Начало начал: Окончание консерватории (1961) совпало с конкурсом пианистов-выпускников консерваторий Украины, Молдавии и Белоруссии,
на котором Ким занимает первое место.
Но, пожалуй, самым ярким событием харьковского периода была встреча с Эдди Рознером. Во время гастролей по Украине в оркестре неожиданно заболел пианист. Ким согласился на замену. Ему объяснили, что играть, и выдали концертный костюм чуть ли не на три размера меньше. Но это нисколько не помешало первому большому успеху Назаретова.
Харьков в то время был достаточно крупным культурным центром страны с весьма напряженной концертной жизнью. Поэтому о Киме знали многие и даже пытались "заманить" к себе: Константин Орбелян уговаривал идти в Государственный оркестр Армении, Эдди Рознер - в свой оркестр Белоруссии. Но родители Кима настаивали на возвращении в Ростов-на-Дону. Тем более, что Ким с женой жили на квартире,
а трехлетний Петя - у бабушки в г. Славянске.
В августе 63-го семья Назаретовых переезжает в Ростов. Ким работает в Ростовском училище искусств и дает концерты в филармонии. Но джаз его по-прежнему "не отпускает". Да и мечта о создании джаз-оркестра в Ростове вдруг показалась совершенно реальной. Уже в сентябре благодаря помощи друга - саксофониста Владимира Попова - был сформирован первый состав, который через полтора месяца показал свою небольшую программу в кинотеатре "Россия" приехавшему на гастроли в Ростов-на-Дону оркестру Олега Лундстрема.
Вот с этого (с ноября 1963) все и началось.
Летом 64-го оркестр стал выступать в парке им. Октябрьской революции на танцплощадке "Мелодия" и под этим названием жил довольно долго. Коллектив не имел "постоянного места жительства", скитался по всевозможным ДК, что, однако, не мешало делать новые программы и регулярно показывать их в городе.
Одновременно Ким Назаретов работает в театрах (сохранилась музыка к спектаклям "Варшавская мелодия", "Похищение луковиц", "Двадцать лет спустя", "Добрый человек из Сезуана"). Хочется чуть-чуть задержаться на пьесе Бертольда Брехта, все музыкальные номера которой решены в разных джазовых формах, жанрах, стилях. "Песня о дне святого Никогда" - джаз-рок, "Песня о восьмом слоне" принизана ритмами буги-вуги, "Песня Водовоза" целиком выдержана в стиле свинг, а красивейшая баллада "Песня о дыме" - лирический центр спектакля.
В начале 70-х джазменов России потрясли два события. В 1971 году в страну приехал легендарный Дюк Эллингтон со своим уникальным оркестром солистов, а через год - оркестр под управлением трубача и композитора Теда Джонса и барабанщика Мела Луиса. "Живое" исполнение кумиров, конечно же, всколыхнуло творческий потенциал Ростовского джаз-оркестра Кима Назаретова. Музыканты стали искать свой саунд, свою индивидуальную манеру исполнения. Обогатился и расширился репертуар.
Наступил судьбоносный для истории отечественного джаза 74-й год: решением Министерства культуры РСФСР в музыкальных училищах двадцати городов России были открыты эстрадные и джазовые отделения (ЭДО). В отличие от других учебных заведений, в которых ЭДО прикрепились
к фортепианному или духовому отделениям, в Ростове-на-Дону оно сразу стало самостоятельным, поэтому и считается официально "первым
в России". Открывали его директор РУИ А.И.Безродный, пианист К.Назаретов и тромбонист В.Кутов (в последствии - худрук Ростовского джаз-оркестра К.Назаретова).
