Российские барды. Выпуск 7. Булат Окуджава (2010)
Аннотация к изданию.
БУЛАТ ОКУДЖАВА - ПУТЬ ВОИНА
«У истинного воина нет врагов.
Истинный воин победил их.
Все поступки Истинного воина должны быть безупречны.
Ибо смерть всегда стоит за его левым плечом.
И каждый поступок может стать последним…»
(Манчжурский свод, глава XVII, стих XIII)
«Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…»
Б. Окуджава
Свое первое стихотворение , ставшее песней, - «Неистов и упрям, гори, огонь, гори» Булат Окуджава написал в 1946 году еще студентом.
В конце пятидесятых годов прошлого века им были написаны волшебные стихи, ставшие песнями, такие как «Полночный троллейбус», «Ванька Морозов», «Песенка о Леньке Королеве», «До свидания, мальчики», «Песенка про черного кота», Они были настолько завораживающе-поэтичными, что мгновенно приобрели широкую известность. Стихи как бы сами собой легли на музыку, как будто родились вместе с ней. Собственно так оно и было. Музыка всегда присутствует в тонкой ткани настоящего стихотворения, но талантливый автор всегда может извлечь ее на свет и представить вместе с завораживающей паутиной слов. Эти стихи с мелодией сначала исполнялись Булатом в дружеских компаниях, затем публично. Магнитофонные записи, сделанные восторженными поклонниками, расходились по всей стране. Наивно полагать, что Окуджава – родоначальник какого-то там жанра «авторской песни». Наоборот, появление его музыкальных стихов вызвало такой глубокий резонанс в культурно-социальном континиуме, что жанр возник как бы сам собой. До Окуджавы песни под гитару или фортепьяно на свои стихи исполняли Вертинский, Анчаров, Охрименко, Лепский, Агранович. Но их творчество осталось без такого широкого общественного отклика, как творчество Окуджавы. Кстати, он не делал принципиального различия между своими стихотворениями, исполняя на концертах как так называемые «песни», так и стихи, не ставшие обладателями сопутствующей мелодии.
Окуджава создал поэтический мост между литературными традициями девятнадцатого века и второй половины двадцатого. В своем творчестве он надежно опирался на всю духовную сокровищницу русской дореволюционной поэзии. Его стихотворения необычайно целостны, что свидетельствует о высоком литературном самосознании и полной вписанности в интеллектуально-культурную парадигму пейзажей среднерусской равнины.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников. Отец – Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать – Ашхен Степановна Налбандян, армянка.
Детство Булата прошло на Арбате, 43, в коммунальной квартире на 4-м этаже.
Затем он жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937 года, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в карагандинский лагерь, а после – в ссылку. В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 году работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы.
С 1946 по 1950 годы он учился на филологическом факультете Тбилисского университета. После окончания университета работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где начал свою литературную деятельность в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956 году исполнилась его самая заветная мечта – он вернулся в свою Москву, где освобожденная «хрущевской оттепелью» из ссылки мама поэта получила жилье на Краснопресненской набережной. Правда, вернуться на Арбат ему никогда так и не было суждено. В Москве Булат Шалвович работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». В 1962 году его приняли в Союз писателей, и, так как из «Литературной газеты» ему предложили срочно уйти «по собственному желанию» (органы не дремали), он полностью сосредоточился на творческой работе.
Такие вот факты биографии. И без них как-то не складывается рассказ о потрясающе талантливом творце, воине, победившем гидру коммунизма, в одиночку сразившимся со всеми тоталитарными змеями и вышедшим победителем из этой схватки.
Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть «Будь здоров, школяр!» - было опубликовано в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы». Повесть была подвергнута в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам, подписание писем в защиту А. Д, Синявского и Ю. М. Даниэля, А. Солженицына, создали ему репутацию «не нашего» писателя. Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Юрия Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца шестидесятых годов. Не будучи диссидентом, политическим борцом с многочисленными ветряными мельницами советской системы, он тем не менее шел по пути воина, привлекая пристальное внимание соответствующих органов, отслеживающих каждый шаг опасного поэта и сводя с ума недругов и завистников безупречностью и бесстрашием своих поступков. Его поступками были его стихи, песни, повести и романы.
