- Демидова Алла Сергеевна Дата рождения: 29 сентября 1936 г.
Загадочная и недоступная Алла Демидова.
От всей души поздравляем любимую и великолепную Аллу Сергеевну в Днём рождения!!!
Демидова Алла Сергеевна - актриса, народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), лауреат премии Президента России (2001). Лауреат премии имени К.С.Станиславского (1993), а также ряда других премий в области кино- и театрального искусства.
Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать - Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец - Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 г., муж - Валуцкий Владимир Иванович, кинодраматург.
По воспоминаниям самой Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос "Девочка, кем бы ты хотела стать", она говорила "Великой актрисой". С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и желание существовать на сцене один на один с литературным словом заявили о себе очень рано: помимо ролей в школьных спектаклях выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой - монологом Катерины из "Грозы" и отрывком из "Анны Карениной".
После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В.Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ, по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и начинает вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Параллельно, еще на третьем курсе, приходит в Студенческий театр МГУ, где играет свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в "Такой любви" Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы.
Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при театре имени Ленинского комсомола (руководители - М.Шатров, В.Ворошилов), откуда через год ее исключают как "профнепригодную". Результатом становится новая, на сей раз успешная, попытка поступления в Щукинское училище. Демидова попадает на курс педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" (Демидова - госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся "псевдомхатовские" представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории Советского театра - эру "Таганки", сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.
Официально Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра - Алла Демидова.
Однако, лидером ранней "Таганки" она не становится, играет в ту пору в основном небольшие роли. Слава приходит из кино: в 1966 году она получает главную роль в фильме Игоря Таланкина "Дневные звезды" - экранизации автобиографической повести Ольги Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах Ленинградской блокады, купирован и положен "на полку", однако игра Демидовой замечена профессионалами - актриса получает одну кинороль за другой, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Смоктуновского. По итогам опроса журнала "Советский экран" Демидова названа самой перспективной актрисой 1968-го года.
С 68-го года начинает играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмира в "Тартюфе" (1968), пани Боженцкая в "Часе Пик" (1969), Гертруда в "Гамлете" (1971). В этот же период склонная к анализу и способная критически оценить деятельность собственного коллектива актриса формулирует свой способ существования в театре Любимова: "Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Любимова". Это "подстраивание" под сильную волю режиссера фактически определяет все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 70-х она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна ("Деревянные кони", 1974), Раневская ("Вишневый сад", 1975, реж. А.Эфрос), мать Раскольникова ("Преступление и наказание", 1979), Маша ("Три сестры", 1981), Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1982), - все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Репетируют "Крик" Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по "Федре" Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.
В 70-е-80-е Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова ("Шестое июля", 1968), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1972), Аркадина ("Чайка", 1972), Лизавета Павловна ("Зеркало", 1974), Герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1979), Елена Протасова ("Дети солнца", 1985). Однако "Новейшая история отечественного кино" справедливо характеризует Демидову не только как "одну из самых значительных и стильных современных русских актрис", но и как "одну из самых невоплощенных в экранном пространстве": кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении "интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости" пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.
Нечто подобное продолжалось и на "Таганке", не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. Результатом становится сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке "Федра" по пьесе Марины Цветаевой (1988) Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. Одновременно ведутся переговоры о "Федре" Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются смертью режиссера (1990).
В конце 80-х - начале 90-х "Федра" Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в структурных тонкостях ее игры, приклеивают ярлык "холодности" и "интеллектуальности". Упреки в формализме, разговоры о том, что Демидова, вслед знаменитому Каратыгину, наследует нехарактерную для русской сцены традицию школы представления, а не переживания ведутся по сей день. По сути же, "речь должна идти об изысканной (не совсем станиславской, но и совсем не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность особенно значимой" (М.Брашинский).
После возвращения на "Таганку" Юрия Любимова Демидова играет Марину Мнишек в возобновленном "Борисе Годунове" (1988), Донну Анну в "Пире во время чумы" (1989), Электру в "Электре" Софокла (1992). Все больше тяготеет к сольным трагическим ролям.
Хотя во время раскола "Таганки" и конфликта части труппы с художественным руководителем она последовательно поддерживает Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пускается в "свободное плавание". В 1993 году она создает собственный театр "А" и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках: Мертей ("Квартет" Х.Мюллера, 1993), Медею ("Медея" Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета ("Гамлет-урок" по В.Шекспиру, 2001).
