Steely Dan альбом Aja (1977)
Steely Dan
Aja
Лэйбл ABC
Продюсер Gary Katz
Арт-директор Oz Studios
Страна США
Продолжительность 39:28
Софт-рок с элементами джаза, ритм-энд-блюза и фанка - так можно вкратце охарактеризовать творчество этого ансамбля.
К 1977 году «Steely Dan» был даже не группой, а передвижным праздником под руководством Дональда Фэйгена и Уолтера Бекера - и каким праздником!
У альбома «Aja» есть мало чего от игривого попурри «Pretzel Logic» или цинизма «The Royal Scam». Вместо этого Фэйген и Бекер изготовили безупречное произведение с модуляциями джаза, которое в последствии продали тиражом более пяти миллионов копий.
Композиция «Black Cow» устанавливает настроение - столичное и противоречивое. Она рассказывает историю обманутого любовника, который, в конце концов, теряет терпение. Соло фортепьяно фирмы «Fender Rhodes» Виктора Фельдмана - искусный восторг, в то время как духовые инструменты с изящными синкопами безупречно доводят «бибоп» до конца.
Стартовый трек - другое дело - гармоничная поэма, посвященная тайнам Востока, которая расширяется в философскую задумчивость, «Aja» - это центр тяжести альбома. Песня создает хрупкий мир с привкусом опиума, а затем разрушает его в разрушительной финальной партии ударных Стива Гэдда, в то время как Уэйн Шортер оплакивает убийство на тенор-саксофоне.
Возможно, такой эзотерический уклон заставил журнал «Rolling Stone» сказать, что альбом «показывает осторожно управляемую изоляцию от публики». Частично это правда, но это трудно услышать в «Deacon Blues», их лебединой песне стареющему лос- анджелесскому любителю джаза, настолько нежной, насколько она уныло комичная.
Здесь также присутствуют две серьезных мелодии для вечеринок - неотразимая фанк-композиция «Peg» (позднее Де Ла Соул создал из нее сэмпл в «Eye Know») и легкое буги для вечера встречи выпускников «Josie».
С превосходной постановкой и в исполнении тридцати лучших сейшеновых музыкантов настоящего времени «Aja» - это истинный поворотный пункт в джаз-роке.
В 2001-м "Steely Dan" удостоились чести быть введенными в "Зал Славы Рок-н-Ролла", однако их следующая полнометражка не вызвала большого ажиотажа. Проведя турне в поддержку "Everything Must Go", Уолтер и Дональд занялись записью сольников.