СОКРОВИЩА МИРА. - Ритон из Мидии - Скифский золотой гребень - Солонка Челлини - Статуя Девы Марии
СОКРОВИЩА МИРА. - Ритон из Мидии - Скифский золотой гребень - Солонка Челлини - Статуя Девы Марии
Скифский золотой гребень
Этот артефакт нашли в захоронении скифов на левом берегу Днепра неподалеку от города Никополя во время раскопок в 1912-1913 годах. Он располагался рядом с останками скифского царя и, судя по тщательности отделки, имел не только бытовое, но и сакральное значение.
В верхней части гребня изображены сражающиеся воины, лошади и львы - символы власти. На гребне располагался 21 зубец - это было магическое число, которое предохраняло от случайной гибели.
Подобным гребнем знатный скиф расчесывал свои волосы и бороду перед боем, готовясь к смерти, и потому, когда пришло время предавать его земле, друзья и соратники положили это изделие ему в могилу.
Гребень дает представление, как одевались скифы и как они были вооружены. Ювелир (по мнению историков, это был греческий мастер) был хорошо знаком с жизнью скифов. Такие изделия создавались в мастерских Боспорского царства, где в тесном соседстве жили эллины и варвары.
Судя по одежде, прическам и вооружению, этот скиф принадлежал к «варварским», как их называли греки, племенам Причерноморья. Внешний облик этих «варваров» воспроизведен на гребне с такими подробностями, как это мог сделать только художник, хорошо знакомый с их обычаями и традициями. С другой стороны, изображение центральной фигуры всадника по стилю напоминает всадников на стене древнегреческого Парфенона и указывает на то, что мастер был хорошо знаком с греческим искусством эпохи скульптур Фидия.
Вместе с царем в кургане захоронили его оруженосца, второго слугу, конюшего и пятерых лошадей. Среди множества искусных золотых изделий и находился золотой гребень. Интересно, что два крайних зубца, символизирующих начало и конец жизни,'после смерти царя обломали: так было принято у скифов.
Царская могила простояла нетронутой более двадцати веков. А когда курган раскопали, золотой гребень попал в коллекцию Эрмитажа.
И сегодня, глядя на него, все восхищаются мастерством неизвестного мастера, забывая, что за его историей стоят судьбы когда-то живших людей.
Игорь ЛИВАНОВ
Солонка Челлини
Замечательная солонка «Сальера» - единственный дошедший до нас шедевр Челлини, знаменитого итальянского скульптора и ювелира. Она бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа мастера, подлинность которой не вызывает никаких сомнений.
Большая золотая солонка (высота скульптуры - 26 см, ширина основания из слоновой кости - 33,5 см) больше похожа на шкатулку. Две позолоченные аллегорические фигуры - бога моря Нептуна с трезубцем и напротив него богини земли Цереры - поражают совершенством форм. Их сплетенные вместе ноги символизируют сочетание элементов, которые в итоге и создают соль. Это увлекательная многофигурная композиция с обилием частей. Она отчеканена из золота, размер ее очень велик для вещи такового предназначения. Ее вес соответствует размерам: известно, что для ее производства архитектору выдали одну тысячу золотых монет (по ориентировочным подсчетам - около б кг металла).
Солонка - редчайшая работа Челлини. Как известно из его замечательных творений почти ничего не сохранилось. Виной тому золото, с которым работал мастер. Во время итальянских кампаний переплавили в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитую застежку папской ризы с изображением Бога Отца.
Творчество замечательного итальянского ювелира и скульптора оставило заметный след в истории Возрождения. Непревзойденный мастер родился в 1500 году в семье флорентийского музыканта и архитектора Джованни Челлини. С декабря 1539 года после тюремного заключения Челлини перебрался во Францию, где работал при дворе короля Франциска I.
Челлиниевский шедевр ждала непростая судьба. После смерти Франциска I французский король Карл IX преподнес солонку Фердинанду Тирольскому, после чего до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс. Только с появлением венского Музея истории искусств солонку передали в музей. Но и здесь ей не было покоя.
В 2003 году «Сальеру» похитили из музея, который в то время находился на ремонте. На тот момент стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 миллионов евро. Но австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 ООО евро. Они посчитали, что сбыть это произведение будет невозможно: оно слишком известно. Но неизвестный похититель рассчитывал получить выкуп. В доказательство того, что вещь находится в его распоряжении, он переслал в страховую компанию трезубец Нептуна, который вынул из руки золотого божества. Через неделю вор дал инструкцию, как передать выкуп. После этого полиция вышла на его след. Однако обнаружить «Сальеру» удалось только спустя три года. Уложенная в свинцовую коробку, она была закопана в лесу у города Цветль.
Шедевр не пострадал и скоро был возвращен на свое законное место в музей.
Дмитрий КУПРИЯНОВ
Статуя Девы Марии
Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер (так называется церковь в католической традиции) расположена во французском городе Лионе. Она стоит на вершине холма, возвышающегося над городом, а на башне – капелле, пережившей века, - установлена статуя Девы Марии.
Храм Нотр-Дам-де-Фурвьер, где установлена статуя Девы Марии, освящен в ее честь. В католическом вероисповедании мать Иисуса окружена особым почетом, она одна из самых почитаемых личностей и величайшая из святых.
В судьбе Девы Марии причудливым образом переплетено божественное и земное. Как известно, архангел Гавриил, посланный в город Назарет, возвестил Марии, что Бог избрал ее для рождения сына, которого она должна назвать Иисусом. Кротость и покорность, с какими Мария приняла свою судьбу, не может не удивлять. В Вифлееме, куда она пришла вместе со своим мужем Иосифом, чтобы принять участие в переписи, и был рожден будущий Спаситель.
В ознаменовании этого события верующие Лиона и воздвигли на холме замечательное строение. Церковь начали строить еще в 1168 году, после того как каноник собора основал ее на развалинах бывшего здесь форума римского императора Траяна. Статуя Девы Марии стала центром архитектурного шедевра. Мать Иисуса распростерла руки над городом, словно пытаясь защитить его от надвигающихся бед. Верующие словно предчувствовали, что без вмешательства высших сил они вряд ли сумеют защитить свой дом и веру от многочисленных испытаний. И беды не заставили себя ждать.
Уже в XVI веке церковь разрушили гугеноты. Но статуя Девы Марии осталась цела, и вскоре рядом с ней снова возродилась церковь.
В 1630 году Анна Австрийская, супруга короля Франции Людовика XIII, молилась здесь о рождении наследника. Брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только через восемь лет после молитвы, пережив несколько неудачных беременностей, у нее родился первенец, будущий французский король Людовик XIV. А в 1643 году, когда в Лион пришла чума, члены городского магистрата, собравшись вместе, молились на холме Фурвьер Деве Марии с просьбой спасти город от поголовного истребления. И вскоре эпидемия прекратилась...
Но на этом чудеса не закончились. В 1870 году во время французско-прусской войны, армия бошей овладела Парижем и бодрым маршем устремилась на юг. Войска были уже на подходе к Лиону, что грозило грабежами и бесчинствами. И горожане, помнящие о заступничестве святой Девы, 8 октября 1870 вновь обратились к ней. Толпы лионских жителей во главе с архиепископом поднялись на холм Фурвьер, чтобы просить Деву защитить их от унижения. И чудо случилось: через несколько дней армия Бисмарка повернула назад. Зачем? Почему? Ответ на этот вопрос никто не знает до сих пор. Никто, кроме лионцев и святой заступницы, которая заключила с городом негласный «договор».
С тех пор ежегодно 8 декабря в Лионе проводится Праздник Огней.
В 1998 году Нотр-Дам-де-Фурвьер в составе исторического центра Лиона была включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Игорь РОДИОНОВ
Ритон из Мидии.
Мидийцы были искусными ювелирами, многие из их изделий считаются непревзойденными в части художественной выразительности, точности деталей и тщательности отделки. Одним из таких шедевров являются ритоны - рога для питья, отливавшиеся в форме волка, лошади, барана или другого животного.
25 веков назад в Западном Иране мидийцы создавали воронкообразные сосуды. Их делали из меди, золота, серебра, слоновой кости или керамики. В Мидии, Месопотамии, Персии ритоны служили ритуальными инструментами для жертвенных возлияний. Это, как правило, емкости с одной ручкой, иногда с отверстием внизу для затыкания пальцем в определенный момент церемонии. Сама форма ритона весьма древняя. Их находили еще в раскопках крито-микенской культуры, где они подразделялись на ритуальные и бытовые.
Ритоны были атрибутами божественной власти царей и тиранов. Поэтому такие сосуды завершали протомами - фигурами с отверстием для сцеживания вина в виде передней части зверя: барса, тигра, льва или грифона. Они символизировали самые разнообразные качества: силу, отвагу, власть, бесстрашие.
Этот рог был отлит в форме грифона. Он изготовлен в V в. до н. э., когда мидийцы потерпели сокрушительное поражение от греков. Для отделки серебряного грифона использовалась золотая фольга или золотая полоска, откованная из очень тонкого листа, который наложен на серебряную поверхность.
Грифоны - мифические крылатые существа с туловищем льва, головой орла или льва. Они объединяют Небо и Землю, Добро и Зло. Грифон, оберегающий эту чашу, застыл в позе властного существа, готового в любой момент отразить нападение. Надо полагать, мастер отливал ритон в тот самый момент, когда Мидия трещала по швам и по улицам его городов и сел уже маршировали войска Александра Македонского. Мастером владели двойственные чувства: желание сохранить достоинство и отомстить за поруганную честь. Но ни то, ни другое не было реализовано - Александр Великий превратил Мидию в пыль, навсегда отодвинув на обочину истории.
Этот ритон нашли на раскопках Хамадана, древней столицы Мидии, который считается одним из древнейших городов мира. Он возник около 4000 лет назад. Хамадан трижды подвергался уничтожающему нашествию: его завоевывали Александр Македонский, властители Арабского халифата, великий Тимур. И даже после того, как он окончательно исчез с лица земли, его сокровища, которые периодически становятся достоянием археологии, еще раз доказывают: в мире, кроме воинской доблести и бесстрашия, существует и неувядающая красота, над которой не властно время.
Следующий подъем в развитии искусства персидской державы наступил после восшествия на престол в 224 году шахской династии Сасанидов. Но это было уже другое время и другое искусство.
Игорь РОДИОНОВ