- Сличенко Николай Алексеевич Дата рождения: 27.12.1934
Творчество:
Роли в театре:
Четыре жениха — Лекса
Четыре жениха — Бади
Грушенька — Дмитрий
Сломанный кнут — Чанго
Плясунья — дедушка
Цыганка Аза — Василь
Дочь шатров — Марко
Родился я в таборе — Николай
Горячая кровь — Барбаро
Кабачок «Макрель» — Яшка-король
Сын Мадонны — Дженарино
Ром Баро — Иван Кале
Ты — герой, я — герой — Ренальдо
Марианна Пинеда — Фернандо
Девчонка из табора — Коля
Я — цыганка — Лацо
Верность — Василь
Человек-волк — Нандо
Любовь и смерть — Ярго
Сонни и махиваль — Махиваль
Непоклонов — Непоклонов
Живой труп — Протасов
Постановки в театре:
«Грушенька» И. Штока по Н. Лескову
«Мы — цыгане» И. Ром-Лебедева и Н. Сличенко
«Непоклонов» Н. Мирошниченко
«Огненные кони» И. Ром-Лебедева
«Братья» З. Тоболкина
«Четыре жениха» И. Хрусталева
«Живой труп» Л. Толстого
«Верность» Г. Кашубы
«Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева
«Кровь земли» А. Поддубного
«Таборные игры»
«Графиня-цыганка» П. Градова
Фильмография:
1958 — Олеко Дундич — цыган
1958 — Трудное счастье — цыган из табора Лукьяна
1960 — В дождь и в солнце — Роман
1967 — Свадьба в Малиновке — красный конник Петря
1969 — Похищение (фильм-концерт) — Николай Сличенко (камео)
1972 год в музыкальном фильме - Мой остров синий - являлся режиссёром фильма и играл главную роль.
Виктор, спасибо!!! Не, теперь не только я... :) Без истории мы никуда... Все под её оком живём.
Николай Сличенко - любимый артист моих родителей! Да и мне он очень нравится, особенно бесподобное исполнение романса "Очи черные" !!!
Альбина, спасибо большое за интересный пост!
Николай Алексеевич Сличенко появился на свет 27 декабря 1934-го года в городе Белгород (по другим данным – под Белгородом) в большой цыганской семье, где кроме него было еще четверо детей. Его первые впечатления, точнее - потрясения, связаны с войной. Она началась, когда Николаю шел седьмой год. Его семья относилась к числу оседлых цыган-сэрвов, а потому сильно пострадала в период Второй Мировой войны. Так, в частности, отец мальчика был расстрелян прямо на его глазах. Впоследствии погибли и многие другие родственники Николая. После окончания боевых действий Сличенко отправился вместе с другими членами своего семейства в Воронежскую область, где начал жить и работать в колхозе, населенном цыганским населением. К искусству Николай тянулся всегда, с ранних лет впитав в себя любовь к народной цыганской песне, танцу. Сам неплохо пел, плясал. Во время вечеринок, которые часто устраивались после работы, он не раз слышал в свой адрес: "В театр бы тебе, в "Ромэн"!". Так именно здесь от соседей и друзей молодой парень услышал о существовании Московского музыкально-драматического театра "Ромэн", в котором выступали многие известные цыгане. С тех пор поступление именно в этот цыганский театр стало для мальчика заветной мечтой.
Впервые оказаться в Москве молодому парню довелось в 1951-м году. В этот период семнадцатилетнего парня приняли на работу в цыганский театр и доверили ему первые небольшие роли. Поразительный талант цыганского мальчишки привлек к нему пристальное внимание ведущих мастеров театра, ставшего для него навсегда родной семьей, домом. Одаренный парень сразу стал душой всего коллектива, однако, несмотря на это, никаких особых поблажек ему никто и никогда не делал. Он просто учился у ведущих мастеров, перенимая опыт и знания во время совместных репетиций. Да и сами артисты всегда охотно помогали младшему коллеге. Как вспоминает сам Сличенко, в театре его главными друзьями и наставниками стали такие мастера сцены как И. В. Хрусталёв, Ляля Чёрная, И. И. Ром-Лебедев и некоторые другие.
Именно благодаря их помощи и поддержке восемнадцатилетний актер сумел получить свою первую главную роль в театре. Случилось это во время гастролей театра в городе Загорске (ныне – Сергиев Посад). В постановке "Четыре жениха" Николай получил роль Лексы, заменяя заболевшего актёра. Этот случай с заменой основного исполнителя в спектакле не прошел бесследно. На Сличенко обратили внимание, в него поверили, и вскоре ему предложили сыграть Дмитрия в драме "Грушенька" по повести Н.Лескова "Очарованный странник", где вместе с ним были заняты ведущие актеры театра Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. Эта роль позволила Сличенко еще больше укрепиться в труппе, его стали вводить в спектакли текущего репертуара. После этого режиссеры стали относиться к нему значительно серьезней, а он сам стал более требователен по отношению к самому себе.
