* * *
Как видно, не всегда прямым путем может совершаться акт творчества! А вообще от Аллы Александровны мне было известно, что стихотворение «Снегопад», еще не будучи песней, было посвящено первому мужу поэтессы – любви её ранней молодости. Ещё до войны она, юная студентка вокального отделения Гнесинского института, связала свою жизнь с таким же юным начинающим музыкантом, студентом композиторского отделения консерватории.
Они расписались втайне от матерей. К счастью молодожёнов, их союзницей стала Аллочкина тётя – Алиса, которая выкрала тайком от матери спрятанный ею дочкин паспорт. А тот талантливый юноша, что покорил сердце юной певицы, был не кто иной, как будущий известный композитор Кирилл Молчанов. Потом война развела их судьбы, но боль от той утраты навсегда запечатлелась в этих пронзительных стихах… Вот как далеко может увести история всего одной только песни!
Но вернемся к музыке Алексея Экимяна. Итак, еще одна популярная песня, пронизанная национальным армянским колоритом, полетела на крыльях его мелодии. «Я экиминизировал советскую власть!» - каламбурил тогда композитор. Вначале он записал эту песню с вокальным дуэтом и дал Алле Александровне её послушать по телефону. Потом в Армении сделали видеоклип с серьезной оперной певицей Раисой Мкртчан. Она сидела на берегу озера и пела «Снегопад», и при этом на озеро почему-то опускались осенние листья. Клип показали по центральному телевидению – он был очень эффектен.
Затем песню дали Людмиле Зыкиной, которая должна была разучить её к новогоднему «Голубому огоньку». Но во время записи она так расчувствовалась, что у неё потекли слезы, и размылась краска с ресниц. Эти кадры с черными слезами Зыкиной вырезали, и песня в «Огоньке» так и не прозвучала. Но вскоре, к 8-му Марта, её всё-таки включили в «Голубой огонек», но теперь уже в исполнении Валентины Толкуновой.
- Алла Александровна, а каково было Ваше отношение к своей песне, когда вы ее слышали? И какое исполнение Вам больше нравилось? – спрашивала я.
- Все исполнители мне нравились. Но мне всегда было немного странно её слушать в чужом исполнении, поскольку меня саму часто уговаривали её петь. Это было всякий раз, когда собиралась большая компания за столом у моей закадычной школьной подруги, писательницы Лидии Борисовны Либединской. Мне приходилось петь свою песню на свадьбах, днях рождения и, как ни странно, даже на похоронах. Так она всем нравилась.
* * *
Но настоящую популярность песне принесло исполнение Нани Брегвадзе. Её разыскал сам Экимян и дал ей эту песню. Оркестровку, очень удачную, сделал Юрий Силантьев со своим оркестром. Далее я приведу слова самой Нани Брегвадзе, которые она сказала в одном интервью:
- В 1978 году, в один из наших приездов в Москву, меня разыскал Алексей Экимян. Мы тогда ещё не были знакомы. Он долго уговаривал меня записать песню на радио, убеждал, что это «моя» песня. А я не верила, не чувствовала этого. И всё-таки, уступив просьбе, спела, слыша только музыку. Сейчас-то я пою совсем другой «Снегопад» - признание, мольбу. А тогда – спела и забыла. И вдруг через какое-то время посыпались письма с благодарностями и просьбами – включить в программу, списать слова, петь её всегда…. Скажу, что «Снегопад» - это вовсе не время года, а время любви, которая не признаёт сезонности. Мне однажды пришлось петь «Снегопад» в тяжёлую июльскую жару. И знаете где? В Сан-Франциско, на гастролях 1983 года. Концерт уже заканчивался, в это время из разных концов зала понеслось: «Снегопа-а-а-д».
- Алла Александровна, - поинтересовалась я, - а Вы до этой песни были знакомы с Нани Брегвадзе?
