Из растений Перуну посвящался дуб, а иногда дикая яблоня.
У дубов или в дубовых рощах располагались древнейшие места поклонения громовержцу. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном. Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии.
Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища.
Леса и рощи посвящались этому богу. Даже одна отломленная в такой священной роще веточка считалась святотатством, за которое расплата – смерть. В основном это дубовые рощи.
Некоторые славянские племена чтили дуб как храм, в густых ветвях которого во время грозы прячется само божество. Если же молния ударяла в дуб – это означало гнев божества на чьи-то грехи.
И лишь немалыми жертвоприношениями можно было умилостивить его.
В славянских поверьях Перун связан и с рябиною, красные ягоды которой напоминали молниеносный цвет Перуна, поэтому бурно-грозовая ночь получила название рябиновой, а ветка рябины принималась за символ Перуновой палицы.
Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть лилово - голубых лепестков, громовой знак).
Во многих сказках встречается понятие Перунов цвет. Его еще называют огненным цветом папоротника, который расцветает в ночь на Ивана Купалу, когда Перун, по древнему представлению, выступал на битву с демоном-иссушителем.
Многие смельчаки мечтают найти огненный цветок папоротника, который поможет обнаружить клад, открыть замки, исцелить заболевшего.
И вообще сделает его владельца «вещим» - знающим прошлое и будущее, умеющим угадывать чужие мысли, понимающим язык зверей, птиц и растений. Неслучайно контуры святилищ Перуна повторяли восьмигранную форму лепестков этого растения.
Однако Перуна называли “княжьим богом”, поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников.
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна - бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством, по его молитве пролилась вода с неба и напоила землю. А также в богатыря русского Илью Муромца..
Танюшка, привет!А можно стишок про ПЕРУНА-в качестве подхалимажа-Грозному Богу предков наших?
Илья Герасименко
ПЕРУН- Путь, Есть, Ратная, Утеха, Наша.
Перуне Грозный, Сильный, Ратный
Ударь секирою булатной
Свой гнев излей в лицо врагам
Всем их посевам, табунам
Пускай вовек не возродится
Пусть кара Божья свершится
Для тех, кто зло Руси несёт
И вмиг от стрел твоих падёт
Их войско подлое, лихое
В веках исчезнет семя злое
Все в тёмной Нави пропадут
Объятия Мары обретут
Ты Страж Великий старой веры
Пускай трясутся твари серы!
Только так, и не иначе
P.S Читается перед боем.
Перевод со старославянского.
Blondinka пишет:
Привет, Танюшка! Конечно же! И спасибо!
Дождь люблю...и грозу тоже-это мое:) Пока что-в мечтах:)
Из всех славянских Богов о ПЕРУНЕ наверно знает каждый, кто, когда-либо учился в средней школе, где на страницах учебников по древнерусской истории ПЕРУН и другие славянские боги вскользь упоминаются. Правда под влиянием на историю и историков, русской православной церкви, они всегда предстают перед нами в негативном облике.
Но, не нужно забывать и о том, что кроме страниц истории, великий славянский бог ПЕРУН живет и своей жизнью! Он периодически напоминает каждому из нас о своем существовании, особенно когда лично мы, попадаем в область действия грозы.
Может быть поэтому, до сих пор, современные нам люди, услышав гром и видя молнии, в страхе смотрят на небо и, забыв всю христианскую идеологию, задаются невольным риторическим вопросом: А не прогневили ли они чем великого Перуна?
Ответ на это вопрос один: Прогневили и очень прогневили!
В легендах и мифологических сказаниях всех народов мира присутствует такое таинственное и величественное природное явления как гроза. Неистовство природы всегда пугало и восхищало человека своей колоссальной силой и дикой неконтролируемой красотой.
Воспевалось это смешение влаги, силы ветра и электричества также в литературных произведениях гениальных поэтов, писателей и художников.
Ученые выяснили, что более всего распространены такие явления над континентами, а вот мировой океан подвергается этому погодному чуду в десять раз реже.
Древние народы всего мира обожествляли такое величественное и пугающее явление как гроза. Во всех стадиях язычества встречаются у народностей свои боги-громовержцы и покровители ветров и раскатов грома. Как правило, это свирепые и сильные боги, отражающие характер стихийного явления.
Например, славяне, предпочитавшие бояться, нежели как греки восхищаться своими богами, имели сразу несколько покровителей: главный -Перун, Стрибог, Сварожич и прочие. Их изображения были поистине пугающими и характеризовали панический страх людей прошлого перед силами природы.
