Смелей вперед, гардемарины! Хиту советского кинематографа - 30 лет
В СССР кухарки умели управлять государством, а сантехники - писать исторические романы. Причем второе получалось, видимо, немножечко лучше, чем первое. По крайней мере, Союза уже нет, а кино, снятое по роману профессионального сантехника, продолжает жить (как раз в конце этого года 30 лет исполняется), и умирать пока не собирается.
Песни из фильма (видео)
Капирасты Мосфильма требуют просмотра только на ютубе...
https://www.youtube.com/watch?v=_tXOomGkNBU
Про фильм говорить не буду. Что бы не играл Толоконников, первое, что приходит на ум - Шариков, так и Харатьян - Мордашка (одноименный фильм, который посмотрели почти все), как иТихонов - Штирлиц.
По заголовку поста. Кухарки и государство - не согласен. До революции 60 миллионов женщин звались не домохозяйками, а кухарками. Фраза Ленина означает, что они получили избирательное право (равноправие) и ничего больше! КАЖДАЯ кухарка это значит ВСЕ кухарки.
Кирилл, только определенная часть общества упорно трактует эту фразу по-своему, как и "в СССР секса нет".
Государство - это набор чиновников-исполнителей (профессионалов), в 1927 году 70% их были теми же, что и при царе, 30% вымерли естественным путем и были замещены себе подобными. Но оценивать их работу будет не царь, а все избиратели, в том числе и кухарки.
А оценивать они будут просто как и царь: лучше им стало от работы чиновников или нет, виден свет в конце тоннеля? Для этого образования особого не надо - хозяин-барин. Вот как все задумывалось.
Валера, не стоит все написанное воспринимать настолько серьезно. Есть строго фактологические серьезные статьи (их я в интернете не публикую), а есть - "журналистская беллетристика", т.е. тексты, основаны на реальных фактах, но излагаются в свободной форме, используя некоторые элементы художественной прозы, в т.ч. упрощенные толкования, юмор, сатиру и проч.
По фразе Ленина о "кухарках". На самом деле, Ленин писал нечто противоположное: "Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством..." И далее, уже ближе к теме: "Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту..." К слову сказать, последняя фраза Ленина со временем была нивелирована властями, и "любая кухарка" могла управлять государством только через посредство выборов, где заранее все было предрешено, и на "выборах" выбирать реально было не из кого, верно? Следовательно, ленинский принцип не был в СССР реализован никогда. По сравнению с царской Россией, поменялись лишь властные элиты и отношение к гражданским массам (но это не предмет разговора). Как, впрочем, после любой революции (подразумеваю под этим понятием насильственную смену власти) в любом государстве. Так что - наблюдай (за избирательным процессом и его последствиями) - не наблюдай, а ничего изменить было невозможно.
Так что, когда я писал о "любой кухарке", я подразумевал, в первую очередь, партийную элиту, пришедшую вослед за Сталиным, который, несмотря на спорные методы (а где этих методов в те времена не было?), государством рулить умел.
Насчет Харатьяна: я не смотрел фильм "Мордашка" (хоть и вырезал из него короткий ролик когда-то). И Харатьян у меня ассоциируется, в первую очередь, с "Зеленым фургоном" и "Гардемаринами". Далее, после 1988, настал развал кинематографа (и всего остального), и в разной чепухе снимались многие, если не все звезды советского кино: ведь время было голодное, а бандиты денег на съемки киношедевров не выделяли, только на сиюминутный показ сисек-писек и про то, как пытать жопу паяльником.
А Толоконников-Шариков - это классика. Для меня, естественно.
Ты не поверишь, но сколько сейчас Шариковых-чиновников при власти... И в России, и в Америке... и везде. Малообразованных (корочки об окончании ВУЗов не при делах), эстетически малоразвитых (и скупка шедевров искусства тут ни при чем), и по-настоящему наивно-тупых... нацеленных только на удовлетворение собственных амбиций и преувеличенных (мягко говоря) потребностей... И, в этом плане, теперешение элиты мало отличаются от элит СССР образца 60х-90х... Разве что только объемом тех самых потребностей...
