Scritti Politti альбом Cupid And Psyche 85 (1985)
Дебютный альбом Скритти Политти "Songs to Remember" был выпущен в сентябре 1982 года, но еще до его выхода певец, музыкант и их духовный лидер Грин Гартсайд отметил в интервью свое разочарование ограничениями, связанными с лейблом Rough Trade Records. После "Songs to Remember" он начал вести переговоры с более крупными звукозаписывающими организациями, что неохотно поддерживалось Rough Trade, которая хотела сохранить его. Но быстро поняла, что они не могут поддержать его финансово с бюджетом на тот тип записи, который хотел сделать Грин.
Грин Гартсайд
Тогда же Грин дистанцировался от первоначального пост панка и марксистского духа в коллективе, который исходил от его старых музыкантов в Скритти Политти и к моменту выхода второго альбома тот фактически стал его сольным проектом. Другие первоначальные участники покинули его во время записи альбома или вскоре после этого.
Ещё во время записи дебютного альбома Грин познакомился с Дэвидом Гамсоном, который был клавишником, программистом и помощником инженера лейбла Rough Trade. Грин и Гамсон нашли общий язык и решили, что в будущем будут работать вместе, поскольку у них были схожие представления о типе музыки, которую они хотели делать.
В 1983 году пара Гартсайд -Гамсон отправилась в родной город Гамсона Нью-Йорк и встретилась с другим ньюйоркцем, барабанщиком Фредом Махером. Этого оказалось достаточно, чтобы собрать новую версию Scritti Politti. Грин остался в Нью-Йорке со своими новыми музыкальными партнерами. С помощью нового менеджера Боба Ласта он наконец решил свои проблемы с предыдущим местом работы и подписал сделки с лейблом Virgin Records в Великобритании и Warner Bros.Records в Северной Америке.
Так в результате появился, местами сильно смахивающий на поздние сольные опусы Майкла Джексона, "Купидон и Психея-85", Cupid & Psyche 85 , второй альбом британской группы Scritti Politti, выпущенный на лейбле Virgin Records 10 июня 1985 года. Он продолжил опыты Грина Гартсайда с коммерческими стилями поп-музыки и современным студийным производством, в то время как тексты отражали озабоченность вопросами языка и политики. Все песни написал Грин Гартсайд.
Он остается самым успешным альбомом группы, достигнув пятого места в Великобритании, и был сертифицирован золотым BPI за 100 000 проданных копий. Альбом содержал пять синглов, три из которых были в топ-20 местных хитов. Сингл "Perfect Way" стал неожиданно хитом и в США, достигнув 11-го места в чарте Billboard Hot 100 за 25 недель.
Дэвид Гамсон
Играя на синтезаторе Дэвид Гамсон привнес в музыку группы влияние черных американских коллективов, типа Parliament-Funkadelic, в то время как сам Гарсайд черпал вдохновение из только зарождающейся хип-хоп музыки. По словам Дэйва Льюиса из AllMusic, "ни один предыдущий поп альбом не интегрировал методы сэмплирования и секвенирования в такой большой степени".
Первым синглом, выпущенным с альбома, был "Wood Beez (Pray Like Areta Franklin) "в феврале 1984 года, его подзаголовок намекал на песню Ареты Франклин" I Say a Little Prayer", над которой ранее работал продюсер Ариф Мардин. На вопрос о смене музыкального направления Грин признался: "если бы вы сыграли мне" Wood Beez " шесть лет назад, я бы презрительно сплюнул или что-то в этом роде. Но я люблю перемены."
Он описал эту песню как " очень сложную, тут весь вопрос о том, что такое поп-музыка; ее отношение к языку, власти и политике. Это также вопрос изменения музыки и злоупотребления некоторыми правилами языка. Арета пела, возможно, бессмысленные поп-песни и явно демонстрировала свои евангельские корни. Но она пела их с жаром, со страстью, хотя я ненавижу употреблять это слово, потому что в последнее время оно ужасно затаскано. Для убежденного материалиста, чей интерес снова повернулся к языку-возможно, из – за банкротства марксизма, связанного с идеологией или любым художественным сообществом, - слушать ее песни равносильно прослушиванию гимна или молитвы. Очевидно, я не смог бы выразить такое в трехминутной поп-песне."
