Тайны советского кино "Семнадцать мгновений весны" - В фильме «Семнадцать мгновений весны» мы впервые увидели фашистов не глупыми клоунами, а реальными людьми. Возможно, такими, какими они были на самом деле...
Тайны советского кино "Семнадцать мгновений весны" - В фильме «Семнадцать мгновений весны» мы впервые увидели фашистов не глупыми клоунами, а реальными людьми. Возможно, такими, какими они были на самом деле...
КОМУ ДОВЕРИТЬ ШТИРЛИЦА?
Главным был вопрос, кому отдать роль советского разведчика. Татьяна вначале хотела предложить ее знаменитому Остапу Бендеру - Арчилу Гомиашвили.
С актером ее связывало намного большее, чем творческий союз. Юлиан Семенов тоже не возражал. Вышла загвоздка из-за «компетентных органов».
Там засомневались насчет морального облика артиста и кандидатуру отклонили. К тому же зритель хорошо знал Гомиашвили как Бендера. Предлагать «Бендеру» такую идеологически важную роль? Увольте!
Рассматривали участие Иннокентия Смоктуновского, но актер был занят в театре.
Устроил всех только один человек - Вячеслав Тихонов. Форма сидела на нем как вторая кожа. Выправка, внешность, выдержка - ну чем не истинный ариец с нордическим характером! Однажды из-за этого он чуть не пострадал. На съемках в Берлине решил прогуляться в таком виде. Бдительные местные жители доставили «фашиста» в полицию. Они не могли поверить, что это актер.
Возникала сложность только в некоторых сценах. На правой руке актера была татуировка «Слава». Несмотря на все старания гримера, наколку скрыть не удалось. Пришлось пригласить дублера. «Руки Штирлица» крупным планом демонстрировал художник картины Феликс Ростоцкий.
В ОСТАЛЬНЫХ РОЛЯХ...
Радисткой Кэт могла стать Ирина Алферова, но ей помешали зарубежные гастроли - к счастью для Екатерины Градовой.
После фильма эта роль стала ее визитной карточкой.
Тяжелее всего Екатерине достались сцены в люке: «Глубина - метров десять, скобы шатались, холодно, сыро, а у меня на руках маленькие дети - Володя и Леночка...» Зрителям кажется, что Кэт провела в этом убежище не такуж много времени, однако эти минуты показались актрисе вечностью: она панически боялась высоты.
Впрочем, съемки принесли Градовой и приятные моменты. Как раз тогда у нее начался роман с Андреем Мироновым. Пылкому Миронову хватило всего нескольких свиданий, чтобы сделать Екатерине предложение руки и сердца. «Всю ту неделю, пока Андрей за мной ухаживал, он с родителями отдыхал на Красной Пахре, на даче, и по утрам приезжал в Москву, предварительно обламывая всю сирень и набивая банки клубникой, - вспоминает актриса. - И все это он привозил на съемки в павильон и во время перерывов кормил меня клубникой и засыпал сиренью...»
Для эмоционально тяжелого эпизода, где фашисты держат на холоде грудного ребенка, привезли несколько малышей из ближайшего дома малютки. В павильоне на самом деле было очень тепло, и разморенные дети либо радостно агукали, либо засыпали. Плача дождаться так и не удалось, его потом записывали отдельно - в роддоме.
Роль Мюллера предложили Всеволоду Санаеву, но он отказался категорически: «Я секретарь партийной организации «Мосфильма», поэтому фашиста играть не буду!»
Согласился Леонид Броневой, который изначально пробовался на... Гитлера! Кстати, диктатора мог сыграть и Леонид Куравлев, ставший в итоге Айсманом, да тоже не сложилось.
В конце концов решили не мучить советских граждан таким непростым выбором и пригласили актера из ГДР Фрица Дица, который уже неоднократно исполнял эту роль.
Юрий Визбор тоже сначала не горел желанием играть Бормана. Уговорить удалось с трудом. Но поскольку в жизни актер имел вид добродушный, то его внешность немного «подкорректировали».
Для придания внушительности в нос вставили специальные тампоны, а под мундир подложили поролон. Глубокий, мягкий голос артиста тоже был принесен в жертву достоверности: в кадре Бормана озвучивает другой актер.
А вот исполнитель роли Вальтера Шелленберга Олег Табаков имел такое внешнее сходство с реальным гитлеровцем, что это удивило даже родственников Шелленберга.
Актеру пришло письмо от его племянницы, в котором та благодарила за возможность посмотреть на «дядю Вальтера».
«ГДЕ-ТО ДАЛЕКО...»
Мелодии Микаэла Таривердиева сразу же стали хитами. Сегодня уже мало кто помнит, что вслед за сладкой конфеткой славы композитору пришлось глотать горькую пилюлю, которая чуть не довела его до инфаркта.
После премьеры поползли слухи о том, что композитор воспользовался знаменитой мелодией Фрэнсиса Лея. Якобы поступил звонок из французского посольства с обвинениями в адрес Таривердиева, а сам Лей даже послал ехидную телеграмму: «Поздравляю успехом моей музыки вашем фильме». Таривердиев ушам своим не верил. Достаточно было сравнить ноты, чтобы понять - мелодии разные. Он даже отправился в посольство, где ему заявили, что никаких звонков и телеграмм не было. Обвинения в плагиате оказались чьей- то «невинной» шуткой.
ПОБЕДА!
Наконец, выстраданная картина вышла на телеэкраны. И - началось! На Гостелерадио полетели тонны восторженных писем от благодарных зрителей, телефонные линии были перегружены. Счастливые матери семейств сообщали, что их непутевые мужья в часы показа «Мгновений» оставались дома, вместо того чтобы пьянствовать с дружками. Влюбленные в Штирлица дамы спрашивали адрес Тихонова, чтобы написать ему письмо...
Леонид Ильич Брежнев тоже посмотрел картину. Он был потрясен! На волне чувств даже распорядился как можно скорее отыскать реального Исаева-Штирлица, чтобы представить к заслуженной награде. И когда узнал, что это вымышленный персонаж, ужасно расстроился. Решил позвонить Екатерине Градовой - высказать свое восхищение. Но актриса не поверила, сочла звонок за чью-то шутку и бросила трубку. Лишь с третьей попытки Брежневу удалось поговорить с «радисткой Кэт».
В 2009 году нам показали раскрашенные «Мгновения». Каждая минута колорирования стоила около трех тысяч долларов. Возможно, по этой причине картину сократили почти на четверть. «Резали», в основном, за счет закадрового текста, блистательно прочитанного Ефимом Копеляном, и диалогов, казавшихся новым «авторам» незначительными.
В результате многие фрагменты потеряли нужное настроение, а порой и логику. Красивая картинка оказалась «где-то далеко» от настоящих и всеми любимых «Семнадцати мгновений весны».
Ксения Логинова
Снять фильм про Штирлица решил Юрий Андропов, тогда он был председателем КГБ. Самая большая загадка - как столь серьезный проект доверили женщине. До этого Татьяна Лиознова снимала только мелодрамы. «Евдокия», «Три тополя» на Плющихе» - прекрасные фильмы, но стать режиссером эпопеи про советского разведчика?.. Каким-то чудом ей удалось вызвать доверие и у киноначальства, и у комитетчиков, курировавших съемки.