Кирилл, спасибо!
Красивый пост. Любимый фильм сына его школьных лет...да и я смотрела с удовольствием.
А ролики ТВОИ-еще одно спасибо!! Классные они, твои ролики
Валер, не переводи все на политику-ну ее нафиг))))))))))
Как Есенин сказал:
"Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете"....(1925г.)
И жизнь" вняла" словам великого поэта Руси......(((((((((((((((((
Спасибо, Кирилл! Интересный пост: как всегда максимум информации по теме - о когда-то любимом фильме. Первый фильм понравился, а продолжения смотреть не стала (тоже не люблю сиквелы - они, как правило, все неудачные)
Кирилл, спасибо за Ваш пост. Фильмы, конечно, в своё время смотрел. Сейчас не смог бы, наверное, очень всё наивно, если не сказать тупо... Но Ваши исследования всегда читаю с интересом, Вы большой молодец, что этим занимаетесь, уверен, что это нужно людям...
А дело вот как. Или почти так.
Проживала на съемной квартире в стольном граде Москве Нина Соротокина - девушка, прямо скажем, не совсем женской профессии, ибо учила Нина будущих сантехников отличать отводы от переходов, и менять прокладки в советских социалистических смесителях. А все свободное от этой необходимой деятельности время, инженер-сантехник Нина отдавала увлечению – писательскому труду. Писала на досуге «в стол» всякие разнообразные рассказики и короткие повести, которые публиковать никто особо не хотел, да и все окружающие, включая собственного супруга, в увлечении Нину не поддерживали, считая ее писательство пустым баловством да графоманством. Между тем, вдоволь натешившись короткими формами, самодеятельная писательница взялась за формы крупные, решившись на роман. Что послужило источником вдохновения, Нина Матвеевна не скрывает: не она одна подпитывалась сюжетами Дюма-папы. На его нетленках кормилось не одно поколение писателей всех стран и народов (да и сам Дюма с «Тремя мушкетерами» сюжетным первопроходцем не был).
Нина Соротокина, 70е годы
В одном из своих поздних интервью Нина Матвеевна утверждает, что роман был написан за 17 лет до выхода в свет киноверсии, т.е. примерно в 1970 году. Однако более вероятной выглядит мысль о том, что роман был начат в то время, а окончен примерно к середине 70х – примерно к этому времени относятся первые попытки Соротокиной опубликовать рукопись (с 1976 года).
А роман «Трое из навигацкой школы» выпускать в свет никто и не собирался. Рукопись была очень объемной – как по сюжету, так и физическим размерам. Редакторы толстых журналов и книгоиздательств принимали Соротокину, обещали «посмотреть материал», и через некоторое время отвечали отказом («неактуально», «сюжет затянут», «не прописаны характеры» - обычные редакторские отмазки). Я-то думаю, что в роман вообще никто не заглядывал: кому нужны пухлые тома от никому не известного писателя?! - да еще по профессии вовсе не лирика, а скорее физика...
В конце концов рукопись нашла свое место на антресолях квартиры в подмосковном Троицке, где Нина с мужем прикупили кооперативную квартиру (ибо столичное собственное жилье было не по карману).
В середине 70х, усилиями писателя Юрия Нагибина, с которым Нина познакомилась на семинаре при СП СССР, один из рассказов Соротокиной был опубликован в «Нашем современнике». В 1982 небольшим тиражом вышла первая книга ее прозы; литературные журналы изредка отводили свои страницы под творческие изыски Нины.
Юрий Нагибин, 70е годы
А роман продолжал пылиться на антресолях.
Только ближе к середине 80х рукопись оказалась у кинорежиссера Светланы Дружининой. Есть несколько версий того, как это произошло. Дружинина вспоминает, что обратить внимание на роман Соротокиной ей посоветовал Юрий Нагибин. Сама Нина Матвеевна уверена, что решение отдать несчастливый роман в руки режиссера Дружининой пришло после просмотра фильма «Принцесса цирка» (который снимала Светлана), и Нагибин в данном случае ни при чем.
