ШЕРЛОК МЛАДШИЙ (1924) фильм SHERLOCK JR.
ШЕРЛОК МЛАДШИЙ (1924)
В советском прокате фильм демонстрировался под названием «Одержимый»
США (Buster Keaton), 44 мин., немой, черно‑белый
Режиссеры: Роско «Толстяк» Арбакль, Бастер Китон
Продюсеры: Джозеф М. Шенк, Бастер Китон
Авторы сценария: Клайд Брукман, Джин С. Хавес
Операторы: Байрон Хоук, Элджин Лесли
Музыка: Майлс Бойсен, Шелдон Браун, Бет Кастер, Стив Керк, Ник Фелпс
В ролях: Бастер Китон, Кэтрин МакГуайр, Джо Китон, Эрвин Коннелли, Уорд Крэйн
«Шерлок младший» – самый короткий художественный фильм Бастера Китона, что, однако, не умаляет его достоинств: полноценный сюжет, трюки (Китон мастерски выполнял их сам, даже не осознавая, что может сломать себе шею), виртуозный артистизм и авангардистское изучение вечной дихотомии реальности и иллюзии. Китон играет киномеханика и поклонника детективов, его мечта — стать сыщиком, но его ложно обвиняют в том, что он украл жемчуг отца своей девушки. Молодого человека, оклеветанного своим соперником (Уорд Крэйн), прогоняют из дома любимой. В удрученном состоянии он засыпает на работе. Во сне ему снится, что он попадает в фильм (в блестящем эпизоде с оптическими эффектами), где он играет элегантного главного героя Шерлока младшего – второго в мире величайшего детектива.
Невероятные трюки и изощренные шутки в лихорадочном напряжении сменяют друг друга на протяжении всего 44‑минутного фильма. Сначала кинематографическая реальность отказывается принять своего новоиспеченного героя, и авторам удалось великолепно представить эту напряженность между двумя мирами с помощью монтажа пространственных перемещений, которые бросают нашего изумленного героя то в логово льва, то в ревущие волны, то в сугроб. Постепенно он полностью растворяется в киномире. В сюжетной фабуле, основанной на принципе mise‑en‑abyme («перспективы, уходящей в бесконечность»), злодей (которого также играет Уорд Крэйн) тщетно пытается убить героя, пока Шерлок младший не решает загадку украденного жемчуга.
В «Шерлоке младшем» присутствует не только множество невероятных трюков, принесших Китону известность, но также ставится множество проблем. С социальной точки зрения этот фильм – ответ на фантазии о возрастающей мобильности в американском обществе. В психологическом плане он представляет идею стремления к реализации в воображаемом пространстве, поскольку главный герой не способен достичь этого в обычном, материальном мире. Прежде всего этот фильм – размышление над сущностью искусства.
Фильмы Китона остаются интересными и сегодня, отчасти благодаря почти нечеловеческому стоицизму режиссера, отчасти благодаря частично сюрреалистическому характеру (им восхищались Луис Бунюэль и Федерико Гарсиа Лорка), а также благодаря тщательному изучению природы кинематографа и существования человека. Среди кинорежиссеров, которые восхищались неотразимым озорством Китона, можно назвать Чака Джонса, Вуди Аллена, Уэса Крэйвена, Джэки Чана и Стивена Спилберга, а его фильмы остаются, возможно, самыми общедоступными из всего немого кино.