Привет, Аля.
Из всего перечисленного тобой я застал вживую конец существования советских хиппи. У нас в городке была одиозная личность неопределенного, но довольно серьезного на вид возраста. Этот хиппан славился тем, что постоянно курил какие-то сигариллы (может, с дурью, а может и нет), ходил в полосатых штанах клешем вдвое больше размера обуви, вечно с какими-то повязками на голове, как подстреленный позже Тальков. Волосы у него были длинные, вечно спутанные какие-то. Покупал вино в магазе; а где деньги брал - тайна, покрытая мраком. Неплохо лабал на гитаре, премущественно роковые хиты 70х. Битлов почему-то не жаловал. Время от времени у него появлялись друзья и подруги, потом они куда-то линяли, а он оставался... Потом я учился в Ленинграде, а когда приехал через полгода-год, он куда-то исчез, а с ним и хипповая эпоха в моей провинции :))
А ленинградских яппи (это американская молодежная культура 80х - эдакие молодые супер-карьеристы) наблюдать приходилось. В большинстве своем это были "золотые детки". У нас на курсе в корабелке училось сколько-то подобных личностей... Практически в любую погоду любого времени года - в аккуратных дорогих костюмчиках при галстуке, и - обязательно - в белых рубашках (это внешний имидж). Правда, это явление скоро сошло на нет - "золотой молодежи" наскучило играться в эти игры, а у простого люда были проблемы поважнее, чем заниматься фигней. Хотя сейчас среди офисных клерков по всему миру - похожие дела.
Кирилл, привет!!!
Спасибо большое за интересные воспоминания...
Знаешь, я вообще никакой субпрод... Ой! :))) Никакой субкультуру не застала вживую.
Но многие всё-таки присутствовали рядом. Например - в фильме "Стиляги" -
В фильме "Маска" - типа, зут-сьютер -
Видела и вижу рокеров.
Рада, что не столкнулась с люберами. У нас "свои" тогда были...
Скинхэдов видела... Правда, это были не те - первые, безобидные... Как-то проходили мимо... Но выражению лиц - шли драться. Очень неприятное зрелище. Знаешь, немного не в тему, но в те годы даже в метро было тревожно, когда недалеко находились парни с волчьим выражением лица. Рада, что то время ушло... :)
Что такое «субкультура» в принципе знает каждый.
Субкультура - любое объединение молодёжи, имеющей собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика), традиции, тексты, нормы и ценности.
И многие сходу приведут примеры: хиппи, панки, байкеры, готы... На самом деле их было куда больше, а новые субкультуры продолжают появляться даже сегодня, в эпоху социальных сетей. О некоторых из них мы не знаем ровным счетом ничего, а между тем они влияют на мир вокруг нас: мода, музыка, кино и даже наш язык, в который постоянно проскакивают словечки из уличного слэнга.
Тедди-бои
Молодежные субкультуры существовали практически во все времена, только не все из них дожили до наших дней. Одной из таких забытых субкультур являются тедди-бои (Teddy Boys), появившиеся в 50-е годы в Великобритании - самая первая субкультура поклонников рок-н-ролла. Во многом именно они создали основной канон «неформального» внешнего вида: «необычная одежда + необычная причёска + раздражающее обывателей поведение».
Британия вышла из войны усталой и растерявшей свою империю. Жизнь вокруг явно не играла яркими красками - достаточно вспомнить, что продовольственные карточки на острове отменили только в 1954 году. Зато из-за океана хлынул поток пластинок с американским рок-н-роллом, а среди молодежи распространилась пришедшая из студенческой среды мода на одежду в стиле короля Эдуарда VII (отсюда и «тедди»).