- Нет, не была. Несмотря на то, что руководитель ансамбля «Орера» Котик Певзнер был моим приятелем. И только через шесть лет (!) я удосужилась услышать свою песню в её исполнении. Как всегда, сказалась основная черта моего характера – замедленность во всех практических делах. Особенно меня корила Лидия Либединская, что я свою песню ни разу не слышала в исполнении Нани Брегвадзе. Она сама купила мне билеты в «Олимпийский», и мы пошли на сольный концерт Брегвадзе. Котик Певзнер, когда меня увидел в фойе, повёл за кулисы знакомиться с Нани. Она сидела в артистической и гримировалась. Он сказал: «Вот, я привел тебе автора «Снегопада»… «Наконец-то!!! Ничего себе! Впервые за столько лет!» – воскликнула она.
Песня в тот вечер была оформлена изумительно: с купола как будто падали хлопья снега, тёмное небо, было ощущение вьюги, и музыка лилась в замечательной аранжировке Юрия Силантьева. Когда песня кончилась, я почему-то стояла в проходе. Она меня увидела со сцены, подошла, обняла и представила публике. Успех был грандиозный!
* * *
Потом началась жизнь песни по всей стране. Это было ощутимо даже в гонораре. За каждое её исполнение Алле Рустайкис капало по 20 копеек авторских, и на эти деньги ей удалось полностью выплатить взнос за однокомнатную кооперативную квартиру.
Были и курьезные случаи. Однажды она с небольшой компанией зашла в ресторан и услышала там свою песню, но в мужском исполнении. Пел какой-то накрашенный малый. Но весь юмор был даже не в том, что он пел: «Я еще не успела испить свою осень», а в том, что вторая строфа у него звучала несуразно и как-то странно: «А уже снегопад стало жить у ворот». Его подозвали к столику и указали ему на ошибку. Он стал уверять, что так в пластинке (видно, разучил на слух). Тогда ему сказали, что вот, мол, сидит автор стихов. Тут он совсем разволновался. Потом куда-то исчез и вернулся с цветами и уже исправленным текстом. Попросил Аллу Александровну поставить на нём автограф.
Был ещё и такой курьёз. В Ленинграде открыли новый ресторан под довольно двусмысленным названием «Если женщина просит».
* * *
- Алла Александровна, после такой первой удачи Вы не пытались написать с Экимяном и другие песни?
- Да, после «Снегопада» он написал ещё одну песню на мои стихи. Я как-то забыла у него свою папку со стихами, и он выбрал оттуда стихотворение «Уходят женщины». Это было в 1982 году. Он позвонил мне из госпиталя МВД: «Алла Александровна, я написал ещё одну песню». Я попросила его сыграть. «Не могу, я сейчас в госпитале, у меня был инфаркт. Но не волнуйтесь, завтра я уже буду дома, позвоню Вам и проиграю». Но назавтра мне ответили, что он умер…
* * *
Его жена, Валентина Михайловна, с которой я связалась по телефону, рассказала мне подробности его последних дней:
- Он уже оправился после инфаркта, ему даже разрешили курить. Накануне выписки он дал прощальный концерт для персонала больницы и, видно, переволновался. Вечером, часов в 11, я ему позвонила в палату. Он сказал: «Здесь у меня врач, я тебе перезвоню». Через полчаса раздался звонок. Я думала – это он, а мне сказали, что его не стало…
Алексей Экимян умер 24 апреля 1982 года, в день геноцида армян, не дожив двух недель до своего 55-летнего юбилея. После гражданской панихиды в Доме Композиторов в Москве гроб с его телом был доставлен в Армению. Он похоронен в Пантеоне в Ереване.
* * *
Позднее ноты второй их совместной песни «Уходят женщины» Валентина Михайловна передала Алле Рустайкис, и, может быть, они когда-нибудь найдутся в её архиве.
Алла Александровна Рустайкис ушла из жизни 18 мая 2008 года, не дожив девяти дней до своего 88-летия. Она похоронена на Ваганьковском кладбище, недалеко от могилы Есенина. «Я еще разобьюсь о твою неизбежность…» - эти слова из песни снегопадом опустились и на ее памятник.
Татьяна Кузнецова,
октябрь 2007 г - май 2011 г
Вот здесь ещё один замечательный пост об Алесее Экимяне:
https://tunnel.ru/view/post:3504407054
Tatiana пишет:
Классно!!!
Одна из Любимых песен моей мамочки...а значит, и моя тоже.....
История интересная, Экимян-замечательный, стихи прекрасные, спасибо!
