- Семенова Марина Тимофеевна Дата рождения: 12 июня 1908 года Дата смерти: 9 июня 2010 года
Биография Марины Тимофеевны Семеновой
«Балерина, которая всегда остается царицей. Женщина, которую всегда хочется любить. Личность, перед которой хочется преклоняться». Эти слова адресовал Марине Тимофеевне Семеновой один из ее учеников, Николай Цискаридзе. «Самая танцующая балерина», «Тальони двадцатого века», властительница дум театрального Ленинграда первой половины двадцатого столетия, Марина Семенова — балерина, путь которой усеян почестями.
Ей пришлось работать на сцене в нелегкое, смутное для русской хореографии время, когда вихрь революции, снося все на своем пути, затронул и русское искусство. Ее великие предшественницы в большинстве своем были вынуждены эмигрировать из страны. Марина Семенова ступила на сцену, словно на чистый лист бумаги, на котором ей предстояло оставить свой заметный след. На изломе прошлого и будущего судьбы России стоял вопрос: что станет с балетом? Балерина оказалась в числе тех, кто сумел возродить былую славу русского балета, доказав всему миру, что искусство не возможно вместить в тесные рамки политического устройства. Семенова — не просто выдающаяся балерина и талантливый педагог. Она стала тем началом, от которого отталкивались все ее сверстницы — прославленные в будущем балерины Галина Уланова, Ольга Иордан, Татьяна Вечеслова и Наталья Дудинская. Она открыла дорогу их таланту точно так же, как когда-то Матильда Кшесинская, вытеснив с императорской сцены иностранных гастролерш, открыла дорогу Павловой, Трефиловой, Спесивцевой и Карсавиной. От искусства Марины Семеновой повела свою традицию абсолютно новая традиция русского балета. Ее триумф — очередное доказательство того, что искусство живет вне времени.
«При близком рассмотрении она являла собой довольно пышнотелую, с маленькой, складно посаженной головкой, сильным торсом женщину времен крепостного театра Параши Жемчуговой», — такой запомнила Марину Семенову Майя Плисецкая.
Марина Семенова родилась 30 мая (новый стиль) 1908 года в Петербурге, в семье, далекой от балета. Детство выдалось тяжелым: рано овдовевшая мать была вынуждена воспитывать шестерых детей. Отца маленькой Марине заменил отчим, Николай Александрович Шелоумов, который работал простым рабочим на одном из петроградских заводов. Большую роль в судьбе Марины сыграла подруга ее матери, Екатерина Георгиевна Карина. Балет не был для нее профессией, но был настоящей страстью. Став участницей танцевального кружка Екатерины Георгиевны, Марина впервые в жизни вышла на сцену в одном из детских спектаклей. Зрителям понравилась маленькая грациозная плясунья с золотистыми волосами. Она обратила на себя внимание врожденной пластичностью и музыкальностью, и, по совету Екатерины Георгиевны, Марину решили отдать учиться в хореографическое училище.
Однако строгие преподаватели, в числе которых была Агриппина Яковлевна Ваганова, увидев десятилетнюю Семенову, решили, что балерины из нее не получится. Бледная, невысокая и очень худая девочка не смогла произвести на них впечатления. На стороне своей однофамилицы оказался лишь Виктор Александрович Семенов, один из ведущих танцовщиков Мариинки. Благодаря его вмешательству Марину все же приняли в училище, а вскоре определили в интернат при нем.
В годы учебы Семенова была настоящей озорницей. Ее меткие пародии на педагогов вызывали искренний смех — настолько тонко она подмечала и изображала их манеры. Но ее детские шалости никак не отражались на учебе. Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой, матери Галины Улановой. Способную девочку перевели из первого класса сразу в третий, что, в принципе, в практике хореографического училища было редким случаем. И Марина продолжила обучение в классе Вагановой.
На приемном экзамене Семенова не произвела впечатления на знаменитую балерину и педагога; теперь же, после первого года обучения, Ваганова поняла, насколько высок потенциал юной балерины. Марина Семенова, узнав о том, что ей предстоит учиться в классе прославленной Вагановой, плакала от испуга; но вскоре после начала занятий она была покорена артистизмом и вдохновением своего нового педагога, в первый же год занятий сумев достичь поразительных успехов.
