СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ БУЛАТ ОКУДЖАВА
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.
12 июня отмечался день памяти знаменитого поэта и барда (1924-1997)
Мало кто знает, что известный поэт и исполнитель собственных песен Булат Шалвович Окуджава на заре своей трудовой деятельности несколько лет отработал учителем русского языка и литературы. Весной 1950 он окончил филологический факультет Тбилисского университета. Его вместе с соученицей и супругой Галиной распределили в Калужскую область. Потом он с иронией рассказывал: надеялся, «что ему поручат по меньшей мере заведование кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. Но об этом не было ни слова. Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло. Вместо всего этого заведующий отделом народного образования сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далёкую сельскую школу и поработает там учителем…». Молодой педагог не хотел ехать в деревню и придумал на ходу, что пишет диссертацию и ему обязательно нужна городская библиотека. Тяга к научной работе не переубедила чиновника, и он предложил отправиться в деревню Шамордино Перемышльского района, где раньше был женский монастырь и где более 20 лет прожила сестра Л. Н. Толстого Мария (великий писатель иногда навещал её, последний раз – незадолго до своей смерти). Так семья Окуджавы оказалась в Калужской глубинке.
Об этом периоде жизни будущего барда мы узнаём из его произведений на школьную тему, носящих автобиографический характер: повесть «Новенький, как с иголочки» (1962), рассказы «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова» (1976), «Отдельные неудачи среди сплошных удач» (1978), «Искусство кройки и житья» (1985). Кроме того, большим подспорьем для изучения учительского периода жизни Окуджавы является книга журналиста-исследователя М. Р. Гизатулина «Вся жизнь – в одной строке» (М., 2019.– 528 с.). Автор побывал в тех местах, где протекало начало трудовой деятельности Окуджавы (сёла Шамордино и Высокиничи, школа № 5 в Калуге), изучил много документов и познакомился с людьми, помнившими своего учителя и коллегу до его всенародной славы.
Когда новый учитель впервые вошёл в класс, он первым делом крупно написал на доске свои фамилию, имя и отчество и предупредил, что запомнить их будет непросто. Он спокойно и доверительно рассказал юным калужанам о том, что в нём сочетаются грузинская и армянская кровь, о различиях в грузинских и русских традициях. В результате у всех школьных учителей были клички, и только Окуджаву ученики называли по имени – Булат. Правда, кто-то, по воспоминаниям его бывших учеников, сравнил его по колоритной внешности с Чарли Чаплином.
Дисциплина в классе у Окуджавы была идеальная. Он нашёл с ребятами общий язык и когда видел, что они устали, переключался с урока на что-нибудь другое – рассказывал или читал стихи, не входившие в программу обучения. И даже читал собственные стихи и не стеснялся спрашивать мнения о них своих учеников, которые были его первыми слушателями и первыми критиками. О чём только не говорил Окуджава на уроках, даже из своей жизни иногда что-то вспоминал. И так запросто, по-свойски, как будто не стояло между ними никакой стены, которая, по мнению многих коллег, непременно должна отделять учителя от учеников. Дети замолкали, заворожённые, и учитель постепенно снова входил в русло урока.
Иногда он не успевал до звонка закончить какую-нибудь историю, и тогда заинтригованные ученики всю перемену стояли вокруг него в коридоре и всё спрашивали и спрашивали… В общем, ученикам нетрудно было влюбиться в такого учителя.
Интересные рассказы и импровизации учителя приводили в бурное веселье весь класс. Поводом для них могло стать что угодно.
Например, вызывает он к доске ученика Ступина, тот выходит, мямлит что-то, в общем, не выучил урока. А Булат Шалвович вместо того, чтобы отчитать его, вдруг декламирует: «А вот Витя Ступин / Толчёт воду в ступе. / Лень его замучила. / С ленью он не справится – /Неучем останется». Весь класс так и покатывается со смеху…»
Или другой пример. Один ученик опоздал на урок и в оправдание своё сказал, что ждал, когда приедет его отец, который работал шофёром на грузовике. Булат Шалвович вызвал его к доске и велел написать и разобрать следующее предложение: «Сегодня папа, чтобы заработать, посадил “грачей” (так называли левых пассажиров) и повёз их в город».