Так или иначе, но в 1983 роман перекочевал из квартиры Нины в квартиру Светланы. При этом для рукописи кардинально не изменилось ничего: притащив домой пару килограммов бумаги в красной папке, режиссер тут же про роман благополучно забыла. И это можно понять: Дружинина была уже известным режиссером, снявшим несколько популярных драм и мюзиклов (а также актрисой, сыгравшей, помимо прочего, Анфису в «Девчатах»), а Соротокина – практически никому не известной писательницей-самоучкой. Кроме того, Светлана была тогда занята другим проектом (из которого, впрочем, впоследствии ничего не получилось). Да и не принято в киношных кругах писать сценарии по неопубликованным тяжелым красным папкам.
Светлана Дружинина, 70е годы
Что заставило Светлану таки вспомнить про рукопись Соротокиной? Тут, опять же, несколько версий. По версии Нины Матвеевны (наименее вероятной, по моему мнению), в доме Дружининой случился сильный пожар, и роман был единственной сохранившейся в нем рукописью. Такая мистическая сохранность (рукописи не горят!), мол, и повлияла на решение режиссера ознакомиться с романом. По версии Дружининой, рукопись прочитал ее сын Михаил, и посоветовал ей попробовать снять картину. В другом интервью Светлана Сергеевна вспоминает о том, что в середине 80х ей позвонил Нагибин и справился, как там поживает роман Нины.
В любом случае, в 1984 Светлана таки ознакомилась с рукописью «Троих из навигацкой школы», после чего обе девушки уехали на курорт и довольно долго перемежали пассивный отдых с написанием сценария. В результате получился объем, значительно превышающий первоисточник, и стало ясно, что вписаться в типичный мосфильмовский бюджет не получится никак. Тогда режиссер обратилась к Нагибину с просьбой отредактировать сценарий.
Нагибин искромсал рукопись безжалостно, уменьшив ее объем более чем вдвое, после чего, уже втроем, сценаристы несколько месяцев доводили сценарий до ума. В 1985 была подана заявка на «Мосфильм». Нагибин сначала отказался от соавторства, однако Дружинина уговорила его, так как необходимо было имя маститого литератора в соавторах, чтобы легче пройти инстанции для утверждения бюджета фильма.
Актерский ансамбль, занятый в картине, впечатляет обилием звезд советского экрана: Боярский, Евстигнеев, Стржельчик, А.Абдулов, Смоктуновский, Борцов, Фарада, Машная, Маркова, Анофриев, Цыплакова…
Михаил Боярский в роли шевалье де Брильи
Евгений Евстигнеев - вице-канцлер Бестужев
Иннокентий Смоктуновский - кардинал де Флери
Владислав Стржельчик - лейб-медик Лесток
Александр Абдулов - граф Лядащев
Ольга Машная - Софья Зотова
Виктор Павлов - штык-юркер Котов. В кадре хорошо заметна фальшивая лысина
Нелли Пшенная - графиня Бестужева
Семен Фарада - директор Навигацкой школы
Елена Цыплакова - императрица Елезавета Петровна
Римма Маркова - монахиня Леонидия
Игорь Ясулович - Корн
В главной женской роли снялась молодая актриса, начавшая кинематографическую карьеру именно с этого фильма, недавняя выпускница ВГИКа, ученица А.Баталова, Татьяна Лютаева.
Татьяна Лютаева - Анастасия Ягужинская
О кастинге на роли гардемаринов, в сети множество взаимоисключающих абзацев. В частности, утверждается,что первоначально на роль Александра Белова был утвержден Олег Меньшиков, и с ним даже были отсняты первые сцены, но затем он отказался от роли из-за ухода своего друга Юрия Мороза (эту версию озвучивала в интервью Дружинина, и она разлетелась по сети, попав в конечном итоге в википедию; есть даже фотошоп по теме). На самом деле, возможно, Светлана Сергеевна приглашала Меньшикова на эту роль, но согласиться на нее Олег не мог изначально, так как был уже занят в главной роли военно-драматического фильма «Моонзунд» по роману Пикуля на «Ленфильме»; одновременное участие в главных ролях двух масштабных кинопроектов, да еще разных киностудий, актеру было не потянуть.
