, незряч!
А женщина себя назначит,
как хворому лекарство - врач.
И если женщина приходит,
себе единственно верна,
она приходит - как проходит
чума, блокада и война.
И если женщина приходит
и о себе заводит речь,
она, как провод, ток проводит,
чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
чтоб оторвать тебя от дел,
она тебя к тебе приводит.
О, как ты этого хотел!
Но если женщина уходит,
побито голову неся,
то все равно с собой уводит
бесповоротно все и вся.
И ты, тот, истинный, тот, лучший,
ты тоже - там, в том далеке,
зажат, как бесполезный ключик,
в ее печальном кулачке.
Она в улыбку слезы спрячет,
переиначит правду в ложь...
Как счастлив ты, что ты незрячий
и что потери
не поймешь.
В конце жизни Римма Казакова так подытожила свои пройденные пути-дороги.....
"Я наконец-то поняла,
как отрубила,
что многое, чем я жила,
напрасно было. ...
Во всем какой-то сбой, пробой,
печаль разлада.
И государство,
и любовь...
Подумать
надо!"...........
АЛЕКСАНДР ДОЛЬСКИЙ-ПОСВЯЩЕНИЕ РИММЕ КАЗАКОВОЙ
КАК МАЛО НАМ ДЕТ ЛЮБОВЬ....
"Поэзия - мужичье дело.
воловий труд, солёный пот.
Зачем же
Орлеанской девой
в поэты
девочка
идёт?"
Римма Казакова
Знаменитая.
Известная.
Любимая.
Советская.
Российская.
Искренняя.
Активная.
Динамичная.
Удивительная…
Поэтесса Римма Казакова родилась 27 января 1932 года в семье военного в Севастополе. Родители назвали ее Рэмо. Это сложносочиненное имя означало: Революция, Электрификация, Мировой Октябрь…
Девушка с таким именем поступила в Ленинградский государственный университет, решив стать историком. И назвала себя Риммой.
Все в природе строго.
Все в природе страстно.
Трогай иль не трогай -
То и это страшно.
Страшно быть несобранной,
Запутанной в траве,
Ягодой несорванной
На глухой тропе.
Она редко оставалась на одном месте долго. Детство ее прошло в Белоруссии, юность – в Ленинграде, молодость, по распределению, забросила ее на Дальний Восток, где в 1958 году и вышел ее первый стихотворный сборник "Встретимся на Востоке".
В 1964 году, окончив Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, она осталась в Москве. Но как гораздо позже сама Римма Федоровна признавалась, здесь ее редко кому удавалось встретить:
"Дух дороги стал чем-то существенным в моей жизни…
Но именно дороги… хоть что-то, может быть, и отняли, очень многое дали мне, определив и биографию, и судьбу".
Все ношусь по свету я
и не устаю.
Лишь порой посетую
на судьбу свою.
Она переводила, ее переводили. Она – с узбекского, кабардинского, таджикского, немецкого, литовского, каракалпакского… Ее – на чешский, словацкий, испанский, немецкий, китайский…
Всё пойму на выдохе и вдохе
и пойду с другими заодно
мимо жизни, около эпохи –
ибо нам вмешаться не дано.
Не умру от голода и жажды,
что-нибудь и мне перепадёт...
И с эпохой разминусь однажды:
я пройду – или она пройдёт.
Римма все успела. Ее голос достойно прозвучал среди других поэтов-шестидесятников. Увидели свет 20 сборников ее стихов. Она была женой, матерью, свекровью, бабушкой…
Быть женщиной - что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе её не разглядеть.
Благодаря ее энергичной деятельности в правлениях Союза писателей СССР и Союза писателей Москвы были организованы Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, проходили совещания молодых писателей, вновь стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее…
Спасибо вам, елки зеленые,
зеленые елки мои,
веселые, озаренные,
в иголочках горькой хвои.
Зеленые в зиму и в лето,
зеленые через года.
Я буду всегда молода!
Я с вами поверила в это.
Поэт и эзотерик Леонид Володарский, хорошо знавший Римму Федоровну, восхищался ее долгой молодостью: "Она была очень современной и поэтому молодой. Даже когда ей было за семьдесят и болели ноги, она оставалась интересной собеседницей для тех, кому годилась по возрасту в мамы, и даже в бабушки.
Римма освоила компьютер и нарекла его игривым мужским именем, до последних дней она оставалась и гостеприимной хозяйкой, и привлекательной женщиной. Ее стихи читают молодые актрисы, а песни ее любят и исполняют и профессиональные певцы, и во время застолий".
Мальчишки, смотрите, вчерашние девочки,
подросточки – бантики, белые маечки —
идут, повзрослевшие, похудевшие…
Ого, вы как будто взволнованы, мальчики?
Ведь были – галчата, дурнушки, веснушчаты,
косички–метелки… А нынче–то, нынче–то!
Как многоступенчато косы закручены!
И – снегом в горах – ослепительно личико.
Рождается женщина, и без старания —
одним поворотом, движением, поступью —
мужскому, всесильному мстит за страдания,
которые выстрадать выпадет после ей.
О, будут еще ее губы искусаны
и будут еще ее руки заломлены
за этот короткий полет безыскусственный,
за то, что сейчас золотится соломинкой.
За все ей платить тяжело и возвышенно,
за все, чем сейчас так нетронуто светится,
в тот час, когда шлепнется спелою вишенкой
дитя в материнский
подол
человечества.
Так будь же мужчиной, и в пору черемухи,
когда ничего еще толком не начато,
мальчишка, смирись, поступай в подчиненные,
побегай, побегай
у девочки
в мальчиках!