Сокровищница меломана - серия "Граммофонные пластинки" выпуск №8 - Квартет «С-тъ Георгъ» П/у А. Дышкевича - Юлия ( Денца ) Вечеръ ( Монюшко).
Сокровищница меломана - серия "Граммофонные пластинки" выпуск №8 - Квартет «С-тъ Георгъ» П/у А. Дышкевича - Юлия ( Денца ) Вечеръ ( Монюшко).
ЛЕТОПИСЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Акционерного Общества «ГРАММОФОН» («ЗОНОФОН»)
1902 – 1917
АНАТОЛИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ
Предлагая вниманию коллекционеров имеющиеся в моём архиве выписки из граммофонных журналов начала ХХ века, посвящённые деятельности в России Английского Акционерного Общества «ГРАММОФОН», считаю необходимым отметить следующее.
Представленные здесь выписки предназначались исключительно для написания книги «Наш друг грампластинка. Записки коллекционера». Поэтому объём выписок нельзя считать исчерпывающим.
Отдавая должное высококвалифицированным работам таких исследователей истории Акционерного Общества «Граммофон», как Питер Адамсон (Peter Adamson), Эрни Бейли (Ernie Bayly), Пантелеймон Грюнберг, Джеймс Деннис (James Dennis), Алан Келли (Alan Kelly), Говард Фридман (Howard Friedman) и Валентин Янин, я всё же уверен, что в предлагаемой мною «Летописи» имеется немало сведений, которых нет ни у одного из перечисленных выше авторов и которые могут представлять интерес для коллекционеров старинных русских грампластинок и исследователей истории начала мировой индустрии звукозаписи.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ГРАММОФОН
ЗАПИСКА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
● Общество «Граммофон» получило разрешение действовать в России 2-го мая 1903 года, но ещё до этого момента вело дело в России через агентов с апреля месяца 1900 года.
Общество «Граммофон» при его основании приобрело у проф. Берлинера его изобретение для записи и воспроизведения звуков при помощи плоских дисков (вместе с правом на название «Граммофон»).
Фабрика в Риге основана в 1902 году для записи европейских артистов для сбыта в России.
Наш успех вызвал основание многочисленных мелких фабрик, занимающихся исключительно подделкой наших записей путём их механического копирования. Вот список некоторывх фирм:
Орфеон (Полюстровский пер. СПБ),
Парлофон (Полюстровский пер. СПБ),
Тонофон (СПБ, Фонтанка),
Адлер (СПБ, Фонтанка),
Интона, ныне «Сирена» (Варшава, Маршалковская),
Перфект (Варшава, Маршалковская),
Ариофон (Варшава, 54, ул. Приокопная).
Без обложки и без даты, 5 страниц. Фонды Государственной Библиотеки им. Ленина в Москве.
● Как нам сообщают из иностранного источника, Общество Граммофон устраивает в Петербурге первую в России фабрику пластинок для граммофона. Фабрика откроет свою деятельность в этом году.
«Граммофон и фонограф» № 1 от 2 мая 1902 г.
● Петербург посетил П.М.Прескот, директор Зонофонной Кº в Берлине.
«Граммофон и фонограф» № 2 за 1903 г.
● Общество «Граммофон» в России предприняло вновь запись новых номеров. Один из лучших инженеров Общества Синклер Дерби прибыл из-за границы в Петербург и записал тенора г-на Ершова, баритона Шаронова, сопрано Гущину, скрипача г-на Вольф-Израэля и оркестр Преображенского полка.
В настоящее время С.М.Дарби вернулся из Москвы в Берлин. В первопрестольной был записан тенор г-н Клементьев и контральто ***. Вся запись производилась на пластинках 12 дюймов в диаметре. Эти пластинки называются «монарх».
«Граммофон и фонограф» № 7 за 1903 г.
● Английскому акционерному обществу под названием «Общество граммофон и пишущая машина» (The Gramophone and Typewriter, Limited) разрешено открыть действия в Империи по устройству и эксплуатации в г.Риге и других местностях фабрик для производства граммофонов, пишущих машин и принадлежностей к ним. Основной капитал 600.000 фунтов стерлингов, разделённых на 600.000 акций.
* * *
В Петербурге лет двенадцать торгует металлическими изделиями К.Г.Шарлах.