Согласно сохранившейся первой «гардемариновской» фотопробе «Мосфильма», на роль Белова был изначально утвержден Сергей Жигунов, до этого – студент «Щуки» (перед съемками был отчислен за неуспеваемость, потом восстановлен) и малоизвестный киноактер эпизодов. К нему в партнеры планировались Юрий Мороз (до этого снявшийся в главной роли латышской музыкальной мелодрамы «Нужна солистка», а также в других, небольших, ролях популярных кинокартин, в т.ч. в «Принцессе цирка» Дружининой и исторической дилогии Сергея Герасимова про Петра I) в качестве Алеши Корсака, и Михаил Мукасей (сын супружеской четы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея, студент ВГИКа и басист известной рок-группы «Оберманекен») в роли Никиты Оленева. В одном из интервью Нина Соротокина утверждает, что на роль Оленева планировался старший сын Дружининой, Анатолий Мукасей-мл., однако этого никак не может быть: он погиб в 1978.
Первый состав гардемаринов (справа налево): Сергей Жигунов, Юрий Мороз, Михаил Мукасей
Насчет того, что происходило дальше, существует разная информация из разных источников. Достоверно известно, что съемки начались именно с участием Жигунова, Мороза и Мукасея (было отснято несколько сцен, впоследствии переснятых).
Однако, через некоторое (короткое) время Юрий Мороз покинул проект. По официальной версии – для съемок дипломной работы (в то время он был студентом режиссерского факультета ВГИКа). Однако, на момент начала съемок, Мороз был на третьем курсе… я, конечно, не спец в киноучебе, но мне кажется, для диплома – рановато. По неофициальным данным, Мороз (как будущий режиссер) «не сошелся характерами» с Дружининой, т.е. ему не нравился съемочный процесс под ее руководством. Он был заменен на Дмитрия Харатьяна (уже достаточно популярного актера, хорошо знакомого советскому зрителю по «Розыгрышу» Меньшова и «Зеленому фургону» Павловского).
По поводу ухода Мукасея информация тоже очень разная. Официальная причина – болезнь (об этом говорили Дружинина и Жигунов, однако чем именно заболел Миша – информации нет). Вроде бы Дружинина даже собиралась отложить съемки на некоторое время до выздоровления сына, но руководство «Мосфильма» было против (по кандидатуре Мукасея изначально были вопросы, ведь профессиональным актером он не был, и не имел опыта подобной работы, а во ВГИКе учился на оператора), а директор картины, Григорий Пажи, настоял на кандидатуре Владимира Шевелькова (в юности сыгравшего главную роль в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», а после – несколько второстепенных ролей).
Из-за этой последней (в первом фильме последней) гардемаринской замены, между Дружининой и Шевельковым во время всего съемочного процесса, сохранялись крайне неприязненные отношения. Дружинина считала Шевелькова ставленником киностудии, введенным в фильм против ее воли и, по воспоминаниям Владимира, постоянно к нему придиралась, заставляла делать множество дублей одной и той же сцены, оскорбляла перед съемочной группой. В результате Шевельков стал отчужденно относиться к съемкам. Из труппы, вне съемок, общался только с Харатьяном и Жигуновым. Под конец проекта и вовсе стал избегать съемочной площадки, и Дружининой на общих планах приходилось в кадре заменять его дублером (что иногда можно отчетливо заметить при внимательном просмотре, ибо дублер отчаянно усат). Все это кончилось тем, что после выхода фильма Шевельков наотрез отказался от гастрольных поездок в поддержку картины, и до сих пор считает роль Никиты Оленева своей самой главной неудачей в жизни.
Именно в таком составе – Жигунов, Харатьян, Швельков,- предстало первое явление гардемаринов на телеэкранах.