Говоря об уникальной целеустремленности этой актрисы, интересно проследить цепь на первый взгляд неосуществимых желаний всегда реализуемых ею через определенный (иногда длительный) промежуток времени. Примером служит ее мечта о мужской роли - роли Гамлета, которую Демидова готовила еще студенткой вместе с педагогом Анной Орочко и которую едва не сыграла в спектакле Николая Охлопкова (1963). Роль вернулась к ней спустя более чем 30 лет. За эти годы Демидова научилась превращать в высочайшие достоинства даже врожденные недостатки. Неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием. Когда-то слабый, по-юношески экзальтированный, голос обрел мощь и широту диапазона, необходимую для трагедии.
Однако Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы - играть трагедию вне канона, как бы осовременивая ее, отмечает "Новейшая история отечественного кино".
Не признавая проторенных театральных троп, Демидова сломала устоявшийся стереотип псевдочеховской героини, сыграв Раневскую из "Вишневого сада" дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новые пути и для театра, и для литературоведения. Впоследствии идет на другой эксперимент: прививает эстетику Серебряного века античной трагедии.
Впрочем, трагедией в интерпертации не умеющей играть быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими можно назвать едва ли не всех ее кино- и театральных персонажей - от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из "Квартета", история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.
Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения - она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей.
Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни "Федра" Марины Цветаевой, ни "Реквием" и "Поэма без героя" Анны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично. Впрочем, и пьесы немца Хайнера Мюллера до спектаклей Театра "А" были русскому зрителю неизвестны.
В кино 90-х Демидова появляется как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ролей: Лебядкина ("Бесы", 1992), императрица Елизавета ("Незримый путешественник", 1999), мисс Минчин ("Маленькая принцесса", 1999), Эльза ("Письма к Эльзе", 2001). В конце 2001 снимается в роли Алисы Коонен в фильме "Смерть Таирова".
Находясь уже около 10 лет в "свободном плавании" (исключение - сотрудничество с театром "Школа драматического искусства", где она сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева "Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи"), Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что "этой Коонен нужен свой Таиров". В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников.
Сочинения:
Демидова А.С. Вторая реальность. М., 1980.
Демидова А.С. Владимир Высоцкий. М., 1989.
Демидова А.С. А скажите, Иннокентий Михайлович… М., 1988.
Демидова А.С. Тени зазеркалья. М., 1993.
Демидова А.С. Бегущая строка памяти. М., 2000.
Демидова А.С. Ахматовские зеркала. М., 2004.
Литература:
"Брашинский М. Алла Демидова // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Том 1. СПб., 2001.
Зоркая Н. Алла Демидова . М., 1982.
Алла Шендерова
demidova.ru
Народная артистка РСФСР (1984)
Государственная премия СССР (1977) - за роль в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли"
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (25 апреля 2001)
Государственные награды:
орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (9 мая 2007) - "за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность"
орден Дружбы (16 апреля 1997) - "за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства"
Прочие награды:
1968 г. - названа самой перспективной актрисой 1968-го года по итогам опроса журнала "Советский экран"
1993 г. - Премия имени К. С. Станиславского
2002 г. - приз за лучшую женскую роль второго плана на ОРКФ "Кинотавр" в Сочи за роль в фильме "Письма к Эльзе"
2004 г. - Премия "Ника" за лучшую женскую роль за роль в фильме "Настройщик"
2004 г. - Премия "Золотой Овен" за лучшую женскую роль за роль в фильме "Настройщик"
2005 г. - Приз губернатора Ленинградской (Санкт-Петербургской) области "за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографии России" на РКФ "Литература и кино" в Гатчине
2005 г. - Премия "Золотой Орел" за лучшую женскую роль в кино за роль в фильме "Настройщик"
2009 г. - Премия "Кумир" за высокое служение искусству
Алла Демидова в спектаклях Театра на Таганке (неполный перечень):
1966 - "Добрый человек из Сезуана" - госпожа Янг
1968 "Тартюф" - Эльмира
1969 "Час Пик" - пани Боженцкая
1971 "Гамлет" - Гертруда
1974 "Деревянные кони" - Милентьевна
