"Шляпка для пальца" - Наперсток - слово исконно русское и означает «надеваемый на палец» (перст - старославянское название пальца). Но родина наперстка - не Россия, а Древний Китай. В могиле мелкого чиновника, жившего в эпоху династии Хань примерно лет за
"Шляпка для пальца" - Наперсток - слово исконно русское и означает «надеваемый на палец» (перст - старославянское название пальца). Но родина наперстка - не Россия, а Древний Китай. В могиле мелкого чиновника, жившего в эпоху династии Хань примерно лет за двести до нашей эры, китайские археологи обнаружили швейный набор с наперстком, должно быть, древнейшим из известных...
Произведение искусства
В Европе бронзовые наперстки были уже распространены в I веке нашей эры. Они изготавливались методом литья. Примерно тысячелетием позже наперсток стал утрачивать свое исключительно прикладное значение и начал украшаться резьбой, филигранью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Есть сведения о том, что в Средние века люди, хотевшие принять монашеский обет, приносили в монастырь в качестве вступительного взноса не только драгоценности, но и богато украшенные наперстки. Именно такой взнос сделала германская святая Хильдегранда фон Бинген, как было указано в монастырской книге.
Первые по-настоящему мастерски исполненные наперстки Южной Германии,где было сосредоточено их производство, происходят из Нюрнберга. В начале XVI века знаменитый ученый врач и алхимик Парацельс открыл цинк, при помощи которого научились изготавливать латунь - сплав, поддающийся ковке и вытяжке. С того времени наперстки уже не отливали, а ковали. Ремесленники из Нюрнберга стали признанными мастерами своего дела, и в 1537 году был издан закон, регулирующийцеховые правила профессиональных наперсточников. Согласно этим правилам наперстки из латуни можно было производить только в Нюрнберге. Обучаться этому мастерству можно было также только здесь. А овладевшему профессией ремесленнику категорически запрещалось покидать город, чтобы профессиональные секреты не достались конкурентам в других городах и даже других странах.
Первая немецкая книга, посвященная только наперсткам, появилась в 1568 году.Однако «наперсточные секреты» удержать все-таки не удалось. С течением времени они распространились по всей Европе, так что веком позже в других странах начали открываться фирмы по изготовлению наперстков, например в середине XVII века это производство развилось в соседней Голландии. Примерно в то же время шведы даже засылали шпионов, чтобы выкрасть технологические тайны изготовления и украшения наперстков из латуни. А по приказу австрийской императрицы Марии Терезии в 1763году из Нюрнберга был тайно вывезен один из ведущих мастеров этого ремесла, который впоследствии наладил в Австрии производство «шляпок для пальцев», как тогда именовали наперстки.
В XIX веке повсеместно начинается индустриализация наперсточного дела. Уже к 1900 году примерно 85% всей мировой продукции наперстков производилось на фабриках. Центром по их изготовлению в Германии по-прежнему оставался Нюрнберг и прилегающие к нему области.В мире существует только один музей наперстков, расположенный в небольшом немецком городке Креглинген.
В экспозиции музея - около трех тысяч наперстков всех времен и народов. Материалы, из которых изготовлены наперстки, весьма разнообразны – это серебро, золото, бронза, латунь, стекло, фарфор и даже дерево. Многие золотыеи серебряные наперстки украшены драгоценными камнями. Есть в коллекциии очень древние наперстки, некоторым чуть менее двухтысяч лет.
От безвестных новгородцевдо Карла Фаберже
Считается, что самый ранний наперсток IV века на территории России был найден в Новгороде.
У нас почему-то в течение длительного времени наперсток не привлекал внимания ни коллекционеров, ни музейных работников. Поэтому сведения о его родословной весьма скудны. В России не более десятка музеев имеют коллекции наперстков в своих фондах.
Первое письменное упоминание о наперстке было найдено в приходной книге Валдайского монастыря за 1669 год, когда было куплено для монастыря 40 наперстков и 300 швейных иголок.
Любопытно, что издревле русичи называли наперстками свинцовые кистеньки, которые надевались на пальцы для утяжеления руки в кулачном бою.
В 1704 году слово «наперсток» в своем нынешнем значении было впервые включено в словарь «Лексикон» Федора Поликарпова.
В начале восемнадцатого века появляются серебряные и золоченые наперстки, сделанные русскими мастерами, а к концу этого века дешевые наперстки из томпака (сплав меди с оловом) начинают выпускаться механическим способом для массового потребителя.
