- Смирнов Алексей Макарович Дата рождения: 28 февраля 1920 Дата смерти: 7 мая 1979
Фильмография:
Полнометражные фильмы:
1957 Балтийская слава – матрос (в титрах не указан)
1958 Кочубей – буржуй (в титрах не указан)
1959 Не имей 100 рублей... – шофёр грузовика (в титрах не указан)
1959 Горячая душа - Сапрыкин
1960 Роман и Франческа – герр Фриц
1960 Человек с будущим – шофёр (в титрах не указан)
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки – посол к Екатерине II
1961 Командировка – Пижанков (шофёр-комбайнёр)
1961 Полосатый рейс – Кныш (Митя Кныш, матрос)
1963 Деловые люди – Билл Дрисколл (новелла «Вождь краснокожих»)
1963 Два воскресенья – майор в отставке Алексей Петрович Кошелев, муж кассирши
1963 Понедельник – день тяжёлый – повар в кафе-ресторане (в титрах не указан)
1963 Крепостная актриса – Певец
1963 Знакомьтесь, Балуев! – посетитель ресторана (эпизод, в титрах не указан)
1963 Укротители велосипедов – директор велозавода (роль озвучил Михаил Глузский)
1963 Генерал и маргаритки - Вольфган Функ
1963 Мандат - начальник станции
1964 Донская повесть – боец эскадрона ЧОН Землероб, сотня Кошевого (в титрах не указан)
1964 Поезд милосердия – старший лейтенант
1964 Зайчик – шумовик
1964 Буря над Азией – пекарь (в титрах не указан)
1964 Мать и мачеха – зав. скотомогильником
1964 Весенние хлопоты – грузчик саженцев (в титрах не указан)
1964 Возвращённая музыка – человек с аквариумом в лифте дома профессора Корнилова
1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён – завхоз
1965 Спящий лев – кассир леспромхоза Гриценко
1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика – Федя (новелла «Напарник»), покупатель на рынке (новелла «Операция "Ы"»)
1966 Айболит-66 – пират
1966 Три толстяка – старший повар во дворце Толстяков
1966 Въ городҍ С. (В городе С.) – господин с ананасом
1966 12 могил Ходжи Насреддина – сумасшедший
1966 Их знали только в лицо – подпольщик Бычков
1966 Красное, синее, зелёное – хмурый продавец игрушек
1966 Кто придумал колесо? – эпизод
1967 Попутного ветра, «Синяя Птица»! – боцман-разсказчик
1967 Свадьба в Малиновке – Сметана
1967 Огонь, вода и медные трубы – Главный пожарный
1967 Спасите утопающего – Марченко, милиционер, играет на тубе
1968 Житие и вознесение Юрася Братчика – «апостол Пётр»
1968 Разведчики – Василий Сигаев
1968 Семь стариков и одна девушка – оперный певец Масленников
1968 Удар, ещё удар! – шофёр такси
1968 Белый рояль – вожак бюро грузчиков «Добрые услуги»
1968 Золотые часы – Семён Семёнович Кудеяр
1969 Жди меня, Анна – офицер
1969 Неподсуден – пассажир в аэровокзале Свердловска
1969 Адъютант его превосходительства – фармазонщик Коломийцев
1970 Бушует «Маргарита» – пассажир
1970 Хозяин - Варлаам
1971 Большой янтарь – портье / завзалом кафе «Сигулда» / коптильщик салаки / барабанщик на празднике рыбака
1971 Где вы, рыцари? – поливальщик
1971 Весенняя сказка – Бобыль
1971 Ход белой королевы – незадачливый спаситель
1972 Круг – посетитель шашлычной (эпизод)
1972 Последние дни Помпеи – Еремей Бабин
1972 Чиполлино – Чиполлоне папа
1972 Золотые рога – леший Капитоныч
1972 Боба и слон - водитель поливальной машины
1973 Новые приключения Дони и Микки – жулик на фуре по кличке «Лопух»
1973 В бой идут одни «старики» – механик Макарыч
1974 Автомобиль, скрипка и собака Клякса – Туба / Повар / Фердыщенко
1974 Засекреченный город – шофёр в пионерском лагере
1974 Звезда экрана – член киногруппы
1975 На ясный огонь – владелец гостиницы в Ялте
1975 Потрясающий Берендеев - Артур Брагин
1975 Соло для слона с оркестром – иллюзионист Эдуард Спиридонович Смирнов
1975 Меняю собаку на паровоз – бригадир грузчиков, носящих пианино
1975 Финист – Ясный Сокол – банщик
1976 Самый красивый конь – конюх Еремеич
1976 Песни над облаками – повар вагона-ресторана
1976, 1977 Маринка, Янка и тайны королевского замка (Пастух Янка) – Генерал
1977 Дипломаты поневоле – рыбак Лупполо
1977 Эти невероятные музыканты – камео
Короткометражки, киноальманахи и киножурналы:
1965 Булочка с маком (в к/а Фитиль № 35) – директор ресторана