Спасибо Вам за доброе слово!
Хорошо, но Нани лучше. Это ведь практически романс, он требует негромкого, но задушевного голоса. А у Мкртчян - сильный оперный.
РАИСА МКРТЧЯН- народная артистка Армении,первая исполнительница песни Экимяна-СНЕГОПАД....
anatol995 пишет:
Хорошо, но Нани лучше. Это ведь практически романс, он требует негромкого, но задушевного голоса. А у Мкртчян - сильный оперный.
Анатолий, здесь Вы путаете... Раису Мкртчан и Лину Мкртчан. Не думаю, чтобы когда-нибудь Лина Мкртчан исполняла эту песню.
Раиса Мкртчан - популярная армянская эстрадная певица.
В исполнении Раисы Мкртчан
Лина Мкртчан.
Лину Мкртчян обязательно надо услышать. Ее надо слушать. Потому что она будет жить вечно. Ее голос обладает исключительным диапазоном - от самых низких контральтовых до неожиданно высоких сопрановых нот.
Вот для сравнения один романс в исполнении Лины Мкртчан. Мой любимый...
Ирина, привет! А вот Снегопад(на собственную мелодию) -АЛЛА БАЯНОВА....
Танюша, доброе утро!
Знаешь, как-то не воспринимается эта песня на другую мелодию.
Даже не смотря на авторитет Аллы Баяновой. Увы...
Tatiana пишет:
Ну и СИРЕНЬ-тоже Алла Баянова(тааак нравится это стихотворение А. А Рустайкис.....)
Ирочка, есть под рукой текст стихотворения??Лень искать
Неа... Нет под рукой. :)
Ирина, добрый день! Дошло к какому-то недопониманию. Если Вы внимательно посмотрите, то имя Лина нигде не называется. Татьяна выложила видеоклип с песней в исполнении РАИСЫ Мкртычан (и Ваша аудиозапись это только подтверждает). Может, Вас смутило то, что я поторопился назвать её голос оперным? Честно говоря, я ни ту, ни другую певицу не знаю.
А романс мне понравился (как и исполнение). Жаль только, качество записи хромает...
anatol995 пишет:
Ирина, добрый день! Дошло к какому-то недопониманию. Если Вы внимательно посмотрите, то имя Лина нигде не называется. Татьяна выложила видеоклип с песней в исполнении РАИСЫ Мкртычан ( и Ваша аудиозапись это только подтверждает). Может, Вас смутило то, что я поторопился назвать её голос оперным? Честно говоря, я ни ту, ни другую певицу не знаю.
А романс мне понравился (как и исполнение). Жаль только, качество записи хромает...
Анатолий, добрый день!
Именно это меня и смутило. Поэтому я и подумала, что Вы путаете двух певиц.
Никак не могу назвать голос Раисы М. оперным. Эстрада - она всегда таковой и остается... :)
Irina пишет:
Анатолий, добрый день!
Именно это меня и смутило. Поэтому я и подумала, что Вы путаете двух певиц.
Никак не могу назвать голос Раисы М. оперным. Эстрада - она всегда таковой и остается...
Полностью с Вами согласен!
Tatiana пишет:
Только вот классный Дмитрий Ряхин с мужским текстом-не очень чтобы очень...а тебе?
Знаешь... Дмитрий Ряхин мне нравится. Из общего числа исполнителей романсов я его все-таки выделяю.
Его надо слушать. Вот смотреть - как-то не очень воспринимается... :)
Анатолий, извините, что "замусорили" Вашу заявку...
И самое главное... Чуть не забыла. Простите.
Анатолий! Спасибо за историю!
Очень нравятся такие вещи!!! Интересно!
Здорово, когда у песни есть целая История!..
Irina пишет:
Анатолий, извините, что "замусорили" Вашу заявку...
Да ничего страшного. Мы здесь собираемся, чтобы пообщаться, обменяться мнениями. А в какой заявке - не имеет значения.
Согласен с Вами, Дмитрия Ряхина лучше не видеть. Когда я смотрел клип, у меня возникли нехорошие подозрения в его сексуальной принадлежности. И переделывание чисто женского, к тому же, очень известного, романса в мужской - это испортить замечательное произведение и не создать на его месте ничего выдающегося.
