Самый музыкальный вокзал.
Здесь давали концерты Иоганн Штраус и Фёдор Шаляпин, исполнял свои сочинения Сергей Прокофьев и танцевала Анна Павлова
Павловский музыкальный вокзал Царскосельской железной дороги Фото: tsarselo.ru
Интерьер концертного зала.
Летопись железных дорог иногда пересекалась с историей русской культуры. Особенно ярко это проявилось в Павловске. Музыкальный вокзал, ставший украшением этого небольшого города, был известен всей культурной России. Увы, после сражений Великой Отечественной от некогда величественного вокзала и концертного зала остался лишь один-единственный чугунный фонарь-фонтан.
А история Павловского вокзала, право, не заслуживает забвения.
Весной 1838 года открылось железнодорожное движение на участке Павловск – Петербург. Строитель этой дороги, австрийский инженер Франц фон Герстнер, предложил на конечном пункте здание вокзала – или, как тогда произносили, воксала – «для пристанища и удовольствия публики». Воксалами первоначально – ещё в дожелезнодорожную пору – назывались увеселительные сады с павильонами, в которых проводились маскарады и концерты.
Изящное ампирное здание ресторана с концертным залом построили по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера – строителя нескольких дворцов в Петербурге, Петергофе, Таганроге… Зал действовал, как правило, в тёплое время года. Это был первый (!) концертный зал в России, в котором регулярно выступали симфонические, цыганские, военные оркестры. В истории русского музыкального искусства он сыграл роль яркую, незабываемую.
В 1971 году в СССР вышел на экраны фильм «Прощание с Петербургом» – щемящая и эффектная история русских гастролей «короля вальсов» Иоганна Штрауса. Увы, тогда снимать пришлось в других декорациях: исторического вокзала уже не существовало. А ведь это были настоящие праздники музыки!
6 мая 1856 года и позже Штраус давал серию концертов именно под сенью Павловского вокзала. Эти музыкальные вечера вошли в историю и произвели сильнейшее впечатление на русских любителей музыки. Он выступал и как дирижёр, и как композитор, представляя свои новые сочинения, пьесы российских и европейских музыкантов... «Санкт-Петербургские ведомости» высокопарно повествовали о русских триумфах знаменитого маэстро: «Народу в Павловске была бездна». Концерт не раз прерывали восторженные овации. После первого концерта русские поклонники музыки Штрауса донесли до его квартиры на руках. Именно Штраус превратил Павловский вокзал из ресторана, где обедали под музыку, в настоящий концертный зал. Он никогда не играл для жующей публики… Концерты Штрауса регулярно начинались в семь часов вечера и продолжались до отхода последнего поезда. Так продолжалось несколько лет и вёсен. В Павловске Штраус написал вальсы «Петербургские дамы», «Княгиня Александра», «Прощание с Петербургом», кадриль «Славянка», польки «Ольга», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Петербурге», «Незнакомка», «Павловск», «Нева»… Его темперамент и талант покорили Россию.
Последним сезоном Штрауса в Павловске стало лето 1865 года. В России он стал настоящей звездой и, благодаря щедрым гонорарам за концерты на вокзале, превратился в состоятельного человека. Он был первой, но не последней сценической легендой Павловского музыкального вокзала.
В зале Павловского вокзала не раз дирижировал Александр Константинович Глазунов – классик русской музыки ХХ века. Свои виртуозные фортепианные пьесы исполнял в этом зале и Сергей Сергеевич Прокофьев. В августе 1912-го молодой Прокофьев с оркестром Асланова исполнил в Павловске свой 1-й концерт для фортепиано с оркестром, а 23 августа 1913-го – впервые! — 2-й концерт – одно из фундаментальных сочинений музыкальной классики ХХ века.