1965 По всей форме (в к/а Фитиль № 40) – директор «Однодневного дома отдыха»
1965 Скелет Аполлона (в к/а Бывает и так) - Аполлон Чокаев
1967 Суд (короткометражный) – бас Михайло
1972 Афоня, горим! (короткометражный)
1974 Найди себя (в к/а Фитиль № 147) – посетитель фотоателье
1975 Рекламный ролик Ленкомиссионторга
1976 Днепровский ветер (киноальманах). Чары-камыши – Федотыч
Артист и солдат
Спасибо Альбина. Многое не знал о своём кумире. Да, роли маленькие, но ради них зачастую сам фильм и смотришь, где он.
Михаил, спасибо!
Смотришь на них... им улыбаются, их узнают, они на виду... А что у них в душе происходит, никто не знает.
Читаешь вот такое о любимых артистах, и стыдно становится. Стыдно за государство , в котором живём. Даже артисты, которые всю жизнь отдали служению искусству...в старости никому не нужны. Зато фильмы с их участием до сих пор смотрят, пускают в прокат и собирают хорошие деньги. Только артистам от этого ничего не перепадает.... Печально
Виктор, спасибо!
Полностью с тобой согласна!
Алексей Смирнов родился в городе Данилов Ярославской области. В семье было двое детей: старший Алексей и младший Аркадий. Семья Алексея переехала в Ленинград, когда мальчик был совсем маленький. Проживали в коммуналке. Отец Макар Степанович, рано умер, оставив жену, Анну Ивановну Смирнову, одну с двумя детьми на руках. С детских лет мальчик мечтал стать актером. В конце 30-х его мечта сбылась - он поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. А после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады.
Тогда же Алексей познакомился с девушкой Лидией Масловой, жившей по соседству. Между молодыми людьми вспыхнула любовь. Лидия Маслова вспоминает: «Он так красиво за мной ухаживал! Каждый день клумбы цветов обрывал для меня, серенады в парадной затягивал так, что жильцы дома милицию вызывали...» На Новый, 1941 год, Алексей сделал ей предложение. Пятого марта они подали заявление в ЗАГС, но расписаться так не успели. Началась война…
Уходя на фронт добровольцем, Алексей спрятал обручальные кольца и сказал Лиде на прощание: «Ты меня, главное, дождись, я скоро вернусь, и мы сразу же сыграем свадьбу».
Над сказать, что оба брата Алексей и Аркадий ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб.
Алексей Смирнов попал в войсковую разведку, командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, неоднократно ходил в тыл врага.
За мужество и героизм, проявленные на фронте, он стал кавалером ордена Славы 2-й и 3-й степени, кавалером Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». О том, как воевал старший сержант Алексей Смирнов, говорят строки из его наградных листов:
«9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.
20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев.
22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер».
Удивительно, но кроме военных мероприятий, Алексей Смирнов умудрялся заниматься в полку художественной самодеятельностью. Благодаря его участию, полк удостоился первого места на смотре красноармейской художественной самодеятельности.
Однако завершить войну в Берлине Смирнову так и не удалось: во время одного из боев он был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован…
После лечения в госпитале Алексей Смирнов вернулся домой. Тяжелая контузия привела к тому, что отныне он не мог иметь детей. Боясь испортить жизнь молодой девушке, Алексей решил с ней порвать…
Он не стал сообщать о своем возвращении Лиде, ее пригласила, ничего не подозревающая, мама. Вспоминает Лидия Маслова: «Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым. Ведь я столько лет его ждала! Я знала, что Леша жив, - он мне каждый месяц весточку с фронта отправлял. Так вот, открыла я дверь в комнату - и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. «А, это ты, - лениво повернулся он в мою сторону. – Ну, как дела?» Я так и застыла на месте. «Лешка, я тебе пирог принесла». – «Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!» - вскипел он».