Два года тому назад К.Г.Шарлах подписал контракт с г-ном Прескотом, директором берлинского отделения «Международного Общества Зонофон», согласно которому единственное представительство этой фабрики передано г-ну Шарлаху для всей России.
Г-н Шарлах, не имея ни малейшего понятия о граммофонном деле, возымел мечту конкурировать с Обществом «Граммофон» в России.
Для этой цели были записаны многие русские артисты, но запись получилась ниже всякой критики.. Товар пришлось взять обратно, и обратно же переслать в Германию для уничтожения.
По несчастной случайности в зонофонном деле встретились два вполне неспособных для коммерции человека. С одной стороны г-н Прескот, самомнящий Нарцисс, какими являются многие американцы, а с другой стороны чрезвычайно мелочный, не понимающий истинных целей торговли, нервно больной К.Г.Шарлах.
Г-н Прескот, несмотря на очевидное фиаско записи, несовершенство своих мембран и рупоров, продолжал утверждать, что «нет лучше товара зонофонного», а г-н Шарлах этот плохой товар старался продать за неимоверно высокую цену, набавляя от 40-100 процентов на собственную стоимость. При этом г-н Шарлах стеснял своих покупателей всякими бессмысленными условиями продажи, оспаривал, при ошибках с его стороны, всякую мелочь, предполагая, что в этом деле можно молотить на обухе рожь.
В короткое время К.Г.Шарлах вселил в своих клиентов полную к себе ненависть. Дело дошло до того, что с К.Г.Шарлахом многие из клиентов не желали даже разговаривать.
При таком положении дела зонофоны, конечно, не могли получить сколько-нибудь обширного распространения, и результат не долго заставил себя ждать.
Г-ну Шарлаху после четырнадцати-месячных операций в России пришлось закрыть свою лавочку, продав остаток товара в одни руки.
В заключение г-ну Шарлаху придётся ещё фигурировать в роли ответчика на суде, так как он не счёл нужным выполнить контракт с г-ном Прескотом и нарушил его в основных пунктах, причинив всему делу зонофона громадный ущерб, от которого не так скоро поправится эта компания.
Кроме того, как мы слышали, г-ну Шарлаху предстоит фигурировать в третейском суде в роли ответчика, где субарбитром, как передают, будет германский консул.
Дело в том, что г-н Шарлах не уплатил посреднику между ним и г-ном Прескотом не только куртажа, но более того, он отказался даже возместить этому посреднику путевые расходы.
Эпилог весьма прискорбный и для солидного коммерсанта непристойный.
Г-н Прескот оказался также весьма достойным контрагентом г-на Шарлаха, либо и он не уплатил своего куртажа тому же посреднику, через которого получил более двухсот тысяч рублей.
Вообще, всё это зонофонное предприятие в России носило специфический, некрасивый характер и должно было лопнуть.
В настоящее время вся компания «Зонофон» со всеми её филиальными отделениями и фабрикою приобретена Обществом «Граммофон». Критик.
«Граммофон и фонограф» № 9-12 от 25 марта 1903 г.
● Общество «Зонофон» возобновило свою деятельность в России с 1 ноября 1903 года.
* * *
В течение октября в Петербурге находился инженер Гампе и производил запись для Общества «Зонофон». Одновременно с этим производил запись также для Об-ва «Граммофон».
«Граммофон и фонограф» № 17 за июнь 1903 г.
● О-во «Зонофон» (перешедшее, как мы уже раньше сообщали, в руки О-ва «Граммофон» в России, см. выше) выпустило целый ряд новых пластинок последней записи. Нужно отдать справедливость, что эти пластинки вышли почти все безукоризненно и хороши настолько, что совсем не уступают одноименным пластинкам Общества «Граммофон». Некоторые одинаковые №№ настолько схожи, что положительно нельзя отличить один от другого. Однако, цена пластинок общества «Зонофон» – 2р., а общества «Граммофон» – 2р. 50 к. Интересно, чем можно объяснить такую разницу в цене одинаковых пластинок с фирмою разных обществ, находящихся в одних руках.
«Граммофон и фонограф» за январь 1904 г.
● Как мы слышали, с 1-го сентября текущего года в Петербурге при О-ве «Граммофон» открывается постоянная станция записи на граммофоне, причём руководителем этой станции будет известный специалист этого дела инженер Фред Гайсберг.
