В домах наших предков окна практически отсутствовали. Многие древние цивилизации на деле не имели представления об окнах, а жилища некоторых народов (шалаши, юрты, вигвамы) и сейчас имеют только отверстия для входа.
На Древнем Востоке окна в стенах домов заменяли слуховые отверстия, располагающиеся высоко над землей. В Древнем Египте и Риме свет проникал только через внутренний дворик.
В храмах и домах Древней Греции окон в привычном нам понимании тоже не было. Вместо них существовали отверстия в крыше или узкие щели, через которые и проникали свет и воздух.
Долго считалось, что окна появились впервые где-то в Малой Азии в самом начале II или начале I тысячелетия до нашей эры. Однако недавние находки на Кипре свидетельствуют о том, окнам почти 8 тысяч лет, и они "моложе" дверей на несколько тысяч лет.
Окна не делали из соображений безопасности (легче охранять один вход, чем два или три). Позже, когда появился огонь и печные трубы, люди также свободно обходились без окон, а функцию дымохода в домах и замках выполняла дверь.
Даже потом, когда окна появились, они несли в себе изначально задачу выводить дым и гарь из печной трубы. Недаром же в китайский иероглиф, обозначающий окно, входит знак отверстия над очагом дымохода.
Традиции строительства, связанные с окнами, сильно отличались в зависимости от географического местоположения народа, его религиозных обычаев и уклада быта. Языческие народы защищали окна оберегами - ведь сквозь них могли проникнуть злые духи, - а даже влетевшая в окно птица или вошедший через него человек приносили несчастья.
На Руси в глубокой древности имели место проветриваемые смотровые окна, которые прорубали в бревнах. Они носили название "волоковые", поскольку "заволакивались" изнутри доской.
Зимой в окно вставлялась рама, или оконница, с рыбьим или бычьим пузырем, кусочками слюды или промасленным холстом. А настоящие оконные проемы в России стали делать при Петре I. Съездив в Европу, увидев красоту и изящество архитектуры, Петр приказал возводить большие оконные проемы в строящихся дворцах – Летнем и Зимнем.
Однако так называемый «французский балкон» (технология изготовления плоского стекла разработана во Франции в XVII веке – производство стекол большой прозрачности, что позволяло их применять в качестве зеркал) в России не прижился из-за сурового климата. Поэтому вся последующая история окон в России ограничивалась типовыми деревянными окошками.
К слову, оконное стекло появилось только в первом веке нашей эры. С началом массового строительства верхних этажей в Риме стекло вошло в употребление. Маленькие окна обычно закрывались целым листом стекла, в большие же вставлялись деревянные или бронзовые рамы. Однако вплоть до 18 века стекло стоило баснословно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только в очень богатых домах.
Остальные довольствовались менее ценными материалами. В России окна со стеклами появились только во второй половине 17 века. Стекло было не лучшего качества: мутное, зеленоватого цвета и очень толстое. Привычная слюда, привозимая в Россию из Западной Европы, и то была гораздо прочнее и прозрачней.
Со временем, секреты изготовления стекла перестали быть тайной и, получив статус мирового общественного достояния, стали использоваться в широком производстве.
Первоначально в Европе, охваченной феодальными войнами и почти варварской жестокостью, практически не было окон как таковых - маленькие отверстия в крестьянских домах, закрываемых на ставни, и узкие бойницы крепостей, которые были предназначены скорее для наблюдений и возможности лучникам отбивать атаки.
Когда пришла эпоха Возрождения, предзнаменовавшая окончание Темных веков, в европейских городках сформировался новый тип строений - палаццо, в котором окна и простенки симметрично чередовались. Окна стали выходом в мир, увеличились в размерах и превратились в доминирующий мотив стены.
Появилась готика с ее модой на удлиненные формы и бестелесность. Стрельчатые арочные проемы располагали высоко от земли, их украшали собранными из разноцветных стекол витражами, удивительными по своей красоте и иллюстрирующими предания Ветхого и Нового Завета.
Ренессанс, пришедший на смену готике, устанавливает ценность человеческой личности и свободу от религиозных догм. В XV веке возвращается интерес к классическим формам, симметрии и чувству соразмерности античного наследия. Окна зданий приобретают прямоугольную форму и теряют свой возвышенный облик, а стекла становятся прозрачными. Италия XV века порождает окна, разделенные переплетом в форме креста на три части.
