Сегодня юбилей российского советского оперного певца ( бас) Нестеренко Евгения Евгеньевича ( 8 января 1938г)!!!
Сегодня юбилей российского советского оперного певца ( бас) Нестеренко Евгения Евгеньевича ( 8 января 1938г)!!!
Спасибо, Лариса))) и все!
Мне кажется, что слегка не хватает информационного поля, и поэтому позволю себе (но если Лариса считает некорректным, то удалю))) добавить чуть-чуть ретуши в этот пост) Хорошо?
Ниже - выдержки из публикаций и интервью, и взаимная ссылка на соответствующий пост Ларисы о Шаляпине:
Ф.И.Шаляпин - Страницы из моей жизни. Маска и душа https://tunnel.ru/view/post:556899 -
Федор Шаляпин. Фото Агентство ИТАР-ТАСС Певец Евгений Нестеренко. Фото Агентство ИТАР-ТАСС
Евгений Нестеренко: «Шаляпин – величайший из величайших. Это знает весь мир, это знал он сам»
11 февраля 2013 Мария Бабалова
13 февраля исполняется 140 лет со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина.
Шаляпин – наше все и в национальной, и в культурной самоидентификации. Солист Его Императорского Величества, первый народный артист Советской России. О нем написано десятки книг, сотни статей. Проходят фестивали его имени, есть несколько музеев. Но как это по-русски: на его родине в Казани флигель, где родился певец, снесли после революции, дом, где вырос,— десять лет назад. Музея тоже нет. Расстроенный рояль, халат хана Кончака и десяток фотографий занимают угол в музее Максима Горького. И открытая в 1954-м году мемориальная комната Шаляпина в Большом театре просуществовала очень недолго. А прах великого русского певца упокоился в Москву на Новодевичьем кладбище только в 1984 году, куда был перенесен из Парижа спустя 46 лет после его кончины.
Специально для «Вечерней Москвы» о «своем» Шаляпине рассказал выдающийся бас второй половины ХХ века, появившийся на свет в год ухода Шаляпина и отметивший на нынешнее Рождество 75-летие, народный артист СССР Евгений Нестеренко.
–Евгений Евгеньевич, что для Вас главное в личности Шаляпина?
– О Шаляпине говорить и трудно, и легко. Он – необъятен. Его знают все, даже те, кто себе не представляет, что такое опера. Я не раз в этом убеждался. Его слава безмерна. Он входит в тот ряд личностей, который мы определяем именами Пушкина, Глинки, Толстого, Мусоргского, Чайковского, Лермонтова - национальных гениев России, формировавших самосознание русского народа. Шаляпин – величайший из величайших. Это знает весь мир, это знал он сам.
Соприкасаясь с творчеством Шаляпина, читая книги о нем, начинаешь понимать, как рано он, неотёсанный, необразованный парень, вышедший из бедной крестьянской семьи, осознал своё отличие от других. И задолго до кульминационной точки развития его дарования Федора уже называли гениальным. Природа одарила Шаляпина всем – и красотой, и актерским талантом, музыкальностью. Высочайшая громадная фигура, человеческое и творческое обаяние – важные составные части одарённости Фёдора Ивановича.
К тому же он стал образованнейшим человеком. Блестяще овладел французским и итальянским языками, знал украинский, пел по-английски с прекрасным произношением. У него были удивительные способности ко всему. Но никакие трудности не могут быть преодолены без той колоссальной работоспособности, которой отличался великий русский артист.
–Вот откуда такая огромная галерея шаляпинских образов…
– Такого количества ролей, интерпретации которых стали эталонами, кроме Шаляпина не создал ни один певец. Подумать только: Сусанин, Мельник, Борис Годунов, Фарлаф, Ерёмка, дон Базилио, Мефистофель – Гуно и Бойто, – Галицкий, Досифей, Алеко, Варяжский гость, Сальери, Иван Грозный, Дон Кихот! – причём он был первым исполнителем шести последних ролей (всего в его репертуаре было шестьдесят семь оперных партий). И влияние шаляпинского творчества на певцов, исполняющих его репертуар, огромно. Этого влияния очень трудно избежать!
–Но все-таки, как басам, идущим вслед за Шаляпиным, не становиться его клоном?
– Работая над произведениями из его репертуара, мне трудно было освободиться от концепций великого артиста. Со временем я понял, насколько различно иной раз понимание какого-то образа Шаляпиным и мной, поэтому мне необходимо было некоторое время вообще не слушать его записи.
–На вас записи Шаляпина всегда производили магическое впечатление?