«Граммофон и фонограф» за июнь 1904 г
● Гайсберг самый талантливый техник, но он завален работой, отдыха никакого. И тем не менее он уже сделал кое-какие усовершенствования записывающей мембраны (рекордера).
Дерби прекрасно записывает самые сложные оркестровые номера.
Гампе ещё новичок, но очень высокого о себе мнения. Его запись не блещет красотами.
Матрицы первой записи романсов А.Д.Вяльцевой испортились и мы пластинок этих больше не высылаем.
...Но инженеры Общества Граммофон только по названию инженеры: ни Гейсберг, ни Гампе, ни Дерби, ни Рейхман не получили звания инженеров, а так просто именуются для пущей важности.
«Граммофон и фотография» за сентябрь 1906 г.
● Новые зонофонные записи на эстонском и латышском языках будут выпущены в марте 1909 г.
Граммофон. От записи до выхода дисков – 4 месяца.
«Официальные известия Акц. О-ва «Граммофон» № 1 за декабрь 1908 г.
● 1-го апреля текущего года Акционерное Общество «Граммофон» в России торжественно и дружно отпраздновало новоселье по случаю перехода главной конторы и складов Общества в Москве в новое помещение в Средние Торговые ряды.
«Официальные известия Акц. О-ва «Граммофон», ноябрь 1909 г.
● Вновь принятый на Императорскую сцену артист г-н Виттинг, обладающий очень интересным голосом и не певший ещё перед рупором – подписал контракт на 2 года с Акционерным Обществом «Граммофон».
«Граммофонный мир» № 3 от 8 мая 1910 г.
● Идя навстречу требованиям широкой публики об удешевлении цены нашим односторонним 10" и 12" граммофонным пластинкам с чёрным этикетом и всемирно-известной маркой «Пишущий Амур», мы решили с января месяца наступающего 1911 года приступить к выпуску двухсторонних граммофонных пластинок.
«Граммофонный мир» 3 1 от 1 января 1911 г.
● С Нового года Акционерное Общество «Граммофон» В Риге выпустило в свет двусторонние граммофонные пластинки. Оптовики и торговцы уже об этом извещены, им сообщены условия выпуска новых двусторонних пластинок и обмена старых, односторонних на новые. Появление двусторонних пластинок Акционерного Общества «Граммофон» произвело, конечно, переворот в положении граммофонной промышленности в России. Мы вернёмся к этому вопросу в особой статье в ближайшем номере.
* * *
Акционерное Общество «Граммофон» в Риге выпустило к Рождеству 1910 г. добавочное издание «Каталога объявлений в клише». Выпущенный нами в прошлом году первый каталог объявлений в клише, говорится в предисловии, достаточно показал, насколько велика потребность в подобных объявлениях. Идя навстречу желаниям своих покупателей, Общество изготовило большое количество новых оригинальных объявлений в клише, которые продаются Обществом покупателям по заготовительной цене. Все клише составлены таким образом, что, занимая в газете или журнале мало места, они ярко бросаются в глаза и привлекают внимание читающей публики.
* * *
Некоторые московские фирмы дали 1-го января широковещательные объявления в московских газетах относительно перехода Акционерного Общества «Граммофон» с односторонних на двусторонние пластинки. Со стороны публики немедленно же последовал спрос, но двусторонних пластинок на складе ещё не оказалось. Желательно было бы, чтобы Акционерное Общество «Граммофон» рассылало свои новые двусторонние пластинки с таким расчётом, чтобы все торговцы в том или другом центре получили их в один и тот же день.
«Граммофонная жизнь» № 1 от 15 января 1911 г.
● Акционерное Общество «Граммофон» записало вновь несколько интересных арий и романсов Л.В.Собинова.
«Граммофонный мир» № 5 от 1 марта 1911 г.
● Ганноверская фабрика не успевала исполнить и половину всех заказов на пластинки. Кроме того, и провоз их в Россию задерживал получение товара, почему Общество в 1902 году оборудовало в Риге специальную фабрику пластинок.
5 февраля 1903 года О-во «Граммофон» приобрело в собственность фабрику вновь открывшегося предприятия под фирмою «Международная Компания Зонофон».
«Граммофонный мир» № 6 от 15 марта 1911 г.
