Итальянский актёр, кинорежиссёр, родился 27 октября 1952 года в Arezzo (Тоскания, Италия).
Знаменитый итальянский комик Роберто Бениньи родился в деревне Мизерикордия, что в переводе с итальянского значит «милосердие». Тогда, в 1952 году, это была чуть ли не самая бедная деревня во всей нищей Тоскании. Отец Роберто – Луиджи Бениньи долгие годы скитался по окрестностям в поисках случайных заработков (у семьи не было даже крыши над головой). Ему не везло – настолько не везло, что за девять лет до рождения Роберто он угодил в концлагерь (на излете режима Муссолини безработных бродяг частенько обвиняли в шпионаже). По возвращении домой Луиджи весил 36 килограммов, стал человеком насквозь больным и искалеченным, но чудесным образом сохранил оптимизм. Дни напролет он был весел и жизнерадостен, зато по ночам его мучили воспоминания. И тогда Луиджи принимался рассказывать детям о концлагере, но, чтобы не пугать их, выбирал те эпизоды, которые можно поведать смешно. Маленький Роберто, а также три его сестры до слёз хохотали над отцовскими «байками», не понимая, что за ними скрывается страшная, трагическая реальность. Этот эпизод жизни через много лет Бениньи воскресит в пронзительном фильме «Жизнь прекрасна», благодаря которому навсегда останется в истории кино.
А пока же Бениньи рос мальчиком щуплым, малорослым, болезненным, но очень живым и сообразительным. Священник, преподававший в местной школе, считал его очень способным и устроил в школу иезуитов во Флоренции. Это была большая честь для такого бедняка, как юный Бениньи. Но живость характера не позволила Роберто пойти по церковной стезе. Как-то во Флоренции случилось наводнение, школьное здание было повреждено, и Роберто, воспользовавшись моментом, удрал через пролом в стене. Бродячий цирк - вот что ему подходило гораздо больше, чем просиживание за партой... В возрасте 12 лет получил свою первую должность в искусстве: ассистент иллюзиониста.
Дальнейшая дорога жизни привела его в Рим, в столичный Театр сатиры – средоточие итальянской богемы. Конечно, в труппе смотрели на него, неотесанного сельского парня, не умевшего отличить Данте от Дантеса, несколько свысока.
Со сцены римских театров в 1977 году попал на съёмочную площадку, на которой ему посчастливилось работать с великими режиссёрами Бернардо Бертолуччи, Марко Феррери и Федерико Феллини. Удачно вписался в авторскую эстетику фильмов американского независимого режиссёра Джима Джармуша, у которого снялся в трёх ключевых для режиссёра фильмах.
Наконец в 1998 году мир увидел его картину «Жизнь прекрасна» (La Vita è bella) и вздрогнул, поскольку Бениньи вместил в свой фильм доселе несопоставимые вещи: сюжет – трагедия Холокоста, жанр – современная комедия дель-арте со знаменитым героем-плутом. Смех актуален во все времена, да ещё под таким оптимистическим названием. Режиссёр Бениньи не остановился на реанимации комедийной славы – к комедии он примешал трагедию, причём сделал это так, что их нельзя различить.
…В конце 1930-х годов в провинциальный итальянский городок приезжает маленький еврейский чудак Гвидо (в его роли – сам Бениньи), мечтающий открыть книжный магазин и временно устроившийся официантом. В ресторане он встречает свою принцессу Дору (Николетта Браски) и по-рыцарски завоевывает её. В самом начале еврейских чисток, он, Дора и их сын Джозуэ (Джустино Дюрано) попадают в немецкий концлагерь. В лагерном бараке Гвидо объясняет сыну, что это всё – игра, в которой победителю достанется танк. Так они «играют» до конца войны. Перед самым освобождением Гвидо гибнет, а Джозуэ на американском танке возвращается к чудом уцелевшей матери… В каждом трагическом эпизоде заложен комический парадокс, но можно ли назвать комедией фильм, где убивают детей. А к какому жанру отнести момент, когда старик-еврей поддерживает под локоть споткнувшуюся нацистку и заботливо спрашивает: «Вы не ушиблись?», перед тем как она отправит его в газовую камеру. Гвидо смотрит на всё это такими печальными, умными глазами, как будто не только понимает всё лучше других, но и способен оградить всех от ужаса и абсурда жизни, как это смог сделать с сыном и женой. Перед гибелью он шествует по страшной ночной площади концлагеря, встречается взглядом со спрятавшимся в ящике Джозуэ и уходит, комично выбрасывая вперёд ноги. А в глубине подмигивающего глаза – безграничный страх смерти: ведь жизни так прекрасна…
Мир был покорён, а весельчак, балагур, дуралей Бениньи встретил нахлынувшую на него славу с должным итальянским темпераментом. На Каннском кинофестивале 1998 года, где ему вручали Гран-при, он поразил собравшихся, целуя ботинки председателя жюри Американского режиссёра Мартина Скорсезе. На церемонии вручения «Оскаров», где он был назван лучшим актёром (первым в истории неанглоязычным актёром, удостоенным этой премии), а его фильм – лучшим иностранным фильмом, Бениньи вскочил со своего места в зале и помчался на сцену… по спинкам кресел, задевая и наступая на впереди сидящих знаменитостей. Размахивая руками, развеселил весь зал, когда оступился и рухнул на колени одной из присутствующих дам, расцеловал её в обе щеки, прыгнул в проход между рядами, сделал сальто-мортале и, наконец, очутился на сцене в объятиях легендарной Софи Лорен, которая была растрогана до слёз от радости за своего соотечественника.
В личной жизни с 1983 года Роберто Бениньи состоит в браке с актрисой Николеттой Браски.