В 1974-м году часть оркестра (точнее — его «троичный» состав) «переселяется» в концертный зал РУИ, и на его базе создаётся студенческо-педагогический коллектив, который уже в мае 76-го впервые выезжает на джаз-фестиваль в Куйбышев (ныне — Самара). В 77-м оркестр РУИ приглашаются на десятилетие студии «Москворечье» Юрия Козырева (ныне — Московский колледж импровизационной музыки). Эта первая поездка ростовского биг-бэнда в Москву явилась и первым знакомством с Владимиром Фейертагом. В 78-м году ЭДО РУИ произвело пятый набор
и вмещало уже около 60 человек. Встал вопрос о втором собственно студенческом оркестре, руководство которого Ким Аведикович возложил
на Михаила Радинского.
Осенние ритмы-78 (Ленинград)
В 1982 году ректор Ростовского Музыкально-педагогического института (РГМПИ) А. Кусяков предложил Киму Аведиковичу открыть первый в стране эстрадно-джазовый факультет и в вузе. И вскоре появляется студенческий джаз-оркестр, который К.А. Назаретов поручает вести Юрию Кинусу, сегодняшнему главному дирижёру и художественному руководителю муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова.
В 1983-м году ростовский биг-бэнд Кима Назаретова вместе с творческой группой кинематографистов студии «Владикавказ-телефильм» совершают большое концертное турне по России и Северному Кавказу, которое завершилось в московском Государственном театре эстрады. Большую часть репертуара занимала эстрадная и джазовая музыка Мурада Кажлаева, вошедшая в исполнении ростовчан в фильм «Мурад Кажлаев — ритмы и годы» и пластинку «Только ты».
В апреле 1984 года Назаретов проводит I Донской фестиваль биг-бэндов страны, на который, помимо коллективов, приехали корифеи отечественного джаза: А.М. Котляровский, В.Е. Терлецкий, Ю.С. Саульский, В.Н. Людвиковский, Г.А. Гаранян.
В мае праздновалось десятилетие джазового образования в стране, что послужило поводом для московского смотра-конкурса ЭДО. На этот конкурс Ким Аведикович едет в качестве члена жюри. 1-е место поделили оркестры РУИ п/у Михаила Радинского и московского училища
им. Гнесиных п/у Анатолия Кролла.
В 1985 году в Москве состоялся IX Московский фестиваль джазовой музыки. Выступление на нём биг-бэнда К. Назаретова было записано на пластинку. А 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил К.А. Назаретову звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1986 год — 50-тилетие Маэстро и 30-тилетие творческой деятельности. Полный аншлаг в Большом зале Ростовской областной филармонии. Передать или хотя бы частично пересказать всё то, что составляло этот грандиозный праздник, совершенно невозможно. Упомяну лишь об одном подарке ветерана отечественного джаза А. Котляревского. Он вручил Киму Аведиковичу большую чеканную медаль с надписью: «Обаятельнейшему человеку, большому музыканту, знатоку джаза, борцу за свинг, создателю биг-бэнда». Этим всё сказано!
Весной 87-го по инициативе К. Назаретова в Ростове-на-Дону состоялся Всероссийский конкурс эстрадно-джазовых вокалистов (в жюри Юрий Саульский, Игорь Бриль, Лариса Долина, Гелена Великанова, Ким Назаретов). В апреле Ким провёл II Донской джазовый фестиваль биг-бэндов, который на этот раз был уже международным (участвовали коллективы Германии, Франции, Польши).
В январе 1992-го К.А. Назаретову впервые в России присвоено учёное звание профессора по кафедре эстрадной и джазовой музыки.
В этом же году 15 июля был утверждён муниципальный музыкальный центр, а сам биг-бэнд Кима Назаретова наконец получил статус профессионального коллектива. Сразу же оговорили, что Центр будет находиться в кинотеатре «Россия», но арендаторы не спешили освобождать помещение. Несмотря на сложности, ростовский джаз-бэнд подготовил новую программу «Экскурсия по истории джаза» и представил её на Международном джаз-фестивале в г. Кобленц (Германия). За роялем был сам Маэстро. Выступление ростовчан получило широкий резонанс в прессе, а одна статья так просто и называлась — «Гленн Миллер с Дона».