● Как мы уже сообщали, директор Акционерного О-ва «Граммофон» А.Г.Михелес уехал в Лондон, куда был экстренно вызван. Поездка директора за границу вызвана была разными обстоятельствами и окончилась отставкой г-на Михелеса от должности директора для России.
* * *
Недавно в Германии Акц. О-во «Граммофон» выиграло процесс с О-вом «Омокорд», которое теперь обязано заменить этикеты «Гомофона» на «Рубин-Рекорд», дабы публика не смешивала пластинки с этикетами одинакового как цвета, так и почти названия – «Гомофон» и «Зонофон».
* * *
Акц. О-во «Граммофон» перевело Плевицкую и Вяльцеву обратно на граммофонные пластинки с «Зонофона», т.е. удорожило их довольно значительно. Говорили, что в скором времени последует перевод ещё многих артистов, записанных на «Зонофоне» на пластинки «Граммофон». Но это было мыслью г-на Михелеса и возможно, что нынешний директор Акц. О-ва «Граммофон» г-н Альберт Ляк не осуществит её.
* * *
Пластинки покойного Саши Давыдова, создателя «цыганских» романсов, появились на рынке... после смерти А.Д.Давыдова, хотя при жизни пластинки в продаже не появлялись. Дело объясняется очень просто: когда сделана была запись А.Д.Давыдова, она оказалась неудачной, пластинки в продажу пущены не были. Но теперь, чтобы удачно поспекулировать на покойном, Акц. О-во «Граммофон» не задумалось выпустить пластинки со старых матриц. Но увы! Плохая запись окажется всегда плохой, когда бы её не выпускали.
* * *
– Директор главного правления в Лондоне Акц. О-ва «Граммофон» г-н Диксон в сопровождении секретаря г-на Мильяр и ревизором г-ном Купер приехали на днях в Ригу. Этот приезд ставят в связь с заменой бывшего директора О-ва для России г-на Михелеса другим.
– Директор Акц. О-ва «Граммофон» для России г-н Лакк, бывший в последние пять лет главным представителем фирмы «Кодак» для России. Временно, до вступления г-на Лакка в должность директора, исполнять обязанности директора будет г-н Озолин, стоящий во главе рижской фабрики Акц. О-ва «Граммофон».
– Мы слышали из достоверного источника, что бывший директор Акц. О-ва «Граммофон», выйдя в отставку, не сдал всех имеющихся у него денег, принадлежащих Акц. О-ву «Граммофон». Разница 20 тыс. рублей. Эта сумма не принадлежит к числу спорных, так как г-н Михелес счёл необходимым взять на себя неустойку в размере годового жалованья.
«Граммофонная жизнь» № 4 от 25 марта 1911 г.
● Акц. О-во «Граммофон» заявило в Берлине 19-го марта 1910 г. привилегию на слово «Gramophone».
«Граммофонная жизнь» № 5 от 5 апреля 1911 г.
● Наша статья в № 5 журнала «Граммофонная жизнь» относительно скрытых намерений нового Акционерного Общества «Граммофон» в России, учреждаемого при «благосклонном» участии г-на Михелеса, оказалась пророческой. Мы ещё не осведомлены, в какие некрасивые формы вылилась борьба нового предприятия против Акц. О-ва «Граммофон» в Риге, но последнее сочло вынужденным прибегнуть к законной самозащите. Так, например, на всех новейших пластинках Акционерного Общества «Граммофон» имеется надпись, ранее не существовавшая: «Изготовлено обществом «Граммофон в Риге». Этой надписью Акционерное Общество «Граммофон» не только подтвердило всю основательность нашей статьи в № 5 нашего журнала, но и подчеркнуло, что раньше именовало себя Акционерным Обществом «Граммофон» всюду, где только было возможно и нужно, не совсем правильно.
«Граммофонная жизнь» № 6 от 1 мая 1911 г.
● Пластинки майского выпуска Акционерного Общества «Граммофон» и «Зонофон» уже снабжены авторскими марками.
«Граммофонный мир» № 10 от 15 мая 1911 г.
● Акционерное Общество «Граммофон» производит в Петербурге новую большую запись граммофонных и зонофонных пластинок».
«Граммофонная жизнь» № 8 от ? 1911 г.
● Общество «Граммофон», имеющее до сих пор контору вдали от фабрики, строит при фабрике помещение для конторы.
