Штепсель женит Тарапуньку - СССР, 1957 год. Режиссер: Ефим Березин, Юрий Тимошенко. В ролях: Юрий Тимошенко, Ефим Березин, Таисия Литвиненко, Мария Мушкина, Владимир Дальский, Нонна Копержинская, Наталья Самсонова, Александр Хвыля, Виктор Халатов, Николай
Штепсель женит Тарапуньку - СССР, 1957 год. Режиссер: Ефим Березин, Юрий Тимошенко. В ролях: Юрий Тимошенко, Ефим Березин, Таисия Литвиненко, Мария Мушкина, Владимир Дальский, Нонна Копержинская, Наталья Самсонова, Александр Хвыля, Виктор Халатов, Николай Яковченко, Николай Панасьев, Павел Шпрингфельд, Клавдия Хабарова, Софья Карамаш,
11 ноября 1919 года в Одессе родился Ефим Березин - Штепсель из знаменитого дуэта, артист эстрады, мастер разговорного жанра, классик сатирического конферанса
«До-ре-ми-фа-соль-ля-си, ехал Штепсель на такси, Тарапунька прицепился и бесплатно прокатился». Эти частушки в середине шестидесятых распевал весь Советский Союз. Популярность дуэта Штепсель - Тарапунька не знала предела. Юмористы, находящиеся на пике славы, имели все - квартиры, машины, дачи и красавиц-жен. Когда 1 декабря 1986 года в Ужгороде на гастролях скоропостижно скончался Юрий Тимошенко (Тарапунька), Ефим Березин еще некоторое время выступал один. Но его успех не шел ни в какое сравнение с успехом знаменитого дуэта. О дружбе Тимошенко и Березина ходили легенды. Говорят, Тарапунька даже в партию не пожелал поступать без Штепселя. И поначалу даже отказывался от звания заслуженного артиста. Сказал: «Или двоим, или никому». Дали двоим. Потом и народными артистами Украины вместе стали. А вот народных СССР им так и не дали. Два раза знаменитый дуэт подавали на присуждение звания и каждый раз их документы непонятным образом терялись. Когда решили подавать в третий, Юрий Тимошенко категорически заявил: «Все, с нас хватит. Не хотим. У нас есть звания - Штепсель и Тарапунька...».
Ефим Березин явился на свет в послереволюционной Одессе. В особняках Княжеской улицы когда-то проживали аристократы. В годы детства Ефима, разумеется, никаких аристократов на этой, как и на других одесских улицах, не стало. Жили тут простые труженики, веселые одесситы. В роду Березиных все, так или иначе, были связаны с искусством. Дед играл на всех свадьбах в Тирасполе и обучил музыке чертову дюжину своих детей. Он был убежден, что дом с детьми - базар, а дом без детей - кладбище. Можно себе вообразить семейный оркестр Березиных, наигрывающий задорные молдавские мелодии.
Театральные впечатления Ефима относятся к самым ранним детским годам. От их дома до Нового базара было рукой подать, а базар в Одессе - тот же театр, только бесплатный. Торговки рыбой и фруктами зазывали покупателей, каждая на свой манер. Были тут мастерицы прибауток и монолога, броской рекламы и солидной информации, были артисты - старики- лирники и фокусники-китайцы, человек-оркестр, извлекавший звуки сразу из пяти инструментов и дуэт полуслепых старушек, старательно выводивших псалмы; веселые беспризорники - исполнители жанровых песен под аккомпанемент костяшек, и настоящий римский гладиатор. Гордо блистая латами, гладиатор находил на базаре площадку, ловко очерчивал мелом небольшой круг, как бы отделяя себя от рыночной суеты, и на этой арене жонглировал невообразимо тяжелыми шарами и гирями. Его зеркальный шлем гонял по лицам пораженных зрителей стаи солнечных зайчиков, а когда парад красоты и силы кончался, в этот шлем со звоном падали медяки.