– Да. Слушая пластинки некогда знаменитых вокалистов, иной раз удивляешься: почему они имели такой успех? Очевидно, запись не передаёт всего того, чем покорял публику артист. С Шаляпиным подобного вопроса не возникает. Дело не только в том, что его голос хорошо ложился на микрофон, как сейчас говорят, а в том, что духовное, художественное содержание его пения неизмеримо выше содержания пения многих его современников. У него не было соперников.
–Правду говорят, что у Шаляпина был от природы поставленный голос?
– Я вообще не верю в это понятие. Ведь от природы человек даже ходить не умеет, и он ходит на двух ногах, держась прямо, только потому, что вырос среди людей, потому, что его учили ходить, потому, что он наблюдал, как ходят. Бывали случаи, когда ребёнок оказывался в джунглях и воспитывался среди обезьян. И вырастал Маугли. Термин «от природы поставленный голос» кажется мне опасным. Природа не может поставить певческий голос, поскольку пение – благоприобретённый навык. Ведь человек говорит, дышит, ходит, двигается, но не поёт до тех пор, пока не начинает петь часто, много, обучаясь профессионально этому процессу.
Весной 1973 года, вскоре после празднования столетнего шаляпинского юбилея, мне довелось побывать в Монте-Карло, где некогда гениальный артист впервые выступил в заглавной роли в опере Массне «Дон Кихот». Там была устроена большая выставка, посвящённая столетию со дня рождения Дягилева. На ней моё особое внимание привлёк один экспонат: бронзовая посмертная маска Шаляпина из коллекции Сержа Лифаря. Если посмотришь на фотографии Шаляпина в молодости, у него простое, мужицкое лицо. Постепенно, с годами, оно как бы озарялось пламенем гениальности, пылавшим в его душе…
На фотографиях Шаляпина в зрелом возрасте мы видим совершенно иную осанку и иное лицо – благородное, породистое, даже с неким отпечатком аристократизма. Посмертная же шаляпинская маска меня поразила: смерть сняла весь налёт, благоприобретённый им в течение его творческой жизни. Передо мной было лицо уставшего, глубоко страдавшего русского крестьянина. Смерть обнажила подлинный облик гениального артиста, вышедшего из самых низов народа и прославившего этот народ.
–А как так вышло, что Ирины, старшей дочери Шаляпина, не было на похоронах отца в Париже? Ей ведь дали визу на выезд.
– Когда Шаляпин скончался, Ирине Фёдоровне, действительно, дали визу на выезд. Но на границе её остановили и сказали, что выезд из СССР невозможен… Когда Шаляпин был нужен советской власти, ему несколько раз предлагали вернуться, в том числе и лично Горький, с которым у Шаляпина в последние годы были весьма сложные отношения. Но Фёдор Иванович был категорически против возвращения. В этой ситуации Ирина Фёдоровна была своего рода инструментом связи между советской властью и отцом (всего у Федора Ивановича было девять детей от двух жен), но когда Шаляпина не стало, Ирину не выпустили из страны, поступив с ней крайне жестоко.
–А почему, на ваш взгляд, Шаляпин оказался «двоеженцем»?
– В 1906 году из-за болезни матери жена Шаляпина итальянская танцовщица Иола Игнатьевна Торнаги вынуждена была уехать в Италию. Шаляпин остался в Москве один, и в его жизни появилась другая женщина – Мария Валентиновна Петцольд, она была родом из поволжских немцев. И, думаю, сам Шаляпин не предполагал, какое место она займёт в его жизни. Целый год, имея любовницу, Шаляпин писал жене нежные, любящие письма. Но Мария Валентиновна была очень хитра. Увидев душевную истерзанность, неудовлетворённость Шаляпина, его сумасшедшую потребность в ласке, она сумела всё это дать ему. И вскоре сделалась Шаляпину совершенно необходимым человеком.
Когда Торнаги вернулась в Россию, ей, конечно, очень быстро рассказали о романе мужа. Первой её реакцией было получить развод и увезти детей в Италию. Но Шаляпин уверял, что развод ему не нужен. Судебное разбирательство могло бы повредить его карьере. Он обещал, что в их жизни ничего не изменится, он по-прежнему будет заботиться о них. Иола Игнатьевна согласилась. Ради детей они должны сохранить семью. Но, в конце концов, будучи уже в Париже, Фёдор Иванович подал на Иолу Игнатьевну в суд. Он просил развода, но она не соглашалась. Это сенсационное сообщение, кстати, напечатала именно «Вечерняя Москва» в 1927 году. Ирина Фёдоровна рассказывала, что Иола Игнатьевна потеряла сознание, прочитав эту заметку. Но Торнаги Шаляпину всё простила. Несмотря ни на что, она продолжала его любить всю жизнь. И детей своих просила: «Надо ему простить и молиться, чтобы там ему было легко…».