О клипе Аллы Баяновой. На мой взгляд, музыка значительно слабее написанной Экимяном. Впрочем... это впечатление, возможно, связано с тем, что мы привыкли к его мелодии?
Tatiana пишет:
Слушайте, друзья-товарищи. В закладках у меня есть рассказ об Алле Рустайкис......... интересный!
Если Анатолий позволит-здесь помещу.Чтоб все в кучке
Если нет-на нет и суда нет
Татьяна, я не возражаю. Выкладывайте!
Мне очень нравится Алла Рустайкис!!!!!Светлая ей Память......
МАТЕРИ-Алла Рустайкис
Море Балтийское
Море Балтийское... Море Балтийское
В мореве марева Море Балтийское,
В городе Майори Моря Балтийского
Серое зарево Моря Балтийского...
Нет, ты не видела Моря Балтийского,
Но в маяте своего одиночества
Ты доверяла мне Море Балтийское
И повторяла, как песнь, мое отчество.
Море Балтийское... Море Балтийское...
Хмурое море свинцового цвета -
Ты так и не видела Моря Балтийского,
Так ничего и не знаешь про это!
Как я искала его в этом мареве,
В дымчатой вязи из брызог и света,
В маленьком городе, городе Майори,
В год своего тридцать первого лета...
Как, вспоминая глазами твоими,
Я узнавала его по портрету,
Как побледнел он, назвав твое имя -
Ты никогда не узнаешь про это...
Как затопило слезами глаза его,
Словно их залило Море Балтийское,
Словно в глазах его замерло зарево,
Серое зарево Моря Балтийского.
Как мы бродили вдоль Моря Балтийского,
Не замечая часов до рассвета -
И было серебряным Море Балтийское,
Хмурое море свинцового цвета.
Как мне был близок раскат его голоса
В смехе счастливом, парящий над дюнами,
И были его поседевшие волосы
Так же прекрасны, как в дни ваши юные.
Больше с тех пор не видали глаза мои
"Юного Моцарта" с Моря Балтийского...
Он похоронен у самого-самого
Лучшего берега Моря Балтийского...
Если глазами всмотреться под вечер
В мутную млечность Моря Балтийского,
Перед глазами не море, а вечность,
Вечно сурового Моря Балтийского...
Море Балтийское... Море Балтийское...
Хмурое море свинцового цвета -
Ты так и не видела Моря Балтийского,
Так ничего и не знаешь про это!
____________________
А МАМА ИГРАЛА...-Алла Рустайкис
А мама играла... А мама играла...
И звуки рояля, как вздохи хорала,
Над тленом и былью, над зыбью земли
Меня, как на крыльях, по миру несли...
А мама играла... То бурно, то нежно,
То очень бравурно, то очень неспешно,
И пенилась звуков кипящая пена
Под Скрябина трепет и шепот Шопена...
И руки взлетали так нервно и бегло,
По клавишам черным и клавишам белым,
Как будто вздымаясь из бездны до неба
По белым и черным натянутым нервам...
Та музыка билась, искрилась и гасла,
Куда-то стремилась, шептала неясно,
И, словно корнями, в меня прорастала,
И я вырастала... и я вырастала...
А мама играла... И время настало
Мне встать и запеть у нее за плечами,
И снова нас звуков качели качали -
И вдруг замолчали...
И мамы не стало........
Той мамы, которая сделалась мною,
Которой от счастья достались лишь крохи,
Ее, как волной, затопило войною,
И горькими слезами дочки дурехи...
Сегодня, в день рождения замечательного композитора Алексея Экимяна (спасибо Сергею astponom за то, что напомнил), я неожиданно обнаружил в интернете яркий рассказ об истории создания его самой известной песни – «Снегопад». Рекомендую. Anatol.
Мне повезло: судьба подарила мне в разные годы жизни двух замечательных личностей, с которыми связаны незабываемые песни и стихи.
