СОКРОВИЩА МИРА. - «Гемма Августа» - Греческий бог из Афганистана - Змеи из Помпеев - Змеиный рубин Тимура - Золотой Вишну.
СОКРОВИЩА МИРА. - «Гемма Августа» - Греческий бог из Афганистана - Змеи из Помпеев - Змеиный рубин Тимура - Золотой Вишну.
ГРЕЧЕСКИИ БОГ ИЗ АФГАНИСТАНА
Холм с остатками следов древних сооружений, расположенный около современного афганского города Шибарган, раскопали в 1978 году. С тех пор сокровища из этого захоронения, которому около трех тысяч лет, по праву «конкурируют» с сокровищами Тутанхамона...
Одним из ценнейших предметов, найденных на холме Телле-Теппе (так он называется на персидском языке), является пара застежек из золота и бирюзы с изображением Диониса и Ариадны. Этим украшением скреплялись края одежды. Оно относится к I в. до н. э. - I в. н. э. и выполнено методом выпуклой чеканки на золоте. Сюжет с участием богов встречается в греческой мифологии довольно часто и рассказывает о свадьбе дочери критского царя Миноса Ариадны и бога Диониса.
Как известно, Ариадна помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта. Для этого она снабдила его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе. Ариадна тайно бежала с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Однако Тесей оказался коварным обманщиком: не желая везти невесту в Афины, он, застигнутый бурей у острова Наксос, бросил ее, когда девушка спала. И тут наступил звездный час бога Диониса. Этот младший из олимпийских богов, покровитель виноделия и производительных сил природы, влюбился в Ариадну и решил на ней жениться. Для этого он похитил девушку, привез на остров Лемнос, где и вступил с ней в брак.
Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, Ариадна была увенчана венцом, подаренным орами и Афродитой. На пряжке и запечатлен тот самый момент, когда Дионис везет Ариадну в колеснице, запряженной пантерами. Бог обнимает возлюбленную, поза которой символизирует покорность судьбе. Ее голова увенчана венцом, который впоследствии Дионис, очарованный возлюбленной, зашвырнет на небо, где венец станет созвездием Ариадны. На переднем плане застежки под лапами пантеры лежит поверженный воин - он символизирует жизненные обстоятельства, которые пришлось преодолеть богу и земной девушке, прежде чем они достигли своего счастья. За спиной Диониса стоит нимфа, она держит в руке супружеский венец, напоминая влюбленным о скоротечности земного счастья, а окружающим о божественном происхождении Диониса.
Так как в течение многих столетий Афганистан был перекрестком торговых маршрутов Шелкового пути, здесь сталкивались и переплетались разные стили и культуры древних цивилизаций: Греции, Вавилона, Ассирии, Индии и Китая. Пряжка с изображением Ариадны и Диониса сделана греческими ювелирами и доставлена кем-то из купцов. О возрасте находки красноречиво свидетельствовали найденные в этом же кургане золотые монеты, отчеканенные при римском императоре Тиберии. Как известно, он начал править Римом в 14 году нашей эры. Правда, некоторые ученые утверждают, что золотые изделия, отличавшиеся богатым многообразием, принадлежат эпохе покорения мира Александром Македонским периода войны с персидским царем Дарием - приблизительно в III веке до нашей эры.
Дмитрий КУПРИЯНОВ
Змеи из Помпеев
В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеев на стенах и домашних алтарях многих домов обнаружили изображения этих пресмыкающихся. Но еще более интересным артефактом стало золотое кольцо, выполненное в виде двухголовой змеи - доброго гения домашнего очага...
Для своего времени Помпеи были богатым и процветающим городом. Здесь строила свои виллы римская знать. В ранний период истории Древнего Рима золотые ювелирные украшения были редкостью: закон разрешал носить золото лишь представителям высших классов. Так что золото имело статусное значение. Но со временем его запасы увеличились, и стали цениться красота и сложность изделия, а не факт его ношения.
Поэтому не удивительно, что ювелирные изделия, найденные при раскопках, отличаются особым изяществом и тонкостью, ведь, судя по тщательности отделки и форме, они принадлежали представителям знатного сословия.
Декорированное кольцо в виде двухголовой змеи относится приблизительно к IV-I вв. до н. э. Внешняя поверхность кольца тщательно проработана и покрыта множеством бороздок, придающих кольцу сходство с чешуей настоящей змеи. Интересна и сама композиция - чтобы избежать сюжетной завершенности, когда свернувшаяся клубком змея кусает себя за хвост, древний ювелир снабдил ее двумя головами. Это в наше время змею наделили хитростью и коварством, а в античные времена она символизировала мудрость, а также постоянный процесс обновления жизни, исцеление и воскресение. В римский период змея подчинялась божеству Салас, ответственной за целительство и плодородие.