Агриппина Яковлевна сумела не только разглядеть, но и развить те способности, что были заложены в Семеновой от природы. Занимаясь в классе у Вагановой, юная балерина смогла не только понять необходимость каждодневного кропотливого труда, но и полюбить его. Из маленькой озорницы она постепенно превращалась в трудолюбивую, вдумчивую и удивительно способную ученицу. Она во всем, даже в мелочах, старалась быть первой, выполнять лучше других любое движение, стремясь к тому, чтобы заслужить похвалу своего педагога. Детский азарт способствовал быстрому росту ее профессионализма.
Трудно переоценить роль Вагановой в судьбе балерины. Именно благодаря своему педагогу Семенова обрела четкое понимание всех технических танцевальных приемов, научилась осмысливать каждое движение. Марина Семенова — первая ученица Вагановой. Дружба и взаимная симпатия, которая возникла между ними в процессе долгой совместной работы, сохранилась на всю жизнь. «Из всех учениц Агриппины Яковлевны самой любимой была М. Семенова, ее первенец, с которой и началась ее слава педагога», — вспоминает ученица Вагановой Татьяна Вечеслова. Покинув Петербург, балерина не забыла свою учительницу, и во время каждого приезда в северную столицу обязательно посещала Ваганову. «Приезжая из Москвы, Семенова забегала на урок Вагановой к нам в класс, — вспоминает Вера Красовская. - Сверкая бриллиантовыми серьгами, она небрежно бросала роскошное меховое боа на полку и делала урок, приводивший Ваганову то в восторг, то в отчаяние».
История жизни Марины Тимофеевны Семеновой
Свою первую партию Марина Семенова станцевала в тринадцатилетнем возрасте. Это был одноактный балет Льва Иванова «Волшебная флейта». Роль Лизы показалась Семеновой очень интересной, и она работала над ней с увлечением. Лиза в исполнении Марины Семеновой получилась простой и бесхитростной девушкой — такой, какой представляла ее балерина и какой была она сама. Позже Татьяна Вечеслова вспоминала о первом выступлении Семеновой: «Научить так танцевать нельзя, нужно с этим родиться. Ее стремительность, динамика, напор покоряли. Движения рук поражали законченностью форм». Эти слова были адресованы тринадцатилетней балерине.
Несколько позже Семенова блеснула в балете «Тщетная предосторожность», показав, насколько великолепен ее сценический темперамент. И все же настоящим сценическим дебютом балерины Семеновой следует считать ее выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон-Кихоте». В вечер премьеры вместе с юной Семеновой на сцену вышла великолепная Викторина Кригер — прославленная балерина Большого театра. Но юная и неопытная Семенова, оказавшись на сцене, сумела преодолеть все свои страхи и неуверенность — на ее стороне были молодость и жизнерадостность.
«При всей своей молодости балерина сознательно отвечает за свою технику», — такой вердикт вынесли строгие критики юной дебютантке.
А во время выпускного спектакля Марина Семенова сумела вызвать в зрительном зале такой восторг, какой охватывал их в те времена, когда на сцене блистала Анна Павлова. Несмотря на ее молодость, в ней уже виделась настоящая зрелая балерина. Агриппина Яковлевна Ваганова не случайно выбрала в качестве выпускного спектакля «Ручей» Делиба и Минкуса — тот самый «Ручей», который когда-то стал прощальным спектаклем Вагановой-танцовщицы. Она словно передавала эстафетную палочку, твердо веря в то, что одна из ее лучших учениц сумеет сделать все то, что не успела сделать сама Ваганова. Выступление Марины Семеновой в «Ручье» произвело эффект разорвавшейся бомбы — начиная с этого момента расширилось само понятие о виртуозности, а все разговоры о том, что классический танец себя изживает, показались лишенными смысла.
Семнадцатилетняя Марина Семенова начала свои выступления в Мариинском театре, миновав ступень кордебалета, которая считалась обязательной для всех начинающих танцовщиц. Уровень танцевальной техники юной балерины был настолько высок, что руководство театра решило нарушить установленные правила. Марина Семенова танцевала на сцене Мариинки четыре года. Эти годы были исключительно плодотворными в творческом плане. Агриппина Яковлевна Ваганова так и осталась наставницей своей ученицы, помогая ей совершенствовать свое мастерство теперь уже на большой сцене.