Сергей Жигунов - Александр Белов
Дмитрий Харатьян - Алеша Корсак
Владимир Шевельков - Никита Оленев
Все вместе
В процессе съемок случились и иные замены. Примерно в одно время с Морозом, проект покинула исполнительница одной из основных женских ролей (Софьи Зотовой) Мария Зудина. Ее заменила Ольга Машная. Светлана Дружинина пыталась сниматься в роли графини Бестужевой, однако затем отдала свою героиню Нелли Пшенной.
Съемки проходили в период с конца 1986 и в течение почти всего 1987. Фильм снимался в Москве (павильоны Мосфильма, Юсуповский дворец , музейные комплексы Коломенское, Кусково и Крутицкое подворье), Ленинграде, Таллине и Калинине (уличные и природные натурные съемки).
Режиссер дает указания съемочной группе перед началом съемок, 1987
Фильм изначально задумывался как авантюрно-музыкальная мелодрама, и в этом, помимо однотипных сюжетных ходов, смысле был весьма похож на знаменитого предшественника – «Трех мушкетеров» Юнгвальда-Хилькевича.
Сериал построен на четырех эпизодах, объединенных единой сюжетной линией, основа которой – интриги при дворе русской императрицы Елизаветы I Петровны (XVIII век). В события оказываются втянуты трое юных гардемаринов Навигацкой школы в Москве (современный аналог – военно-морское училище; «правопреемник» в настоящее время – военно-морская академия в Санкт-Петербурге). Пересказывать сюжет смысла не имеет: девять из десяти советских телезрителей хоть раз, да посмотрели «Гардемаринов». Остальные могут ознакомиться с содержанием в википедии, на любом из кинопоисковых сайтов, или просто посмотреть фильм на ютубе.
Все действо разворачивается под музыку.
Музыку к фильму написал Виктор Лебедев, у которого к тому времени была уже довольно обширная фильмография, в том числе песни к киномюзиклу «Небесные ласточки».
Тексты песен сочинил Юрий Ряшенцев, ранее написавший стихи песен нескольких популярных фильмов, в т.ч. и «Трех мушкетеров» Юнгвальда-Хилькевича. Во время работы над «Гардемаринами» Ряшенцев параллельно писал тексты к песням «Острова погибших кораблей» и «Забытой мелодии для флейты».
Пели своими голосами только Боярский (причем песню для него Лебедев и Ряшенцев сочинили по его же заказу), Харатьян (он же пел за Жигунова), Анофриев (он же пел за Шевелькова) и Борцов. Женские вокальные партии исполнили Елена Камбурова, С.Тарасова и Л.Кандалова.
Кроме того, и говорит своим голосом среди гардемаринов один Харатьян. Жигунова переозвучил при монтаже Олег Меньшиков (таки привлекла его Светлана Сергеевна к труду во благо), а Шевелькова – Андрей Гриневич. Не сама говорит и Татьяна Лютаева, сыгравшая главную женскую роль, Анастасии Ягужинской – ее переозвучила Анна Каменкова.
Название фильма менялось несколько раз. Оригинальное наименование романа было сразу отвергнуто и Нагибиным, и Дружининой. Рассматривались варианты «Три гардемарина» (по аналогии с мушкетерами) и просто «Гардемарины». В конце концов Дружинина, по ее словам, для названия картины позаимствовала цитату из романа В.Каверина «Два капитана» - «Гардемарины, вперед!» Не знаю, насколько истинно это утверждение – искать цитату лень, а книгу читал очень давно, и то вряд ли настолько внимательно.
Съемки проходили с серьезными происшествиями: Светлана Дружинина, пытаясь взобраться на лошадь, сломала ногу; Жигунов повредил глаз шпагой; Боярский как-то охрип, и в ряде сцен говорил шепотом, Борцов упал с кареты, едва не свернув шею…
В большинстве источников, в т.ч. википедии, утверждается, что во время съемок исполнительница главной женской роли (Анастасии Ягужинской) Татьяна Лютаева была беременна, и из-за этого ей пришлось шить специальные очень пышные платья, чтобы скрыть живот. На самом деле это – неизвестно откуда взявшаяся чушь. Татьяна Лютаева действительно была беременна, но (исходя из даты рождения дочери – май 1988), к моменту окончания съемок (октябрь 1987) была на втором месяце. Я не акушер-гинеколог, но что-то мне подсказывает, что на этом сроке у беременных женщин никаких особых животов не бывает.