Но однажды случилась беда. За меловой круг ступил рваный сапог неизвестного нахала. На глазах потрясенной публики парень оттеснил плечом смутившегося гладиатора и стал, словно мячики, разбрасывать по «арене» пудовые гири и штанги, на поверку оказавшиеся пустыми жестянками. Ефим испугался. Воображению рисовались страшные картины позора и низвержения разоблаченного кумира. Вид его действительно был жалок. Но надо было знать и суровую справедливость Нового базара! Оправившись от смущения, торговки дружно набросились на беспардонного пришельца: «Тебя что, сюда звали?! - кричали они.- Или ты не видишь, что человек зарабатывает на свой кусок булки? Силы у тебя много? Так иди копай ямы в Голопузовке!». Новоявленный разоблачитель ретировался, а гладиатор, успокоившись и подкрепившись, как ни в чем не бывало, продолжил свои гастроли. Но теперь уже все восхищались не его силой, а умением при помощи таланта и воображения превращать невесомые жестянки в рекордные тяжести...
Знавшие Березина в детстве, говорили, что Ефим пришел в цирк задолго до того, как научился ходить. Пятьдесят пять лет его папа проработал капельдинером в Одесском цирке, а цирк в Одессе, как, впрочем, и все остальное, - особенный. Клоуны и акробаты всей страны утверждали: тот, кто «пройдет» в Одессе, - «пройдет» всюду. Когда-то восторженные одесситы вознесли до небес известного антрепренера Саламонского за удивительные пантомимы «Ночь в Калькутте» и «Юлий Цезарь в Риме». Но они же, одесские зрители, забросали его галошами и гнилыми апельсинами, когда в пантомиме «Коррида в Испании» вместо обещанных свирепых быков на арену выскочили пацаны в напяленных на плечи рогатых тряпках.
В голодные двадцатые годы солнечное пятно арены казалось сказочным островом. «Желтая арена цирка,- вспоминал Юрий Олеша, - это и есть дно моей жизни». Радостный грохот оркестра, пестрые костюмы униформы, раскатистый голос шпрехшталмейстера, блеск фантастической аппаратуры, щелканье бича и ржание лошадей, дикий оскал укрощаемых хищников, легкие фигурки гимнасток... Праздник, в котором можно участвовать каждый вечер. И клоуны - неистощимые весельчаки, беззаботные шалуны, дерзкие задиры.
Клоуны напоминают расшалившихся детей. Дети вовсю подражают клоунам. Березин, ежевечерне проходивший в сказку без билета, спешил поделиться с одноклассниками свежими трюками. «Не хватало еще, чтобы мальчик стал циркачом», - сокрушалась мама. «Не циркачом, а артистом цирка», - спокойно поправлял ее отец. А тем временем Фима Березин с успехом исполнял цирковые номера в первомайском школьном концерте. Воспитатель многих цирковых артистов Михаил Польди пригласил маленького одессита всерьез заняться цирковым ремеслом. Ефим подумал, подумал и все-таки отказался. Мама облегченно вздохнула: может быть, ребенок станет инженером или доктором, «как все»?
В том, что Березин не стал циркачом, отчасти повинен Одесский театр имени Октябрьской революции. Молодая актриса этого театра Ф.Шнейдер-Коршаковская руководила школьным кружком и сумела заразить ребят любовью к сцене.
В Одесском театре революции шли лучшие пьесы талантливого Ивана Микитенко (он заведовал литературной частью). На одесской сцене впервые увидели свет драмы поэта Леонида Первомайского. «Комсомольский драматург» Александр Корнейчук принес сюда трагедию «Гибель эскадры», и с подмостков этого театра началось ее триумфальное шествие по стране.
Одесситы любили театр, а его артистов ласково называли по именам. Простим одесских поклонников за фамильярность. Не могли же они тогда знать, что со временем юные Наташа, Юра и Женя станут Натальей Михайловной Ужвий, Юрием Васильевичем Шумским, Евгением Порфирьевичем Пономаренко - народными артистами СССР, гордостью украинского и советского театра. В 1937 году десятиклассник Ефим Березин был удостоен звания лауреата конкурса школьной самодеятельности за исполнение роли Самозванца в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Этот конкурс проходил в стенах бывшего Воронцовского дворца, ставшего одесским Дворцом пионеров. Краем глаза Самозванец заметил, как учитель физики показал ему вверх поднятый палец. После выступления он сказал: «Молодец! Езжай в Киев, в театральный институт! Одесса тебя не забудет».