–Отъезд Шаляпина из постреволюционной России, на ваш взгляд, был неизбежен?
– Да. Все пять лет «под большевиками» Шаляпин мечтал уехать из России. Но он чувствовал свой долг, и заботился о своей первой семье, посылал им вещи и продукты, заработанные в качестве гонораров за выступления. Но в 1922 году Шаляпин вместе со второй семьёй покинул Россию. Постепенно дети тоже перебрались за границу. Остались только Ирина Фёдоровна и Иола Игнатьевна. Они прожили в Москве до конца своих дней. Ирина Фёдоровна скончалась в 1978 году, очень много сделав для сохранения памяти о своём отце.
О последних шестнадцати годах жизни Шаляпина за рубежом часто говорят, что за это время Шаляпин не создал ничего нового. Если говорить точно, из новых ролей он создал в это время только роль Кончака. Однако любой артист создаёт свой репертуар примерно до 50 лет. Шаляпин покинул Россию на 50-м году жизни, и к тому моменту он создал всё, что мог…
Дополнение:
Шаляпинский Фестиваль 2013 года, Казань (Репертуар)
На Шаляпинском фестивале выступит Валерий Гергиев
Опубликовано 15 января 2013 (Источник: Федеральный сайт "Аргументы и Факты")
На XXXI Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина утвердили состав участников.
Татарстан, 15 января, АиФ-Казань.На XXXI Международном оперном фестивале имени Федора Шаляпина казанцев ждут приятные сюрпризы: выступление Валерия Гергиева и других. Маэстро с мировым именем, художественный руководитель-директор Мариинского фестиваля Валерий Гергиев продирижирует спектаклем «Дон Кихот». Кстати, коллектив театра в составе 250 человек также посетит Казань в рамках фестиваля.
Всего на форум приедут 35 певцов и дирижеров из 10 стран мира: России, Италии, Германии, Украины, США, Канады, Польши, Румынии, Казахстана и Белоруссии.
Также хедлайнерами форума станут оперные звезды Владимир Огновенко (США) и народная артистка СССР Лариса Шевченко, солисты, выступающие на лучших сценах Европы, - Юлия Герцева (Италия), Борис Стаценко (Германия), Ахмед Агади (Мариинский театр), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им.М.Джалиля).
Напомним, Шаляпинский фестиваль пройдет в Казани с 1 по 16 февраля. В этом году он будет посвящен 140-летию со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина. В афише форума – 11 спектаклей и 2 гала-концерта, сообщает пресс-служба казанского оперного театра.
ФЕВРАЛЬ 2012-2013 г.
XXXI Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина
ПРЕМЬЕРА
1, 2 АИДА Дж.Верди
пятница, суббота опера в 3 действиях
Аида - ОКСАНА КРАМАРЕВА (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
- ЕКАТЕРИНА ШИМАНОВИЧ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Радамес - АХМЕД АГАДИ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
- АЛЕКСАНДР ШУЛЬЦ (Германия)
Амнерис - ЮЛИЯ ГЕРЦЕВА (Италия)
Рамфис - МИХАИЛ КАЗАКОВ (Большой театр России, Москва; ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Амонасро - БОРИС СТАЦЕНКО (Германия)
Царь Египта - СЕРГЕЙ КОВНИР (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Жрица - ЗОЯ ЦЕРЕРИНА (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Гонец - ОЛЕГ МАЧИН (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Дирижер – МАРКО БОЭМИ (Италия) Продолжительность спектакля - 3:00
3 ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН П.Чайковский
воскресенье опера в 3 действиях
Онегин - ВЛАДИМИР МОРОЗ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Татьяна - ВИКТОРИЯ ЯСТРЕБОВА (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Ольга - ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВА (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Ленский - СЕРГЕЙ СЕМИШКУР (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Гремин - МИХАИЛ КАЗАКОВ (Большой театр России, Москва; ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Няня - ЛАРИСА ШЕВЧЕНКО (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Ларина - ИРИНА ГЕЛАХОВА (Московский музыкальный театр им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко)
Трике - ЮРИЙ ПЕТРОВ (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Дирижер – АЙРАТ КАШАЕВ (Москва) Продолжительность спектакля – 3:00
4 РИГОЛЕТТО Дж.Верди
понедельник опера в 3 действиях
Риголетто - БОРИС СТАЦЕНКО (Германия)
