Sonny Terry - Worried Man Blues
Отрывок из книги Павел Живайкин
«Школа блюза, буги-вуги и рок-н-ролла»
Очень кратко и условно история блюза представлена на следующей схеме:
Народный блюз - жанр негритянской песни, зародившийся в Америке во второй половине XIX века. Народный блюз исполняется солистом под аккомпанемент банджо, губной гармошки. В небольших формах он существует и по сей день. Почти всегда имеет лирический грустный характер.
Народный блюз оказал огромное влияние на джаз в период его появления и становления. С тех пор джазовый блюз является одним из основных жанров джаза, хотя и во многом изменился (гармония, лады, фразировка и т. п.). Джазовый блюз - очень большой и сложный раздел музыкальной культуры, и здесь будет рассмотрен только его ранний период, близкий к традиционному блюзу.
Традиционный блюз по многим признакам очень близок к народному. Кроме упомянутых банджо и гармоники его исполняют и на гитаре, и на фортепиано, а также ансамблями из этих инструментов плюс барабаны и бас. Позже появилась и духовая секция. В почти неизменном виде популярен и по сей день. Исполняется в средних и медленных темпах.
Буги-вуги - жанр фортепианной концертной и танцевальной музыки, основанный на традиционном блюзе. Играется в быстрых и средних темпах с ярко выраженным моторным "раскачивающимся" аккомпанементом. Изредка исполняется вокалистом, ансамблем или оркестром.
Ритм-энд-блюз тоже вышел из традиционного блюза и тоже носит более танцевальный характер. Отличается более быстрыми темпами, более экспрессивной манерой исполнения. Мелодия и аккомпанемент очень часто строится на рифах. Риф - это одно-, двух- или четырех-тактовый мелодический рисунок, неоднократно повторяющийся на протяжении квадрата. Ритм-энд-блюз исполняется только ансамблем или оркестром. С точки зрения пианиста этот стиль много нового не принес, поэтому я не стал посвящать ему отдельный раздел.
Ранний рок-н-ролл вобрал в себя элементы и традиционного блюза, и буги, и ритм-энд-блюза. Являлся ритмичной танцевальной музыкой. Позже стал собирать приемы из других жанров и стилей, развиваться. Сейчас слово "рок-н-ролл", как и "блюз", приобрело много различных значений и трактовок.
Sonny Terry
Сондерс (согласно другим источникам - Сэнфорд) Террелл (Saunders (Sanford) Terrell), родился 24 октября 1911 г., в Гринсборо (Greensboro), Северная Каролина, умер 12 марта 1986 г. в Нью-Йорке.
К 16 годам Сонни Терри в результате двух несчастных случаев практически утратил зрение – и по примеру многих других слепых блюзменов он всецело отдался увлечению губной гармоникой. После смерти отца Сонни Терри подрабатывал, играя на ярмарках, а в 1937 году встретил Блайнд Боя Фуллера (Blind Boy Fuller) и переехал жить в Дурхэм (Durham), где играл на улицах вместе с Фуллером, Слепым Гэри Дэвисом (Blind Gary Davis) и музицирующем на стиральной доске Джорджем Уошингтоном (George Washington) по прозвищу "Булл Сити Ред" (Bull City Red). В звукозаписи дебют Сонни Терри состоялся в 1937 году на сеансе Блайнд Боя Фуллера (Blind Boy Fuller), где он исполнил партию аккомпанирующей губной гармоники. Вокализированные тоны, которыми Терри сопровождал свою игру, усилены своеобразными фальцетными завываниями - это его фирменный прием.
Сонни Терри выступал в качестве аккомпаниатора Блайнд Боя Фуллера до смерти последнего в 1941 году. В 1938 году, когда Фуллер отбывал срок заключения в тюрьме, Сонни Терри заменил его, приняв по приглашению Джона Хэммонда (John Hammond) участие в концерте 1938 года "От спиричуэла к свингу". Сложное переплетение игры и пения Сонни Терри произвели фурор, что, впрочем, на тот момент не сказалось на его карьере, хотя фирма грамзаписи "Okeh" и выпустила его записи в качестве самостоятельного артиста. В 1942 году Сонни Терри выступил на концерте в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия; и с ним в качестве аккомпанирующего гитариста и поводыря, по предложению их менеджера Дж. Б. Лонга (J.B. Long), отправился Брауни МакГи (Brownie McGhee). Оба исполнителя получили приглашение на работу в Нью-Йорке, где и поселились и сотрудничали затем долгие годы. В Нью-Йорке Сонни Терри много записывался как артист и в качестве аккомпаниатора на многих фирмах грамзаписи, ориентированных на чернокожую аудиторию. Первые нью-йоркские записи Сонни Терри сделаны под руководством Моузеса Эша (Moses Asch) на фирме "Фолкуэйз" (Folkways), ему аккомпанировал Вуди Гатри (Woody Guthrie).
К концу 50-х гг. Сонни Терри и Брауни МакГи стали давать концерты для белых любителей фолк-музыки, для которых они представляли свою музыку как "фолк-блюз". Сторонники блюза как музыки чернокожих оценили этот факт как предательство. Тем не менее репертуар Сонни Терри и Брауни МакГи выявляет большое количество песен, записанных именно для чернокожей аудитории, а детские песни и сельская танцевальная музыка, записанная Сонни Терри на сеансах у Моузеса Эша бесценный по своей документальности материал.
В 60-е гг. Сонни Терри перестал петь фальцетом, его голос огрубел и стал весьма неблагозвучен. В его дуэте с МакГи также наметился разрыв - Брауни МакГи и Сонни Терри не стали близкими друзьями и в последние годы стали питать друг к другу активную неприязнь, доходило до перебранок на сцене. Но в истории блюза они останутся дуэтом, познакомивших с этим жанром публику по всему свету.
За два года до смерти Сонни Терри, с помощью Вилли Диксона (Willie Dixon) и Джонни Уинтера (Johnny Winter) записал сольный альбом "Whoopin'", где попытался сблизить манеру исполнения Сонни Терри с более жесткой традицией блюза в электрической трактовке Уинтера.
СОДЕРЖАНИЕ
01. Early Morning Blues
02. Riff And Harmonica Jump
03. Beer Garden Blues
04. Worried Mon Blues
05. Airplaine Blues
06. Screamin' And Cryin' Blues
07. Custard Pie Blues
08. All Alone Blues
09. Whoopin' The Blues
10. Hot Headed Woman
11. Crow Jane Blues
12. Leovin' Blues
13. Harmonico Rag