Романса трепетные звуки ....
Романса трепетные звуки ....
Вновь старинный романс – роковое свиданье,
Вновь звучат старомодно-простые слова,
Как легко ими вышить любое признанье,
Где узор суть любовь, остальное – канва.
Утекают года, но узор разноцветный
Сохраняется, время его бережёт
Не случайно - душа у мелодий бессмертна,
Напоённое музыкой слово живёт
Так пусть будет в саду приоткрыта калитка,
День и ночь пусть кружИтся у вас голова,
Пусть отрады из тЕрема манят улыбкой,
Да не гаснет - горит над романсом звезда!
Сегодня почувствовать ту ушедшую Россию XIX века нам помогут шедевры русской романсовой лирики
Некоторые авторы XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям - гениальным озарениям. Таков был задумчиво-печальный романс «Утро туманное».
В ноябре 1843 года Иван Сергеевич Тургенев, находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, которую очень любил, написал замечательные стихи. Позднее офицер лейб-гвардии Гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре, сочинил на эти стихи музыку.
Эраст Абаза погиб в Крымской войне в 1855 году. А его замечательный романс «Утро туманное» до сих пор радует наши сердца.
В 1917 волей обстоятельств Николай Харито оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии.
Новая власть этого не простила. В течение многих лет имя композитора и автора стихов многочисленных романсов Николая Харито замалчивалось, а его произведения считались плодом мещанского мелкобуржуазного вкуса.
С трудом разыскали его заброшенную могилу на Лукьяновском кладбище в Киеве.
Николай Харито написал 48 романсов. И почти все они были записаны на пластинки ещё в дореволюционные годы.
Наиболее знаменит романс «Кончилось счастье».
Жизнь Гурилёва была полна невзгод и лишений. Но рождённые им мелодии сумели передать нам атмосферу золотого века русской культуры – века Пушкина, Глинки и других русских гениев.
Гурилёв был крепостным графа Орлова. И вольную получил только после смерти графа.
Именно при дворе этого по-европейски просвещённого человека Александр получил блестящее образование.
В 1852 году нашли тело ямщика, замёрзшего во время долгого сибирского перегона. В сумке его обнаружили стихи Ивана Макарова – малоизвестного поэта. Спустя год после их публикации Гурилёв написал романс «Смотрю я вглубь лазури ясной».
Талантливейший русский композитор XIX века – Пётр Булахов написал много прекрасных романсов. Жизнь его оказалась трудной из-за болезни и тяжёлого материального положения. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более ста лет, но мелодии Булахова живут до сих пор, помогая людям найти утешение, ощутить радость.
Романс Булахова на слова неизвестного автора «Не пробуждай воспоминаний» до сих пор вызывает у слушателя трепетные чувства.
Интересна история появления ещё одного известного романса.
В 1823 году Фёдор Тютчев, находясь на дипломатической службе в Мюнхене, влюбляется в шестнадцатилетнюю красавицу Амалию. И посвящает ей стихи. Через два года поэт уезжает в Россию, а красавица Амалия, чьей красотой восхищались Гейне, Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Тютчева. Поэт будет помнить её всю жизнь.
Спустя 45 лет они встретятся, когда Тютчеву будет 67 лет, а Амалии – 63 года. Воспоминания окажутся очень сильными.
Так появилось знаменитое стихотворение, на слова которого впоследствии родился, ставший популярным, романс «Я встретил вас».
Большой популярностью пользовались и пользуются в наши дни, так называемые цыганские романсы. Как вы думаете, кто участвовал в создании этих романсов?
Сами цыгане или поэты и музыканты? Цыгане, не имея красивых лирических текстов. Стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы.
Широко известен цыганский романс в обработке Ф. Садовского «Тихо, всё тихо».
Елизавета Васильевна Кочубей – княгиня и композитор-дилетант. Её романсы были популярны в России в 1850-1880 годах. Один из её романсов на стихи Михаила Лермонтова вы сейчас услышите: «Когда печаль слезой невольной».
Романс «Дремлют плакучие ивы» был написан в 1896 году. В нотах везде значится музыка «Б.Б.». Это псевдоним музыканта конца XIX – начала XX века Барона. Есть мнение, что барон – не фамилия, а дворянский титул автора. Более о нём ничего не известно.
Дремлют плакучие ивы,
Низко склоняясь над ручьём.
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.
Романс «В лунном сиянье» относится к так называемым ямщицким песням. И музыка, и слова его принадлежат Евгению Юрьеву 1882 года рождения – русскому поэту и композитору. Этот романс трогает душу и не может оставить равнодушными многие поколения любителей вокальной лирики.
