Сокровищница меломана - серия "Граммофонные пластинки" выпуск №11 - Арт.Имп.Мариинск.Оперы В.И. Касторскiй съ орк. - Серенада Мефистофеля из Оп. «Фауст» ( муз.Гуно )
Сокровищница меломана - серия "Граммофонные пластинки" выпуск №11 - Арт.Имп.Мариинск.Оперы В.И. Касторскiй съ орк. - Серенада Мефистофеля из Оп. «Фауст» ( муз.Гуно )
КАСТОРСКИЙ Владимир Иванович, 2(14).3.1870, посад Большие Соли Костром. губ., ныне пос. Некрасовское Ярослав. обл. — 2.7.1948, Ленинград (похоронен на Волковском лютеранском кладб.) — арт. оперы (бас), концерт. певец, вокальный педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Род. в многодетной семье сельского священника. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. По окончании Костром. духовной семинарии переехал в Пензу, где под влиянием двоюродного брата — выпускника Петерб. конс. хормейстера А. Касторского начал серьезно заниматься вокалом. В этот период пел в разных хорах. В 1892 уехал в Петербург, где был принят в организованный И. А. Мельниковым "Бесплатный хоровой класс"; принимал участие в концертах п/у Ф. Беккера. В 1893 поступил в Петерб. конс. в кл. С. Габеля, однако через год был исключен, по определению учителя, "за безголосие и бездарность". (Позднее С. И. Габель признал, что эта оценка была неверной.). В Петербурге К. слушал итал. певцов А. Мазини, М. Баттистини, Ф. Наварини, А. Котоньи и пользовался их советами. В 1894 дебютировал в Пскове в оперной труппе Н. М. Шампаньера, с к-рой гастролировал в различных городах России (в т. ч. в Петербурге). В 1895 из-за болезни горла был вынужден оставить сцену. Два года работал регентом в хоре, организованном суконным фабрикантом Н. Красильщиковым (в юности обучался пению в Италии) в с. Родники Ярослав. губ., одновременно брал у него уроки. В 1897 после неудачных проб в петерб. Мариинском т-ре был принят в Киев. оперу (антр. И. Я. Сетова), где выступал один сезон. В 1898 дебютировал в партии Верховного жреца Перуна ("Рогнеда" А. Серова) в Мариинском т-ре, где пел до 1918 и в 1923—30 гг., являясь солистом т-ра, поступил вольнослушателем в Петерб. ун-т на два ф-та (естественных наук и историко-филологич.), к-рые посещал три года. Постоянно совершенствовал свое сцен. и вокальное мастерство; работал над дикцией, фразировкой, пластикой (партию Златогора в "Пиковой даме" П. Чайковского подготовил с балетмейстером Н. Легатом), развитием вокальной техники (под рук. И. В. Тартакова, М. Баттистини и А. Мазини). В 1907—09 был участником "Рус. сезонов" С. Дягилева в Париже и Лондоне. Часто выступал в Москве (Большой т-р, 1901, 1904, 1908, в 1918—23 солист этого т-ра; т-р "Аквариум", 1902, 1903; Опера С. Зимина, 1922), а также Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе, Баку, Кисловодске, Томске, Казани, Самаре, в Крыму, в городах Сибири и Дальнего Востока; гастролировал в Праге, Берлине, Риге, Милане (т-р "Ла Скала", 1908), Мюнхене (1910), Лондоне (1911), Харбине (1922—24), в Японии (1925).
Обладал полнозвучным, подвижным (легко справлялся с техническими трудностями), ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (пел не только басовые, но и баритоновые партии), драм. дарованием (особенно проявившимся в вагнеровском репертуаре). Исп. отличалось высокой муз. культурой, выразительностью и изяществом. Уделял большое внимание гриму и костюму. Голос певца критики сравнивали с голосом А. Дидура. "Для передачи лирических моментов басовых партий трудно было в свое время представить себе лучшего исполнителя, тем более, что Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой" (Э. Старк)*. Репертуар певца насчитывал 35 партий.
1-й исп. партий: Капеллана ("Сарацин" Ц. Кюи, 1899), Гусляра ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова, 1907), Одона де Терри ("Миранда" Н. Казанли, 1910), Андрея Петровича Гринева ("Капитанская дочка" Ц. Кюи, 1911), Старика в дворянской фуражке ("Лед и сталь" В. Дешевова, 1930);
в Мариинском т-ре — Старчище ("Садко" Н. Римского-Корсакова, 1901), Графа Альмавивы ("Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта, 1901), Странника ("Зигфрид" Р. Вагнера, 1902), Нилаканты ("Лакме" Л. Делиба, 1903);
на рус. сцене — Хагена ("Гибель богов" Р. Вагнера, 1903), Вотана ("Золото Рейна" Р. Вагнера, 1905);
в Париже — Руслана ("Руслан и Людмила" М. Глинки, 1-е д. с купюрами, в конц. исп., 1907), Пимена ("Борис Годунов" М. Мусоргского, ред. и инструментовка Н. А. Римского-Корсакова; 6 (19) мая 1908, Париж, "Гранд-Опера"/Paris, Grand Opéra, силами артистов антр. С. Дягилева, дирижёр: Ф. Блуменфельд, режиссёр: А. Санин), Князя Юрия Ивановича Токмакова ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова, 3-я ред., 1909).