Одногодки Тимошенко и Березин росли вместе с республикой и страной, успев испытать радостные и трудные дни. Они познакомились в Киевском театральном институте, который вместе и закончили. Встретились на студенческом капустнике и с тех пор почти никогда не расставались. И не ссорились.
Тогда, как, впрочем, и сейчас, слова «театральный институт» производили на юношей и девушек магическое действие. Небольшой домик на Крещатике гудел пчелиным ульем. Конкурс - семнадцать человек на место! Комиссия терпеливо прослушивала и просматривала каждого, стараясь добраться до истинных природных данных поступающих сквозь наигранную бойкость и парализующий испуг. Березину предложили сделать этюд: «Вы пришли на танцы в чужих туфлях. Они ужасно жмут. Действуйте!». Двести клоунов, прошедших перед глазами Ефима в одесском цирке, помогли ему выполнить это нехитрое задание. Когда, зацепив ногой за ногу, он шлепнулся на пол сцены, один из членов комиссии шепнул другому, что у одессита в тесных туфлях «золотой» аттестат, а круглые отличники в театральные вузы почему-то идут не густо...
Юрий и Ефим познакомились в студенческом общежитии. Судьба-режиссер поместила их койки рядом в одной комнате. Первокурсники шумно осваивали общежитие, обживали институтские аудитории, знакомились друг с другом и с педагогами. Быстро поняв, что именно капустники дают возможность проявить нереализованные запасы остроумия, Тимошенко и Березин с головой окунулись в устроение веселых спектаклей и вскоре стали их признанными руководителями. Они брались за все - писали, ставили, играли. Для них выступления в капустниках стали как бы зачетами на отсутствующей в институте кафедре юмора и сатиры. Возможно, тогда будущий театральный актер Ю. Тимошенко и будущий режиссер драматического театра Е. Березин впервые обнаружили, что эстрада может быть яркой и современной, веселой и патриотичной. Молодые артисты заметили, что стоит им появиться вместе, как веселая реакция зала удваивается. Выходило, что зрители как бы сводили Тимошенко с Березиным - уж очень любопытный и забавный дуэт образовывали эти фигуры на эстраде.
Осенью сорок первого на спортплощадке киевского Дома Красной Армии выстроились бойцы необычной военной части. Первым в шеренге - высокий худой Юрий Тимошенко, далеко на левом фланге - Ефим Березин, а между ними сто новых товарищей, артистов красноармейского ансамбля песни и танца Юго-Западного фронта, с винтовками за плечами и противогазами на боку. С первого дня войны они стали выступать перед красноармейцами, отправляющимися на фронт.
Молодые любимцы публики болезненно переживали, когда их проверенные трюки встречались печальной и снисходительной улыбкой. От суровых призывников, их заплаканных жен и матерей, от первых раненых и контуженых наивно было ожидать большего. Может быть, в эти тяжкие для народа дни юмор вообще неуместен? По своему небольшому опыту артисты знали, какое значение для восприятия сценических героев имеют их профессия, костюм, орудия труда. Перебрав военные специальности, остановились на фигурах повара и банщика. Наверное, таким же образом складывались некогда характеры-маски героев площадных зрелищ.
Неунывающие затейники, веселые балагуры, они мгновенно становились друзьями зрителей.
Часто концерты шли в сопровождении дождя, порой - под аккомпанемент артиллерийской канонады. Случалось, что над местом выступления кружили «мессершмидты». Тогда концерт становился испытанием выдержки для артистов, а сцена превращалась в боевой пост, который во избежание паники нельзя было покинуть без приказа.
В госпиталях выступали, разбившись на небольшие группы. В Нежинском лицее, где некогда учился Гоголь, врачи не отпускали артистов, пока они не выступят в каждой палате. Особенно добивались, чтобы все раненые бойцы увидали Галкина и Мочалкина.
