Шары - шпионы над территорией СССР
Это произошло летом 1962 года. Я тогда служил в Армии под Архангельском в должности начальника РЛС (радиолокационная станция). Станция обслуживала полёты местного истребительного авиаполка и по приказам КП (командный пункт) дивизии. Так вот, летним днём нас «включили» по тревоге. Оказалось, к нам приближался воздушный шар – шпион, к которому был подвешен контейнер с фото – радиоэлектронной аппаратурой. Приграничные РЛС его «проморгали», дело в том, что на экране отметка от шара очень слабая, хотя размеры, шара солидные – 70 метров в диаметре! Подняли истребитель, тот полетал-полетал, - не сбил… . А наводил пилота штурман, который находится на КП. Прошёл час, подняли следующий МиГ -19. К этому времени шар уже попал в «мёртвую зону» станции, это когда обзор станции ограничен по вертикали максимальным углом наклона зеркала. Но зато он стал хорошо видимым с земли! А истребитель – плохо! Еле заметная светлая точка, это хорошо ещё было небо безоблачным. Оказалось, шар летел на высоте около 20.000 метров! МиГи на такой высоте не летают. Штурман выскочил из КП и стал наводить самолёт визуально. Лётчик поднимал машину почти до максимальной высоты (примерно 10 – 12 т.метров), разгонялся и выскакивал вверх на сколько сможет и открывал огонь и… мимо! Короче, «бой» длился часа 4, мы проиграли… . А шар сбили только под Пензой. Конечно, потом был разбор полётов, мы, срочники, позже узнали о результатах от участников этого совещания. Конечно, в Плесецке (Там теперь космодром) стояли ракетные войска, но их в то время нельзя было рассекречивать. Наших лётчиков никогда не учили как сбивать шары. Далее, летчики боялись близко подлетать к шару, фактически это неподвижная цель огромных размеров и поэтому стреляли с расстояния 8 – 10 километров. На этой высоте самолёт становится неуправляемым, т.е. никакой манёвренности. Кстати, после выстрелов, за счет отдачи, самолет теряет остатки скорости и моментально падает на 7 – 10 км.
Вот как описывает одно такое «сбитие» ветеран советской авиации Леонид Механиков:
«Самолет разгонялся на опорной высоте 9000 метров до скорости 1200 км/час, затем резко переводился в набор при полных оборотах двигателя, выскакивал словно рыба на предельно возможную высоту и там, пока еще по инерции несется вверх, давал залп из всех пушек. Ощущение – сногсшибательное! Небо на этой высоте имеет в зените почти фиолетовый, во всяком случае темно-синий цвет, солнце слепит словно электрическая дуга, и вместе с солнцем на небе уже начинают просматриваться звезды. Нажимаешь на гашетки огня. Самолет вздрагивает и как будто вдруг останавливается, а из пушек, расположенных в носовой части вдруг вырывается сноп огня, который несется вперед по курсу подобно молнии. Видны даже отдельные трассирующие снаряды, дружно бегущие цепочкой друг за другом. Затем влетаешь в облако дыма, двигатель начинает захлебываться, наступает расплата за полученное удовольствие: самолет как попало начинает сыпаться вниз абсолютно неуправляемый, рули ходят как резиновые. Неуправляемый самолет падает кувыркаясь до высоты порядка 9000 метров, потом набирает скорость и начинают действовать рули...»
Ещё одна важная особенность строения шара: он был многосекционированным, пуля пробивала шар насквозь, но это практически не влияло на лётные качества шара, кстати, нам потом показывали плёнку из которой был сделан шар, её толщина не более 5 микрон! Вот почему слабая отметка на экране локатора, отражал лучи только контейнер с аппаратурой, а он сравнительно небольших размеров.
СПРАВКА
С середины 1950-х годов США начали массово запускать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) для ведения стратегической разведки над территорией СССР. Они представляли собой оболочки из тонкой синтетической плёнки объёмом от нескольких до сотен тысяч кубометров, наполненные чаще всего гелием, с прикреплёнными контейнерами со спец.аппаратурой.
Аэростаты использовали устойчивые воздушные потоки разных направлений, господствующие на больших высотах над территорией СССР, и могли пересечь всю страну в соответствующих направлениях. Такие аэростаты управлялись по радио и могли по команде с земли изменить высоту полёта практически от земной поверхности и до 45−50 км.
Разведывательные АДА могли находиться в воздухе до 10 суток. Фотооборудование позволяло производить съёмку полосы местности шириной до 65−70 км (с высоты 14−15 км). Когда АДА покидал пределы СССР, по радиокоманде с земли он опускался на землю или даже на воду, где его оборудование подбиралось соответствующими службами. В декабре 1954 года был отмечен первый случай пролёта высотного крупного воздушного шара с подвешенной разведывательной аппаратурой.
Основными причинами пропуска больших шаров явились превышение высоты их полёта (16−17 км и более) над потолком истребителей, прохождение шарами районов базирования истребительной авиации в ночное время, нелётная погода на аэродромах базирования истребительной авиации в момент пролёта шаров, кратковременность нахождения некоторых шаров над территорией СССР (в южных районах).
Всего же за 20 лет, с 1956 по 1977 год, системой ПВО было зафиксировано 4112 аэростатов-разведчиков, из них сбить удалось только 793.
Интернет
класс