Одежда, которую они носили, была предназначена для того, чтобы шокировать старшее поколение: длинные пиджаки в бархатными воротниками и манжетами или однобортные жакеты с бархатными воротниками, широкие штаны эдвардианской эпохи или зауженные брюки-«дудочки», шикарные рубашки, яркие носки, замшевые ботинки «Гибсон» на толстой резиновой подошве и узкие галстуки, завязанные «виндзорским» узлом. Самой популярной прической была «дактейл». На эту прическу тратилось очень много воска или бриолина, волосы зачесывались по бокам, образуя «утиный хвост» на затылке. Длинная челка могла свисать на глаза, либо зачесывалась назад. Впрочем, именно такую прическу делал себе Элвис Пресли и другие идолы того времени
Порой тедди выглядели истинными аристократами.
Тедди-бои были рабочей молодежью, пытавшейся подражать представителям «золотой молодежи». Они носили узкие брюки и сюртук с двойным воротником, а также предпочитали необычные прически. Представители данной субкультуры характеризовались агрессивным поведением, и многие из них состояли в хулиганских группировках. Музыкальными предпочтениями тедди-боев были блюз, кантри и свинг, позже рок-н-ролл и скиффл, вобравший в себя стиль тедди-боев.
В провинции на эдвардианский шик хватало денег не у всех и там образ тедди-боя модифицировали по-своему. Место дорогих пиджаков заняли мотоциклетные кожаные куртки, а делать жизнь свою «тедди» стали с персонажа Марлона Брандо из фильма «Дикарь». В уличные драки и прочие весёлые истории они ввязывались легко и непринужденно.
Кадр из фильма "Дикарь", 1953
Помимо тедди-боев сущестовали еще и тедди-гёрлз или «джудис», которые выработали свой собственный стиль в одежде
Босодзоку
Босодзоку - одна из самых известных субкультур Японии. Они появились как субкультура, состоящая из криминальных группировок лихачей-мотоциклистов, а вскоре часть босодзоку перешла на автомобили. Впоследствии основная часть попыталась дистанцироваться от криминала, сохранив при этом «легальный» образ жизни «банд мотоциклистов»
Японский ответ американским байкерам. Считается, что первые авто- и мото- банды в послевоенной Японии создали неуспевшие отправиться в свой последний полет бывшие камикадзе. По другой версии, босодзоку были чем -то вроде «подготовительного класса» для японской мафии якудза.
Член банды босодзоку на своём мотоцикле.
Название произошло от механического соединения слов «бо со» («агрессивные гонки») и «дзоку» («семья», «клан»). Наиболее аутентичная одежда босодзоку (токкофуку) - японская форма камикадзе времен Второй мировой войны: тяжелые ботинки и длинные плащи или кожаные куртки, или спортивные костюмы. На ногах - мешковатые штаны, заправленные в ботинки. Плащ чаще всего носили на голое тело, как правило, на спине плаща были название банды и ее лозунг, а также специальные символы вроде восходящего солнца, хризантемы (символ императора) или даже свастики.
Униформа одного из кланов босодзоку, фото: Масаюки Ёсинаги.
Но главной отличительной чертой был фирменный тюнинг машин и мотоциклов, доходивший до полного гротеска. Развал под углом в 45 градусов, так чтобы диски колес выглядели «вылетающими» из-под автомобиля, удлиненные и изогнутые выхлопные трубы, установленный спереди масляный радиатор, соединённый с двигателем металлическим шлангом через отверстие в фарах — вот отличительные черты стиля босодзоку.
Один из вариантов тюнинга автомобилей в стиле босодзоку.
В конце 80-х годов японской полиции окончательно надоели уличные драки с поножовщиной и ночные гонки ревущих тюнингованных монстров прямо под окнами у добропорядочных обывателей. После пары десятилетий жесткого прессинга в стиле «нулевой толерантности» и закрытия культового для босодзоку журнала Champ Road от былой армии «беззаконных мотоциклистов» осталось примерно шесть тысяч человек, переключившихся с мотоциклов на велосипеды.
Члены мотобанды.
Рудбои
Субкультура, криминальной молодежи из трущоб столицы Ямайки Кингстона, появившаяся в начале 60-х. Термин «Rude boy» пришел из местного сленга и образовался от таких слов как «невозмутимый» и «унылый». Сложилась вокруг местных уличных дискотек «саунд-систем», а своё название позаимствовала у местного популярного дешёвого пойла на основе рома «Rude to Your Parents» («Грубый с родителями»).