Если поначалу пребывание комиков в ансамбле и вызывало кое у кого сомнения, то теперь трудно было представить выступление коллектива без них. Когда однажды перед ответственным концертом Березин заболел, командование ансамбля упросило его выручить товарищей, чтобы дать полновесную программу. Больной был доставлен на газике командующего армией и выступил, как потом говорили, «с жаром».
В 1946, первом послевоенном году, пройдя многие испытания, друзья с триумфом победили на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Молодые артисты, отмеченные премиями и дипломами, на долгие годы стали украшением советской эстрады, оправдав высокую оценку, данную их искусству старшими коллегами. «Из всех выступавших речевиков мне больше всего понравились два молодых артиста - Е. Березин и Ю. Тимошенко... У них превосходные актерские данные, обаятельная манера общения со зрителями, подкупающая непосредственность»,- писал в газете «Советское искусство» Сергей Михалков, первым поздравивший счастливых друзей с трудной победой.
Разносторонним и многогранным было творчество звёздного дуэта. Доверительностью и живостью отличались их радиовыступления, которые не могли не задеть чувства слушателей.
Сатирические выпады Тарапуньки и Штепселя находили отклик у радиослушателей, рождали поток писем с оценкой их работы, предложениями новых тем для выступлений. А артисты черпали из этого потока и темы, и факты.
Часто в те годы обращались к их творчеству и студии грамзаписей. Впечатляло в записях интонационное богатство юмористов, у каждого из них была как бы своя мелодия - сплетаясь, они образовывали одну музыкальную пьесу.
Кино многократно увеличивает популярность. В 1954 году появился фильм «Веселые звезды». Сюжет комедии составляли приключения Тарапуньки и Штепселя на эстрадном конкурсе, их встречи со «звездами» веселого жанра. По ходу действия исполняли свои фельетоны Н. Смирнов-Сокольский и Р. Зеленая, играли интермедии Л. Миров и М. Новицкий, М. Миронова и А. Менакер, пели Л. Утесов и К. Шульженко, показывали свое умение жонглеры, танцоры, фокусники. Кинофильм с их участием просмотрели миллионы. Теперь их встречали как добрых знакомых, но и ждали от них большего. Актерам, чтобы не разочаровать зрителей, приходилось постоянно быть на уровне своей популярности.
Некоторые администраторы по простоте душевной объявляли в афишах: «Выступают артисты Юрий Тимошенко и Ефим Березин» и никак не могли распродать билеты. В то же время слова «Тарапунька и Штепсель», нацарапанные огрызком карандаша на клочке бумаги, производили магическое действие - влекли в залы молодежь, стариков, детей.
Они спорили, доказывали, уступали в мелочах ради сохранения главного. В период, когда в искусстве торжествовала так называемая теория бесконфликтности, когда суровой правде предпочиталась лакировка действительности, сатирики прибегали к своего рода эзоповскому языку. Они шельмовали заведующего баней, обвиняли директора артели, подвергали насмешкам друг друга, но проницательный зритель прекрасно понимал суть их критики, направленной в более значительные цели. Народ так и называл эту пару - «пересмешники».
После смерти Тарапуньки, в 1986 году, Березину уже было тяжело работать одному. Его дочь Аня вышла замуж за популярного актера советского кино - майора Томина из «Знатоков» - Леонида Каневского, и они уехали в Израиль. Через год, в начале девяностых, родители приехали к ним в гости. А на третий день пребывания в Тель-Авиве у Ефима Иосифовича случился инфаркт. Его быстро поставили на ноги, но врачи категорически запретили ему летать. «Делайте, что хотите, - сказали, - даже коньяк можете пить, но следующего перелета вы не переживете». Так они и остались в Израиле. Месяц пожили у детей, потом получили гражданство и отдельную квартиру.