После этих слов девушка выбежала из комнаты. А Алексей сел за стол, выпил залпом стакан водки, закусил пирогом, который Лидия оставила на тумбочке, и заплакал... «Никакой свадьбы не будет! Никогда! И не спрашивай меня больше об этом», - сказал он тогда матери.
Спустя два года Лидия Ивановна вышла замуж. На свадьбе, которую отмечали во дворе дома, гуляли все соседи. Не было только Смирновых. Алексей в тот день просидел у окна. А на следующий день Лидия утром обнаружила у дверей своей квартиры букет цветов и конверт, в котором были два обручальных кольца и записка «Будь счастлива».
Лишь спустя много лет Лидия Ивановна узнала причину всего происшедшего.
Тем временем Алексей решил попробовать вернуться на сцену, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии.
Жил Смирнов достаточно бедно, ролей в кино и значимых ролей в театре поначалу ему не предлагали, а Алексею приходилось в перерывах между гастролями ухаживать за больной матерью, которая после смерти на войне его брата Аркадия страдала от расстройства психики.
Чуть позже Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая внешность актера (а был он человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и носом-«картошкой»), режиссеры обычно доверяли ему роли откровенно комические, даже без намека на какой-нибудь драматизм. Однако именно в этих ролях Смирнова и полюбила театральная публика. Любой выход этого актера на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье. Особенно любили этого актера дети.
В начале 50-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер», «Девичий переполох».
В спектакле по пьесе-сказке Н. Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую полудраматическую роль - Петра I.
Директор театра музыкальной комедии рассказывал: «Многие вокалисты, которым посчастливилось услышать Смирнова, считали, что ему надо бросить театральную карьеру и заняться пением. У него был великолепный грудной бас - просто он никогда не занимался вокалом. Таких голосов по всей России тогда насчитывались единицы! Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть. Жалко, что он ушел в кино. Там использовали его внешность».
Любопытно то, что в театре, где работал Алексей Смирнов, долгое время ничего не знали о его боевых заслугах. Он очень не любил распространяться на эту тему: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Однажды в 1954 году театр гастролировал в закрытом городе Капустин Яр. В выходной день актеры вышли прогуляться в поле. Неожиданно они увидели отдыхающих военных. Смирнов, преобразившись, строевым шагом направился к одному из шезлонгов. «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!» - отрапортовал он. Далее вспоминает директор Музкомедии: «Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков. «Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» - «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». – «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт». В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги».
Между тем мама Алексея Смирнова надеялась, что сын еще женится. «Лешенька, когда же ты уже себе девушку найдешь? Жениться тебе пора, - говорила она. - Больно охота внуков на старости лет понянчить». «Что ты, мамуля, мы с тобой еще долго проживем! Ты не только внуков, но и правнуков еще воспитаешь», - еле сдерживаясь, успокаивал ее сын...
Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, видя в каждой из них свою потенциальную жену. Но из этого ничего не выходило. Во-первых, он сильно переживал и стеснялся предстоящей близости. Во вторых, комплексовал по поводу своей внешности. «Ну, кому я, такой толстый и неуклюжий, нужен?! - жаловался он приятелям. - Я даже руку женщине поцеловать не могу - как-то нелепо это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить - главное, чтобы я ей не совсем противен был. А где такую встретишь?..»
Да и общаться с женщинами Алексей Смирнов не умел. У актера было хобби – он коллекционировал насекомых и пресмыкающихся - бабочек, скорпионов, ядовитых змей. Пойманные экземпляры он спиртовал или накалывал на булавки и хранил дома. Так вот, не зная о чем говорить с девушками, он порою заводил разговор о своем увлечении, после чего те в лучшем случае недоуменно пожимали плечами, а некоторые так и вовсе крутили пальцем у виска. Все это конечно не добавляло уверенности актеру.