Наперсток входит в моду и, сделанный вручную ювелирами, вместе с ножничками и игольником входит в содержимое сумочки из драгоценных металлов, украшающей бальные платья российских аристократок.
Производство наперстков сосредотачивается в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Устюге. После революции наперстки выпускались в основном по старым образцам, изготавливались из дешевого металла или из пластмассы и стали стандартной продукцией.
Золотые и серебряные наперстки работы русских ювелиров XIX века - это такие же произведения искусства, как, например, запонки или ювелирные пуговицы.
Как выяснилось не так давно, всемирно известная ювелирная фирма Карла Фаберже занималась не только пасхальными яйцами, но и делала на заказ наперстки, входившие в ювелирные швейные наборы.
Мы очень мало знаем о русских мемориальных наперстках, потому что монограммы владельцев чрезвычайно редки.
В фонде Петропавловской крепости хранятся наперстки Анны Ахматовой и семьи Александра Блока. Есть интересная коллекция русских наперстков в Особой кладовой Эрмитажа, представлены они и в экспозиции музея Великого Устюга.
Как говорится, мал золотник, да дорог. Истинная любительница рукоделия никак не обойдется в своей работе без такой необходимой вещицы, как наперсток.
(Генрих ТУМАРИНСОН)
Огюсту не было еще четырех лет, когда его семья переехала в Париж. Отец его был портным и все, что зарабатывал, уходило на содержание семьи, в которой Огюст был шестым ребенком. В 13 лет мальчик уже помогал семье, работая в Севрской мануфактуре и расписывая посуду. У него был дар, дар художника и по вечерам после работы юный Огюст стал учиться в школе живописи.
Успех пришел к нему в 23 года, когда его картина после отбора строгой комиссией была выставлена на художественной выставке в Париже. Карьера успешно складывалась и молодой художник посвятил себя живописи, выработав собственный стиль и постоянно оттачивая мастерство. Выбирая модель для своих полотен, Огюст встретил молодую девушку – белошвейку. Он платил натурщицам не очень много, но вполне достаточно, чтобы не испытывать недостатка в моделях и очень удивился, когда Алина – так звали белошвейку, смущенно отказала ему.
Огюст видел, что девушке на самом деле очень хочется быть изображенной на картине уже достаточно известного художника, и не мог понять, что сдерживает ее. Он испытывал к ней симпатию и был уверен во взаимности. Что мешало Алине согласиться позировать, он никак не мог понять и чистосердечно объяснился с ней.
Все оказалось до смешного просто: девушка стыдилась своих пальцев, в которые въелась чернота от медных наперстков - инструмента белошвейки. На следующий день Огюст принес девушке серебряный наперсток и подарил его Алине.
В 1890 году Огюст Ренуар и Алина Шариго поженились. На некоторых своих полотнах великий мастер навечно запечатлел белошвейку, которой подарил наперсток из серебра.
Фотографии с сайтов и форумов – «Русский напёрсток», «Дикие хозяйки», «VANTIM», Великоустюгский завод «Северная Чернь» , liveinternet и просторы интернета.
Если кого-то заинтересовала тема, советую посмотреть напёрстки Николаса Гиша и Рикко Дэниэла, Эдгара Береби и Норманна Роквелла, а так же братьев Василевых Ивана и Ефтима.
Наперстки, относящиеся к временам Византии, находили в Коринфе (Греция). На территории Испании обнаружилинесколько наперстков, датируемых XI-XVстолетиями.
Легенда о происхождении
Существует поэтическая легенда о происхождении наперстка. В очень давние времена жил один портной, с раннего утра и до позднего вечера корпевший над своим шитьем. Пальцы его всегда были изранены, потому что он постоянно прокалывал их острой иглой.
Однажды в полнолуние он отвлекся от работы и среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, увидел, как несколько гномов, бродя возле цветов,срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками. Утром, снова взглянувна цветы, он обнаружил, чтоони стоят на своем месте совершенно невредимые.На следующую ночь портной решил отправиться вслед за гномами. Таинственная тропинка привелаего в подземное царство, ивот что он увидел: за длиннымстолом сидят миниатюрные эльфы, которые шьют для гномов рубашки,штанишки и плащи. А на среднем пальце у каждого из эльфов надет красный колокольчик-цветок из сада портного.На следующее утро портной, как всегда, приступил к работе. И вдруг заметилна подоконнике сверкающий наперстокиз чистого серебра. После примерки выяснилось, что наперсток идеально подходил к его пальцу.
Это была награда гномов за цветы изсада портного. С наперстком шить стало легче: работа спорилась, а израненные пальцы скоро зажили.