Стиль барокко, отличающийся динамичностью, разнообразием, экспрессией, тяготением к пышности, определяет композиционной доминантой окон кривую линию. Окна зданий этого времени создавались в различной геометрической форме: круга, эллипса и т.д. Барокко характеризуется большими окнами, несколько раз разделенными переплетами разной толщины, и конструкциями. Этому периоду характерны распашные оконные конструкции и двойное остекление. Именно в XVII веке возникает новая технология изготовления плоских стекол.
Монументальность, строгость и простота стали отличительной чертой классицизма начала XIX века.
Итак, у окон длинная история - со времени, когда окно было лишь стенным отверстием и до момента, когда приобрело современную конструкцию. Каждая новая эпоха основывалась на предыдущей, украшая и совершенствуя ее достижения.
Окно
Символ солнца, ока дома. Отношение к окнам соответствовало поговорке «береги, как зеницу ока». В древности окно, узкая щель, очень незначительная по сравнению с площадью стены, служила для освещения комнат в очень незначительной степени.
Только в светлицах, окна которых ориентировались на юг или восток, какое-то время было достаточно светло и не требовалось дополнительного освещения. Но окна имели значение «наблюдательного пункта». С другой стороны, они же были самым уязвимым местом, через которое могли проникнуть чужие глаза, через которые зло магического свойства могло войти в дом.
Поэтому окно издревле окружалось оберегами: наличники русских изб изобиловали солярной символикой, призванной отгонять оборотней и «дурной глаз», ассоциировавшийся с «глазами ночи», через окно смотрят, но не выходят. Прохождение через окно считалось дурным знаком: влетевшая в окно птица предвещала болезнь или смерть кого-то из родных.
Стояние под окном – символ нищенствования (вариант – святости). Принято было подавать через окно: это означало благость или откуп. Дополнительный оттенок к этому – стояние влюбленного под окном как прошение подаяния (явления в окне девушки).
Место возле окна – традиционно место женских или девичьих рукоделий. Место женского любопытства и зазывания жениха. Также это связано с колядованием под окнами: через окно колядующих, как дарящих, отдаривали, откупались.
С другой стороны, сидение у окна в комнате символизировало девушку-невесту или женщину. Девушка сначала сидела за рукоделием подле окна, не выходя из дому и даже не выглядывая на улицу. Но, становясь девичей на выданье, она меняла поведение и то и дело выглядывала в окно, как рыбак, закидывающий удочку с наживкой.
Оконный проем — глазок для чужих людей и сторонних злых сил. Поэтому он, как и фасад дома, украшался «хлябями небесными», солярными знаками, а часто над этой композицией помещались две стилизованные женские фигуры со значками ростков (символ беременности) — отголосок культа двух Богинь-рожаниц.
В другом варианте наличники окон украшались зооморфными фигурками и одной возвышающейся над ними женской фигурой, символизировавшей Макошь — богиню урожая, покровительницу домашнего женского дела и ткачества.
Иногда на окнах делали наличники-теремки. Они являлись оберегами и были наполнены космогонической символикой, сходной с символикой «напрестольной сени», которая изображала Вселенную и ставилась на алтарь.
rubikon55 пишет:
)))) а бывает и так .... с окошечками)))))
Михаил, добрый вечер! Спасибо, что зашли!
А.Пушкин
Недавно темною порою,
Когда пустынная луна
Текла туманною стезею,
Я видел - дева у окна
Одна задумчиво сидела,
Дышала в тайном страхе грудь.
Она с волнением глядела
На темный под холмами путь
"Я здесь!" - шепнули торопливо.
И дева трепетной рукой
Окно открыла боязливо...
Луна покрылась темнотой.
"Счастливец! - молвил я с тоскою, -
Тебя веселье ждет одно.
Когда вечернею порою
И мне откроется окно?"
vovbur00 пишет:
Владимир, добрый вечер ! Мое почтение и благодарность!
Blondinka пишет:
Михаил, добрый вечер! Спасибо, что зашли!
)))))) ночи доброй, Татьяна! Удачи Вам на тернистом пути поиска новых идей))))))
На холодном окне. Запотевшем слегка.
Я опять вывожу твоё имя.
И рисую, по памяти, брови, уста.
Словно маслом, пишу я картину.
Вновь , как рядом с тобой, обращаюсь к тебе.