Рудбои.
Одним из внешних признаков руди была бритая голова, очевидно, связанная с криминальной романтикой. Позднее этот атрибут унаследовали скинхеды.
Стиль одежды: чёрные мохеровые костюмы со штанами, укороченными по щиколотку, шляпы-«берсалино» или кепки и обязательные темные очки. Рудбои старались одеваться по последней моде, даже в те моменты, когда им было трудно себе это позволить, доказывая этим, что их роль в обществе довольно таки весомая. Свои лучшие наряды они одевали, идя на танцы или просто гуляя по улицам. Абсолютно черные костюмы были их любимой праздничной одеждой
Эти ребята отличались большой агрессией и нетерпимостью, впитывая в себя качества, присущие американским гангстерам, вестернов с Клинтом Иствудом и боевиков про Агента 007. Все свои проблемы они решали с помощью оружия и считали, что это единственный выход из проблемы. Очень часто такая точка зрения приводила к смертельным ранениям среди совсем молодых парней.
Из музыки предпочитали ска или близкий к нему стиль рокстэди с текстами вроде «Я только что застрелил шерифа». Хотите послушать нечто хотя бы отдаленно похожее - включайте ранний «Ленинград».
Уличная дискотека в Кингстоне, Ямайка.
Основным занятием для большинства рудбоев вынужденно становилась мелкая уличная преступность - работы на Ямайке все равно никакой не было. В конце 60 -х, после того как только за одно лето уличными бандами было совершено шесть убийств, правительству острова это надоело. Началась тотальная «зачистка» Кингстона, спасаясь от которой многие рудбои перебрались в Англию
Там они влились в ряды местной рабочей молодежи, конфликтовавшей с модами - субкультурой детей среднего класса. Так, в боях на улицах британских городов родились скинхэды, тогда еще не ставшие неонацистами. Ну а самым известным рудбоем в мире в итоге стал Боб Марли, вернувшийся на Ямайку и заигравший совсем другую музыку - регги.
первые скинхеды танцуют ска
Первые скинхэды не избивали своих темнокожих братьев, а наоборот с удовольствием отплясывали вместе с ними под музыку ска.
Зут-сьютеры
Всё началось во время Второй Мировой войны, когда правительство США ввело меры строгой экономии, нужные в основном для того чтобы каждый житель отделенной от пылающей Европы океаном страны мог почувствовать себя «мобилизованным».
«Да идите вы на...» - ответило цветное население крупных городов. Надо сказать что у людей, называвших себя «пачуко» или «зут-сьютерами», на то были все основания: американская система расовой сегрегации по некоторым пунктам оставляла далеко позади даже принятые нацистами «Нюрнбергские законы». Первыми стиль одежды «зут-сьют» ввели музыканты биг-бэндов - ресторанных джазовых оркестров, где играли преимущественно чернокожие. Широченные пальто с подкладками под плечи, удлинённые чуть ли не до колен пиджаки, цветастые рубашки, мешковатые штаны и свисающие опять-таки до колен цепочки для часов и в ботинках на толстой подошве стали ответом на требования экономить материю и сдавать лишний металл для нужд фронта.
Пожалуй, самый интересным и малоизвестным фактом является то, что это был костюм, который вызвал серию молодежных беспорядков в Лос-Анджелесе и был запрещен на время Второй мировой войны. Этот пример очередной раз доказывает, что мода может быть очень мощным оружием...
Количество материала и сложность пошива подобной одежды привели к тому, что костюмы зут стали предметом роскоши. Это было своего рода выражение неприятия себя гражданами второго сорта. Для них эта одежда была выражением самобытности и способом добиться уважения.
Американские копы при каждом удобном случае «принимали» зутсьютеров, точно так же как их советские коллеги - стиляг.