Греческим воплощением грозы, стал великий Зевс, оружием которого были молнии. Признание громовержца самым великим среди олимпийских обитателей указывает на тот факт, что грозы были самым опасным и непредсказуемым явлением для Древней Греции. Грозу греки считали выражением божьим и поклонялись ее красоте и силе. Приобщен к неистовству стихии был и бог-кузнец Гефест.
Высшим почтением пользовался и громовержец Юпитер у древних римлян. Они также благоговели и трепетали пред лицом ужасающей грозы, отдавая ей место самого мощного и страшного среди необъяснимых явлений.
Скандинавские народы также питали особое уважение к Тору, управлявшему громом и молниями.
Народы всего мира наделяли своих могущественных покровителей силой управлять грозами, так как считали данное природное явление самым опасным. Не понимая его истинных причин, люди испытывали панический страх перед непредсказуемой, карающей стихией. Ацтеки приносили жертвы, чтобы задобрить разбушевавшихся богов. Впрочем, жертвоприношением «грешили» не только жители Южной Америки, этот обряд в той или иной степени присутствовал у всех народов мира
Но вернемся к нашему Перуну....
Перун – сын Сварога и Леды, прародителей всех славянских богов.
Во время рождения Перуна тряслась земля в округе, на небе сверкали молнии, грохотали раскаты грома, приветствуя появление на свет сына Сварога Перуна-громовержца.
Но недолго радовались счастливые родители обществом сына. Похитил Перуна Скипер-зверь, заодно прихватив его сестер, Живу, Лелю и Марену. Унес в свою пещеру, находящуюся на границе с потусторонним миром. Девиц превратил в чудовищ, а Перуна погрузил в беспробудный сон.
Так и спал Перун долгие годы, пока не нашли его старшие братья Сварожичи, обернувшиеся в вещих птиц – Алконоста, Сирина и Стратима. Испугался их Скипер-зверь и скрылся в своем логове.
А братья стали будить сильно подросшего во сне младшего братика. Да никак не могли разбудить. Только сурья – живая вода, принесенная с Репейских гор, сняла с Перуна заклятие.
Проснулся он, потянулся и вызвал на бой своего мучителя Скипер-зверя. Долго бились они, то один победу одерживал, то другой. Наконец поднял Перун своего врага и бросил оземь. И поглотила мать-земля страшного Скипер-зверя.
А.С.Пушкин...Песнь О Вещем Олеге...
Да Простит Нас А.С.Пушкин...а это уже вариант Семеныча...
Расколдовав своих сестричек, отправился Перун домой. Но по дороге встретил красавицу Диву, дочь бога звездного неба Дыя и богини луны Дивии.
Влюбился в нее Перун без памяти, даже забыл, что домой шел. Стал просить Дыя отдать ему Диву в жену. А Дый не хочет отдавать свою дочь-красавицу какому-то пришлому, пусть даже и громовержцу.
Но тут Перуну случай подвернулся доказать, что он достоин стать мужем красавицы.
Из Черного моря пожаловало чудище трехголовое и похитило Диву, пока Перун с Дыем разговоры о свадьбе вели.
Метнул Перун копье свое огненное в чудище морское. Тот со страху и девушку отпустил. Ничего не оставалось Дыю, как отдать замуж за спасителя. С тех пор стали называть Диву Перуницей – женой Перуна.
А вскоре у них и дочь родилась Девана. Красотой в мать пошла, силой – в отца. Да такой честолюбивой оказалась, что придумала сместить с трона самого бога великого Сварога, деда своего.
Пришлось Перуну на бой против своей дочери отправиться. Подрались немного, но силы все-таки оказались неравными. Запросила дочь у отца милости. Разве не простит отец дитя свое неразумное? С тем и помирились.
Красавец был Перун. Могуч, статен, волосы черные, а борода огненно-рыжая. А как колесницей своей управлял! Несется она, бывало, по небу – грохот на земле стоит.
Вот откуда гром разносится. А молнии – это отблески от ударов меча Перунова, которым он разит Змия небесного. Ведь главная обязанность Перуна – защищать Солнце, которое Змий небесный похитить хочет.
Но где Змию справиться с Перуном. Не позволит он погубить свет ясный. Имя Перуна означает "разящий", "тот, кто сильно бьет". Разве с таким справишься?
А еще Перун за порядком на земле, средь людей, наблюдает. На то он и бог верховный, чтобы своим недремлющим оком за всем следить. И если кто не по Правде, которую он охраняет, живет, того строго наказывает".