Итальянский актёр, кинорежиссёр, родился 27 октября 1952 года в Arezzo (Тоскания, Италия).
Знаменитый итальянский комик Роберто Бениньи родился в деревне Мизерикордия, что в переводе с итальянского значит «милосердие». Тогда, в 1952 году, это была чуть ли не самая бедная деревня во всей нищей Тоскании. Отец Роберто – Луиджи Бениньи долгие годы скитался по окрестностям в поисках случайных заработков (у семьи не было даже крыши над головой). Ему не везло – настолько не везло, что за девять лет до рождения Роберто он угодил в концлагерь (на излете режима Муссолини безработных бродяг частенько обвиняли в шпионаже). По возвращении домой Луиджи весил 36 килограммов, стал человеком насквозь больным и искалеченным, но чудесным образом сохранил оптимизм. Дни напролет он был весел и жизнерадостен, зато по ночам его мучили воспоминания. И тогда Луиджи принимался рассказывать детям о концлагере, но, чтобы не пугать их, выбирал те эпизоды, которые можно поведать смешно. Маленький Роберто, а также три его сестры до слёз хохотали над отцовскими «байками», не понимая, что за ними скрывается страшная, трагическая реальность. Этот эпизод жизни через много лет Бениньи воскресит в пронзительном фильме «Жизнь прекрасна», благодаря которому навсегда останется в истории кино.
А пока же Бениньи рос мальчиком щуплым, малорослым, болезненным, но очень живым и сообразительным. Священник, преподававший в местной школе, считал его очень способным и устроил в школу иезуитов во Флоренции. Это была большая честь для такого бедняка, как юный Бениньи. Но живость характера не позволила Роберто пойти по церковной стезе. Как-то во Флоренции случилось наводнение, школьное здание было повреждено, и Роберто, воспользовавшись моментом, удрал через пролом в стене. Бродячий цирк - вот что ему подходило гораздо больше, чем просиживание за партой... В возрасте 12 лет получил свою первую должность в искусстве: ассистент иллюзиониста.
Дальнейшая дорога жизни привела его в Рим, в столичный Театр сатиры – средоточие итальянской богемы. Конечно, в труппе смотрели на него, неотесанного сельского парня, не умевшего отличить Данте от Дантеса, несколько свысока.
Со сцены римских театров в 1977 году попал на съёмочную площадку, на которой ему посчастливилось работать с великими режиссёрами Бернардо Бертолуччи, Марко Феррери и Федерико Феллини. Удачно вписался в авторскую эстетику фильмов американского независимого режиссёра Джима Джармуша, у которого снялся в трёх ключевых для режиссёра фильмах.
Наконец в 1998 году мир увидел его картину «Жизнь прекрасна» (La Vita è bella) и вздрогнул, поскольку Бениньи вместил в свой фильм доселе несопоставимые вещи: сюжет – трагедия Холокоста, жанр – современная комедия дель-арте со знаменитым героем-плутом. Смех актуален во все времена, да ещё под таким оптимистическим названием. Режиссёр Бениньи не остановился на реанимации комедийной славы – к комедии он примешал трагедию, причём сделал это так, что их нельзя различить.
…В конце 1930-х годов в провинциальный итальянский городок приезжает маленький еврейский чудак Гвидо (в его роли – сам Бениньи), мечтающий открыть книжный магазин и временно устроившийся официантом. В ресторане он встречает свою принцессу Дору (Николетта Браски) и по-рыцарски завоевывает её. В самом начале еврейских чисток, он, Дора и их сын Джозуэ (Джустино Дюрано) попадают в немецкий концлагерь. В лагерном бараке Гвидо объясняет сыну, что это всё – игра, в которой победителю достанется танк. Так они «играют» до конца войны. Перед самым освобождением Гвидо гибнет, а Джозуэ на американском танке возвращается к чудом уцелевшей матери… В каждом трагическом эпизоде заложен комический парадокс, но можно ли назвать комедией фильм, где убивают детей. А к какому жанру отнести момент, когда старик-еврей поддерживает под локоть споткнувшуюся нацистку и заботливо спрашивает: «Вы не ушиблись?», перед тем как она отправит его в газовую камеру. Гвидо смотрит на всё это такими печальными, умными глазами, как будто не только понимает всё лучше других, но и способен оградить всех от ужаса и абсурда жизни, как это смог сделать с сыном и женой. Перед гибелью он шествует по страшной ночной площади концлагеря, встречается взглядом со спрятавшимся в ящике Джозуэ и уходит, комично выбрасывая вперёд ноги. А в глубине подмигивающего глаза – безграничный страх смерти: ведь жизни так прекрасна…
Мир был покорён, а весельчак, балагур, дуралей Бениньи встретил нахлынувшую на него славу с должным итальянским темпераментом. На Каннском кинофестивале 1998 года, где ему вручали Гран-при, он поразил собравшихся, целуя ботинки председателя жюри Американского режиссёра Мартина Скорсезе. На церемонии вручения «Оскаров», где он был назван лучшим актёром (первым в истории неанглоязычным актёром, удостоенным этой премии), а его фильм – лучшим иностранным фильмом, Бениньи вскочил со своего места в зале и помчался на сцену… по спинкам кресел, задевая и наступая на впереди сидящих знаменитостей. Размахивая руками, развеселил весь зал, когда оступился и рухнул на колени одной из присутствующих дам, расцеловал её в обе щеки, прыгнул в проход между рядами, сделал сальто-мортале и, наконец, очутился на сцене в объятиях легендарной Софи Лорен, которая была растрогана до слёз от радости за своего соотечественника.
В личной жизни с 1983 года Роберто Бениньи состоит в браке с актрисой Николеттой Браски.