Тебе чувства свои изливая.
Через холод окна. Силуэт на окне.
О тебе лишь одной, я мечтаю.
К каждой линии той, что в тебе вывожу,
Я мечтаю, опять прикоснуться.
И в глаза, что тут просто пусты, холодны.
Вновь хочу, в жизни, вновь окунуться.
Но окно холодно. И портрет твой на нём,
Постепенно, совсем исчезает.
И опять, только память, мне дарит твой лик,
Что недавно, лишь был пред глазами.
И я снова рисую тебя на окне.
Словно снова тебя возвращаю.
Хотя в жизни реальной, тебя рядом нет.
Иной холод, нас там, разлучает.
aleksandr62 пишет:
Машина Времени - Три окнаЗдравствуйте, Александр! Рада Вас видеть!
Марина Цветаева
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
АРАМИС ЖЁЛТОЕ ОКНО
Она сидела у окна...
Лил дождь в ночи, с листвой играя,
В ажурной грусти догорая,
Дремала бледная луна.
Она сидела у окна…
Свет фонаря так дерзко ярок,
Врываясь в тайны тёмных арок,
Был одинок средь мира сна.
Она сидела у окна…
Любви забвенья ожидая...
Ночная тьма тихонько тая,
Была так горько холодна…
Она сидела у окна…
В ладонях гасла в каплях нежность.
Души струящуюся снежность,
Вплетала нитью тишина.
Она сидела у окна…
Морфей обнял её за плечи,
Шепнув легонько: «Время лечит-
Придет
ещё
твоя
весна!»
vitek31rus пишет:
АРАМИС ЖЁЛТОЕ ОКНОПривет, Вить! Хорошо, что ты зашел!
На стекле запотевшем, оконном,
Вывожу твоё имя с надеждой,
Что меня в этом мире огромном,
Заметишь, как первый подснежник.
Ты не можешь пройти мимо окон,
Мимо стёкол кричащих словами,
Оглянись, посмотри ненароком,
Может мы совпадаем сердцами.
Только б свет не гас в окне!
Подоконники с геранью,
ах, за вашей зыбкой гранью
померещится вдруг мне
тёплый ласковый причал:
старый стол под абажуром,
кот с медлительным прищуром,
Новый год, что Прошлым стал,
Ожидание любви –
счастье самой высшей пробы,
ни усталости, ни злобы,
ни триумфов на крови…
Сыплет снег. Давным-давно
не найти дорогу к дому,
город – будто незнакомый,
но горит в ночи окно.
Только б свет в нём не погас,
доброй вестью изливался,
через Вечность возвращался,
возвращая дому нас!
Елена Камбурова - Вот опять окно... (ст. М. Цветаевой, муз. М. Таривердиев)
Виталий Козловский - Дождь стучит в окно...
Она стояла у окна:
лил дождь, смывая очертанья...
И город весь - завис в тумане,
скрывая улицы, дома...
Она стояла у окна
в раздумье...
Дождь, срывая встречу,
был ей - в противники отмечен...
И ночь спускалась, так темна...
Она стояла у окна...
И дождь стучался многоточьем...
Она молчала, между прочим:
что ей сказать?.. - Она одна...
Она стояла у окна,
склонила голову... И шея,
берёзкой тонкою белея,
так беззащитна и нежна...
А платье, синей акварелью,
созвучно было с той капелью,
что за окном играла блюз...
Он не придёт... Не надо... пусть...
Она стояла у окна...
Свечой на синем...
.....................так бледна...
...А через лужи к ней на встречу,
спешил - кого так ждали в вечер...
Однолюбы - Вот опять окно (cтихи Марины Цветаевой).
Светлана Копылова - Окно
vitek31rus пишет:
Светлана Копылова - Окногрустная такая ......
Трошин Владимир - Твоё окно
Одинокая женщина смотрит кино.
Там красивая жизнь, дорогое вино.
На последний сеанс. То же место и ряд.
Может, сложит пасьянс ей судьба наугад.
Кадры быстро бегут, там страстей круговерть.
В час и двадцать минут вжаты жизнь или смерть.
В тёмном зале, в толпе, никому не нужна,
Чуть всплакнув в темноте, вновь смеётся она.
Возвратившись домой, молча выпьет коньяк.
Нестерпимо одной, жизнь сложилась не так.