Помпейские мастера, в частности непревзойденные ювелиры, знали толк в золоте и умели его «приручить». Судя по всему, это кольцо изготовлено из португальского золота. Как известно, в те годы римляне добывали золото на территории Пиренейского полуострова. Они отводили от истоков рек воду, направляя ее в водохранилища, расположенные в верхней части гор. В горной породе вырубались галереи, широкие вверху и резко сужавшиеся к низу, так можно было увеличить давление воды. После этого вода подавалась в галереи и вымывала золотоносную горную породу. По некоторым данным, римляне добыли в Пиренеях около 1500 тонн драгоценного металла. В документах времен Юлия Цезаря имеется запись о том, что казна Римской империи содержала 25 000 золотых слитков и 40 млн. золотых сестерциев по 27 г каждый.
24 августа 79 года извержение Везувия погребло Помпеи под слоем пепла. Во время раскопок были найдены люди с мешками, набитыми золотом и драгоценностями. Даже умирая, помпейцы не хотели расставаться со своими украшениями. А может быть, они верили, что золото, та же двухголовая змея, убережет их от гибели.
Но и обожествленные змеи не всесильны - они умерли вместе с хозяевами и были извлечены на свет только спустя многие столетия.
Игорь РОДИОНОВ
ЗМЕИНЫЙ РУБИН ТИМУРА
В сокровищнице Британской короны хранится изумительный по цвету рубин. Более шести веков он был известен на Востоке под именем «Хирадж-и-Алам» («Дань мира»). На Западе его чаще всего называют «Рубином Тимура». Этот чудо-камень считается самым крупным из рубинов, вес его составляет 352 карата. «Рубин Тимура» и два более мелких рубина, располагающиеся по обеим его сторонам, были вправлены в ожерелье, состоявшее из гроздей и звеньев-трезубцев с алмазами. Самый маленький рубин был помещен в застежку.
По поводу происхождения этого камня существует легенда. В незапамятные времена у одного из восточных правителей родился наследник. Как-то мать, оставив малыша, отлучилась на несколько минут. А когда вернулась, обомлела от страха: по дереву, на котором была подвешена колыбель, к ребенку ползла огромная змея. Закричала женщина, сбежались слуги. И все видели, как, обвив тело младенца, змея положила у его виска продолговатый камень красного цвета, сверкающий так ярко, что мог бы осветить комнату в темноте ночи. Тогда все поняли, что великое будущее ожидает этого ребенка.
Но настали тяжкие времена, началась в той стране смута. Принц вынужден был бежать из родного дома. Он обрил голову и изготовил из меди тонкий колпак со множеством дырочек, спрятал под ним камень и стал ждать, пока отрастут волосы. Выбившись сквозь отверстия колпака, волосы так обвили его, что меди не стало видно. Принц облачился в одежды дервиша, взял посох и, никем не узнанный, покинул свою страну. Следующим владельцем этого камня стал король Сиама... .
Из Сиама камень попал в Дели. А в 1398 году Дели захватил знаменитый полководец Востока Тимур.
Рубины Тимур любил больше всех других камней и приказал прикрепить его к своей шапке. Он повелел нанести на одну из граней надпись, указывающую, что он завладел этим сокровищем в 1398 году и не намерен расставаться с ним впредь никогда.
После смерти Тимура в 1405 году камень перешел к его наследнику, Мир-Шахруху.
Ну а после смерти последнего из династии Тимуридов рубин перешел к семье Са- фави. Наиболее известным ее представителем был шах Аббас, правивший с 1587 по 1629 год.
Шах Аббас подарил «Рубин Тимура» правителю империи Великих Моголов Джахангиру. Сын Джахангира, Шах-Джехан, тот самый, который построил знаменитый мавзолей Тадж-Махал, также оставил на рубине свое имя. В 1658 году Шах-Джехан был заточен в тюрьму с видом на Тадж-Махал по приказу собственного сына Аурангзеба, чье имя также имеется на камне.
В 1739 году в Индию вторгся Надир-шах. «Рубин Тимура» стал его добычей. В дальнейшем эти камни перешли во владение индийского князя Ранджи Сингха, который стал одним из лидеров восстания сипаев против англичан в 1857 году. После разгрома сипаев все драгоценности мятежного князя достались как военные трофеи Ост-Индской компании. «Рубин Тимура» привезли в Лондон обычным рейсовым пароходом.
Сейчас чудо-камень находится в частном собрании королевы Елизаветы II и выставляется в Индийской комнате в Букингемском дворце.
Виктор КУРБАТОВ
Золотой Вишну
Одним из самых красивейших культовых сооружений Индии издавна считается храм Падманабхасвами (XVIвек) в бывшем княжестве Траванкор (ныне – территория штата Керала). Храм посвящен богу Вишну
О богатствах правителей Траванкора современники рассказывали легенды. Правда, со временем к подобным рассказам люди стали относиться с сомнением, считая все обычной восточной экзотикой. И, как оказалось, зря.