Среди его первых актерских работ в театре был офицер Чанго в спектакле "Сломанный кнут". Так же, как и предыдущие роли, он исполнял ее со всей искренностью и юношеской непосредственностью, полной самоотдачей на сцене. А вскоре Николаю Сличенко доверили роль совсем иного плана - возрастную: он играл дедушку в пьесе "Плясунья" И. Ром-Лебедева. В создании этого образа ему помогли жизненные наблюдения, воспоминания детства и юности.
Первой полностью самостоятельной работой стала для него роль Василя в спектакле "Цыганка Аза" по пьесе М.Старицкого. Работая над этой ролью, он впервые прошел весь подготовительный период, давший очень много для ее понимания. Сличенко удалось необыкновенно точно передать на сцене характер героя, его чувства, настроение.
Такое успешное начало стало основной причиной того, что уже через 4-5 лет работы в театре Николай Сличенко прочно вошел в основной репертуар. Помимо Дмитрия в "Грушеньке" и Чанго в пьесе "Сломанный кнут", он играл в спектаклях "Дочь шатров" (Марко), "Родился я в таборе" (Николай), "Горячая кровь" (Барбаро), "Кабачок "Макрель"" (Яшка-король), "Сын Мадонны" (Дженарино), "Ром Баро" (Иван Кале), "Ты - герой, я - герой" (Ренальдо), "Марианна Пинеда" (Фернандо), "Девчонка из табора" (Коля), "Я - цыганка" (Лацо), "Верность" (Василь), "Человек-волк" (Нандо), "Любовь и смерть" (Ярго), "Сонни и Махиваль" (Махиваль), "Непоклонов" (Непоклонов) и многих других.
Ролью всей актерской жизни Николая Сличенко стала роль Протасова в спектакле "Живой труп". В роли Протасова актер предстает в совершен новом, не ведомом ранее качестве: он настоящий трагик. Игра Николая Сличенко так органична, настолько пронизана правдой подлинных человеческих переживаний, что кажется, образ его героя, рожденный в самой глубине своего создателя, составляет плоть от плоти, кровь от крови его самого...
Закономерным на пути творческого расцвета был переход Николая Сличенко к режиссуре: от первых проб в качестве ассистента режиссера некоторых спектаклей до режиссера-постановщика. Продолжая выступать на сцене театра "Ромэн", Сличенко поступил в ГИТИС на высшие режиссерские курсы. Здесь талантливый цыганский актер оттачивал свое мастерство под руководством народного артиста СССР А. Гончарова.
"Мне думается, - размышляет Николай Алексеевич о таком повороте творческой судьбы в своей книге "Родился я в таборе", - что режиссер начинается не с поступления в институт на режиссерский факультет и даже не с получения диплома о его окончании, а лишь с того момента, когда у него появляются своя тема в искусстве, свое отношение к явлению жизни, свой взгляд на все, что совершается вокруг него".
Тема человека, его назначения стала основной темой работы Н. Сличенко как режиссера. Одной из основных тем своего дипломного спектакля "Грушенька" он видел родство душ цыганского и русского народов. Его волновала социальная и нравственная тема произведения. Сличенко не просто возобновил старую постановку (пьеса ранее уже шла в театре), он создал совершенно новый спектакль, окрасив сценическое повествование о трагической судьбе молодой цыганки Грушеньки в тревожные и романтические тона. Журнал "Театральная жизнь" писал о премьере: "Родилась новая "Грушенька". И вместе с ней родился новый талантливый режиссер - Николай Сличенко". Так сложилась судьба этого спектакля, что Николаю Сличенко пришлось переиграть в нем все мужские роли, а за роль Голована он был удостоен звания лауреата первой премии "Театральная весна".
В 1972-м году Николай получил диплом о профессиональном образовании, а вместе с ним и новые роли в театре.
Всего за несколько лет он принял участие во многих замечательных спектаклях. Кроме того, несколько ярких ролей Николай Сличенко исполнил также и в кино. Среди наиболее примечательных экранных работ актера – картины "Свадьба в Малиновке" (студия "Ленфильм"), где Сличенко играет роль Петри - помощника Назара Думы, стоящего во главе красноармейского отряда... "В дождь и солнце", "Мой остров синий" и некоторые другие. Он работал с такими легендарными актерами как Зоя Федорова, Михаил Пуговкин, Алексей Смирнов и другие.