А вот еще один романс на слова неизвестного автора. «Он уехал».
Музыку к нему написал Сергей Донауров. Он родился в 1838 году в Санкт-Петербурге и принадлежал к дворянскому роду. Получив образование в Пажеском корпусе, поступил на дипломатическую службу. В свободное время он занимался музыкой и поэзией, не придавая им серьезного значения. В основном он сочинял романсы на собственные стихи и на стихи русских поэтов. Многие из них стали популярными: такие, как «Тихо на дороге», «Разлука», «Только станет смеркаться немножко», «Пара гнедых», «Он уехал».
Александр Шиловский получил военное образование. Творчеством он занимался от случая к случаю. Известность ему принес редкий по красоте и нежности романс «Ночные цветы» на стихи Варженевской.
Настоящую мировую славу принес Борису Фомину романс на стихи П. Германа «Только раз», впервые прозвучавший в исполнении Изабеллы Юрьевой. В том же 1924 году романс вышел из печати. Но тысячные тиражи, которые пришлось повторять, не могли удовлетворить спрос, настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, а вся Россия. И тем не менее судьба романса сложилась крайне драматично. Блюстители советской нравственности нашли черты идеологической невыдержанности. Уж очень несвоевременны были горячие строки о любви. И разве совместима с революцией тема грусти? Да и почему только раз бывает в жизни встреча?
В результате романс 30 лет был запрещен на российской эстраде. Он тайно звучал среди не очень устроенного быта, тайно переписывался.
Фомин, щедро поделившийся в своей музыке избытком собственных чувств, вряд ли предвидел такую живучесть своего сочинения. Над этим романсом оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы.
И сегодня романс «Только раз бывает в жизни встреча» входит в репертуар многих исполнителей и по-прежнему задевает самые тонкие струны человеческой души.
Какое-то волшебство исходит и от слов, и от музыки этого романса.
Мой корнет романс
Ах, мой юный корнет!
Я забыть не могу нашей встречи:
Мы гуляли, вдвоём,
В опустевшем саду, до утра...
Были Вы смущены,
В этот тёплый сентябрьский вечер,
А с последней звездой
Нам пришла расставаться пора...
Вы, робея слегка,
О любви мне читали сонеты
И, дрожащей рукой,
Нежно гладили руку мою.
Заикались, слегка.
Смущенно смолкали, при этом...
Вы сказать не смогли
Мне заветного слова "люблю"...
В эти зимние дни,
Память душу мне греет о встрече.
Словно птица, парит
Пред глазами живой образ Ваш
Вспоминаю с теплом
Тот последний, сентябрьский вечер...
Порываюсь писать,
Но ломает, рука, карандаш...
Ах, мой бравый корнет!..
С нетерпением жду новой встречи
В нашем старом саду,
У поросшего ряской пруда...
Так хочу, чтобы Вы
Меня обняли, нежно,
за плечи!..
Ну а я Вас, клянусь-
Не отдам никому, никогда!..
Весенний романс
Николай Берковский
Одинокое соло в ночи,
Вы романс мне в тиши напевали.
Был романс о буране в степи,
о любви,о сердечной печали.
Я немного скучал,как всегда...
В полутьме тихо свечи мерцали
Так хотелось обнять, в быстром вальсе кружить.
Будто ветром, в заоблачной дали.
Я люблю Вас!Глаза отведу...
Чтобы соло допеть в одночасье.
Пока свечи мерцают в ночи,
в лунном свете в предчувствии счастья.
На душе тоска и печаль,
потому,что вчера проигрался.
Проиграл Чистый Луг за рекой,
и березовый лес ,в одночасье.
Пусть под сердцем греет любовь,
она будет сильней разгораться!
Только Вы спасете меня!
Я весь ваш...Нет,не буду стреляться!
Отыграюсь,чего там грустить?.
Повезет,пойдет ко мне карта.
Мы споем прекрасный романс...
О забытых ранних цветах...
Что белеют в предчувствии марта.
Я ВАМ СКАЗАЛА...
Г.Родд
Я вам сказала, я всё сказала...
Хоть были вы, по прежнему, нежны.
Я так устала, от вас устала
И ваши нежности мне больше не нужны.
Устала я от мелочной опеки,
От ваших вездесущих гладких рук,
От постоянных слов, - С тобой навеки,
И что ты самый, самый лучший друг.
...Когда-то этих слов мне не хватало.
Я их ждала, вздыхая в тишине.
Я верила, что это лишь начало,
И буду вечно я гореть в твоём огне.
Красивые слова делами станут,
Заботой буду вся окружена.
Слова бегут, густые сети вяжут,
А я одна, по прежнему одна.