Лучшие партии: Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки, исп. ок. 300 раз), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Досифей ("Хованщина" М. Мусоргского), Гремин ("Евгений Онегин" П. Чайковского; ок. 500 раз). Считался одним из лучших исп. на рус. сцене партий в операх Р. Вагнера — Хагена и Вотана ("Валькирия", "Золото Рейна"), Странника ("Зигфрид").
Др. партии: Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Рангони ("Борис Годунов" М. Мусоргского, 1904), Князь Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Василий Собакин ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Иван Грозный ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова), Варяжский гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Старик ("Сервилия" Н. Римского-Корсакова, 1902), Олоферн ("Юдифь" А. Серова), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Василий Леонтьевич Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Светлейший ("Черевички" П. Чайковского); Лепорелло ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Отец Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Марсель ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Граф де Сен-Бри ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Кардинал де Броньи ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви, 1922), Рамфис ("Аида" Дж. Верди), Спарафучиле ("Риголетто" Дж. Верди), Мефистофель (одноим. опера А. Бойто), Каспар ("Вольный стрелок" К. М. Вебера), Дон Пизарро ("Фиделио" Л. Бетховена), Клингзор ("Парсифаль" Р. Вагнера, 1909, конц. исп. II д., среди партнёров — Ф. Литвин и И. В. Ершов), Генрих-Птицелов ("Лоэнгрин" Р. Вагнера, 1923), Германн/Ландграф ("Тангейзер" Р. Вагнера).
Партнёры: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, Г. А. Боссе, А. М. Давыдов, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, А. И. Кобзарева, М. Н. Кузнецова-Бенуа, А. М. Лабинский, Л. Я. Липковская, Ф. Литвин, В. И. Лосев, О. Ф. Мшанская, А. В. Нежданова, Н. Н. Озеров, А. М. Пасхалова, Е. Ф. Петренко, А. В. Смирнов, К. Т. Серебряков, М. А. Славина, И. В. Тартаков, М. М. Чупрынников, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у И. П. Аркадьева, Ф. М. Блуменфельда, В. А. Дранишникова, Н. И. Казанли, А. Коутса, Э. А. Крушевского, Э. А. Купера, Н. Миклашевского (моск. т-р "Аквариум", 1903), Ф. Мотля, Э. Ф. Направника, А. Никиша, А. И. Орлова, Д. И. Похитонова, Н. Черепнина.
К. был также выдающимся камерным певцом. Его репертуар включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В декаб. 1905 организовал ряд концертов "в пользу семейств пострадавших рабочих"; часто приезжал в родное село и давал бесплатные концерты для своих земляков. В 1907 организовал (вместе с М. М. Чупрынниковым, Н. Кедровым и Н. Сафоновым, позднее в этом квартете пел также В. И. Лосев) вокальный квартет, в составе к-рого выступал в России и за границей (Париж, Лондон), пропагандируя рус. нар. песни.
Пел в кантатах И. С. Баха, а также сольную партию в финале 9-й симфонии Л. Бетховена — в Петербурге п/у О. Фрида (1909) и в Москве (Большой зал Рус. Благородного собрания, 15 декаб. 1910) в ансамбле с А. В. Неждановой, Е. И. Збруевой, Г. А. Алчевским п/у Эрнста Венделя/Ernst Wendel.
В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Иванов. обл., часто выступал перед бойцами и в госпиталях. Оставив оперную сцену, свыше десяти лет выступал в концертах и пел на радио.
Вёл педагогич. деят-сть в Ленингр. ГАТОБе, Ленингр. худож. студии и в Ленингр. конс. (проф.).
Среди его учеников — В. А. Бунчиков, О. А. Корсунов.
Записывался на грампластинки (свыше 150 произв.; иногда под псевд. Торский) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1906—09; "Пате"/Pathé 1904, 1909, 1911; "Зонофон", 1906/07; "Музтрест", 1909), Москве ("Грампласттрест", 1935), Ленинграде ("Грампласттрест", 1937; "Ленмузтрест", 1939), Берлине (1924). В возрасте 77 лет записал для Ленингр. радио на магнитную пленку ряд произв. рус. композиторов.
В 1992 фирма "Pearl" включила архивную запись певца в серию "Singers of Imperial Russia" (Vol. 2). 3CD: 9001—3, ADD, m, 1901—1911.
Снимался в роли губернатора в художественном фильме "Соловей" (киностудия "Советская Белорусь").
В годы Отечественной войны певец пожертвовал все свои сбережения в фонд обороны страны.
Арт.Имп.Мариинск.Оперы В.И.Касторский съ орк. - Серенада Мефистофеля из Оп. Фауст(муз. Гуно)