Семенова работала на пределе — одна крупная партия сменяла другую, каждая из которых была по-своему сложна. Ваганова старалась как можно плотнее загрузить работой молодую танцовщицу. Она считала, что на первом этапе творчества именно техника имеет первостепенное значение, и ее совсем не смущало то, что первые сценические образы Марины Семеновой были лишены артистического колорита. Ваганова прекрасно осознавала, что драматический талант Семеновой еще раскроется в полной мере, а техническое совершенство станет прекрасным подспорьем.
Великолепный мастер дуэта, человек высокой сценической культуры, Виктор Александрович Семенов стал еще одним педагогом Марины Семеновой. Его симпатия к молодой балерине родилась еще в то время, когда он впервые увидел худенькую и бледную девочку на вступительном экзамене. Тогда он решил судьбу балерины, сумев убедить членов экзаменационной комиссии в том, что его однофамилица обладает перспективой. С того времени, как Семенова начала свои выступления на Ленинградской сцене, Виктор Александрович стал ее постоянным партнером. Прошло еще некоторое время, и взаимная симпатия переросла в настоящее чувство — вдумчивый, бескомпромиссный педагог и способная ученица стали мужем и женой. Интересное воспоминание о встрече двух великих однофамильцев сохранила Вера Красовская:
«Это было на четвертом, последнем этаже училища. Открылась дверь, и на лестничной площадке возникло видение в школьной форме василькового цвета, в белом переднике и белой пелеринке. Гордо поднятая голова, царственность облика бросались в глаза. Одновременно из других дверей вышел Виктор Александрович Семенов — директор школы. Перед ним все трепетали: он был страшен в гневе, но отходчив. Тогда он еще танцевал — образцовый премьер, с большим прыжком. Семенова, как полагалось, сделала книксен, а он заговорил с ней так, что я поняла: мне лучше удалиться. Вскоре они поженились».
Марина Семенова постепенно становилась ведущей балериной ленинградской сцены. Ее танец обретал свою индивидуальность, поражая зрителей необычностью стиля. Одну за другой она танцевала партии Одетты-Одиллии, Авроры, Раймонды, Аспиччии, Флорины. За четырехлетний период работы на ленинградской сцене балерина набралась опыта, отшлифовала свою технику, стала настоящей актрисой. А 5 сентября 1930 года ее имя впервые появилось на афишах Большого театра — Семеновой предстояло дебютировать на его сцене в «Баядерке».
Сосредоточенной и замкнутой Никией Марина Семенова впервые предстала перед глазами скептически настроенной московской публики. Гибкое и тонкое тело стянуто лифом, две смоляные косы обрамляют тонкую шею, короткая юбочка-лотос открывает сильные и стройные ноги. Виртуозность Марины Семеновой ни у кого не вызывала сомнений — к тому времени, как она вступила на московскую сцену, ее техническое мастерство было уже общеизвестным и общепризнанным фактом. Но московские зрители сомневались в том, что воспитанница ленинградской школы с ее традициями «чистого академизма» сумеет передать весь драматизм трогательного образа Никии.
Как оказалось, их сомнения были напрасными. Партия Никии была выигрышна для Семеновой, так как требовала безупречного владения техникой. В то же время балерина сумела наполнить свои движения той драматической насыщенностью, которой многие от нее не ждали. «Когда она ступает по сцене своим не заученным, а данным от природы твердым эластичным шагом, и вдруг взлетает в диком порыве, людская повседневность прорывается бурей» — автор этих слов, Стефан Цвейг, испытал настоящий восторг, глядя на танцующую Семенову. Это была полная и красивая победа, после которой Москва приняла балерину безоговорочно.
Танцевальное мастерство Семеновой оставалось непревзойденным на протяжении многих лет ее выступлений на московской сцене. И это была не только ее личная победа, но и победа Агриппины Яковлевны Вагановой, которая, оставаясь в Ленинграде, продолжала пристально следить за тем, как складывается творческая судьба ее ученицы. Письма, которые посылала в Москву своей ученице Ваганова, наполнены теплотой и заботой. Несмотря на расстояние, разделявшее их, они продолжали оставаться близкими людьми, вместе радуясь своей победе и торжеству ленинградской техники и пластики, число сторонников которой росло с каждым выступлением Марины Семеновой на московской сцене.
