Самый низкий звук среди струнных инструментов издает октобас
Октобас является самым крупногабаритным из струнных смычковых инструментов. Его длина достигает четырех метров. Он объединяет в себе отдельные параметры двух видов: скрипичного и семейства виол...
Предыстория появления музыкального инструмента имеет не одно столетие и уходит своими корнями в далекий семнадцатый век. Предположения скрипичных дел мастеров о том, что габаритов каркаса контрабаса недостаточно для очень низкого звучания, привели их к созданию контрабаса-гиганта. Такой инструмент назвали октобасом. Применяют и иные названия этого инструмента, такие как октавный контрабас или субконтрабас. Один из экземпляров под названием «Голиаф» выставлен в английском музее Виктории и Альберта в Лондоне, в длину он достигает 2-х метров 60 сантиметров.
Игра на Голиафе являлась очень трудоемким процессом. Предполагалось, что для исполнения произведений один музыкант должен был стоять высоко на стуле и зажимать струны, а второй извлекал звуки с помощью смычка.
Еще один выдающийся экземпляр был создан в 1849 году французским скрипичных дел мастером Жаном Батистом Вийомом. Габариты инструмента впечатляли: в длину он был почти четыре метра. Игра на этом октобасе была не так сложна, как на Голиафе. Инструмент укреплялся в вертикальной позиции, а исполнитель располагался на специально разработанную для него площадку. Несмотря на это, исполнитель не мог полноценно зажимать струны грифа, поскольку они были очень большими. Поэтому мастер изготовил устройство, которое управлялось с помощью ручных рычагов и громоздких педалей. Музыканту приходилось удерживаться на одной ноге, другой же он управлял педалями. Передвигая рычаги левой рукой, в правой он удерживал смычок. Натяжные длинные канаты с планками соединяли гриф с эти вспомогательным устройством. Как только рука или нога музыканта касалась педали или рычага, струна прижималась планкой к грифу.
Еще более необыкновенным по своим размерам был огромный октобас, который в длину доходил до четырех с половиной метров. По ширине корпус не намного превосходил размер обычного контрабаса и был около двух метров. Изготовлен такой крупногабаритный экземпляр был Джоном Гейером в американском Цинциннати.
Однако повсеместного распространения октавные контрабасы так и не получили. Скрипичные мастера не добились желаемых результатов, так как не получили предполагавшуюся насыщенность и силу звука. Инструмент помог достигнуть предела диапазона по низким частотам, но никакими иными преимуществами перед контрабасом не обладал.
Несмотря на это, сегодня октобас используют на некоторых музыкальных выступлениях. Инструмент часто используют, если композитор включает отдельную партию для него.
Строй октавного контрабаса
Сегодня октобас является трехструнным инструментом. Струны настроены на такие ноты как до, соль и ре. Самое низкое звучание соответствует нижней границе диапазона, которое слышит человеческое ухо. Поэтому продолжение экспериментов по достижению более низких частот является бессмысленным, так как звука слышно не будет.
Техника исполнения на октобасе
Современные инструменты также имеют очень большие размеры, поэтому игра на них является непростой задачей для музыканта. Для того чтобы музыкант мог играть на субконтрабасе, используют специальную табуретку.
Прижатие струн в октобасе происходит при помощи особого ручного приспособления. В инструмент вмонтированы 7 рычагов, позволяющих прижать сразу все струны на одном из нужных ладов.
Принцип игры на октавном контрабасе такой же, как и на других инструментах скрипичного семейства. Ограниченная техника игры на нем обусловлена крупными габаритами и неудобным положением смычка. Поэтому темп игры различных скачков и гамм значительно снижен.
В основном субконтрабас используют для игры в симфоническом оркестре. Многие композиторы использовали в своих творениях этот инструмент для плотности и полноты звучания произведения. Самыми известными современными произведениями с применением октобаса являются труды композитора Адама Гилберти из Америки.
В современном мире музыки существуют и другие крупные и низкочастотные инструменты. Изготовлены они по принципу увеличения своих аналогов. К таким музыкальным инструментам относятся контрабас-тромбон, бас-туба, контрабас-флейта и другие.
Ещё один гигант из семейства духовых инструментов. Саксофон sub-kontrabass
Вот такие бывают музыкальные инструменты...
Не знаю. При предпросмотре был на 10 Цвет мой любимый : Вот такой
----------------------------------------------------
Спасибо за информацию.
Внимание вопрос:
=== диаметр струн этого инструмента
=== сколько весит эта струна
----------------------------------------------------
Вопрос конечно интересный и ответ на него можно найти в Сети.
По личному опыту знаю что набор жильных струн для контрабаса весит 300 -350гр.
Для такого гиганта как октобас используются вероятно металлические струны с оплеткой как на рояля.
Оплётка может быть металлической или синтетической.
Естественно вес немалый. длина инструмента 4 метра.
.
------------------------------------------------------
Спасибо за ответ.
Я сам НЕ смог отыскать в сети ответ на свои вопросы.
------------------------------------------------------
Валерий, большое спасибо за вопрос! :)) А Владимиру - за ответ!!! :)
Я подумала, но спросить как-то... не спросила. :)
Интересно, а без смычка, как на контробасе, на нём "мона сбацать"?
Сергеич,привет!! Большое спасибо тебе за эту замечательную лекцию и прекрасную экскурсию в мир редких музыкальных инструментов!!!
Не " мона "
: Октобас тихий инструмент. с ограниченным диапазоном.
Звук извлекается тяжёлым наканифоленным смычком. Рука со смычком движется в горизонтальном направлении в определенном месте струне. этим достигается наибольшая звучность. При игре piccicato- дергание струны... резонанса от струны на корпус будет минимально. Слишком длинная струна слишком большое расстояние от деки инструмента. Контрабасов в симфоническом оркестре 5-6. Только тогда при игре смычком а тем более приёмом piccicato достигается необходимый звуковой баланс с оркестром. с оркестром.. Контрабас равноценен по звучности в малом составе.идеальный вариант трио-квартет симфонический эстрадный или джазовый.... Как пример посмотрите как звучит благородный струнный инструмент при вольном с ним обращении. Это уже не смычковый а ударный инструмент. Кошмар и тихий ужас...
Нуу..Так уж и ужас. Шикарное применение. Александр... Это же составляющая славы старого, доброго рок-н-рола 50-х. Без контрабаса и пианино , как стол праздничный без рыбного считался дурновкусицей в жанре. Просто подумалось - может с этим Октобасом ещё бы круче выходило. Шикарная ведь альтернатива бас-гитарам.
Главное чтобы инструмент в руках мастера был и звучал на все 100% своих возможностей. Технических и акустических. Без всякой электроники.
Вилли Диксон понравился. Хорош. Но барабан и сакс к нему были бы неплохим дополнением. А на счёт октобаса- что ещё кроме фантазий остаётся. Теперь уже всё равно не узнаешь как бы оно было.
Да...Вы правы, есть партия ударников. Не громкая, но есть. Тарелки вроде
Стихия Диксона -блюз
Хорошая компания собралась
Владимир Сергеевич, привет ! Интересная информация. А что такой крупный и жирный шрифт ???