В фильме есть, конечно, исторические, географические и иные неточности. Ну так и фильм-то, как говорится, «не строго исторический».
Есть и масса технических киноляпов, в основном связанных с неподготовленностью съемочных площадок (в кадр попали местами электрические выключатели, радиаторы парового отопления, электрические светильники и фонарные столбы с проводами, асфальтовые дороги и пр.), а также ошибками костюмеров, имиджмейкеров и операторов монтажа (меняется грим актеров в одной и той же сцене, внезапно появляются и пропадают предметы одежды на протяжении нескольких секунд и т.д.)
За спиной Абдулова - электрический выключатель
Кони XVIII века едут по асфальту. Видны даже свежие латки на дороге; в этот же кадр попал и столб с электрическими проводами
В кадре - электрический фонарь (над дверью) и радиатор центрального отопления производства примерно середины 60х годов XX века
За спинами актеров, на потолке - электрический светильник дневного света
На видео (замедлено 5-кратно), в отражении стекол, можно увидеть объектив кинокамеры, что-то гноворящую режиссера Дружинину (в очках), и еще одну кинокамеру, перемещаемую оператором вдоль стекла
Тем не менее, фильм снят вполне качественно и где-то даже интересно. Конечно, просматриваются множественные параллели с «Тремя мушкетерами» Юнгвальд-Хилькевича, и все же разница в подходах ощутима. Заметно, что фильм таки снимала женщина по роману женщины. Я бы сказал, в «Гардемаринах» гораздо более яркая романтическая (если по-современному – сексуальная) «подложка». Это присуще практически всем режиссерским работам женщин.
Премьера сериала на ЦТ состоялась 1 января 1988 года. Он не мог не стать киношлягером, и он им стал.
На следующее утро гардемарины проснулись знаменитыми.
Фильм стал одним из главных телехитов 1988 года.
Песни из картины были изданы «Мелодией» на виниле в 1990 году (обычная практика «Мелодии» - выпускать песни на год-два позже пика их популярности).
Пластинка с песнями из фильма
У фильма на настоящий момент есть два продолжения: «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины III» (1992). Как случается с большинством сиквелов, оригинал получился куда интереснее и увлекательнее продолжений.
В первом сиквеле вновь произведены замены актеров: место Владимира Шевелькова (его на съемки Дружинина даже не приглашала) занял Михаил Мамаев. Императрицу Елизавету Петровну вместо Елены Цыплаковой сыграла Наталья Гундарева. По новому сюжету, некоторые персонажи исчезли, но появились другие: принцесса София Августа Фредерика, будущая императрица Екатерина II (Кристина Орбакайте); герцогиня Иоганна (Людмила Гурченко) и многие другие. Этот сиквел стал последним для шевалье де Брильи (Михаил Боярский). По его словам, он сам попросил Дружинину (единственного автора сценария этого фильма) убить его героя, не планируя в дальнейшем своего участия в «Гардемаринах». Харатьяну за участие в съемках было присвоено звание «актер года» по опросам «Советского экрана»; но тут скорее сказались все роли Харатьяна за последние пару лет.
Светлана Дружинина в окружении нового состава гардемаринов: Шевелькова сменил Михаил Мамаев (в центре), 1991
Из третьего фильма, кроме Боярского, исчез Жигунов. Он отказался от съемок в пользу более выгодных в профессиональном и финансовом плане проектов, чем навлек на себя гнев режиссера (позже Дружинина будет отзываться о нем так: «Я уже забыла, кто такой Жигунов!» и «Я не знаю таких актеров – Жигунова и Шевелькова!»). Его героя сценаристы (все трое из первого фильма) отправили нести службу на Аляску, с глаз долой. Вместо него был введен новый персонаж – Павел Горин (Александр Домогаров, озвучивавший Жигунова во втором фильме). Актерский состав был по-прежнему звездным - Ю.Яковлев, Гурченко, Дуров, Гундарева, Евстигнеев, Харатьян, Орбакайте, - но фильм это не спасло, и его аудитория была еще меньше, чем у первого сиквела.