Между тем и сама балерина продолжала развиваться, совершенствовать свое мастерство, впитывая московские традиции, обогащаясь опытом московской театральной культуры, обретая свою индивидуальность и творческую зрелость. После «Баядерки» балерина предстала перед глазами московской публики в образе Флорины из балета Чайковского «Спящая красавица». В дуэте ее партнером в роли Голубой птицы выступал муж, Виктор Александрович. Партия Флорины была своего рода подготовительным этапом на пути к другой — роли принцессы Авроры.
Эту роль она исполнила с блеском, внеся собственные штрихи в ее трактовку. Перед глазами зрителей впервые за много лет предстала совершенно новая Аврора, которая сконцентрировала вокруг себя все сценическое действие, несмотря на то, что до сих пор роль Авроры принадлежала к числу пассивных. Призрачная мечта принца, бесплотная и нереальная, в воплощении Марины Семеновой обрела способность жить и чувствовать, любить, радоваться и страдать.
Первый сезон исполнительницы на сцене Большого театра был исключительно плодотворным. Уже во время своего дебюта сумев стать любимицей зрителей, она продолжала ею оставаться, собирая на своих спектаклях весь театральный и художественный цвет столицы. Семенова становится прима-балериной. И уже в первом сезоне она станцевала партию Лебедя.
Образ, созданный Мариной Семеновой, принадлежит к шедеврам русской хореографии. Сложнейшая роль, которая очень долго не удавалась Галине Улановой, роль, сочетающая в себе взаимоисключающие противоположности; роль, которая была исполнена самыми прославленными балеринами русского театра. Предшественницей семеновского Лебедя был Лебедь непревзойденной Тамары Карсавиной, которого, безусловно, еще помнили зрители. На молодую исполнительницу легла большая ответственность — вновь создать на русской сцене вечный образ Принцессы-Лебедя, впервые после того, как штурм революции выбросил за борт корабля почти все лучшее, что было в искусстве.
Марина Семенова сама видела Лебедя в исполнении многих прославленных танцовщиц, среди которых ей запомнилась Ольга Спесивцева. Тамара Карсавина теперь жила в Лондоне, Ольга Спесивцева тоже эмигрировала за границу, а балет Чайковского возрождался, доказывая всем, что классика бессмертна. Семенова наполнила свой образ высоким философским содержанием, внутренней силой, придав всему балету оптимистическую окраску. Она «станцевала» Лебедя впервые еще задолго до того момента, как вышла на сцену. Этот образ жил в ее сознании еще со школьных лет, и год от года она его мысленно прорабатывала. С каждым спектаклем Семенова вносила в трактовку образа что-то новое, не позволяя ему оставаться статичным и законченным, очередной раз отвечая большим эмоциональным всплеском на музыку Петра Ильича Чайковского и по-новому переживая свою роль, по собственному выражению, «пропуская через тело».
Даже Ваганова, под руководством которой Марина Семенова готовила эту роль, поражалась неисчерпаемости ее импровизаций и тонкости неуловимых оттенков, которыми балерина наполняла своего Лебедя от спектакля к спектаклю. «Передо мной чудесная дышащая скульптура, — делилась своими впечатлениями Агриппина Яковлевна. — Каждое движение — это была песнь».
Марина Семенова танцевала «Лебединое озеро» более двадцати пяти лет. За это время роль Одетты стала коронной партией исполнительницы. Сама Марина Семенова всегда делила свой успех поровну со своим педагогом, признавая, насколько важную роль сыграли советы Вагановой в создании роли.
«Всегда в работе над партией Одетты я пользовалась советами Вагановой, помнила ее требование сочетать безупречную форму классического танца с предельной выразительностью каждого движения», — вспоминала Марина Семенова. Этот балет был одним из самых любимых балетов Семеновой. Она настолько глубоко чувствовала его, что могла танцевать даже без музыки — такое случилось однажды на одном из концертов, когда балерина и ее партнер Юрий Кондратов, решив не ждать запоздавшего аккомпаниатора, стали танцевать без всякого музыкального сопровождения. В тот вечер музыку зрителям заменили сами движения балерины.
