- Тараканова Елизавета Дата рождения: 15 декабря 1745 года Дата смерти: 4 декабря 1775 года
Биография Елизаветы Таракановой
Елизавета Тараканова - история обошлась с ней сурово, не донеся до нас даже подлинного ее имени. В разное время она звалась Алиной Эмете, мадемуазель Франк, мадам Тремуйль, графиней Силинской и Пиннеберг, Елизаветой Волдомир... Мы же знаем ее как княжну Тараканову. Знаем прежде всего по одноименному роману Г. Данилевского да известной картине художника К. Флавицкого, входящей в собрание Государственной Третьяковской галереи.
…В 1761 году в Европе появилась некая княжна Владимирская. В Польше она произвела фурор своим богатством, изяществом, умом и длинной свитой блестящих поклонников. Для нее нанимались шикарные особняки с многочисленной челядью. Именитые гости не сводили глаз с обворожительной хозяйки, восторгались ее игрой на арфе, умением рисовать, наслаждались приятными с ней беседами.
Али-Эмете, как предположительно звали княжну, была дочерью персидского шаха и его грузинской наложницы. В возрасте семи лет ее отправили в Европу, надеясь впоследствии украсить чей-то гарем европейски образованной девицей. Но длинная цепь дворцовых переворотов, последовавшая вслед за этим, оборвала всякую связь между юной персиянкой и ее родиной. В том числе оборвались и денежные поступления. Али-Эмете была обречена на безвестность и нищету…
Самозваная принцесса Володимирская. Мраморный барельеф, предполагаемый прижизненный портрет
Вскоре Али-Эмете, теперь уже под именем Алины, была представлена князю Лимбургскому, а еще некоторое время спустя стала его официальной невестой. Она выудила у своего сиятельного жениха огромную сумму денег и сбежала в Италию, поскольку для заключения официального брака требовались документы о происхождении «княжны Владимирской».
Почему авантюристка отправилась в Италию через Польшу, неизвестно. Известно только, что по пути состоялась встреча, окончательно определившая трагическую судьбу самозванки: на нее обратил внимание глава польских конфедератов – Карл Радзивилл, человек очень богатый и с непомерным честолюбием.
По другим сведениям, князь Радзивилл еще в 1767 году взял на попечение дочь императрицы Елизаветы, то есть отыскал где-то девочку, способную разыграть роль самозванки. Для него «принцесса» была просто подарком судьбы. Ее внезапное появление на политической арене создавало угрозу трону Екатерины II, ненавистной полякам, грозило раздуть затихшее пламя крестьянских восстаний в России, повлиять на отношения с Турцией, якобы благоволившей к «всероссийской княжне».
«Кто бы ни была девушка, выпущенная Радзивиллом на политическую сцену, но, рассматривая все ее действия, читая переписку ее и показания, данные фельдмаршалу князю Голицыну в Петропавловской крепости, невольно приходишь к заключению, что не сама она вздумала сделаться самозванкой, но была вовлечена в обман и сама отчасти верила в загадочное свое происхождение», – считал писатель А. Мельников-Печерский.
Когда «всероссийская княжна» поняла, что Радзивилл способен только произносить красивые речи за столом, она поставила на нем крест и решила действовать самостоятельно. Для этого она надумала лично отправиться к турецкому султану. Но из-за сильного шторма корабль, на котором она плыла со свитой старых и новых поклонников, оказался в итальянском городе Рагузе.
Между тем Екатерина, только что усмирившая пугачевский бунт и напуганная появлением самозванки, начала подумывать о том, как разделаться с авантюристкой.
Княжна Владимирская как раз находилась в трудных обстоятельствах и начала испытывать настоящую нужду. И тут встречи с ней попросил русский граф Алексей Орлов.
На словах он поддерживал ее мечты, ставшие уже просто бредовыми: тут были и союз с Францией, и освобождение крепостных крестьян, и присоединение к России Персии – тоже, оказывается, принадлежавшей «всероссийской княжне» по праву наследницы шахского трона. Орлов постепенно подвел свою жертву к мысли о том, что им нужно обвенчаться прямо тут, в Италии, и тогда уж он в качестве законного супруга будет сражаться за ее интересы, «природной и истинной российской государыни», с удвоенным пылом.