Мнений по поводу сиквелов было много разных, но большинство критиков и на официальном, и на простонародном уровне безжалостны: продолжения много хуже первой ленты, практически несопоставимы.
Моя тогдашняя подруга жизни была без ума от первого сериала, и совершенно игнорировала оба сиквела. Такой демарш она прокомментировала так: «Там нет Шевелькова, на что там смотреть-то?» И вообще, высказалась в том смысле, что появись рядом Шевельков, она тут же ему отдалась бы, пусть даже при мне. Оскорбленный в лучших чувствах, я встал в позу и заявил, что я бы тоже не отказался проделать подобный трюк с Шерон Стоун (ну типа… уже не помню с кем)… короче, мы расстались. Виноваты гардемарины, отак.
Судьбы людей, причастных к созданию фильма, сложились по-разному.
Нина Соротокина получила по 187 рублей за два первых показа фильма на ЦТ (как один из трех авторов сценария – деньги делились на троих). В 1988 году поступило сразу 2 предложения о публикации романа «Гардемарины» (название, по настоянию издателей, было решено максимально приблизить к фильму; позже книга издавалась и под оригинальным названием), появились довольно большие по тем временам деньги, которые, впрочем, сгорели во время цепи бездарных правительственных экономических реформ; а то, что осталось от кучи переизданий, равно как и гонорар за третьих «Гардемаринов», сгинуло в недрах МММ. В постсоветской России написала и опубликовала несколько продолжений «Гардемаринов», а также еще с десяток книг – как беллетристики, так и документалистики. В 2012 году вместе с городом Троицком переехала в Москву, где проживает и сейчас.
Светлана Дружинина сняла два продолжения «Гардемаринов» и продолжает снимать (с 1995) сериал «Тайны дворцовых переворотов» похожей тематики. В 2016 ею был анонсирован четвертый фильм про гардемаринов (хотя ранее она наотрез отказывалась даже разговаривать о съемках нового сиквела). Известно, что согласие сниматься дали уже несколько актеров. По мне – лучше бы не снимали (учитывая два предыдущих фильма, продолжения «Мушкетеров» и вообще 99% всех сиквелов мирового кинематографа). Сценарий четвертого фильма, как и второго, режиссер планирует написать сама.
Юрий Нагибин умер в 1994, поучаствовав напоследок в написании сценария к «Гардемаринам III» (в работе над вторым фильмом, как и Нина Соротокина, участия не принимал).
Виктор Лебедев и Юрий Ряшенцев написали несколько новых песен для обоих сиквелов.
Дмитрий Харатьян (Алеша Корсак), который был довольно известен еще до съемок в «Гардемаринах», после этого фильма и вовсе находился в зените славы. Снялся в обоих сиквелах сериала, двух комедиях Гайдая, во множестве других авантюрных и комедийных фильмов. В новом веке исполнил роль отца главного героя в сиквеле-ремейке «Розыгрыша», дал согласие на съемки в четвертом фильме «Гардемаринов».