Джильда - АННА СИМИНСКА (Польша)
Герцог - НУРЛАН БЕКМУХАМБЕТОВ (Новая опера им.Е.Колобова, Москва)
Марулло - ЕВГЕНИЙ УЛАНОВ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Дирижер – АЙРАТ ИШМУРАТОВ (Канада) Продолжительность спектакля – 2:45
6 ТУРАНДОТ Дж.Пуччини
среда опера в 3 действиях
Турандот - ОКСАНА КРАМАРЕВА (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Калаф - АХМЕД АГАДИ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Лиу - ЛИЛИЯ ГРЕВЦОВА (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Тимур - СЕРГЕЙ КОВНИР (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Пинг - ЮРИЙ ИВШИН (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Панг - ОЛЕГ МАЧИН (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Понг - НУРЖАН БАЖЕКЕНОВ (Казахский театр оперы и балета им.Абая, Алматы)
Дирижер – АЙРАТ ИШМУРАТОВ (Канада) Продолжительность спектакля – 2:50
Начало в 18.00
Оперы исполняются на языке оригинала Спектакли сопровождаются субтитрами Дирекция театра оставляет за собой право замены исполнителей
7 ТРАВИАТА Дж.Верди
четверг опера в 3 действиях
Виолетта - ВИКТОРИЯ ЯСТРЕБОВА (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Альфред - СЕРГЕЙ СЕМИШКУР (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Жермон - АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВ (Большой театр России, Москва)
Дирижер – АЛЛА МОСКАЛЕНКО (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев
8 КАРМЕН Ж.Бизе
пятница опера в 3 действиях
Кармен - АНЖЕЛИНА ШВАЧКА (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Хозе - КАЛИН БРАТЕСКУ (Румыния)
Микаэла - КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ (Польша)
Эскамильо - ЯДГАР ЮЛДАШЕВ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Дирижер – АЛЛА МОСКАЛЕНКО (Киев) Продолжительность спектакля – 3:00
9 МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ Дж.Пуччини
суббота опера в 2 действиях
Чио-Чио-сан - СИШЕНГ И (Германия)
Пинкертон - ГЕОРГИЙ ОНИАНИ (Германия)
Шарплес - АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВ (Большой театр России, Москва)
Дирижер – МАРКО БОЭМИ (Италия) Продолжительность спектакля – 2:45
11 ЛЮБОВЬ ПОЭТА Р.Ахиярова
понедельник опера в 2 действиях
Тукай - АХМЕД АГАДИ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Зайтуна - АЛЬФИЯ КАРИМОВА (Башкирский театр оперы и балета, Уфа)
Фатых - ЕВГЕНИЙ УЛАНОВ (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Дирижер – МАРКО БОЭМИ (Италия) Продолжительность спектакля – 2:45
140-летию со дня рождения Федора Шаляпина посвящается
13 БОРИС ГОДУНОВ М.Мусоргский
среда народная музыкальная драма в 3 действиях с прологом
Борис Годунов - ВЛАДИМИР ОГНОВЕНКО (США)
Пимен - СЕРГЕЙ КОВНИР (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Самозванец - ДМИТРИЙ КУЗЬМИН (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко, Киев)
Марина Мнишек - ЕКАТЕРИНА ЕГОРОВА (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
Дирижер – ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ (ТАГТОиБ им.М.Джалиля) Продолжительность спектакля – 3:00
14, 15 ГАЛА-КОНЦЕРТ
четверг, пятница СОЛИСТОВ АКАДЕМИИ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
Дирижеры – МАРКО БОЭМИ, АЛЛА МОСКАЛЕНКО
ПРЕМЬЕРА
16 ДОН КИХОТ Ж.Массне
суббота опера в 5 действиях
СПЕКТАКЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
Дирижер – ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ
Начало в 18.00
(Жаль, что уникальные театральные афиши двух десятилетий назад недоступны на интернете).
Планирую летом или зимой побывать в Казани (in the my Bucket List), и если програмки не отправлены в мусорную корзину истории жизни, просканирую и опубликую здесь, нет, наверно в посту о Шаляпине)))
lara7 пишет:
Очень рада и благодарна Вам, Рената, за такое замечательное добавление, за Ваш труд! Признаюсь, меня на такое не хватает, могу только подобрать соответствующие дате любимые музыкальные записи. Была бы очень рада, если бы Вы иногда добавляли Ваши комментарии. С уважением, Лариса
Обязательно, Ларисонька! Мне доставляет огромное удовольствие читать Ваши публикации. A чтобы не упускать Ваши даты, подписываюсь на Вас)))
Очень дорожу Вашей благодарностью))
Спасибо!
Е.Нестеренко - Рондо Фарлафа - Руслан и Людмила -М.Глинка