Когда Березин приехал в Израиль, у него уже была болезнь Паркинсона. И с каждым годом она прогрессировала. Дочь и её муж сделали все возможное, чтобы продлить ему жизнь. Ефим лечился у лучших врачей в лучших клиниках. Говорили, что врачи добавили ему пять лет жизни, но последние годы были самыми тяжелыми. Через несколько лет после их переезда умерла супруга Роза. У нее всегда были проблемы с сердцем, но она никогда не обращала на себя внимания: слишком была занята мужем. Березин тяжело перенес этот удар. За Ефимом Иосифовичем ухаживала женщина, которая его любила. Но последние годы он не мог сам вставать с кровати, почти не двигался, утратил речь... В послед-нем своём интервью он сказал: «Я люблю свою Родину и желаю ей успехов. Там прошли лучшие годы моей жизни». Потом немного помолчал и произнес знаменитое: «Здоровеньки булы...». И это было сказано со светлой печалью. На творческий вечер, посвященный его 75-летию, в огромный концертный зал в Тель-Авиве на 1800 мест пришли все, кто любил и знал Березина. На сцену выходили Козаков, Губерман, Левинзон, Каневский. А после концерта Березин сказал: «Я не буду больше выходить на сцену. Это в последний раз. Не хочу быть смешным...». В этом была его трагедия... Конечно, такой славы, как в Советском Союзе, у него уже не было. В последнее время он перестал узнавать даже близких людей.
Умер любимец публики, народный артист Украинской ССР, 29 мая 2004 года, похоронен на кладбище «Яркон» возле города Петах-Тиквы в пригороде Тель-Авива. И хотя на земле обетованной живёт много наших земляков, редко кто из них ассоциирует Штепселя с Одессой - он остался в памяти как общенародное достояние.
Юрий Трофимович Тимошенко родился 2 июня 1919 года в Полтаве. В 1937 году закончил школу № 3. Высокими результатами в обучении мальчик похвалиться не мог, хотя и вырос в семье учителей. И когда Юрий выходил на сцену, ему не было равных. В 10-м классе Тимошенко организовал театральный кружок и сам поставил спектакль «12 стульев». Кстати, иногда коллектив Юрия проводил репетиции вместе с драмкружком младших школьников, к которому входила будущая народная артистка СССР Клара Лучко.
Во время подготовки к спектаклю «12 стульев» дети во главе с Тимошенко сами соорудили универсальную декорацию, которая подходила для всех сцен. Стулья стибрили из дома местного врача. Это темное дело доверили его сыну, который тоже попробовал себя в роли актера. Сам Тимошенко был режиссером и сыграл главную роль – Остапа Бендера.
Начинающие актеры на сцене так пришли в восхищение, что по-настоящему раскромсали стул, но его владелец не обиделся - даже разрешил делать с другими мебелью все, что захочется. Стулья и в самом деле еще пригодились - спектакль сыграли еще и в Доме культуры железнодорожников. Это было символически, ведь его построили то ли на деньги, найденные в стуле, то ли на лотерейный выигрыш. Хотя первая версия полтавчанам больше нравится.
Тарапунька всю жизнь себя считал Бендером. И когда его на пику популярности не позвали сняться в этом фильме, очень обиделся.
На вступительных испытаниях в театральный институт в Киеве Юрий Тимошенко и встретил Ефима Березина. После этой встречи артисты были неразлучными друзьями вплоть до смерти Юрия Трофимовича.
Весной 1941 года артисты уже вдвоем вели в Киеве большой концерт профессиональных артистов. Оба были участниками Великой Отечественной войны 1941 – 1945 лет, где выступали в военной самодеятельности, а со временем в профессиональном военном ансамбле песни и танца – вели программу в образах лазняра Мочалкина (Тимошенко) и повараГалкина (Березин). Летом 1942 г. впервые выступили с этими персонажами в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, где в то время праздновались Дни Украины.
Уже в мирное время Юрий Трофимович выходил на сцену в образе по-народному мудрого, хитровато-простоватого милиционера Тарапуньки (есть такая небольшая река в Полтаве). А Ефим Березин в образе электрика, Штепселя - интеллигента, который несет у массы свет знаний, культуру... Потом дуэт стал настолько известным, что обозначать профессии не было смысла. Кстати, Тимошенко сначала выступал под псевдонимом Бублик. Стать Тарапунькой ему посоветовал Александр Петрович Довженко, с которым он дружил. Под этими псевдонимами друзья принимали участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1946-м и стали лауреатами, завоевав первое место.