В начале 50-х Алексей Смирнов, решивший, что жену ему не найти, решил усыновить ребенка. Смирнов часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов. Он приносил изготовленные им деревянные игрушки, которые очень нравились детям. Здесь актер обратил внимание на мальчика Ваню. Мальчик, страдающий врожденным пороком сердца, рос тихим, замкнутым, с ним почему-то никто не хотел играть. Алексей Смирнов, прикипев к нему сердцем, решил его усыновить…
Усыновления Вани Смирнов добивался семь лет. Сотрудники различных инстанций объясняли отказ тем, что Смирнов загружен работой, что не сможет уделять должного внимания ребенку. Лишь весной 1960 года он добился разрешения. Но тут случилось непредвиденное – умерла его мама. Алексей Смирнов запил…
Когда он однажды пришел с бумагами в дом-интернат, то его, грязного, небритого, разящего перегаром, просто не пустили. «Отдайте мне сына! - кричал он. - У меня есть разрешение». С трудом его удалось выпроводить. Больше Алексей Смирнов там не появлялся.
Между тем к концу 50-х годов слава об актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году
режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актер сыграл в нем буржуйчика - единственного героя в этой серьезной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие этого актера.
В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший прием у публики.
В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» он сыграл матроса Кныша,
а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Александра Роу - посла.
Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю.
В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла - добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный прием, причем львиная доля успеха выпала именно на новеллу «Вождь краснокожих», в которой помимо Смирнова участвовало еще двое актеров: Георгий Вицин и Сережа Тихонов.
После этого успеха актер Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны. Самые разные режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины, поскольку работать со Смирновым было чрезвычайно легко. Он не только понимал все режиссерские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, от прыжков, падений и бега на четвереньках до купания в ледяной воде.
В 1964 году
он снялся у Леонида Быкова в «Зайчике» и у Элема Климова
в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
В 1965 году на экраны вышла замечательная комедия Леонида Гайдая «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика».
Алексей Смирнов в этой картине исполнил роль хулигана и тунеядца Феди. Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны. В последующие годы он бессчетное количество раз демонстрировался по ТВ. В результате такие реплики из фильма, как «Надо, Федя, надо», «А компот?!», «Если я встану, ты у меня ляжешь», «У вас несчастные случаи на стройке были?» - «Нет». – «Будут» - стали фольклором, а картина стала практически вневременным явлением в отечественном кинематографе. В результате картина удостоилась редкой чести: она теперь - достояние коллективной памяти, органичная часть ее «действующего фонда», отчего реплики персонажей, да и они сами ведут автономную жизнь. Картина пережила эпоху, в которой появилась, став вневременным явлением.
Затем Смирнов снялся у Ролана Быкова
в «Айболите-66» (1966), у Андрея Тутышкина
в «Свадьбе в Малиновке» (1967), у Виктора Садовского
в «Удар, еще удар», у Евгения Карелова
в «Семь стариков и одна девушка» (оба - 1968).
Все перечисленные фильмы, несмотря на их разный художественный уровень, оказались настолько популярными у зрителей, что все актеры, занятые в них, мгновенно превратились в национальных кумиров. И в большей степени это относилось к Смирнову, который, сыграв в этих картинах не только главные роли, но и роли второго плана, сумел стать одним из любимых комиков советского кино. Когда Смирнов шел по улицам любого советского города, не было человека, который не узнал бы его - начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Короче, слава этого актера тогда стояла вровень со славой другого комика кино - Савелия Крамарова.
Но самого Смирнова слава комика откровенно тяготила. Актер всегда мечтал играть драматические роли, а режиссеры и слышать не хотели о том, чтобы доверить ему серьезную роль. Хотя были в этом ряду и исключения. В основном это касалось режиссеров, которые работали на студиях союзных республик.
В 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» (первоначальное название картины - «Христос остановился в Гродно»). Фильм рассказывал о далеких временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. И вот в разгар этого бедствия в Гродно приезжает группа комедиантов. Одного из них, который изображал из себя апостола Петра, играл Смирнов.
К сожалению, работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, когда высокие чиновники из Госкино буквально резали картину по живому. В съемочной группе стали возникать скандалы, ряд актеров даже собирались уйти из фильма. Когда картину все же удалось завершить, она прошла малым экраном, и массовый зритель ее так и не увидел.