«Литературные и фольклорные источники вдохновения поэтической музы Булата, и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом, трансформируемым Булатом в напевные ритмы. Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации», - вот так пишут о его творчестве современные исследователи.
Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать Земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера-Надежда-Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы – «дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» – стала частью общенационального языка. Лучше не скажешь.
Всю свою сознательную творческую жизнь Окуджава писал потрясающие исторические романы. Они ошеломительно достоверны и одновременно сюрреалистичны. «Глоток свободы», «Бедный Авросимов» Булат начал в 1965-м, а закончил в 1968-м. «Мерси, или Похождения Шипова» («Старинный водевиль») написан в 1969-м – 1970-м. «Путешествия дилетантов» начат в 1971-м, закончен в 1077-м. «Свидание с Бонапартом» написан в 1883-м. Предметная, образная и языковая стилизация используются автором как основной художественный прием. Судьбы маленьких людей сталкиваются и переплетаются в романах с судьбами важных персон вызывая некий иронический скептицизм по поводу возможности вмешательства отдельной личности в ход истории, так и Истории вообще, с большой буквы. В романе-хронике «Упраздненный театр», написанном с 1990 по 1993 годы, звучит тонкая, даже любовная, критика революционной эстетики, с которой сдули флер комиссарской романтики. В 1978 году Окуджава пишет повесть «Отдельные неудачи среди сплошных удач», в 1984-м – «Похождения секретного баптиста», в 1985-м издает «Искусство кройки и житья» и «Девушку моей мечты», в 1991-м – «Около Риволи, или Капризы фортуны». Верх самокритичной автобиографичности автора – «Автобиографические анекдоты», опубликованные в первом номере журнала «Новый мир» за 1977 год. Эта публикация была последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.
В 1967 году Окуджава написал сценарий кинофильма «Женя, Женечка и «катюша» в соавторстве с В. Мотылем. В 1965-м – «Верность» совместно с Тодоровским. В различные годы в журнале «Театр» были опубликованы литературные сценарии «Мы любили мельпомену» и «Пушкин в Одессе», созданные вместе с женой Ольгой Окуджава.
В девяностые годы популярность Окуджавы сопровождается полуофициальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. В 1991 году он становится лауреатом Государственной премии СССР, а в 1994-м – Букеровской премии за автобиографический роман «Упраздненный театр». В девяностые годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
23 июня 1995 года состоялся большой концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
…Вечный солдат, он умер в Париже 12 июня 1997 года в пригороде Кламар в военном госпитале.
Издание выпущено при дружеском участии
Государственного Музея Булата Окуджавы,
Регионального общественного Фонда его имени и
лично бесценного помощника в неразрешимых
ситуациях Бехтеева Виктора Михайловича
СОДЕРЖАНИЕ
01 За что ж вы Ваньку-то Морозова
02 Песенка про дураков
03 Прощание с новогодней ёлкой
04 Арбатский романс
05 Синий троллейбус
06 Былое нельзя воротить
07 Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел
08 На фоне Пушкина снимается семейство
09 Вот так и ведётся на нашем веку
10 Старый пиджак
11 Неистов и упрям, гори, огонь, гори
12 Песенка о молодом гусаре
13 Юнкера
14 Часовые любви
15 На сретенке ночной
16 Новое утро
17 Отъезд
18 Ворон
19 Ещё один романс
20 Кабинеты моих друзей
21 Песенка про чёрного кота
22 Ах, Надя, Наденька
23 Песенка весёлого солдата
24 Прощание с Польшей
Ай да Ира!
Булат Окуджава - 09 Вот так и ведётся на нашем веку)))))))
СУПЕР!
Что еще сказать
СПАСИБО!!