Каждую свою программу Тимошенко и Березин перед премьерой показывали секретарю ЦК из идеологии. Особенно интермедии, посвященные политическим праздникам. Какие-то острые шутки во время прослушивания замалчивали. В Киеве запрещенные цензурой остроты со сцены не говорили, зато на гастролях комики наверстывали сторицей! Потом артистов вызывали на ковер в высокие кабинеты, но никто ничего не мог сделать с неугомонным дуэтом: всенародная любовь была непреодолимой защитой для Тимошенко и Березина.
В этой паре Полтавский Пересмешник (так Тимошенко величали земляки) был украиноязычним простачком, а Березин — русскоязычным интеллектуалом. Идея была рискована: русскоязычный "старший брат" был маленьким, а украиноязычный "младший брат" - здоровым козачищем!
Каждый сотый спектакль артисты отмечали банкетом, на который приглашали всю бригаду: администратора, осветителя, киномеханика, костюмершу, рабочих сцены и всех музыкантов. Юрий и Ефим лично подходили к каждому и напоминали, что те могут прийти с женами и мужчинами. Они очень проявляли заботу о своих коллегах, как могли помогали им: кому-то добивались большей зарплаты, кого-то спасали от неприятностей. И Тимошенко, и Березин были теми, кто достойно прошли испытание медными трубами и остались добрыми, порядочными, чуткими людьми, избежав чванства и заносчивости.
Итогом тех плодотворных лет стал спектакль "Везли эстраду на декаду", где Тимошенко и Березин сверкнули как авторы, режиссеры и главные исполнители.
Вслед за спектаклем, который выдержал 2000 показов, пошла работа над двухсерийной кинокомедией, которая к нашим дням веселит зрителя на телеэкранах.
"От и до" - историческая комедия этого дуэта. Ее главная мысль заключается в том, что все наши сегодняшние недостатки могут обернуться в будущем большим бедствием. Это был спектакль, который закрепил на сценах страны уникальный и своеобразный театр Тарапуньки и Штепселя.
В следующем спектакле "Беспокойтесь, пожалуйста" прослеживается жизнь человека от рождения до старости, призывая человека быть активной борцом с неправдой, несправедливостью подлостью и карьеризмом.
Последний спектакль - последнее путешествие. На этот раз по обычной квартире, где проживает типичная семья с ее заботами радостью и печалями. Оказывается, и тут масса сложных проблем. Особенно, если артисты провозгласили в названии: "Мой дом не с краю". На одной из спектаклей этой программы и погиб Юрий Тимошенко.
Полтавский зритель помнит не только молодого Тимошенко. Уже известным, таким, что состоялся артистом в дуэте «Штепсель и Тарапунька» Юрий Тимошенко приехал на работу в местную филармонию, здесь он вступил в брак с женщиной, которая стала матерью двух его сынов, хранительницей домашнего очага вплоть до смерти артиста.
Юрий Тимошенко и певица Юлия Пашковская, ученица Клавдии Шульженко, познакомились, когда наш славный земляк был уже знаменитый. Будущая жена артиста жила в Львове, пела на эстраде, снялась в нескольких фильмах. В «Обычной истории» кинорежиссеров Игоря Земгано и Николая Литуса сыграла главную роль. Однажды Юлии Пашковській позвонили по телефону с интересным предложением: «Штепсель и Тарапунька ищет певицу в гастрольную группу. «Приезжайте на прослушивание!» Юлия запела романс «Гори, гори, моя звезда» и, как оказалось позднее, именно этим покорила Тарапуньку, метр украинской эстрады не устоял перед ее красотой и обворожительностью.
Тем не менее отношения между ними долго не завязывались. Ведь Тимошенко в то время был женат на народной артистке СССР, актрисе театра имени Ивана Франко Ольге Кусенко. Своеобразным детонатором стало предложение руки и сердца, которую сделал Юлии Максимовне актер Иван Козловський. На после гастрольном банкете он поднял бокал и объявил: «Юлия! Станьте моей вдовой!». Его поправили: «Может, женой?» На что Козловський ответил: «Я старый, она молодая, так что большую часть жизни придется пробыть вдовьей ».
