С ДНЁМ ЗНАНИЙ! ОБРАЗОВАНИЕ: МОЖНО ХУЖЕ, ДА НЕКУДА!
Доцент журфака МГУ: «В этом году мы набрали инопланетян»
“Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.
— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
— То есть?
— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
— У вас и правда был такой слабый набор?
— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!” Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
— В чем ее причина?
— В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
— С этим можно что-то сделать?
— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
— Многих можете потерять?
— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.
liveinternet.ru
Да, дело очень плохо. Иногда слушаю радио "Вести". Ведущие показывают вопиющий непрофессионализм - экают, мекают, мычат, кряхтят чуть-ли не через слово, словно у них запор.
Приходится даже выключать их, неприятно их слушать. Кого понабрали?
Судя по статье им готовится смена, которая ещё круче.
Ну неужели действительно все так??
Вот я наугад взяла вопросы из теста ЕГЭ по русскому языку(Сеть)
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1
Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
2
Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
3
Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
4
Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.
......
Сижу, думаю:ГДЕ выделенное слово употреблено неверно????
Наверное, 1 вариант-ВОДНОЙ, а не ВОДЯНОЙ...(и то есть сомнение)...а в общем хочется спросить:какое это все имеет отношение к конкретно грамматике русского языка?
Куда эффективнее старый добрый диктант...или я чего-то недопонимаю в этом самом ЕГЭ?
Кстати...одна из этих жутких вурдалачек-живодерок из Хабаровска(НЕ К НОЧИ БУДЬ ПОМЯНУТЫХ!!!!!!) училась именно на ЖУРФАКЕ их университета.......
Не могу ставить лайк в статье Анатолия-я живу не в России....но верить доценту ЖУРФАКА МГУ, видимо, можно....
Кирилл, во многом я с тобой согласна Приучают думать, и причем не хором думать всем одно и то же, по указу свыше, как муштровали нас...Время ведь не стоит на месте. Это так.
Но...а как быть с грамотностью?????
"Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека.
Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение"......
Если уж о нецензурных выражениях говорят сейчас о вроде как норме....а некоторые просто этим бахвалятся,....
Акцентирую именно грамотность в русском языке.
Как быть с этим? Если:
"А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки".....
Ведь если и остались грамотно пишущие люди-так это "из старой гвардии", да и то далеко не все))
Мне приходилось встречать таких журналистов-"грамотеев" в годы моей работы в журнале. Один знакомый попросил дать какое-нибудь задание его дочери, студентке третьего курса журфака МГУ. Ну, я послал её на одно мероприятие сделать репортаж. То, что она принесла мне, это были слёзы. Если текст после редактирования ещё был приемлем, то с грамотностью - катастрофа. В каждом предложении, как минимум, одна грамматическая ошибка. Короче, на твёрдую двойку. Я не переставал удивляться: как она с таким уровнем грамотности смогла доучиться до третьего курса?! И как она будет работать в газете или журнале, если попадёт туда? И было это ещё до введения ЕГЭ. Так что деградация началась намного раньше. А при ЕГЭ она приобрела ужасающий вид.
(Ульяна Смекалкина) Я открываю дверь своего кабинета, а там все как-то по-другому... Парты разнопоматерные, все криво-косо, все не на месте... Толпа детей (которых я вижу в первый раз, как и они меня, собственно) никак не реагируют на моё появление... И их очень много... 10 класс. Я их ещё совсем не знаю. Их почему-то 36 человек, а мой кабинет рассчитан на 30. Я пытаюсь их как-то угомонить и посадить уже, черт подери. Но они как сговорились... Полный игнор! ори не ори!... Я и ору, как потерпевшая, срывая голос в визг... Некоторые оборачиваются на звук и смотрят с вопросом в глазах, мол, чё те надо? ты кто такая? вали отсюда - не мешай... Ещё и друг у друга спрашивают нарочито громко : " Эт чё
за тётка? Историчка штоле? Ахаха..." А я, задыхаясь от бессилия и возмущения, выбегаю
из класса и несусь к завучам проораться и заявить им, что ноги моей в этом дурдоме
не будет!.. кому хотите, тому и давайте, а я не нанималась в зоопарке работать...
Да, да... Вот такие сны мне приходят накануне каждого (!) нового учебного года. Обычно недели за три начинают сниться. А в этот раз я уж беспокоиться начала, что такое?,
что не так?.. Любимый мой учительский кошмар не приснился ни разу. Не для меня пришёл сентябрь, что ли?
Но нет... И для меня. Проснулась в холодном поту от собственного немого крика...)
И обрадовалась) Значит все продолжается как положено!))
С наступающим Первым сентября вас, товарищи!
(Ольга Уколова) А мне каждый год снится, что я урок пропустила. Как приснилось -
всё, отпуск кончился))) С праздником, коллеги!
(Энвер Абдулаев) Знакомо... Сон с противным ощущением бессилия в ситуациях, в которых наяву ты прекрасно справляешься... Знакомо...
-----------------
Вот реальные вчерашние эмоции людей, реально занятых в РЕАЛЬНОМ образовательном (и школьном, и вузовском) процессе... Людей талантливых и успешных... Живущих и учительствующих/преподающих в самых разных городах Отечества... У них нет ни времени, ни склонности, ни настроения для досужего пустого "бла-бла-бла..."
Совсем посторонний человек (Дмитрий Железняк) воздал должное и делу этому, и людям:
Сочувствую. Труд педагогов и вообще "образователей" тяжелый, ответственный, но благородный в самом высоком смысле. Я какое-то время назад немножко попробовал обучать взрослых людей, - мне хватило, чтобы понять "каково оно"... Не каждый способен быть Учителем.