В конце XIX века настоящим устроителем музыкальной жизни в Павловске стал дирижёр и скрипач Николай Галкин – преданный пропагандист сочинений П.И. Чайковского, которым внимали гости музыкального вокзала. Там прозвучали премьеры многих шедевров русской камерной музыки. У Галкина было так заведено: по вторникам звучали только произведения отечественных композиторов. Кстати, в роли «цензоров» тех концертов выступало руководство железной дороги. О тех концертах вспоминал Осип Мандельштам: «…шары дамских буфов и всё прочее вращаются вокруг стеклянного Павловского вокзала, и дирижёр Галкин – в центре мира. В середине девяностых годов в Павловск, как в некий Элизий, стремился весь Петербург. Свистки паровозов и железнодорожные звонки мешались с патриотической какофонией увертюры двенадцатого года, и особенный запах стоял в огромном вокзале, где царили Чайковский и Рубинштейн. Сыроватый воздух заплесневших парков, запах гниющих парников и оранжерейных роз и навстречу ему – тяжёлые испарения буфета, едкая сигара, вокзальная гарь и косметика многотысячной толпы». Тот вокзал навсегда жив в этих воспоминаниях.
А поэт Всеволод Рождественский так писал о павловских концертах:
Аплодисменты. Разговора
Неспешный гул. Сдвиганье мест.
И вновь три такта дирижёра,
Насторожившийся оркестр.
Все ждут. Запела окарина,
Гудят смычки. Удар упал,
И в медном грохоте лавина
Со сводов рушится на зал.
В дожде, в сверкающей лазури,
В мельканье дьявольском локтей,
В прорывах грома, в свисте бури
Весь блеск, весь ужас этих дней!
7 июня 1914 года на сцене Павловского вокзала состоялось одно из последних выступлений в России великой балерины Анны Павловой. Она «показывала» свои гениальные миниатюры – в том числе «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса. Публика во время её выступления и замирала, и взрывалась… Через несколько недель начались английские гастроли, которые оказались «вечными». После этого Павлова объездила весь мир, но на Родину больше не возвращалась.
Даже в годы Гражданской войны концертный зал Павловского вокзала не пустовал и не умолкал. Именно там, по существу, был создан первый советский государственный симфонический оркестр, в котором соединились музыканты бывшего придворного оркестра и «павловцы». Так был создан первый Большой симфонический оркестр, в 1920‑м переименованный в Государственный симфонический оркестр, а в 1921-м – в Оркестр государственной академической филармонии. В Павловске дирижировал этим оркестром нередко сам Глазунов.
Музыканты любили этот зал, считали его счастливым. Любили неравнодушную, понимающую павловскую публику. Почти каждый день в этих стенах случались аншлаги. Нет, это была не скучающая публика, ожидающая поезда… Любители музыки не жалели сил, чтобы специально заехать в Павловск из Петербурга ради концерта.
В павловском вокзальном зале после революции давал концерты сам Фёдор Иванович Шаляпин! А симфонические оркестры выступали в Павловске почти ежедневно. Даже в голодном и холодном 1918 году там выступали музыканты – в том числе первый в нашей стране ансамбль народных инструментов Василия Васильевича Андреева. Шаляпин – первый народный артист РСФСР – вскоре покинул Советскую Россию. Но навсегда остался на Родине другой знаменитый гастролёр Павловского вокзала – Леонид Собинов – величайший русский тенор начала ХХ века. Ему тоже рукоплескали павловцы…
В мае 1938 года музыканты торжественно отметили столетие любимого концертного зала – Павловского вокзала. Смолкла музыка только в августе 1941 года, когда гитлеровцы рвались в Ленинград.
В ХХ веке войны – мировые, гражданские – уничтожили немало шедевров архитектуры в Европе. Многие из них были возвращены из небытия строителями и реставраторами. Павловский вокзал, не уцелевший в годы Великой Отечественной, долго ждёт своей очереди… На месте бывшего вокзала установлен памятный камень с мраморной доской: «На этом месте был открыт Павловский музыкальный вокзал – крупнейший центр музыкальной жизни России». Это не преувеличение.
Замостьянов Арсений,заместитель главного редактора журнала "История".
Спасибо