1975 "Вишнёвый сад" - Раневская
1979 "Преступление и наказание" - мать Раскольникова
1981 "Три сестры" - Маша
1982 "Борис Годунов" - Марина Мнишек
1988 "Борис Годунов" - Марина Мнишек (возобновлённый Ю. Любимым спектакль после возвращения)
1989 "Пире во время чумы" - Донна Анна
1992 "Электра" - Электра
Алла Демидова в спектаклях Театра "А":
1993 "Квартет" - Мертей
1996 "Федра" - Федра
1996 "Медея" - Медея
2001 "Гамлет-урок" - Гамлет
Фильмография:
1957 Ленинградская симфония - первая роль, эпизод
1961 Девять дней одного года - студентка
1964 Что такое теория относительности
1965 КОМЭСК (короткометражный)
1966 Дневные звёзды - Ольга Берггольц
1967 Стюардесса - Ольга Ивановна
1968 Шестое июля - Мария Спиридонова
1968 Щит и меч - Ангелика
1968 Живой труп - Лиза Протасова
1968 Служили два товарища - комиссар
1968 Степень риска - Женя
1969 Чайковский - Юлия фон Мекк
1970 Чайка - Аркадина
1971 Иду к тебе - Леся Украинка
1971 Ты и я - Катя
1971 Вся королевская рать - Анна
1972 Визит вежливости - Нина Сергеевна
1974 Зеркало - Елизавета Павловна
1974 Выбор цели - Возлюбленная Оппенгеймера, Джейн
1975 Бегство мистера Мак-Кинли - Проститутка
1976 Легенда о Тиле - Катлина
1976 Повесть о неизвестном актёре - Светильникова
1976 Всегда со мною - искусствовед Лена
1977 Аленький цветочек - Колдунья
1977 Любовь Яровая - Павла Панова
1978 Отец Сергий - Пашенька
1979 Стакан воды - Герцогиня Мальборо
1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей - Лора Лайонс
1981 Звездопад - мать Лиды
1982 Пиковая дама - От автора
1984 Время отдыха с субботы до понедельника - Анна
1985 "Испытатель" из киноальманаха Воскресные прогулки - Елена
1985 Дети солнца - Елена Протасова
1987 Крейцерова соната - дама
1988 Осень, Чертаново
1992 Бесы - Лебядкина
1997 Маленькая принцесса - мисс Минчин
1998 Незримый путешественник - Императрица Елизавета
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе (Сериал) - Лора Лайонс
2002 Письма к Эльзе - Эльза
2004 Настройщик - Анна Сергеевна
2004 Смерть Таирова - Алиса Коонен
2006 Русские деньги - Мурзавецкая
Читает стихи она великолепно.Спасибо за ролики.
Вот женщина. Никаких подтяжек-перетяжек, никаких "драных джинсов" молодящихся бабушек..
Ее морщинки(без фотошопов)- ее богатство.... и ее талант.
29 сентября отмечает день рождения актриса Алла Демидова, которая знакома миллионам зрителей по фильмам Тарковского и Киры Муратовой. Однако больше всего ролей она сыграла в Театре на Таганке, где проработала более 30 лет.
Алла Демидова.
Алла Демидова известна не только своим талантом — артистка уже давно стала настоящим символом интеллигентности, а в историю отечественного искусства она вошла как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис». Демидова иронична, умна, загадочна, замкнута, не случайно во Франции её сравнивают с образом «неуловимой кометы».
В советские годы артистка была очень популярна и востребована, да и сегодня ей часто предлагают роли в кино. Другое дело, что соглашается она их играть нечасто. Зато каждое появление Демидовой на экране становится событием — настолько отточено её мастерство.
«Великаяактриса»
Алла Демидова в интервью «Аргументам и фактам» однажды сказала: «Точно знаю — в прошлой жизни я была актёром. В будущей — никогда бы не стала, не пошла в театр, если бы моя воля. Стала бы отшельником, переписывала рукописи или клеила бы конверты у себя в доме на Икше, на балконе...». Удивительно, но популярная актриса, о славе которой грезят миллионы, часто говорит о том, что неправильно выбрала профессию, и что ей так и не удалось самовыразиться. Однако у зрителей и многочисленных поклонников таланта Демидовой никогда не возникало сомнений, что сцена — это её призвание.
Кадр из фильма «Чайковский», 1969 год.
В детстве Демидова хотела стать «великой актрисой», причём эти два слова она всегда произносила слитно, из-за чего в семье получила шутливое прозвище «великаяактриса». И хотя она любила участвовать в школьных театральных постановках, по признанию самой артистки, ей в основном давали играть «каких-то бакул-бобылей». Да и в Щукинское театральное училище с первого раза её не взяли, так как девушка была слишком застенчивой и к тому же шепелявила. «С такой дикцией в артистки не ходят», — уверяли Демидову. Разочаровавшись, будущая народная артистка РСФСР поступила в МГУ на экономический факультет.
Однако жизнь всё равно вывела артистку на сцену: сначала она играла в студенческом театре, после МГУ поступила в Щукинское училище, а затем оказалась в Театре на Таганке, который в то время получил в своё распоряжение один из преподавателей училища Юрий Петрович Любимов.