Взлет карьеры Сергея Жигунова (Александр Белов) начался фактически только с «Гардемаринов». Сразу после этого сериала «актер эпизодов» переместился в актерской иерархии на ведущие роли. Снялся в главных ролях в «Поездке в Висбаден» (по Тургеневу), «Секссказке» (по Набокову), «Сердцах трех» (по Лондону) и множестве иных фильмов, обычно мелодраматической тематики, а также в первом сиквеле «Гардемаринов» - «Виват, гардемарины!» (1991). Во время съемок разругался с режиссером Дружининой. Официальным поводом для свары стала озвучка: Жигунов хотел озвучивать фильм сам, а Дружинина пригласила для этой цели Домогарова (Меньшиков был занят). В третьем фильме участия не принимал (его герой по сценарию нес службу на Аляске). В новом веке Жигунов известен, главным образом, как работодатель «прекрасной няни» Заворотнюк и связанным с ней романтическим скандалом в прессе. В 2007 году Сергей Жигунов, по его словам, выкупил (у кого? – Дружинина и Мосфильм не в курсе; быть может, у Соротокиной?) права на постановку нового продолжения «Гардемаринов» по собственному сценарию. Согласие на съемки (опять же по словам Жигунова) дали Шевельков, Лютаева и некоторые другие актеры. Однако до постановки дело не дошло. Как режиссер и продюсер, снял свою версию «Трех мушкетеров» (сериал и полнометражку, 2012), раскритикованную в пух и прах всеми, кто это кино посмотрел.
Владимир Шевельков (Никита Оленев) – один из самых ярких персонажей первого фильма; вследствие постоянных трений с режиссером, а также с другими членами съемочной группы, у Дружининой больше не снимался никогда. Во втором и третьем фильме Дружинина не планировала его участия: он был заменен Михаилом Мамаевым (по сюжету – братом Оленева), который планирует сниматься и в четвертой части. После «Гардемаринов» снялся с Жигуновым и Харатьяном в авантюрной мелодраме по Джеку Лондону «Сердца трех» (1992-93) и некоторых других, менее известных фильмах. В середине 90х заявил об окончании актерской карьеры, мотивировав это заявление тем, что после фильмов, подобных «Гардемаринам», нормальных ролей не предвидится. Дружинина ответила едким сарказмом: «Я не знаю таких актеров - Шевелькова и Жигунова». В 90х в качестве режиссера снимал рекламные ролики и видеоклипы, в т.ч. для Тани Булановой, имел награды различных видеофестивалей; в новом веке вновь стал немножко актером: снимается в сериалах, а также сам снимает сериалы и полнометражки. Женат с 1989, отец троих детей.
Для Михаила Боярского (шевалье де Брильи) «Гардемарины» явились как бы продолжением сюжетной линии «Мушкетеров». Даже романс «Голубка» в его исполнении больше подходит для фильма Юнгвальд-Хилькевича, чем Дружининой. После «Гардемаринов» звезда советского кинематографа снялся в их первом продолжении (в конце которого его герой погиб), а также в трех продолжениях «Мушкетеров», и в двух десятках других кинолент, ничем особо себя не зарекомендовавших. Планирует сниматься в четвертой части «Гардемаринов»; ради этого Дружинина решила каким-нибудь образом воскресить шевалье де Брильи.
Большинства актеров из того, первого, фильма уже больше нет с нами. Ушли: Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский, Виктор Павлов, Владимир Балон, Виктор Борцов, Семен Фарада, Борис Химичев, Алексей Ванин, Галина Демина, Римма Маркова, Александр Назаров, Николай Брилинг, Клавдия Хабарова. Нет больше одного из сценаристов Юрия Нагибина и оператора-постановщика Николая Шейнина. Умерла исполнительница песни лоточницы Лариса Кандалова.
Еще раньше умер Советский Союз – страна, где создавались такие добрые, местами озорные и все же немножечко грустные фильмы…
В 2016 году Светлана Дружинина анонсировала новый сиквел, под условным названием «Гардемарины IV». Участвуют в новой картине из «старичков» первых трех «сезонов»: Харатьян, Боярский, Лютаева, Машная (из первого фильма), Домогаров, Мамаев, Орбакайте (из второго-третьего); а также кучка новых звездей: Никита Пресняков (сын Преснякова и Орбакайте), Дима Билан, Агния Дитковските (дочь Лютаевой, та самая, да, виновница несуществующего маминого живота) и многие другие, включая «новых русских киногероев» – Михаила Ефремова и Федора Добронравова. В какой стадии находится процесс съемок – мне неизвестно. И неинтересно...
Блин… лучше бы этот позор с Семенович и биланом таки не снимали...
Такие дела. Конец фильма :)