Первая личность – композитор Алексей Гургенович Экимян, из времен моего школьного детства. С его детьми – близнецами Инной и Димой – я училась в одном классе и нередко бывала у них дома. Помнилось, как он, в то время начальник уголовного розыска Московской области (позднее генерал-майор МВД), уйдя в отставку, купил пианино и начал вспоминать музыкальную грамоту, которой его учили в детстве (а он учился в детстве игре на скрипке). Сидя за клавишами, подбирал знакомые мелодии. Неожиданно для всех и сам стал сочинять песни, которые быстро становились популярными – «Рюкзаки закинем за спины», «Жалею тебя», «Случайность», «Вот и встретились два одиночества», "Не надо печалиться - вся жизнь впереди", «Подари мне платок»… Эти песни повсюду зазвучали, когда их семья уже переехала с окраины Москвы на Суворовский бульвар. Тогда же, к концу 70-х, появилась и песня «Снегопад».
А второй встречей, которую мне подарила судьба, стала в 1990 году встреча, перешедшая в настоящую дружбу, с поэтессой Аллой Александровной Рустайкис, по счастливой случайности оказавшейся автором слов знаменитой песни «Снегопад». Так, независимо друг от друга, пересеклись в моей жизни поэт и композитор одной песни. От Аллы Александровны я постепенно узнавала историю создания этого популярного шлягера, который нередко называют «песней века»…
* * *
Итак, середина 70-х годов. Алла Рустайкис живет с дочерью в известном теперь всей стране Доме на набережной, что возле кинотеатра «Ударник». Дочь её – тоже талантливая поэтесса, Алена Басилова, муза поэтов-шестидесятников. В то время ее мужем стал Стас Намин, живший в соседнем подъезде. Они познакомились, выгуливая своих собак во дворе этого дома. Вот с него-то и началась собственно история «Снегопада». Он руководил тогда вокально-инструментальным ансамблем «Цветы» и попросил Аллу Александровну дать какие-нибудь стихи для песни.
- Я всегда отнекивалась, - рассказывала мне Алла Александровна, - считая, что у меня нет подходящих стихов для эстрады, так как они у меня все чисто лирические. Но он так настаивал, что я дала ему папку со стихами, чтобы он сам убедился, что с эстрадой мои стихи имеют мало общего. Он взял и унес.
Прошел месяц, второй. Я спрашиваю: «Где стихи?», отвечает: «Мама читает». К тому времени (1976 год) закончилось строительство писательского кооператива у метро «Аэропорт», куда я и переехала. Однажды на Кутузовском проспекте кто-то меня окликает. Это был Стас: «Алла Александровна, у меня для Вас хорошая новость! На Ваше стихотворение написана музыка. «Снегопад» стал песней!» И рассказал мне о композиторе Алексее Экимяне. Дал его телефон, сказав, что он что-то хочет со мной уточнить относительно припева, чтобы музыка ритмически совпадала со стихами.
Стас его очень хвалил: «Правда, у него нет музыкального образования, он – полковник милиции, но зато это настоящий самородок. И он связан с хорошими музыкантами, которые делают ему блестящие оркестровки. Все его песни хорошо идут».
Мне стало очень интересно. И я позвонила Экимяну. Он попросил меня прийти к нему домой на Суворовский бульвар, чтобы ознакомить с тем, что он сделал. Я пошла к нему. Помню, как он сел за пианино и начал напевать и наигрывать мне мелодию «Снегопада». Сначала она не произвела на меня никакого впечатления, но по дороге домой я заметила, что она такая привязчивая, что я её невольно все время напевала…
(Здесь надо отметить, что в стихотворении тогда еще не было строк припева. Алексей Экимян наиграл ей только мелодию для припева и дал ноты этого музыкального рисунка с тем, чтобы она смогла дописать свои стихи и таким образом включить в песню припев.)
- Я уехала на дачу в Загорянку, - продолжает Алла Александровна, - к своей подруге, певице Зоре Сахаровой (жене дирижера Большого театра Семена Семеновича Сахарова) и там начала мучиться с припевом. Долго мучилась – все никак не удавалось. И вдруг однажды он пришел, сразу все четыре строчки:
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучись в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето её торопить не спеши.
Теперь я считаю, что эти строчки и сделали песню, потому что в них есть изюминка. Идет непосредственное обращение к снегопаду, звучит женская тема. Я тут же, прямо со станции, по телефону прочла ему эти строки. Он сказал: «Замечательно! То, что надо!».