Душа Таганки
Демидова не сразу стала звездой Театра на Таганке, какой мы её знаем сегодня — долгое время актриса вообще не получала ролей. А её первой ролью из классики на этой сцене стала Вера в спектакле по Лермонтову «Герой нашего времени». Состав был как на подбор: Печорин — Николай Губенко, Грушницкий — Валерий Золотухин, драгунский офицер — Владимир Высоцкий. Но дебют самой Демидовой, к сожалению, оказался провальным. Как позже вспоминала о своей неудаче актриса: «Была я, только что окончившая театральную школу, и был Лермонтов — недосягаемая вершина, на которую можно смотреть, только задрав голову. Но так ничего не увидишь!»
В течение нескольких лет Демидовой пришлось продолжать играть в театре лишь в маленьких эпизодах и буквально на износ. Только после проверки на прочность Любимов стал давать актрисе главные роли. А что было дальше, все знают — великолепные спектакли в исполнении актрисы, её Гертруда в «Гамлете», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Любовь Раневская в «Вишнёвом саде» давно стали эталоном и ориентиром для других артистов.
За более, чем 30 лет службы на сцене Театра на Таганке Демидовой пришлось пережить разные времена — восхождение к славе, смерть Высоцкого, запрет спектаклей «Борис Годунов» и «Памяти Высоцкого», эмиграцию Любимова, приход в театр и смерть Эфроса, возвращение Любимова, раздел Таганки. Раскол труппы... после которого народная артистка и решила покинуть любимый театр.
Кинодива
Параллельно с театральной стремительно развивалась кинокарьера актрисы. Первой значительной работой Демидовой на экране стала лента «Дневные звезды» Игоря Таланкина 1966 года. Актриса сыграла в биографической драме поэтессу-блокадницу Ольгу Берггольц, которая лично оценила работу Демидовой и со словами: «Пока свеча горит, — человек думает...», — подарила ей на память подсвечник.
Аллан Демидова в роли герцогини Мальборо. Кадр из фильма «Стакан воды», 1979 год.
После «Дневных звёзд» Демидова снималась в каждом фильме знаменитого режиссёра, а когда у Таланкина не было для неё подходящей роли, он специально её придумывал и вписывал в уже готовый сценарий. Но не только Таланкин был восхищён работой артистки, мимо её таланта не проходил ни один режиссёр. Она снималась у лучших кинематографистов эпохи — Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Юлия Райзмана, Михаила Щвейцера, Андрея Тарковского, Киры Муратовой. Актриса сыграла Марию Спиридонову в фильме «Шестое июля», Лесю Украинку в «Иду к тебе», Аркадину в «Чайке», Лизавету Павловну в «Зеркале», Герцогиню Мальборо в «Стакане воды», Елену Протасову в «Дети солнца». Всего фильмография артистки насчитывает более 40 фильмов. И это притом, что, по словам самой артистки, в советские годы она входила в «чёрный список» комитета кинематографии и ей не всегда разрешали играть главные роли.
Алла Демидова в кинокартине «Шестое июля», 1968 год. Кадр из фильма
Главным секретом успеха актрисы стал её элегантный образ, пластичность и утончённые манеры. Демидову часто сравнивали с шведской и американской звездой Гретой Гарбо: «Как и Грета Гарбо, Демидова прежде всего — актриса рук и лица... Удивительная лепка головы делает её редкостно киногеничной. Сказать, что её лицо отличается красотой и благородством линий, — ещё ничего не сказать. Как и лицо Гарбо, оно по-своему абсолютно, то есть открыто каким угодно смыслам. Но в отличие от лица Гарбо, идеальность которого напоминала о смерти, “идеальное” лицо Демидовой говорит о жизни, запрятанной глубоко внутрь», — писал критик и режиссёр Михаил Брашинский.
Алла Демидова в роли Лоры Лайнс. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собака Баскервилей», 1981 год. Кадр из фильма
Зимняя Леди
Сегодня Демидову нечасто увидишь на экране — она бережно относится к своей профессии и внимательно подходит к выбору ролей. По свидетельствам очевидцев, за кадром народная артистка всегда остаётся серьёзным человеком: почти никогда не участвует в дискуссиях, ни с кем не общается, а, отснявшись, сразу скрывается в гримёрке.
Алла Демидова с мужем Владимиром Валуцким, 1969 год.
Демидова закрытый человек, и всегда расстраивается, когда журналисты «лезут» в душу к ней или её коллегам по сцене, экрану. Поэтому о личной жизни артистки известно немного: 54 года она была замужем за сценаристом Владимиром Валуцким, который скончался в прошлом году в возрасте 78 лет. Но несмотря на долгий брак, у них не было детей. Как однажды сказала сама актриса: «Я никогда не хотела иметь детей. У меня нет материнского чувства», — в её жизни любовь играет не главную роль. Главнее — чувство долга.
aif.ru/culture