С 1977-го года Николай Сличенко начал работать в театре "Ромэн" в качестве главного режиссера. В этот период его главной темой в творчестве стала "цыганская" романтика. В его спектаклях легенды и придания цыганского народа оживали, превращаясь в настоящие шедевры искусства. Ярким примером тому является спектакль "Мы – цыгане", за который Николай Алексеевич получил премию кинофестиваля "Московская театральная весна". Впоследствии в личной коллекции наград актера было еще много примечательных "экземпляров". Орден "Честь и достоинство Нации", Орден "Служение искусству", Орден Петра Великого I степени, а также Государственная премия СССР, приз "Овация", орден "За заслуги перед Отечеством" (3 и 4 степени), а также многие другие награды. Большая часть их них была вручена нашему сегодняшнему герою в восьмидесятые и девяностые годы.
В 1981-м году Николай Сличенко стал обладателем звания Народного артиста СССР. Однако самой главной наградой в жизни актера всегда было признание зрителей. Простые ценители искусства всегда с удовольствием приходили на его постановки, а представители цыганского народа и вовсе не чаяли в нем души. Особую любовь к своей нации питал и сам Сличенко. Цыганские легенды, песни и другие отличительные особенности данной культуры всегда были важной частью его творчества. Он любил музыку, а потому всегда охотно исполнял со сцены старинные романсы. Особенно популярной стала композиция "Очи черные", которая на долгие годы стала визитной карточкой артиста и всего театра "Ромэн".
Особое место в творческой судьбе Николая Сличенко принадлежит песне. С ней связана вся его жизнь. В театре, в кино, на эстраде... С тех самых пор, когда еще в детстве вечерами у костра он слушал замечательные цыганские песни, да и не только цыганские - это были и русские, и украинские, и белорусские народные песни.
Увлечение эстрадой началось в театре. Сличенко часто приглашали выступать в концертах. В 1962 году он поехал с группой эстрадных артистов в Рязань. Здесь, на родине Есенина, он начал репетировать "Письмо матери"...
Зрители удивительно глубоко приняли песню, тонко почувствовав ее задушевность, теплоту и грусть. На глазах многих были слезы. "Это меня буквально потрясло, - вспоминает Николай Алексеевич. - После памятного концерта я впервые всерьез задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией".
Сличенко всегда поет с такой внутренней отдачей, с какой можно спеть только раз в жизни. Каждую песню в каждом концерте он поет "в первый раз". Поэтому его выступления не отличаются стабильной ровностью. Иногда кажется, что, начав песню, которую он исполнял десятки, сотни раз, певец и сам не знает, куда она поведет его за собой. Может быть, в его сегодняшнем "Письме к матери" самым сильным окажется чувство тоски по родному дому, может быть, нежность к старушке, одиноко ждущей его где-то далеко. Может, желание успокоить ее тревогу за него, а может быть, боль за человека, которому "не вернуть того, что не сбылось". (В. Рыжкова "Советская культура")
Один из концертов посетила племянница композитора Липатова, который написал музыку романса. Впоследствии она подарила Сличенко поблекшую фотографию давних лет, на которой было написано: "Он писал для Есенина, Есенин писал для него, но первый и единственный, кто исполнил это так, как хотели они оба, - Николай Алексеевич Сличенко. На память ему".
Есть удивительная особенность таланта - его многогранность. Проявляя активно в каком-либо виде творческой деятельности способности и духовные силы, одаренный человек вместе с тем оказывается, как правило, одаренным и во многих других. Именно таков Николай Сличенко - актер, певец, режиссер, популярность которого огромна.
Николай Сличенко сегодня по праву один из тех замечательных мастеров сцены, имеющих действительно общенародную популярность. Для миллионов слушателей он - олицетворение цыганского народа, его огня, его страсти, олицетворение самой его души.
Каждая песня в исполнении Николая Сличенко - маленький спектакль, вмещающий в себя человеческую судьбу или какое-то законченное событие. Как певец в высшем значении этого слова, он способен по-своему оригинально и глубоко интерпретировать песню любого народа, постичь ее тайну, заразить ею слушателя.
Заботясь о завтрашнем дне цыганского театра, Н.А. Сличенко создал на базе музыкального училища им. Гнесиных специальную студию для подготовки профессиональных кадров для "Ромэна". Поиски талантливой молодежи для этой студии шли по всей стране. В октябре 1978 года студия начала свою жизнь, а в июне 1982 года ее выпуск полностью влился в состав труппы театра "Ромэн". Сегодня все они ярко, интересно, заявили о себе и заняты практически во всех спектаклях текущего репертуара в ответственных ролях.
В 2005 г. Открыт Цыганский национальный курс при Высшем Театральном Училище им. Щепкина. Николай Сличенко является художественным руководителем курса.
На "Площади "звезд"" в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко. Об этом событии писали: "Чествование артиста, добившегося поистине сказочного успеха – установления памятника при жизни, - это одновременно и праздник всех цыган: Москвы, России, всего мира…".
Именем Николая Сличенко названа звезда в созвездии Тельца.
По материалам сети...