«Граммофонная жизнь» № 10 от 15 августа 1911 г.
● Дела Общества «Граммофон» в Риге, во главе которого стоит теперь новый директор Г-н Лак, в последнее время сильно увеличились: общий оборот за последнее время увеличился на 20% . С 1 авг. 1910 г. по 1 авг. 1911 г. Общество «Граммофон» сделало оборот в России в 4 миллиона рублей.
* * *
● Общество «Граммофон» после прекращения выпуска своего ежемесячного журнала под редакцией г-на Михелеса выпустило довольно изящную брошюрку под названием «Пишущий Амур». Торговый циркуляр». Брошюра предназначена исключительно «для господ торговцев», как обозначено на циркуляре. Свои задачи редакция брошюры излагает в передовой статейке, содержание коей приводим целиком:
«Значение торгового циркуляра. Для более широкого ознакомления наших оптовых покупателей с новыми нашими изделиями и изменениями в них, мы на будущее время воспользуемся особым циркуляром, как настоящий, предназначая их исключительно для гг. торговцев.
Всякие разъяснения и дополнения к нашим условиям оптовой продажи мы опубликуем в этих циркулярах и, во избежание излишней переписки, предлагаем нашим уважаемым покупателям отнестись к нашим циркулярам с должным вниманием, так как на все однотипные, имеющие общий интерес вопросы, получаемые нами от оптовых покупателей, мы дадим обстоятельные разъяснения только в наших торговых циркулярах.
В стремлении к совершенному устранению всяких поводов к перекопиям, мы надеемся, что изложенные здесь разъяснения будут приняты во внимание нашими покупателями при всех заказах».
Далее в № 1 «Пишущего Амура» и «Торгового циркуляра» за июль и август месяцы помещены статьи: «Бланки заказов», «Доставка товаров», «Исполнение заказов», списки новых пластинок за июль и август месяцы, и много других интересных заметок.
* * *
Известный дирижёр И.П.Аркадьев, который долгое время служил в Обществе «Граммофон», на днях заключил снова контракт с Попечительством о народной трезвости и будет дирижировать оперой в Народном доме.
* * *
Общество «Граммофон» в деле выпуска пластинок вводит нововведение: списки отныне будут издаваться в два столбца. При Каждом номере списка будет помещаться краткое либретто исполненного на пластинке и кое-какие сведения, касающиеся воспроизводимого.
«Граммофонная жизнь» № 11 от 5 сентября 1911 г.
● С 1-го октября 1909 г. пластинки «экстра» Н.Н.Фигнера, М.И.Фигнер переведены в разряд обыкновенных граммофонных пластинок с чёрным этикетом. Теперь «гранд» стоит 2 руб., «гигант» – 3 руб. Имеющиеся диски «экстра» будут продаваться как обыкновенные.
Первые пластинки Д.А.Смирнова выпущены в декабре 1909 г.
Официальные известия Акц. О-ва «Граммофон» № 11 за октябрь 1911 г.
● Акционерное Общество «Граммофон» в Лондоне празднует в нынешнем году 15-летие со дня своего основания.
«Граммофонный мир» № 18 от 1 октября 1911 г.
● Акц. О-во «Граммофон» закончило на днях в Петербурге большую запись замечательно интересных новинок. После громадного перерыва у рупора опять пела любимица публики Н.И.Тамара. Новый репертуар исполнили: Л.М.Сибиряков, М.А.Михайлова, Д.А.Смирнов. Записано несколько номеров Ф.И.Шаляпина и очень много опереточных новинок в исполнении лучших сил столицы.
«Граммофонный мир» № 19 от 15 октября 1911 г.
● К Шаляпину явился на днях агент одной мелкой германской фабрики с предложением записать 10 вещей. В разговоре с великим артистом агент был очень смущён и сидел на стуле как на иголках.
– К сожалению, – сказал Ф.И.Шаляпин, – я петь не могу.
– А почему же?
– Потому, что связан контрактом с Акц. О-вом Граммофон.
– Пустое дело... Мы бы вам за 10 вещей предложили хорошую сумму.
– Например?
– Три тысячи, наличными!
– Отлично, – воскликнул Шаляпин, – я согласен... не петь. В Обществе мне платят три тысячи за один романс!..
