Talking Heads альбом Remain in Light (1980)
Remain in Light-четвертый студийный альбом американской рок-группы Talking Heads, выпущенный 8 октября 1980 года лейблом Sire Records. Он был записан в студии Compass Point на Багамах и Sigma Sound Studios в Филадельфии с июля по август 1980 года и спродюсирован Брайаном Ино. После выхода их предыдущего альбома Fear of Music в 1979 году группа и Ино стремились развеять представления о группе, как о простом средстве продвижения фронтмена и талантливого поэта Дэвида Бирна. Он стал заключительным в трилогии их сотрудничества с Брайаном Ино и был, после "I Zimbra" в альбоме "Страх перед музыкой" (1979), их вторым исследованием африканских ритмов.
Сначала Ино не хотел больше работать с группой после двух предыдущих альбомов, но изменил свое мнение после того, как послушал инструментальные демо-записи. Группа и Ино экспериментировали с общинным африканским способом создания музыки, в котором отдельные части переплетаются как полиритмы. Пластинка Afrobeat 1973 года нигерийского музыканта Фела Кути, стала шаблоном. Бирн на альбоме использовал лирический стиль рассеянного потока сознания, вдохновляясь ранним рэпом и академической литературой по Африке. Бас гитаристка Веймут говорила потом, что зарождение хип-хоп музыки заставило Talking Heads понять, что музыкальный ландшафт меняется и им надо меняться тоже.
Гитарист и клавишник Харрисон сказал, что его целью было смешать рок и африканские жанры, а не просто имитировать африканскую музыку. Производственные методы Ино и его личный подход были ключевыми для концепции записи. Процесс был направлен на то, чтобы способствовать у музыкантов проявлению инстинкта и спонтанности.
В целом все черпали вдохновение из творчества Фела Кути и его "афробита", замешивая придуманное с фанком. Барабанщик Крис Франц говорил о тех временах:
"Было непросто сделать этот альбом. Мы хотели сделать что-то революционное, но не хотели ввязываться в драки между собой по этому поводу. Но пару раз мы действительно ввязывались в драки — музыкальные драки — потому что кто-то хотел пойти в одну сторону, а другой думал, что это не должно звучать так."
Ино был единственным продюсером и соавтором всех песен; первоначально только Бирн и Ино были намечены ответственными за авторство, но перед выпуском альбома остальная часть группы убедила пару добавить имена остальных в титры.
На альбоме звучали "новые" Talking Heads -к привычной четверке были добавлены сам Ино, перкуссионистом пошел зачем-то сам по себе отличный соул певец Роберт Палмер, время от времени активничали бэк-вокалистка Нора Хендрик, духовик Джон Хассел и гитарист Адриан Белью, который использовал педаль wah-wah изысканно, как Джими Хендрикс и временами делал вставочки из родного и близкого ему Кинга Кримсона. Разница с прошлыми работами была заметна сразу же. Раньше песни Talking Heads всегда были монологами, теперь было два или три разных вокальных раздела, которые представляли разные точки зрения на одни и те же проблемы.
Самым ярким треком альбома в конце концов оказался "Once In A Lifetime", который - с помощью простого и эффективного видео - стал первым британским синглом top 20 группы. Talking Heads гастролировали по всему миру со своим новым расширенным составом. В Англии группу поддерживал начинающий U2, тогда еще не выигравший контракт на запись в Великобритании, а также O. M. D.
Обложка альбома была придумана супружеской парой басисткой Тиной Веймут и барабанщиком Крисом Францем и создана с помощью компьютерной и дизайнерской компании M&Co Массачусетского технологического института.
"Remain In Light" обычно рассматривается музыкальными критиками как лучший альбом Talking Heads. Они высоко оценили звуковые эксперименты, ритмические новшества и сплоченное слияние разнородных жанров. Альбом достиг девятнадцатого места в американском чарте Billboard 200 и 21-го в британском чарте альбомов. Альбом включили в многочисленные списки “best of” 1980-х годов, включая Rolling Stone (#4) и Pitchfork (#2). Он часто считается самым значительным опусом этой группы. В 2017 году Библиотека Конгресса сочла альбом "культурно, исторически или художественно значимым и отобрала его для сохранения в Национальном реестре записей.
Talking Heads
Remain in Light (1980)
Лэйбл Sire
Продюсер Brian Eno
Арт-директор IM. & Co.
Страна США
Продолжительность 40:02
Альбом, первоначально получивший название «Melody Attack, Remain In Light» («Нападение мелодии, оставаться на свету») остается крупнейшим произведением группы «Talking Heads» и последним из ее трех альбомов, созданных в сотрудничестве с Брайаном Ино.
Альбом был записан в период раздоров в группе, и его можно рассматривать как попытку лидера группы Дэвида Бирна вновь примирить коллег (Тину Уэймаут, Криса Франца и Джерри Харрисона) и продюсера/соавтора Брайана Ино. Напряженность момента заставляет прислушаться к результату.
После записи основных треков группа собралась в Нью-Йорке летом 1980 года для завершения работы. Бирн старался создать ощущение джема - часто это были довольно простые вариации песен с одним аккордом. Накладывая дорожки вокала и ударных, он добился того, что слушателю некогда перевести дух, начиная с навеянного африканскими мотивами трека «The Great Curve» до «Crosseyed And Painless», написанного под влиянием Кертиса Блоу. Но лучший из джемов, «Weird Guitar Riff Song», стал треком «Once In A Lifetime», с воспоминаниями о творчестве Фела Куги, где Бирн имитирует вдохновенного проповедника.
Вышедшая в октябре 1980 года пластинка продемонстрировала, что поп-музыка адресована не только танцующим, но и думающим. В процессе записи группа разделилась на два лагеря - Ино с Бирном и Уэймаут с Францем, а Харрисон служил посредником между ними. Хотя Ино суждено было уйти из состава, споры во время этой записи в конечном итоге привели к распаду группы, который произошел через 10 лет.