Тимошенко сидел пасмурный, а потом сознался, что очень рознервничался. Так и начался их роман.
КогдаЮрий Тимошенко сделал певице предложение, Юлия Максимовна очень перепугалась: ее мать отец покинул, когда Юлия была еще ребенком. Из тех пор твердо Пашковська знала: нельзя разрушать чужое счастье. Но друзья Тимошенко убедили, что любовь между Юрием и женой давно угасла.
В 1961 году Юрий и Юлия расписались в Полтаве во время гастролей. Народа собралось немного - мать актера Дарина Петровна, несколько артистов и местные разини. Свадебного платья у молодой не было - темная юбка и белый свитер. Народ кричал: «Фату оденьте!» А жених был в ударе и, поставив свою подпись, на весь зал выкрикнул: «Ощущаю, что влип навсегда».
Но новой семье нигде было жить. Тимошенко обратился к Киевскому горсовету с просьбой о предоставлении квартиры. Ему отказали, причем грубо. После такого он молча возвратил к Полтаве и пошел прямо к директору местной филармонии. Тот на радости выдал приказ о приеме на работу актера и выпросил в обкоме шикарную трехкомнатную квартиру.
Чуть позже о Тарапуньке вспомнили в Киеве. Начались гастроли в Москве и Ленинграде, билеты разобрали еще задолго до запланированных концертов. Организаторы едва нашли Тимошенко. Тот ответ артиста их ошеломил:
- Я не смогу поехать в Москву, - сказал Юрий. - Я - артист Полтавской филармонии, у меня здесь тоже гастроли.
Потом позвонил министр культуры:
- Юрий Трофимович, вы подводите Украину!
- Почему? Я работаю в украинском городе, в украинской филармонии... Меня здесь ценят, любят, а еще у меня здесь есть жилье в отличие от Киева...
Тарапуньке сразу же выделили жилье в столице. Первая киевская квартира семьи Тимошенко находилась напротив Дворца «Украина» - правда, в то время там был рынок. Но клевать продолжали: за независимое поведение и, главное, за «искажение» украинского языка. Охранники языковой чистоты не понимали, что именно суржик делает Тарапуньку и Штепселя понятными везде.
Одним из увлечений Юрия Трофимовича был его автомобиль – "Додж Крайслер". Ездил актер плохо: однажды разбил чугунные ворота, потом – с трамваем столкнулся. Тимошенко больше любил присматривать за машиной, ремонтировать, что-то мастерить. У него была груда разного инструмента. Сам сделал жене высоченный шкаф со ступеньками, где Юлия Максимовна сохраняла свою коллекцию: 60 пар сценической обуви.
На гастролях в Ужгороде поздней осени 1986 года Тимошенко стало плохо после концерта: инфаркт. Артиста положили в больницу, через месяц выписали. Здоровье нормализовалось, причин для волнения будто не было. Счастливый Юрий Трофимович с женой поехали на вокзал, чтобы в конце концов вернуться в Киеву. Тимошенко от радости на пероне у кого-то попросил сигарету (курить ему сурово запретили, жена постоянно проверяла все карманы). Только закурил – потерял сознание. Артиста снова отвезли назад в больницу. И в скором времени Юрия Трофимовича Тимошенко не стало: тяжелый инсульт.
Часто можно услышать выражение "незаменимых нет". Есть. Неповторимый дуэт не нашел замены.
Таня!!
Утро Доброе и-Большое Спасибо!
Уверена:никого не оставит равнодушным эта заявка!
Я говорю о любителях РЕТРО
Спасибо за добрую память об этом замечательном дуэте! Тарапунька и Штепсель были действительно украшением голубых экранов наших маленьких радиотелеприёмников. Этих замечательных артистив любили и с удовольствием ждали их выступлений, которые всегда радовали, вызывали улыбку у взрослых и у нас детей...