«Граммофонный мир» № 20 от 1 ноября 1911 г.
● Что нам дал граммофон за 1910 год
На ряду с очередными записями всех выдающихся артистов мы особенно отмечаем ценный вклад в граммофонный репертуар, вклад, имеющий бесспорно историческое значение, это выпуск целой серии пластинок с голосами выдающихся писателей и артистов, имена которых составляют гордость России: Л.Н.Толстой, В.Вересаев, И.Бунин, Н.М.Падарин, Н.Телешов, Н.Златовратский, С.А.Муромцев, Г.Н.Федотова, А.И.Южин (Сумбатов), А.Яблочкина, М.Н.Ермолова и др.
Среди новых записей отметим выдающиеся пластинки в исполнении Д.А.Смирнова, Л.М.Клементьева.
«Пишущий Амур», рождественский выпуск. Декабрь 1911 г.
● В Петербурге в настоящее время находится директор Общества «Граммофон» г-н А.Лак, подыскивающий подходящее помещение для главной конторы Общества. О переходе главной конторы в Петербург мы сообщали в прошлом номере нашего журнала.
«Граммофонная жизнь» № 20 от 25 января 1912 г.
● Общество «Граммофон» в Риге разослало недавно граммофонным торговцам изящно изданный «Торговый циркуляр», представляющий собою брошюру, в которой наряду с наставлениями и указаниями по торговле аппаратами и пластинками помещён каталог пластинок за январь 1912 г. и иллюстрированное описание граммофонов и частей к ним. К брошюре приложены открытки в красках, изображающие основные типы выпускаемых Обществом пластинок.
* * *
Заведующий записью Общества «Граммофон» г-н Сук посетил на днях Петербург для подготовки предстоящих записей. Г-ном Сук заключены контракты с некоторыми выдающимися представителями артистического мира для апрельской записи и, таким образом, исключительный по богатству и качеству репертуар пластинок Общества «Граммофон» обещает стать ещё более полным и интересным. Против обыкновения запись в Петербурге в этом году состоится не в феврале, а в апреле.
* * *
О-во «Граммофон» с огр. отв. недавно сняло в Москве специальное помещение, в котором одна комната отводится для образцов фабрикатов граммофонной промышленности, а другая специально приспособляется для производства записей.
«Граммофонная жизнь» № 21 от 15 февраля 1912 г.
● На днях вернулся в Вильну главный управляющий Т-ва «Бр. М. и В. Иссерлинг» Г.С.Яшунский. Г-н Яшунский ездил в Одессу с целью наметить подходящий репертуар для предстоящей там записи О-ва «Граммофон».
«Граммофонная жизнь» № 23 от 15 марта 1912 г.
● Фабрике производство пластинки-гиганта стоит 87 коп., фирма продаёт её за 6 руб., из них Ф.И.Шаляпину с каждого диска идёт 2 рубля...
«Граммофонный мир» № 7 от 1 апреля 1912 г.
● В Москву приехал заведующий музыкальным отделом О-ва «Граммофон» в Риге г-н Сук для очередной записи законтрактованных О-вом «Граммофон» известнейших московских артистов. Запись началась с 2 апреля и продлится около месяца.
* * *
В предполагаемом к выпуску майском выпуске О-ва «Граммофон» и «Зонофон» будет помещено такое обилие новых номеров, которое даёт лишний раз свидетельство необыкновенно интенсивной деятельности О-ва. Среди прочих пластинок громадная часть их соответствует содержанию предстоящим юбилейным торжествам: собраны разнообразные сигналы, марши и песни, имеющие отношение к славной эпохе отечественной войны.
«Граммофонная жизнь» № 24 от 5 апреля 1912 г.
● Общество «Граммофон» с огр. отв. наконец завершило свой логический круг. Переехав 7-8 лет назад из Петербурга в Москву, а из Москвы в Ригу, оно теперь снова возвращается в Петербург. В центре города, на Невском проспекте, где помещался банкирский дом Захария Жданова, спешно отделывается огромное помещение, состоящее из анфилады комнат, предназначенных под контору, кабинеты, залы для артистов и для напевов.
«Граммофонная жизнь» № 28 от 10 июля 1912 г.
● Общество «Граммофон» переехало, наконец, в Петербург и окончательно устроилось в своём новом роскошном помещении на Невском.