С приходом христианства и разрушения язычества черты Перуна были перенесены на христианского Илью-Пророка, а также на Георгия-змееборца и в богатыря русского Илью Муромца.. Но это уже совсем другая история...
Бог Перун движется по поднебесному пространству по своей воле и желанию на все четыре стороны света. Перун стоит на грани мира богов созидателей и разрушителей.
С одной стороны он есть бог-разрушитель, с другой - каратель зла, ведущего к погибели. Он же есть и грозный бог, суд которого, по людским меркам, не всегда в пользу человека. В общении с Перуном, землепашец ясно понимал его неодолимую силу, и потому всегда боялся и почитал его.
Время деяний Перуна в течении года ограничено. Он приходит весной с первой грозой, и тогда люди радостно звоном и криком приглашали его пролить на поля дающую жизнь влагу.
Бурная жизнь: любовь и война Перуна оказывается краткой. Он быстро истощает себя и поднимается назад, в поднебесье для возрождения сил.
День ухода Перуна из поднебесного мира за голубую твердь - 2 августа по н. ст. После этого дня он может не давать более дождя.
В это время народ просит Перуна уйти на небо без пожаров, и не держать зла на тех, кто как-то его невзначай обидел.
...смывает гроза и слезы, и следы,
Уходят в память образы и звуки...
Прикосновения забывают руки,
а крылья - ощущение высоты.
В калейдоскопе все перемешав,
Жизнь не дает вздохнуть, остановиться...
Но иногда во сне я вижу лица,
И замирает на краю душа...
...и вот такие отблески огня
Вновь на мгновенье полночь освещают...
И снова верю, что меня прощают
И, может, снова где-то ждут меня...
...но дождь смывает слезы и следы,
Стирает время образы и звуки...
Но только помнят и душа, и руки
Прикосновение света и мечты...
Cтихия…Дождь рекой, раскаты грома
И молнии зарницы огневой.
И все мечтают оказаться дома,
В тепле и сухости, из дома ни ногой.
Но летний дождь, ведь это же прекрасно!
Тепла вода и в лужах пузыри.
Прислушайся к себе и сразу станет ясно,
О чем ты думаешь, что у тебя внутри…
Ты вспомни детство: дождь, гроза и всюду лужи.
И почему-то гром не страшен нам ничуть.
По лужам босиком. Как этот дождь нам нужен…
Одну прошли и снова в путь.
Дождь льет воды потоки теплой, нежной
И лужи по – колено ( так казалось нам)
Бежим в дожде вприпрыжку, безмятежно,
Не думая расстроить пап и мам.
А что сейчас? Семья, дела, работа,
Проблемы и заботы, дети, дом.
А может все забыть? Пойти под дождь, разуться
И пробежать по лужам босиком…
У ночи грустные глаза,
И стонет рухнувшее счастье...
Прошлась, играючи, гроза,
И растворилась, в одночасье...
А воздух от жасмина пьян...
На вдох-судьба, на выдох-горе...
Бродяга ветер и смутьян-
Поет и бредит о просторе...
Моей души хмельной разбег-
Холсту доверившись, рисует...
Все то, чем дышит человек,
Все то, что любит и смакует...
У ночи грустные глаза,
Цветенье жизни у рассвета...
Промчалась летняя гроза...
Какое счастье видеть это!
ГРОЗА
В шум грозы пойду пройдусь я,
Ветры в клочья тучи рвут!
И над призрачной над Русью
Боги старые встают!
За высокой за горою
Блещут молнии из рун,
То секирой золотою
Валит недругов Перун!
Дождь холодный с неба хлещет,
Ржанье бешенных коней!
И идет кудесник вещий
Прямо по полю ко мне!
А как гром небесный грянет
Над дорогой луговой,
Он мне яблоко протянет,
Дядька с гривою седой!
Ох тяжел, проклятья камень,
И не всяк его узрит!
Но над черными крестами
Солнце русичей горит!
Это Хорс с Зарею прибыл,
Встал, опершись на копье!
А тебе, Велес, спасибо -
Вкусно яблоко твое!
Разлилась Заря в полнеба,
Красотою всех пленит,
То ли быль, а то ли небыль,
Да секира все звенит!