Анатолий, приходится только сожалеть об этом...Я тоже много"грамотеев" встречала на своем пути.
Великий Русский плачет горькими слезами-увы.......
Но все же раньше грамотно пишущих людей(или стремящихся к этому) было больше, чем сейчас..
Очень Жаль. Очень.
Ох, проблема глубока :((
На самом деле, свою лепту в огульное незнание родного языка вносит, в числе прочего, и его величество Интернет... Как почитаешь посты и комменты... и у нас в том числе, кстати... тошно становится подчас. А уж "стихи"... без комментариев.
Ввести бы обязательную норму: перед подключением к сети заставить всех сдавать серьезный экзамен по родному языку... Несбыточная мечта, конечно. Да и остальные СМИ не отстают... все больше малограмотных и откровенно тупых речей льются потоками с телеэкранов и печатаются в газетах... Печально это, а что делать?
А уж "стихи"... без комментариев......))))))) ...Кирилл, в точку!
Да...ужжжжж.....))))
ШШШШШШ......не обидеть бы ненароком пИИтов доморощенных)))))))))Я попробовала чуток комментировать-врагом стала
Пусть тешут свое самолюбие....молчу-молчу.
А экзамен перед подключением в Сеть-хорошая идея.Тогда хоть комментарии к темам в Рамблере (и не только)можно будет читать без зубовного скрежета)))))
Но поминки по Русскому Языку -это рано. Все надеются, что опомнятся, вернутся к диктантам...и самое главное-к грамотным и любящим свой предмет преподавателям, а не "отбывающим свой срок" в школе.
Проблема имеет ещё один аспект, не связанный с качеством образования. Грамотность - как музыкальный слух: один от природы грамотен, а другому надо вызубрить правила, чтобы не делать ошибок. Передо мной - живой пример: сын моего приятеля не то чтобы безграмотен, но может сделать ошибку, а внучка пишет диктанты и сочинения только на пятёрки. Ну, а качество образования, разумеется, вносит свою лепту в распространение безграмотности.
Анекдот в тему:
1 сентября первоклассник приходит домой, кидает портфель на пол и кричит родителям:
- Чего ж вы не предупредили, что это бодяга на 11 лет?!
В начале августа Э. Абдулаев работал приглашённым экспертом на форуме "Таврида".
Вот его впечатления: "О форуме "Таврида", в котором мне довелось принимать участие. Понравилась общая атмосфера. Аудитория весьма благодарная и заинтересованная,
с молодым задором в глазах и множеством вопросов - учителя, с которыми я обычно работаю, выглядят в общей массе более замотанными и безразличными, что, в общем, понятно... Понравилась организация: за два полных дня, которые я был на форуме -
ни одного сбоя."
Сандро, здравствуйте!Рада вас видеть)))))Кто вас от чего отлучал??Вы сами себя отлучили)))
Насчет стиховЕсть лайки-есть , значит,есть у кого-то интерес-мне -то какое, к примеру, до этого дело?Я простой пользователь.
А вот вас я рада видеть. Это я вам точно говорю
А от хорошей поэзии такие стишки не отвратят тех, кто ее, Поэзию, знает и любит по-настоящему))))))
Александр!
Галич-Мирзаян, тезки ваши, быстренько от поэзии , вышеупомянутой вами,излечивают...так что -все ОК!)))))))))) Ну еще Чичибабина добавим...и еще некоторых...
Но только вот...вкусы и запросы у всех разные...это тоже надо учитывать-толерантность мнений))И все будет хорошо
Невероятная поэтическая плодовитость - чаще всего результат графомании.
Встречал подобное, но уже на почве философии. Сам графоман считал свои чудовищные опусы философией. Писал он в стол, иногда потчевал ими окружающих.
Это не лечится.
Рекомендация - просто обходите эти посты.
Неприятно только то, что возмущенные реплики по поводу этих стишков мне, к примеру, пишут только приватно)))))Все хотят быть добренькими ...и прочее.Не пишите мне, пожалуйста, ваши возмущения в Приват, пишите Админам-по вашему выбору этих Админов...или высказывайтесь открыто.Я отныне тоже молчу, как рыбка.
Абсолютно нет желания наживать себе новых врагов.
Энвер Абдулаев (5 сентября)
"Все возвращается на круги своя... Двенадцать лет назад я работал в этом здании
в Большом Харитоньевском переулке, где размещалась тогда школа №310...
Теперь я опять пришел работать в это здание - в Лицей ВШЭ... И класс тот же самый..."
---------------------------
Кто не куксится, не ехидствует, тот развивается и растёт.
Есть существенная разница между Западным образованием (взятым за основу нынешними российскими чинушами от просвещения) и бывшим советским.
Западное образование дает знания, но эти знания - "чистые", без критического осмысления. Т.е. человеку предлагается некий набор аксиом (для каждой науки разный, естественно), но не дается посыла к их "распознаванию" на "верю - не верю".
Парадокс советского образовния в том, что, изначально построенное на чрезмерной идеологизации, оно (по принципу врача "ухо-глаз": слышу одно, вижу другое) настраивало адекватного, стремящегося к знаниям, человека на критический лад, и приучало думать и "додумывать" самостоятельно. Т.е. имелась большая пища мозгу. А интеллектуальное развитие возможно (только и исключительно) включением подкорки, а вовсе не запоминанием прописных догм.
Увы, одной из причин крушения СССР и стал этот "образовательный интеллект". Но это тема отдельного большого разговора...
Иными словами, грубо говоря: в одном виде образовательного процесса воспитывают стадо послушных и доверчивых баранов, в другом - приучают думать...