В другом случае, когда нашему герою предложили сыграть серьезную роль, речь идет о Киевской киностудии. Режиссеры А. Швачко и И. Самборский, зная о фронтовых заслугах актера, пригласили его в 1968 году в свой
фильм «Разведчики». Фильм получился откровенно слабый, хотя и пользовался некоторым успехом у зрителей. Смирнов сыграл в нем роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и Леонид Быков - человек, которого актер считал одним из преданных своих друзей. Их дружба началась в начале 60-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград и снял Смирнова в своем фильме «Зайчик». Однако этот фильм оказался неудачным дебютом режиссера Быкова, и после него ему пришлось ждать целое десятилетие, чтобы доказать зрителям и критикам свое право заниматься режиссурой. В 1974 году на экраны страны вышел
фильм «В бой идут одни «старики», в котором Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а
Смирнов - его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР. Несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся. Всем запомнился эпизод, когда механик Макарыч тайком крестит взлетающий самолет. Этого эпизода не было в сценарии, его придумал Смирнов, знавший – что такое война. Именно эта роль впервые по-настоящему показала способность Смирнова играть серьезные драматические роли. А сам Смирнов в одном из разговоров с коллегами с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера».
В последние годы жизни Смирнов нередко злоупотреблял алкоголем. Постепенно тяга к спиртному переросла в необратимую болезнь. Из-за этого Смирнов даже не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссера Олдриджа Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии... Смирнов. Затем он снялся еще в трех картинах («Маринка, Янка и тайны королевского замка» (1976) «Дипломаты поневоле» (1977), «Лес, в который ты никогда не войдешь» (1978) - в этом фильме актер сыграл свою 77-ю роль в кино), однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами.
За три года до смерти Смирнов все-таки женился на женщине, у которой было двое маленьких детей. Но это не принесло ему счастья. Жить было не на что. Из театра он давно ушел, а в кино сниматься его больше не приглашали, боясь, что он сорвется и запьет. В итоге Алексей пропил телевизор, кое-какие вещи, и жена ушла от него… Ко всему прочему добавился целый букет тяжелых заболеваний. Некогда любимый, а теперь всеми забытый, Алексей Макарович влачил жалкое существование. Соседи актера по дому рассказывали, что, видя его состояние, они звонили на «Ленфильм», просили помочь Смирнову, но никто так и не откликнулся.
Единственной женщиной, которую Смирнов безумно любил на протяжении всей жизни, и о ком постоянно заботился – была его мама, с которой они жили в скромной ленинградской коммунальной квартире - совсем не так, как принято жить семье актера, имеющего всесоюзную славу.
В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ. Он пролежал в больнице больше полугода. За это время никто, кроме Леонида Быкова, его ни разу не навестил. Последний раз украинский режиссер приехал к нему 25 марта 1979 года. На прощание Быков похлопал по плечу своего друга и сказал культовую фразу из «Стариков»: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Быкова не стало – он погиб в автомобильной катастрофе.
Врачи не сообщили Смирнову о трагической гибели друга. Боялись, что это известие сломает его. 7 мая Алексея Смирнова выписали из больницы. В этот же день он накрыл стол для врачей и поднял первый тост за своего друга Быкова, который снял такой душевный фильм о войне. Выпить рюмку за здоровье друга он не успел. Главврач обнял артиста и сказал: «Нет с нами больше Быкова. Мы боялись вам сказать...» Смирнов молча поставил рюмку, ушел в палату, лег на кровать и... умер.
Алексей Смирнов умер за два дня до празднования Дня Победы, 7 мая, в возрасте 59 лет. Похоронили его на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.
Мальчик Ваня из дома-интерната, когда ему исполнилось восемнадцать, устроился вахтером на машинный завод. Свою жизнь он так и прожил совершенно одиноким, не переставая надеяться все эти годы, что найдет своего «папу».
Умер он 7 мая 1992 года – ровно через 13 лет после смерти Алексея Смирнова. Судмедэксперты установили, что причиной смерти стала большая доза усыпляющего вещества, которое он ввел себе в вену. Перед тем, как совершить самоубийство Иван оставил пакет и записку. В пакете оказалась деревянная игрушка, подаренная когда-то Алексеем Смирновым, фотографии, того, кого он считал своим отцом и записка: «Папа, прости, что я не пришел на твои похороны, я узнал об этом слишком поздно...»
Похоронили Ивана Алексеевича под фамилией Смирнов. При получении паспорта он взял фамилию и отчество дяди Леши.
по материалам сети...