В той школе, как и в очень многих в те годы, физкультуру преподавал инвалид войны. И так как в результате ранения ноги он показывать ничего не мог, то ребята сами играли в футбол или волейбол. Часто к ним присоединялся и Окуджава. Даже на большой перемене он, говорят, снимал галстук, выкуривал сигарету и выходил на школьный двор, где была волейбольная площадка. А поиграв, вновь повязывал галстук и возвращался в класс. За то, что он, единственный взрослый, да ещё и учитель, играл с ними, ребята ещё больше уважали его. А ещё он ходил с ними в походы и играл на гитаре.
Но старые учителя никак не одобряли коллегу за такое панибратство с учениками. Коллеги (правда, не все) видели, что, несмотря на кажущуюся суровость и отстранённость или даже высокомерность, он мог быть общительным, и даже очень. Но когда чувствовал, что кому-то не очень интересны его рассказы, замыкался и уходил в себя. А если кто-либо осмеливался допустить в его адрес усмешку или ухмылку, этот человек для него просто переставал существовать.
Однажды в школу прибыла комиссия. Зашла она и к Окуджаве. Тема урока – «Евгений Онегин», образ Татьяны Лариной. И тут поднял руку мальчик, от которого ничего хорошего ждать явно не приходилось. Ему дали слово. «Татьяна Ларина была плохая», – вдруг выпалил мальчик. – «Почему?» – «Она любила одного, а жила с другим». Пауза. Члены комиссии выжидающе посмотрели на преподавателя - что тот станет делать в такой ситуации? «Садись, пять», – сказал Окуджава: он не побоялся комиссии и поставил мальчику отличную оценку.
Учительский быт начала 1950-х был очень трудным. Для Окуджавы и его жены он был тяжёл вдвойне. В двухэтажном кирпичном строении в две смены училось больше 600 человек. Ни в школе, ни в учительском общежитии не было водопровода и электричества, не хватало дров. Зимой приходилось зажигать в классе керосиновую лампу.
Деревенские педагоги жили натуральным хозяйством: держали скотину, имели огороды. А горожанин Окуджава сразу понял, что ему это не по силам. По субботам он ездил в Козельск, покупал на рынке самую дешёвую колбасу и из неё целую неделю варили суп. Весной суп варили из молодой крапивы и картошки, которую выкапывали из-под снега.
В первое время у них с Галиной работа в школе складывалась удачно. Булат даже был председателем месткома, а Галина – секретарём комсомольской организации. Окуджава прекрасно ладил с детьми, которые его очень любили, но из-за конфликтов с начальством вынужден был уволиться из двух сельских калужских школ и перевестись в школу Калуги. В результате всех перипетий он вышел из неприятных ситуаций победителем. Не все знают, что ученицей Окуджавы в Калуге была и известная актриса Тамара Сёмина. Она имела не очень хорошие отметки по литературе, но учитель внушал ей веру в себя и призывал не соглашаться «на скромную судьбу». И она действительно стала большой русской актрисой, прославившейся ролью Катюши Масловой в фильме «Воскресение» и другими кинокартинами.
Когда Окуджава оставил школу и вплотную занялся литературным трудом, он с особой теплотой вспоминал школу и своих учеников. За 2 года до смерти поэт написал: «Если бы не возраст и не состояние здоровья – а они мешают это осуществить, – мне бы очень хотелось без всякой платы вести класс в какой-нибудь хорошей московской школе. Допустим, раз в неделю я приходил бы к старшеклассникам на урок. Пофантазировали бы вместе…».
biblioteka.smolgu
Спасибо,Ирина,за песни и за пост.
Булат ОКУДЖАВА-это счастье,что он был и есть в моей жизни с его замечательными стихами и песнями
Булат Окуджава - Главная песенка
Елена Камбурова - Главная песенка (Б. Окуджава)
Олег Погудин — Главная песенка (Б.Окуджава)
Татьяна Доронина — Главная песенка (Б.Окуджава)
Лариса Герштейн — Главная песенка (Булат Окуджава, пер. на иврит З.Гейзель)