Хотя Скритти Политти принял за основу музыкальный мейнстрим и больше не уходил от него, тексты Грина все еще были озабочены размышлениями о том, что чем больше человек отдаляется от реальности, тем больше он влюбляется в некую идеализированную версию жизни, на самом деле не существующую и не имеющую отношения к реальности . Эта мысль преподносится на треке альбома "A Little Knowledge" строкой "Now I know to love you is not to know you". "Теперь я знаю, как любить тебя. Надо просто не знать ничего о тебе"
Это противоречие нашло отражение в названии альбома, отсылающем к мифу о двух древнегреческих богах, которым было предписано никогда не полюбить друг друга по-настоящему. Грин объяснил в интервью, что " есть басня, миф о Купидоне и Психее и их сделка заключалась в том, что они будут любить друг друга до тех пор, пока не будут стараться узнать слишком много друг о друге (не будут стараться узнать имя, не будут показывать лицо) – они должны просто наслаждаться обществом друг друга и не предъявлять взаимных требований. Но именно это и случилось, поэтому Купидон сбежал, а Психея была отправлена на вечные скитания по всему миру в попытках найти его. Хотя, в самом конце легенды они находят друг друга - сказка имеет счастливый конец. Но в нашем обществе Купидон сейчас стал означать "романтику", а Психея - "скрытые тёмные глубины", поэтому, конечно, было бы нелепо назвать альбом просто "Купидон и Психея". А если поставить 85-й после него, то всё становится логичным."
Отзывы о Cupid & Psyche 85 были в целом положительными. В США журнал "Спин" заявил, что" никакая дискотека никогда не была такой возвышенной " и что смесь поп-музыки и интеллектуализма Грина" приносит нам пользу, обучая словарю эмоций. Позолоченный, сфабрикованный Дворец чувств Грина заставляет вас хотеть узнать больше об этих вопросах, даже когда его заумная игра слов, фальцетный вокал и ловкие манипуляции синкопами современной танцевальной музыки ведут вас на какой-то пустой бездушный танцпол."
Писавший для The Village Voice, критик Роберт Кристгау отмечал, что " горельефная постановка, птичьи мелодии, бойкие клавишные аранжировки, хиппи-хоп-бит и лукавый эфирный фальцет складываются в музыку удивительной легкости и остроумия, которая спасается от любого намека на тривиальность игрой слов "
Rolling Stone был прохладнее к записи, признав, что новое направление Скритти Политти хорошо поработало над "Wood Beez" и "Absolute", но что "остальная часть Cupid & Psyche 85 недостаточно проработана. Грин так хорошо усвоил уроки таких мастеров танцевальной музыки, как Ариф Мардин, что часто подражает тем самым формулам, которые ранее стремился разрушить... Стильно выполненный, порой восхитительно эксцентричный, Cupid & Psyche 85 в конечном счете слишком верен своей форме, чтобы быть по-настоящему прорывным.В ретроспективном обзоре AllMusic назвала альбом "ультрасовременным, безукоризненно построенным набором запоминающегося синти-попа"."
В эпизоде своего радиошоу Elton John's Rocket Hour, транслировавшегося на онлайн-радиостанции Apple Music Beats 24 октября 2015 года, Элтон Джон сказал, что считает этот альбом лучшим электронным альбомом 1980-х годов.
JLe, Джон Льюис, ассистент издателя в международном еженедельнике о развлечениях и культурной жизни Time Out, лондонский музыкальный обозреватель и составитель компилятивных альбомов и вступительных заметок к альбомам, пишет в альманах 1001 Albums You Must Hear Before You Die:
"Альбом «Cupid And Psyche 85» («Купидон и Психея 85») был прорывом для группы Грина Гартсайда «Scritti Politti», он породил пять хитов в Великобритании и два шлягера в Соединенных Штатах. Это была третья реинкарнация группы, которая была основана в 1977. году как лондонская команда-анархист, записавшая четыре экспериментальных пост-панковских сингла, на которые повлияли, что необычно, французская литературная теория и итальянский марксизм.
При поддержке высокопрофессионального продюсера Арифа Мардина «Cupid ...«поднял планку для ритм-энд-блюза. Фанк «Wood Beez» и рок счастливых влюбленных «The World Girl» принесли Гартсайду - белому студенту факультета искусств из Южного Уэльса - почитание Принса, Чака Хана, Джэнет Джэксон, «Jam & Lewis» и многих других его темнокожих героев.
«Perfect Way» - номер 12 в Соединенных Штатах, был даже перепет Майлзом Дэвисом, который позже сотрудничал с группой. Вдохновленный продюсерской работой Куинси Джонса в альбоме «Off The Wall» Майкла Джексона, Гартсайд переехал на Манхаттан с клавишником Дэвидом Гэмсоном и барабанщиком Фредом Махером, чтобы окружить себя такими сессионными музыкантами, как басист Маркус Миллер, гитарист Роберт Квин и барабанщик Стив Ферроне. Спетые в стиле джексоновского андрогенного фальцета, загадочные стихи песен Грина ставили вопросы о достижимости романтики, превращая любовную песню в вид лексической игры.
Все эти основные достоинства остались незамеченными большинством аудитории - но с его сладкозвучными синклавирами, фанфарами фирмы «Fairlight» и тщательно упорядоченными брейкбитами, влияние альбома «Cupid And Psyche 85» на поп-музыку было огромным. "
"Я никогда не слушаю свою собственную музыку".
Грин Гартсайд, 2005
Лэйбл Virgin Продюсер Arif Mardin Арт-директор Keith Breeden и Green Gartside
Страна Великобритания Продолжительность 38:15