Следом за музыкантами почин подхватили мигранты из Латинской Америки и Италии, сделавшие стиль «зут сьют» неотъемлемой чертой боевиков мафиозных «семей». В следующем десятилетии субкультура зутсьютеров сошла на нет. Так что, когда один из персонажей российского фильма «Стиляги» говорит другому, что в Америке на самом деле нет стиляг - так он просто приехал туда с большим опозданием и не там искал.
Любера
Клетчатые штаны, значки с Лениным, тренажёрные залы и ненависть к неформалам. Только в Союзе, где в причудливом котле переплавлялось советское и западное, могло появиться движение люберов - культуристов с окраин, которые поставили себе цель: очистить столицу от скейтбордов, ирокезов, брейк-данса и тяжёлой музыки.
Ночным кошмаром для всей неформальной Москвы поздних 80-х стали «простые и крепкие парни» из Люберец. Жил да был обычный городок-спутник, а потом в нём построили базу олимпийского резерва по тяжелой атлетике, благодаря чему в массы местной дворовой шпаны проникла мода на запрещенные в СССР культуризм и бодибилдинг. Любера занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Активно пропагандировали здоровый образ жизни. Однажды на этот невостребованный ресурс обратила внимание милиция, решив привлечь «инициативных комсомольцев» к разгону встречи неонацистов на Пушкинской - и началось...
Любера хвастаются накачанной в подпольном спортзале «банкой», 1986 год.
Культ физической силы вместе с её практическим применением привёл к появлению особой люберецкой моды. Любера можно было сразу узнать не только по крепкой фигуре, но и по манере одеваться: зимой это были воспетые группой «Любэ» широкие клетчатые штаны, фуфайка, смягчающая удары, на голове облегающая шапка, летом качки носили тренировочные, майки-безрукавки и кроссовки. Армейский ремень использовали и в драке. Наматывали на руку, как кастет, или разматывали над головой. Тяжёлая бляшка ремня работала как палица.
Оказалось что гопник с идеологией страшнее обычного гопника во сто крат. Любера приезжали в Москву и устраивали налеты на места, где собирались те, кого они считали «порочащими наш советский образ жизни»: хиппи, панки и прочее. Всех не успевших убежать люто избивали, заодно сдирая с них любую атрибутику, которую можно было загнать за неплохие деньги кооператорам. «Униформа» люберов - знаменитые клетчатые штаны, нужны были в основном для того чтобы в пылу драки безошибочно опознавать своих.
Любера избивают неформалов на Старом Арбате
В 90-х годах движение само собой сошло на нет. По разным оценкам, до 70% обитателей люберецких качалок в 1990-е оказались вовлечены в криминальные группировки, связанные с рэкетом. Первые лидеры ОПГ вышли из команды культуристов в 1991 году. В основном любера оставили свой след в культуре - практически у каждой группы классического русского рока имелась посвященная им песня. Ну и конечно их воспели режиссёры перестроечного кино: «Меня зовут Арлекино» ( Валерий Рыбарев, 1988), «Луна-Парк» (Павел Лунгин, 1992), «Бакенбарды» (Юрий Мамин, 1990)
Интересный факт: когда на исходе существования СССР у нас появилась собственная мотосубкультура, свой вид и стиль поведения её представители позаимствовали не у американских байкеров, а именно у босодзоку. Почему так вышло - загадка, но просто посмотрите на фотографии рокеров (так их называли) времен Перестройки. Наши, правда, мотоциклов не тюнинговали, ограничиваясь в основном снятием глушителя с выхлопной трубы, чтобы ревело пострашнее.
Советские рокеры неосознанно подражали именно босодзоку.
В послевоенном СССР у тедди-боев и прически «дактейл» были подражатели, которые получили название «стиляги».
Интересно, что если нижнюю часть своего гардероба - ботинки на платформе и брюки - «дудочки», советские стиляги позаимствовали у британских тедди-боев, то верх - у зут-сьютеров.
Собрано по сети из открытых источников.