Но ведь может однажды купить наугад
Рядом с ней кто-то место в тринадцатый ряд.
И в надежде томясь, ожидая любовь,
На сеанс, торопясь, отправляется вновь.
Жаль, сыграла судьба с ней уже в преферанс,
Только масть не пошла. И не сложит пасьянс.
По ночам она пьёт, молча смотрит в окно.
И не принца ведь ждёт. Лишь бы кто. Всё равно.
Может, стоит ей место сменить или ряд?
За окном и в душе невпопад….снегопад.
Трио Меридиан - Вот опять окно
Blondinka пишет:
грустная такая ......
Тогда вот тебе романтичная КАПЕЛЬКА. От Нины Кирсо
Привет, Танюш!
Танцы Минус - Окно
vitek31rus пишет:
Тогда вот тебе романтичная КАПЕЛЬКА. От Нины Кирсо
Привет, Танюш!
У нас сегодня такой дождь..... целый день .... У вас идет дождь?
В одно окно смотрели двое:
Один увидел - дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое!
... В одно окно смотрели двое.
В одно окно смотрели двое:
Один увидел смерть и страх,
Огонь, страдание и горе,
Привычного нам мира крах.
Другой увидел там весну,
Цветущие сады и небо голубое,
Прекрасную зелёную листву...
В одно окно смотрели двое...
Blondinka пишет:
У нас сегодня такой доджь..... целый день .... У вас идет дождь?
Закончился. Сегодня уже тепло было
Облака рассыпаются каплями,
Разливается грусть за окном...
Это ангелы в небе заплакали,
Проливая слезинки дождем.
...Мы друг друга в толпе не увидели,
Не узнали, не подняли глаз...
Плачут ангелы, наши хранители,
О любви, что прошла мимо нас.
Как же жаль, что мечты не сбываются,
Как же больно - быть снова одной...
Дождь в открытые окна врывается, -
Плачут ангелы - вместе со мной.
Кто же боль эту странную выдумал,
Что так трудно стерпеть, превозмочь?!..
Горько плачет мой ангел невидимый, -
Он теперь не сумеет помочь...
...Небо струйками вниз осыпается,
Плачут ангелы. Молча, без слов.
Капли-слезы к щекам прикасаются -
Поцелуи несбывшихся снов...
Анна Резникова - Я окна в ночь открою....-СИЛЬНАЯ ПЕСНЯ!
Фет А. А. - "У окна"
К окну приникнув головой,
Я поджидал с тоскою нежной,
Чтоб ты явилась - и с тобой
Помчаться по равнине снежной.
Но в блеск сокрылась ты лесов,
Под листья яркие банана,
За серебро пустынных мхов
И пыль жемчужную фонтана.
Я видел горный поворот,
Где снег стопой твоей встревожен,
Я рассмотрел хрустальный грот,
Куда мне доступ невозможен.
Вдруг ты вошла - я всё узнал -
Смех на устах, в глазах угроза.
О, как всё верно подсказал
Мне на стекле узор мороза!
vitek31rus пишет:
Анна Резникова - Я окна в ночь открою....-СИЛЬНАЯ ПЕСНЯ!
да...... забираю............. спасибо............
Спасибо, Таня!:)Теперь мы у окна...ну, выдумщица наша, спасибо тебе!!!:)Твои тематические концерты мне оч. нравятся, и не мне одной
Пара песенок от меня, на большее нету силы, эта жара.......нас уже ..".достала"
Московские окна, конечно же-Эля Янбухтина ...
Геннадий Жаров-Я стою у окна...
http://www.youtube.com/watch?v=oxOCu-iRjGQ
Все таки как приятно , возвращаясь вечером домой, увидеть свет в родном окошке.....Значит тебя там ждут....И как грустно становится, если подходишь к дому , а там темно..и мрачные .... безжизненные окна печально встречают тебя....
Люди очень похожи на окна.
Одни закрыты, другие открыты.
У одних прозрачные стекла, другие наглухо зашторены.
Одни навсегда разбиты, другие отражают яркие огни.
А ещё бывают окна в никуда и с видом на кладбище.
Бывают с цветными стёклами… Красиво, но утомляет.
А бывают зеркальные… Изнутри всё видно, а туда заглянуть нельзя…
У окон есть общее свойство: они смотрят друг на друга или перед собой.
Редкие окна смотрят в небо…
Сегодня в теме окна.....