Евгений Потоцкий - Серый дождь
samonodin пишет:
Агааа, пока меня нета я вот он здесь и слушаю и читаю
Сам , привет! А я вот думаю .... где ж это ты запропастился ??? :))) Рада тебя видеть!
vitek31rus пишет:
Евгений Потоцкий - Серый дождьВить, потрясающе! Представляешь.... весь вечер ищу ее у себя и не смогла найти..... потеряла где-то.....Спасибо! Ну как же ты угадал!
И привет!
Поиграй со мной гроза - Фестиваль
Blondinka пишет:
Вить, потрясающе! Представляешь.... весь вечер ищу ее у себя и не смогла найти..... потеряла где-то.....Спасибо! Ну как же ты угадал!
И привет!
Танюш, английский вариант нужен? Это Евгений Потоцкий и Странники. :)
Воскресение - Поиграй со мной, гроза
М.Ю.Лермонтов
Гроза
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей
Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется -
И здесь стою недвижим я.
Стою - ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьешься ты?
О нет! - летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.
vitek31rus пишет:
Танюш, английский вариант нужен? Это Евгений Потоцкий и Странники.
Даааа.......... буду очень рада....
Калинка - Гроза весенняя
Tatiana пишет:
Немного дождичка.....Дворового....
Танюшка, мерси!
Тогда лови. Опять Потоцкий. 1990 год.
Ты подумай о том, что дожди на планете не вечные,
Будет снова луна от хорошей погоды чуть пьяная,
А гроза за окном, как явление столь быстротечное,
Ты поверь все опять как всегда начинается заново
Лев Ошанин - Гроза
Была гроза. Гроза как наводненье.
Без отдыха. Все миги, все мгновенья -
Одна сплошная молния ребром.
Один непрекращающийся гром.
Я, столько лет глядящий на природу,
Такой грозы еще не видел сроду.
Казалось, это день и солнце встало,
Казалось, это море грохотало.
Казалось, этот гром и это пламя,
Нечеловечьей злобой рождены,
На землю низвергаются стволами
С затучной марсианской стороны.
Никто не спал. Собака жалась к людям
И вздрагивала вогнутой спиной.
Соседи шебуршали за стеной.
Качались ветви, как от тяжкой боли,
Казалось, содрогался шар земной!
А сын, шельмец, устав на волейболе,
Спокойно спал...
Я люблю , когда дождь,
Когда ветры не спят,
Когда капли в лицо ,
Обжигая летят.
Я люблю задохнуться
От свежести дня
И подставив ладонь
Тонким нитям дождя,
Унестись с ветром ввысь,
Ощутив в нём тебя...
Я люблю , когда дождь...
Тёплым светом маня,
В чудном блеске свечей,
Дом приветит меня,
Я сижу у огня,
Слышу шёпот дождя,
Он мне песни поёт...
Я люблю, Я одна...
Я люблю , когда дождь,
Когда в сердце покой,
И в ноктюрне листвы
Я встречаюсь с тобой.
В этом мрачном плаще,
Вдруг укутавшем мир,
Ты , я, вечность и дождь
В вихре время прорыв...
Я люблю, когда дождь...
Татьяна, Вы потрясающе интересный человек! Внесу и я свою скромную лепту в Вашу богатую коллекцию...
Танюшка, спасибо , дорогая! Дожди - одна из самых любимых моих тем......
Игорь, моя самая искренняя благодарность!
Publicist пишет:
Татьяна, Вы потрясающе интересный человек!
Присоединяюсь!!:)Татьяне....
Море благодарности всем, кто вместе со мной чествовал Перуна, кто поделился замечательной музыкой , помог создать ауру грозового настроения .... Спасибо вам!
И вам спасибо.... все , кому моя заявка показалась интересной, кто зашел не оставив следа....
Танюша! Тебе в первую очередь и всем участникам концерта большое спасибо!
Ирина Ежова-Гроза
Всем привет! Вот хочешь - не хочешь .... опять в теме дождь, гроза, гром и молния.... А все потому, что сегодня - Перунов день!
20 июля, на 27 день после Купальского праздника отмечается Перунов День.
Не без оснований его считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома. В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна. Гроза может быть и разрушительной. Славянский Перун был не только повелителем молнии и грома, но и рачительным хозяином, заботившимся о благополучии своих «подданных» - земледельцев и скотоводов. Перуну посвящали четверг – день, когда он послал на землю благодатный дождь.
А еще Перун - покровитель воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха.
Перун тесно связан с культом огня, воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода : лилово-синие, “мертвые”, разящие насмерть, и золотые - “живые”, созидающие, пробуждающие земное плодородие.