Недавно в храме Падманабхасвами был обнаружен крупнейший в истории клад.
Самым большим достоянием этого клада является статуя бога Вишну, которому посвящен храм, лежащего на Ананте (змее, олицетворяющем бесконечность, ведущем свое происхождение от самого Шивы).
Кольца змея служат местом отдыха для Вишну и его супруги Лакшми. Ананта изображают пятиголовым, семиголовым, и на каждой из голов он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону. Высота статуи 1,2 метра, и она сделана из чистого золота. Впрочем, стоимость статуи невозможно исчислить в чисто «золотом эквиваленте». Она не менее ценна как уникальный памятник индийской культуры. Аналогичных статуй не сохранилось.
Индийские предметы искусства из золота переплавлялись многочисленными захватчиками: от монголов до англичан.
Конечно, по сравнению с другими статуями из золота, лежащий Вишну выглядит весьма скромно.
Вавилонская царица Семирамида приказала создать 12-метровую статую бога Мардука, израсходовав на это тысячу вавилонских талантов, или 30 тонн чистого золота.
Самую необычную (и самую большую) скульптуру из золота создал царь Египта Птолемей Филадельф, правивший в III веке до н. э.
По его приказанию из чистейшего золота был отлит фаллос, увенчанный золотыми коронами. Длина золотого детородного органа составляла 120 локтей (60 метров), диаметр - б локтей (3 метра), по городу его возили тысяча быков. Впрочем, эротики как таковой здесь мало, поскольку фаллос традиционно считался символом плодородия и воздавать ему почести считалось вполне нормальным явлением.
Игорь ФРОЛОВ
«ГЕММА АВГУСТА»
Римский император Тиберий был пасынком императора Августа. Он оказался достойным правителем и в отличие от других императоров с благодарностью относился к предшественнику - великому Октавиану Августу. Поэтому многие из деяний как самого Августа, так и Тиберия, увековечены в металле и камне.
«Гемма Августа» - один из образцов подобного отношения. Гемма - это драгоценный камень, на котором вырезаны разнообразные изображения. Они бывают двух типов: врезанные внутрь (инталии) и выпуклые (камеи).
«Гемма Августа» доказывает, что в Римской империи это искусство достигло самого высокого уровня. Гемма выполнена из двухслойного арабского оникса - халцедоново-волокнистой разновидности кварца, в котором наличие примесей создает поверхности удивительной окраски. Один из имеющихся здесь слоев - белый, другой - синевато-коричневый.
На данной гемме запечатлен триумф Тиберия, на котором присутствуют Октавиан и богиня Рома, которая символизирует Рим. Прямо под ними римские легионеры воздвигают перед группой пленников столп, куда складывают добытые у побежденных врагов трофеи. Тиберий, живший с 42 года до н. э. до 37 года н. э„ был храбрым полководцем (недаром Октавиан назначил его своим преемником), так что изображенный здесь триумф ничуть не преувеличен. За спиной Тиберия сидит богиня Ойкумена, хозяйка обитаемого мира. Под ним понимается или территория ранней Римской империи, или весь античный мир, который когда- то подчинил себе Рим. Голова богини украшена венком а лицо обрамляет вуаль. Ойкумена украшает голову Тиберия венком из дубовых листьев - им награждали тех, кто спас жизнь римского гражданина. Однако здесь она напоминает, что император спас жизни многих римских граждан.
Гемма была создана в период между 10 и 20 годами нашей эры. Исследователи считают, что она была создана Диоскуридом или же кем- то из его учеников.
Мастер Диоскурид был любимцем Цезаря Августа, и его работы, равно как и их копии, высоко ценились в древности. Он был основателем целой школы резчиков, его мастерская при дворе Юлиев-Клавдиев существовала около ста лет. Благодаря Диоскуриду римские геммы и камеи дошли до наших дней - они высоко ценились среди поклонников этого искусства и коллекционировались на протяжении веков. Среди его работ очень много изображений Августа - заказчика и работодателя. Диоскурид тщательно вырезал мельчайшие детали, добиваясь контраста между изображением и фоном. Он умело использовал игру теней. Размер геммы - 19,05 см в длину и 22,86 см в ширину, средняя толщина - 1,27 см.
Судьбы «Геммы Августа» весьма драматична. Из двора Цезаря Августа ее перевезли
в Византий - в столицу Восточной Римской империи. А уже оттуда ее передали знатной семье, жившей в одной из римских провинций. В 1246 году она оказалась в сокровищнице аббатства Сэн- Сэрнин в Тулузе во Франции. В 1533 году король Франциск I купил ее и привез в Париж, где ее приобрел император «Священной Римской империи» Рудольф II.
Сейчас она находится в Музее истории искусств в Вене.
Дмитрий КУПРИЯНОВ