"Я человек старой формации, - не раз говорил Ким Аведикович. - И для меня кумир - это настоящий саунд хорошего мэйнстрима современного свингующего оркестра."
21 декабря 1993 года муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова, наконец, официально переселяется в собственное помещение, но... уже без Кима.
У «безоговорочного человека» Кима Аведиковича Назаретова совершенно уникально соединились потрясающий талант Большого Музыканта и Большого Человека. Вот всего лишь один пример. 30 марта 93-го года на концерте Ростовского муниципального биг-бэнда произошло непредвиденное. На сцену вышел вокалист Эдуард Крылов. Ведущая объявляет: «Эдди Рознер, песня «Ничего не знаю» (песню написал Генрик Варс, но исполнял оркестр Рознера). Оркестр играет вступление и певец... забывает слова. Вместо него начинает петь Ким Аведикович. Зал встал!
Слова из этой песенки «Я живу любя, и всё!» можно считать девизом Кима Назаретова.
"Рыцарь Биг-Бэнда" Ким Назаретов
В 1974-м году часть оркестра (точнее — его «троичный» состав) «переселяется» в концертный зал РУИ, и на его базе создаётся студенческо-педагогический коллектив, который уже в мае 76-го впервые выезжает на джаз-фестиваль в Куйбышев (ныне — Самара). В 77-м оркестр РУИ приглашаются на десятилетие студии «Москворечье» Юрия Козырева (ныне — Московский колледж импровизационной музыки). Эта первая поездка ростовского биг-бэнда в Москву явилась и первым знакомством с Владимиром Фейертагом. В 78-м году ЭДО РУИ произвело пятый набор
и вмещало уже около 60 человек. Встал вопрос о втором собственно студенческом оркестре, руководство которого Ким Аведикович возложил
на Михаила Радинского.
Осенние ритмы-78 (Ленинград)
В 1982 году ректор Ростовского Музыкально-педагогического института (РГМПИ) А. Кусяков предложил Киму Аведиковичу открыть первый в стране эстрадно-джазовый факультет и в вузе. И вскоре появляется студенческий джаз-оркестр, который К.А. Назаретов поручает вести Юрию Кинусу, сегодняшнему главному дирижёру и художественному руководителю муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова.
В апреле 1984 года Назаретов проводит I Донской фестиваль биг-бэндов страны, на который, помимо коллективов, приехали корифеи отечественного джаза: А.М. Котляровский, В.Е. Терлецкий, Ю.С. Саульский, В.Н. Людвиковский, Г.А. Гаранян.
В мае праздновалось десятилетие джазового образования в стране, что послужило поводом для московского смотра-конкурса ЭДО. На этот конкурс Ким Аведикович едет в качестве члена жюри. 1-е место поделили оркестры РУИ п/у Михаила Радинского и московского училища
им. Гнесиных п/у Анатолия Кролла.
В 1985 году в Москве состоялся IX Московский фестиваль джазовой музыки. Выступление на нём биг-бэнда К. Назаретова было записано на пластинку. А 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил К.А. Назаретову звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1986 год — 50-тилетие Маэстро и 30-тилетие творческой деятельности. Полный аншлаг в Большом зале Ростовской областной филармонии. Передать или хотя бы частично пересказать всё то, что составляло этот грандиозный праздник, совершенно невозможно. Упомяну лишь об одном подарке ветерана отечественного джаза А. Котляревского. Он вручил Киму Аведиковичу большую чеканную медаль с надписью: «Обаятельнейшему человеку, большому музыканту, знатоку джаза, борцу за свинг, создателю биг-бэнда». Этим всё сказано!
Весной 87-го по инициативе К. Назаретова в Ростове-на-Дону состоялся Всероссийский конкурс эстрадно-джазовых вокалистов (в жюри Юрий Саульский, Игорь Бриль, Лариса Долина, Гелена Великанова, Ким Назаретов). В апреле Ким провёл II Донской джазовый фестиваль биг-бэндов, который на этот раз был уже международным (участвовали коллективы Германии, Франции, Польши).