Давным-давно вы, Сударь, позабыли,
Как камертоном могут души петь,
Как в сладостном дуэте млели,
А нынче соло гулкое как медь.
Я всё сказала. Я Вам сказала.
Свалились камни тяжкие с души.
И ей светло, и вновь уютно стало.
Я вырвалась на волю из глуши.
Танюша, вечер добрый!
И из любимых романсов в исполнении Рады Волшаниновой
Я ехала домой… и мысли все о Вас
Витали в тишине, как ласточки на взлёте:
Наивно ожидать, что воспылает страсть,
Что на моём пути когда-нибудь мелькнёте.
Я, сударь, в облаках узнала почерк Ваш,
Сумела прочитать, что Вы сказать хотели.
И вряд ли на листе начертит карандаш
Те чувства, что летят на звёздной карусели!
Я думала о Вас, и откликом в душе
Тревоги оплетались нежными словами.
Ужели позабыт так скоро день уже,
Когда меня судьба свела случайно с Вами?
Сказали Вы тогда – не любите меня,
Но мной больны давно, больны неизлечимо...
Не скрыть в тумане дней сердечного огня –
Теперь болею я… и боль неизгладима.
Ни жалоб, ни обид в душе, поверьте, нет,
Ведь помыслы у Вас чисты и благородны.
Мы оба влюблены… Но худшая из бед
Одна: увы, мой друг, мы оба… не свободны…
Light пишет:
Танюша, вечер добрый!
Добрый вечер,Людочка! Спасибо! Потрясающие романсы!
а еще мне нравится романс Я ехала домой в исполнении Л.Волковой
О романсе
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда,где встретит нас романс.
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...
В цыганский табор,вслед за ними
И за кибиткой кочевой,
Петь их романсы удалые,
И слиться в пляске огневой!
Большое спасибо! Очень понравилось.
Татьяна, добрый день! Огромное спасибо за шикарный пост! Сегодня смаковал полдня! Открыл для себя великолепную Татьяну Азарову, узнал много интересного об истории некоторых романсов.
Один вопрос. по #14 Трио Романс - Не пробуждай воспоминаний. Я знаю только блестящее женское трио Романс из Эстонии. Это какая-то ошибка, или существует ещё один "Романс"?
И ещё, с Вашего позволения, - копеечка от меня. Русскому романсу в большинстве своём присущи грусть и страдание. И один из таких "страдальческих" романсов - "Пара гнедых".
Романс "Пара гнедых, запряженных с зарею…" появился в семидесятые годы девятнадцатого века. Стихи романса - это вольный перевод строк песни "Pauvres Chevaus", написанных на французском языке Сергеем Ивановичем Донауровым (1839-1897). Чуть позже и эти поэтические строки вновь были "переписаны", только уже поэтом Алексеем Николаевичем Апухтиным (1840-1893). Мелодию же создал Яков Федорович Пригожий (1840-1920) - пианист, дирижер, композитор и аранжировщик-аккомпаниатор известного цыганского хора московского ресторана "Яр". Ну, а первым исполнителем романса стал прославленный русский певец Александр (Саша) Давыдов (1849-1911), король романса того времени...
Пара гнедых на площади г.Курска 2010 (автор фото Amira)
Приблизительно так могла выглядеть в пору своего триумфа героиня романса "Пара гнедых"
http://www.liveinternet.ru
Русский романс, конечно, уникальное явление русской культуры 19-го века. (А в общем-то и 1-й половины 20-го. Ведь главные романсисты - Фомин и Прозоровский - творили уже в 20-м.)Он сделал свою эпоху и... исчез. Казалось бы, трудно разве написать романс? Ан, нет. Стилизации редко бывают удачными.Одно из исключений - сочинение замечательной певицы Галины Каревой. Про которое однажды по радио сказали: слушайте... старинный романс! И это, наверное, высшая похвала.
Анатолий, Михаил Михайлович, спасибо огромное за чудесные дополнения! Очень рада, что вам было интересно!
Анатолий, пожалуй, в посте № 14 и правда ошибка....
Кристина , благодарю за визит и коммент!
Я счастлив тем, что встретил Вас,
Неповторимый и прекрасный.
И, значит, жил я не напрасно...
Благодарю, волшебный мой Романс!
И XX век и, давно ушедший XIX, становятся от нас всё дальше. Однако созданные в то время романсы не умирают, а наоборот, вызывают всё больший интерес.
В наше динамичное время, насыщенное стрессами и высокими скоростями, человеку требуется что-то дающее возможность остановиться и отдохнуть душой.
Таким замечательным средством и является старинный русский романс. Любовные страсти, задушевность делают его необыкновенно привлекательным.
Романс неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса…