СОКРОВИЩА МИРА. - Золотые подвески Тайрона - Императорский скипетр - Норвежская диадема - Серьги Марии Антуанетты
СОКРОВИЩА МИРА. - Золотые подвески Тайрона - Императорский скипетр - Норвежская диадема - Серьги Марии Антуанетты
ИМПЕРАТОРСКИЙ СКИПЕТР
Скипетр - знак высшего достоинства, который при торжественных церемониях властитель держал в руке. В древние времена его роль играл посох или жезл. Он дает право духовной или монаршей власти вершить правосудие и карать.
Скипетр появился на Руси довольно поздно. Его изображение встречается уже на монетах князей Владимира и Ярослава начала XI века. Но там он выглядит как обычное подражание византийскому образцу. А при коронации Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, произошедшей в 1584 году, в руке царя появился и «русский вариант» скипетра. Англичанин Горсей, очевидец этого события, впоследствии писал: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов».
На протяжении ХУ1-Х1Х веков скипетров было создано немало. Наиболее заметным в этом ряду был скипетр из Большого наряда (так назывался комплект царских регалий) Михаила Романова.
В начале 1700-х годов при царствовании Петра I был изготовлен скипетр в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями.
Но самый известный скипетр, используемый русскими государями, был изготовлен к коронации Павла I. Это золотой жезл длиной 59,5 см, осыпанный алмазами и драгоценными камнями. Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Навершием скипетра является литой золотой двуглавый орел, украшенный черной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы монархической власти значительно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых.
История этого алмаза заслуживает отдельного рассказа. Его нашли в Индии в конце XVII века. Белый алмаз со слабым изумрудным отливом поначалу весил 400 карат. После огранки он стал весить 189,62 карата. Камень приобрел в Амстердаме то ли у армянского, то ли у персидского торговца придворный ювелир Иван Лазарев. У Лазарева его приобрел граф Григорий Орлов. В 1773 году он преподнес его Екатерине II в день именин - императрица за что-то рассердилась на своего фаворита, и он таким образом хотел заслужить прощение.
Последний раз скипетр использовался по назначению 14 мая 1896 года - в день коронации последнего русского царя Николая II. Вот как писал об этом очевидец: « Митрополит подал государю скипетр и державу; государь был в волнении... Одетый в порфиру и корону, со скипетром и державою в руках, государь император представлял зрелище необыкновенной красоты...»
После Октябрьской революции знак императорского могущества и власти занял свое место в музее. Сегодня он хранится в Алмазном фонде России.
Дмитрий КУПРИЯНОВ
Норвежская диадема
Тонкую ленту из драгоценного металла, надевающуюся на лоб, носили фараоны Древнего Египта, персидские и греческие цари. Со временем так называемый налобник украсили височными кольцами и подвесками с драгоценностями.Так появились диадемы — знаки царского достоинства и власти. Одним из самых известных украшений в этом ряду является чудесная диадема норвежских королей.
Диадему, выполненную из бриллиантов и украшенную изумрудами, норвежская королевская семья чтит как священную реликвию и передает ее из поколения в поколение.
По легенде, ее носила Жозефина Богарне, супруга Наполеона Бонапарта. После ее смерти диадему унаследовали ее дети, разъехавшиеся по всем европейским дворам. В конечном итоге диадема досталась принцессе Жозефине, внучке красавицы-креолки. Когда же ей исполнилось 16-ть лет, родители выдали девушку замуж за 23-х летнего Оскара Бернадота, принца Швеции.
С собой принцесса забрала значительную часть драгоценностей, что принадлежали ее бабке. Среди них была и легендарная диадема.
Это знаменитое украшение имеет оригинальную форму — она симметрична по средней линии, а в ее центре находится большой изумруд квадратной формы. Он окружен круглыми бриллиантами, чуть пониже квадратного камня помещен изумруд грушевидной формы, что расположен на лицевой стороне по центру. Кроме крупных камней, диадема украшена как видно на фото и другими изумрудами разнообразных форм: грушевидной, ромбической и круглой . На этом параде драгоценных камней разнообразных форм есть и бриллианты. Ими усеяны узоры в виде зигзагов да розеток, расположенных по всей окружности диадемы.
В разные исторические периоды к диадемам относились по-разному. Например, Юлий Цезарь после прихода к власти отказался носить диадему, посчитав ее деталью женского убранства, — он согласился только на лавровый венок. Однако во времена расцвета монархических династий европейские правители носили в качестве короны диадему.
Норвежские короли тоже не были исключением. Однако в Норвегии отношение к монархии всегда было довольно своеобразным. Здесь час от часу проводятся референдумы на тему: нужна ли монархия вообще?
Самый известный из подобных прецедентов — референдум, что прошел в начале двадцатого века. В 1905г. Норвегия стала независимой от Швеции, и королевский трон предложили датскому принцу Карлу. Он женился на принцессе из Норвегии, однако не хотел быть королем своей страны без одобрения своих сограждан. И тогда провели референдум. Большинство населения высказалось за монархию. Так что будущий король был избран народом.
На коронации, состоявшейся в том же году, голову королевы украсила корона. Но после этого монархам запретили носить короны, и теперь даже коронация проходит уже без корон. Их хранят в Тронхейме, это бывшая резиденция норвежских монархов, и теперь они являются национальной реликвией.
А вот носить диадему закон не запрещает. Королева Норвегии Соня часто появляется в ней на публике, что всегда вызывает настоящий фурор.
И не удивительно — не каждый день можно воочию, а не в музее, увидеть драгоценности легендарной Жозефины I.
Игорь Ливанов
Серьги Марии Антуанетты
Эти бриллиантовые серьги принадлежали королеве Франции Марии Антуанетте. Ее именем называют коллекции всяческих украшений, мебели, туфель. Но именно для того, чтобы купить эти серьги, она не посчиталась с гигантскими тратами - прибегла к кредиту, погасив долг украшениями, которые привезла с собой из Вены. Этими серьгами она очень дорожила и впоследствии взяла с собой, пытаясь бежать из Франции.
Эти украшения были любимыми серьгами Марии Антуанетты. Они уникальны: два больших грушевидных бриллианта весят 14,25 и 20,34 карата. Эти простые с виду бриллианты отличаются изысканной простотой - в них нет ничего лишнего. Драгоценности попали во Францию XVIII века, вероятно, из Индии или Бразилии. В этот период индийские алмазы добывались в знаменитых копях Голконды. Им не было равных в мире до тех пор, пока не были открыты месторождения в Бразилии. Южноамериканские земли на полтора века стали основным поставщиком драгоценностей. Бразильских алмазов было так много, что их стоимость в XVIII веке стала неудержимо падать. И тогда голландские торговцы драгоценностями, контролировавшие добычу и доставку алмазов, распространили слухи, что бразильские алмазы на самом деле привезены из Индии - и цена драгоценностей снова поползла вверх: качество индийских сокровищ было непререкаемым.
Мария Антуанетта, родившаяся в 1755 года в Вене, была младшей дочерью императоров Священной Римской империи Франца I и Марии Терезии. Она воспитывалась при дворе в атмосфере музыки, танцев, изысканных манер и сама обладала великолепным вкусом. Девушка была любительницей всевозможных развлечений: балов, маскарадов, застолий и карточных игр. В 1770 году она вышла замуж за будущего короля Франции Людовика XVI. И вот тут-то проявилась ее невероятная страсть к развлечениям, роскоши, в том числе и украшениям. О ее любви к великолепным вещам и драгоценностям ходили легенды. Она тратила неимоверные суммы из казны на наряды и развлечения. Расточительница государственного бюджета знала толк в роскоши, за что и поплатилась жизнью - в 1793 году восставший народ отправил ее на гильотину.
После казни серьги достались богатейшей российской династии князей Юсуповых. Хозяйка украшения княгиня Татьяна Юсупова сумела вывезти серьги за пределы Франции.
В 1928 году серьги приобрел ювелирный дом Картье. Прежним владельцам Юсуповым удалось убедить покупателей, что за время пребывания в России в дизайн серег не было внесено никаких изменений. В этом же году право владения серьгами перешло к известному коллекционеру миссис Марджори Мерриуинтер, по просьбе которой серебряную оправу сменили на платиновую. А миссис Мерриуинтер подарила эти серьги своей дочери Элеонор, миссис Барзин. Но та захотела, чтобы мать передала эти серьги Национальному музею естественной истории Смитсоновского института.
Сегодня знаменитые драгоценности находятся в Музее естественной истории при Смитсоновском институте, где они и находятся по сей день.
Игорь РОДИОНОВ
ЗОЛОТЫЕ ПОДВЕСКИ ТАЙРОНА
В 20-х годах прошлого века американская археологическая экспедиция прибыла в колумбийскую провинцию, желая найти следы давно исчезнувшего народа, от которого не осталось даже имени.
Среди джунглей Колумбии сохранились остатки дворцов, храмов и широкие мостовые. Подобной архитектуры в доиспанской Америке еще не встречалось, хотя, невзирая на все мастерство строителей, самыми удивительными и неповторимыми оказались поделки из золота.
Оригинальная культура, получившая наименование «культура Тайрона», существовала на территории современного региона Сьерра-Невада-де- Санта-Марта в департаментах Колумбии в течение шестнадцати веков. Ее расцвет пришел ся на XI в. н. э., окончательный упадок - в XVI веке.
Литые подвески 10-15 см высотой до сих пор поражают своим изяществом и сложностью. Для их изготовления существовал особый способ. Вокруг глиняной заготовки лепили изображение из воска, его обмазывали глиной, оставляя сверху и снизу по отверстию. Через нижнее отверстие вытапливали воск, а через верхнее в получившуюся полость заливали расплавленное золото. Когда металл остывал, его очищали от глины и производили шлифовку изделия.
Подобные подвески тайронов называются «касики». Они отличаются от ювелирных изделий других доколумбовых культур подробностью деталей.
Золотая подвеска изображает кого-то из знати или вождя. Он разодет в украшенную золотыми завитками одежду. На уровне головы с двух сторон вождя охраняют маски животных - судя по агрессивности, это крокодилы с раскрытыми пастями. Для тайронов, живших на берегах рек, крокодилы были священными животными. И вождь, носящий на голове их маски, заявлял о себе как о властителе, близком к божеству. Его поза, особенно руки, прижатые к бедрам, демонстрирует агрессивное состояние, желание распоряжаться и повелевать. По мнению исследователей, тайроны в период, когда была изготовлена подвеска, вели частые войны, так что свирепое выражение лица вождя и воинственность его позы «адресованы» врагам. Можно только удивляться тому, как древние ювелиры, не имеющие под рукой ничего, кроме примитивных инструментов, сумели передать в золоте всю гамму человеческих эмоций - воинственность, угрозу, готовность к решительному отпору.
Сегодня они находятся в самых известных сокровищницах мира - Лувре и Метрополитен-музее.
Дмитрий КУПРИЯНОВ