«Граммофонный мир» № 14 от 1 сентября 1912 г.
● По сообщению нашего корреспондента техник О-ва «Граммофон» г-н Перс занят в настоящее время записью в Тифлисе.
* * *
● О-во «Граммофон» с огр. отв. приступило на днях к большой польской записи. К рупору приглашены тенор Дыгас, баритон Бржезинский, сопрано Скворецкая – артисты Варшавской оперы.
«Граммофонная жизнь» № 30 от 10 сентября 1912 г.
● Общество «Граммофон» с огр. отв. заключило контракт с известной артисткой Л.Я.Липковской и уже в марте выпускает первые её пластинки.
«Граммофонный мир» № 2 от 25 января 1913 г.
● Общество «Граммофон» закончило на днях большую весеннюю запись и теперь до осени ничего в этом смысле предпринимать не будет. Между прочим, вновь записан очень удачно Ф.И.Шаляпин, который спел несколько новых номеров.
«Граммофонный мир» № 6-7 от 5 апреля 1913 г.
● О-во «Граммофон» с огр. отв. законтрактованы известные комики Бим-Бом. Впервые исполнены комические еврейские номера.
«Граммофонный мир» № 7 от 8 апреля 1913 г.
● На прошлой неделе хорошо известная в граммофонных кругах певица М.А.Эмская напела большой репертуар для О-ва «Граммофон» с огр. отв. Репертуар этот появится на пластинках «Зелёный Амур». По слухам артистка исполнила, между прочим, один боевой шлягер на тему переживаемого момента из еврейской жизни, название которого держится пока в секрете («Слёзы Рахили»).
«Граммофонный мир» № 16 от 25 октября 1913 г.
● В настоящее время работы на заводе О-ва «Граммофон» в Риге идут полным ходом. Запасы материалов и, главным образом, шерлака (так в журнале. А.Ж.) так велики, что завод, при самой интенсивной работе, может спокойно печатать пластинки в течение двух лет. И, несмотря на это, получено известие, что морем, через Архангельск, пришла ещё одна большая партия сырого материала.
* * *
Главное правление О-ва «Граммофон» в Лондоне выразило г-ну А.Лак живейшую признательность за то, что, несмотря на все тяжёлые условия переживаемого момента, отделение в России продолжает великолепно работать и потери его, связанные с войной, в действительности очень невелики.
* * *
Один из директоров О-ва «Граммофон» в Лондоне г-н Диксон сражается как офицер в рядах славной британской армии на Западном фронте.
* * *
Директор О-ва Граммофон» А.Лак усиленно занят теперь усовершенствованием выставочной рекламы. Посредством особой японской краски он лично ретуширует портреты артистов, которые вставляются затем светящийся рупор граммофона. Получается замечательно эффектное зрелище, которое несомненно, должно привлекать к витрине магазина массу публики.
* * *
По обвинению О-вом «Граммофон» в Нижнем Новгороде Братьев Иссерлинг в подделке этикетов – суд дело прекратил и Бр. Иссерлинг предъявили теперь к О-ву «Граммофон» иск об убытках в сумме 100 тысяч как мы слыхали, однако, О-во так же возбудило опять новое аналогичное дело в Петербурге. По делу Бр. Иссерлинг выступал А.В.Быховский.
«Граммофонный мир» № 13-14 от 1 декабря 1914 г.
● Завод в Риге выпускает пластинки огромными тиражами, но всё равно не удовлетворяет спрос.
«Граммофонный мир» № 5 от 15 апреля 1915 г.
● ...Как раз перед эвакуацией приехал Гайсберг и сделал новую запись. Завод эвакуирован.
«Граммофонный мир» № 8 от 20 декабря 1915 г.
● На заводе О-ва «Граммофон» в Москве спешно заканчивается оборудование гальвано-пластического отдела, после чего выпущены будут на рынок новые записи, запас которых в О-ве ещё очень велик.
«Граммофонный мир» № 6-7 от 15 июня 1916 г.
● Общество «Граммофон» имеет несколько пластинок с голосом П.Н.Милюкова, бесподобно записанных. Популярный политический деятель говорит до того отчётливо, ясно и громко, что даже... страшно делается! Как живой!
«Граммофонный мир» № 6-7 от 10 августа 1917 г.
Юлия