Партия Раймонды, впервые исполненная Мариной Семеновой в первый же год ее работы на московской сцене, вошла в репертуар балерины на долгое время — она исполняла ее более двадцати лет. Балерина работала над образом очень долго, постепенно меняя хореографическую ткань, которая не вполне ее устраивала. В этом образе проявились лучшие свойства артистической натуры Марины Семеновой — эмоциональность, виртуозность техники, абсолютная музыкальность и хореографическая чуткость.
Образы, создаваемые на сцене Мариной Семеновой, были разными. Ее талант перевоплощения был настолько многогранным, что позволял ей с одинаковой достоверностью и проникновенностью воплощать любую роль. Маша из балета Чайковского «Щелкунчик» — одновременно реальная и фантастическая, светлая, наполненная невысказанной грустью; Китри из «Дон-Кихота» — дерзкая, гордая, полная азарта и огня; юная цыганка Эсмеральда — лучезарная, манящая, но недосягаемая и загадочная — роли, полные противоположных оттенков, удавались ей с одинаковым совершенством.
В репертуаре Марины Семеновой было несколько ролей, судьба которых сложилась трагически. Прежде всего, к их числу нужно отнести роль Эсмеральды, партию которой она танцевала на сцене всего лишь два раза. Эта роль готовилась в Москве для Екатерины Гельцер, в расчете на ее сценические данные и мастерство балетной пантомимы. В исполнении Гельцер главным было драматическое осмысление образа, а сама хореография как бы отходила на второй план. Марина Семенова смотрела на эту роль совершенно иначе: она стремилась достигнуть единства виртуозности исполнения и драматического воплощения образа. Эсмеральда вновь свела вместе учителя и ученицу — работа над партией проходила под руководством Агриппины Яковлевны Вагановой, которая чутко уловила оригинальность семеновского восприятия Эсмеральды. Марина Семенова отдала этой роли очень много душевных сил — но, к сожалению, после двух представлений спектакль был снят с репертуара. Эсмеральда Марины Семеновой оказалась знакомой лишь узкому кругу зрителей, которым посчастливилось быть на тех представлениях.
Такая же судьба постигла и семеновскую Жизель — после нескольких триумфальных выступлений она вышла из ее репертуара, перейдя в разряд «случайных ролей». Правда, роль принесла Марине Семеновой и мировую славу — именно в этом балете она дебютировала на гастролях в Париже, покорив зрителей «Гранд Опера» гениальностью своего исполнения.
Большой успех принесли Марине Семеновой роли Дианы в «Пламени Парижа», Душеньки в «Крепостной барышне», Тао Хоа в «Красном маке». Самой масштабной из последних работ Марины Семеновой стала Золушка.
Марину Семенову нельзя отнести к категории балерин, у которых все гладко складывалось. В 1938 году арестовали ее второго мужа, который работал послом в Турции, а саму Марину Семенову после этого держали под домашним арестом. В положении жены «врага народа» было нелегко работать. Импульсивной, чувствительной натуре Марины Семеновой были свойственны срывы, однако даже ее неудачные выступления всегда были неудачными только в масштабах ее таланта.
Начиная с 1953 года, Марина Тимофеевна Семенова работала педагогом-репетитором в Большом театре. Ее ученицы — Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Наталия Касаткина и многие другие прекрасные мастера балета, которым Марина Семенова передала свое мастерство и любовь к главному делу своей жизни. «Семеновский полк» — так называют себя ученицы прославленной балерины.
Каждая балерина имеет свой собственный метод создания роли. Был такой метод и у Марины Семеновой. Ее работа над новой партией всегда совмещала в себе поиск средств образной выразительности и разучивание хореографической ткани партии — у остальных балерин два эти процесса проходили, как правило, поэтапно. Стремление к совершенству всегда было внутренним девизом Марины Семеновой. Пораженная скульптурной красотой Венеры Милосской, которую она увидела во время посещения Лувра, Марина Семенова задумала воплотить живую, движущуюся Венеру на сцене. И, пожалуй, даже самый строгий и пристрастный свидетель ее танца не смог бы сказать, что Семеновой это не удалось.
Марина Семёнова скончалась 9 июня 2010 года в Москве и была похоронена на Новодевичьем кладбище.