Михаил Казимир Огинский
Они обвенчались в Ливорно, на одном из кораблей русской эскадры. Сразу после венчания «новобрачных» арестовали прямо на корабле по приказу русской императрицы: Орлова – для вида, а «Елизавету II» – действительно. И эскадра двинулась в Санкт-Петербург, увозя с собой «всклепавшую на себя имя», полубезумную от горя и страха, с очевидными признаками чахотки беременную женщину, которая попала в ловушку только потому, что безоглядно доверилась мужчине.
Правда, касательно самого факта венчания мнения исследователей расходятся. Так, историк П. Н. Краснов придерживался той точки зрения, что вся романтическая любовная история графа Орлова и прекрасной самозванки – плод фантазии беллетристов. Прошедший огонь, воду и медные трубы Орлов видел в ней «несчастную авантюристку, жадную до денег и мишурного блеска продажную женщину». Аналогичную версию выдвигал и К. Валишевский: граф обманным путем заманил «княжну» на корабль и, быть может, провел с ней несколько жарких ночей, но никакой свадьбы не было.
В Санкт-Петербурге вместо царских почестей, о которых самозванка мечтала вместе с Орловым, ее ожидали каземат Петропавловской крепости и бесконечные допросы.
Впрочем, поначалу все выглядело не так уж и страшно. Не каземат, а скорее «гостиничный номер» из нескольких комнат, приличная еда с комендантской кухни, две служанки, личный врач. Получив приказ императрицы провести следствие по делу самозванки, фельдмаршал и санкт-петербургский генерал-губернатор князь Алексей Голицын объяснял все эти послабления тем, что узница еще ни в чем не обличена, да к тому же больна и ждет ребенка. Екатерина была не в восторге от такого проявления гуманизма, но не возражала, только настаивала на скорейшем проведении расследования.
Арестантка умоляла о личной встрече с государыней, но поскольку все письма, равно как и протоколы допросов, подписывала по-царски кратко – «Елизавета», русская императрица категорически отказалась видеть «наглую лгунью» и приказала применить допрос с пристрастием. Но князь Голицын все еще не мог решиться применить пытки к женщине. Вместо этого узницу перевели в подземный каземат на хлеб и воду, и караул находился вместе с ней в одном помещении.
Все эти меры привели лишь к тому, что рассудок несчастной помутился. Солдат из камеры убрали лишь накануне знаменитого петербургского наводнения. От смерти в воде узницу спасли чудом – в последнюю минуту выбили дверь камеры. Но то, что дни женщины сочтены, было ясно всем. Тогда Екатерина приказала устроить пленнице встречу с Алексеем Орловым.
История жизни Елизаветы Таракановой
Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа.
Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик.
Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская
Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции... княжна Владимирская.
То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол.
Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует.
Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды.
Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием...
Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью.
Алексей Григорьевич Разумовский
Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну.
Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы?
Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка.
Письмо княжны Орлову
О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года.
Дотошные историки утверждают, что княжна Владимирская – это изощренная выдумка самой Екатерины, спрятавшей под этим «псевдонимом» подлинную дочь императрицы Елизаветы и ее морганатического мужа, графа Разумовского. Потому и допрашивала она несчастную с таким пристрастием, что знала о существовании вполне законной наследницы Елизаветы. И успокоилась только тогда, когда возможная соперница сама явилась к ней, а затем позволила постричь себя в монахини и удалилась от мира.
Михал Казимир Огинский...смотрю на фото, опубликованное Дмитрием... Генерал-композитор))
Михал Казимир Огинский (Michal Kazimierz Oginski, по правилам польского языка произносится как Михал Казимеж Огиньский)
родился в 1728 году в Варшаве, но основную часть своей жизни прожил на территории нынешней Белоруссии, а тогда это было Великое княжество Литовское, входившее в состав союзного государства Речь Посполитая, включавшего также Королевство Польское.
Князья Огинские происходили из западных русинов (предков белорусов), принявших католичество.
По одной из линий род Огинских происходил от князей Козельских, и титул «князь Козельский» сохранялся за всеми Огинскими.
В 1748 году Михал Казимир Огинский начинает военную службу, его первая должность - писарь Войска Литовского (у Польши и Великого княжества Литовского, несмотря на союзное государство, армии были раздельные).
Однако штабная работа ему скоро надоела, и, кроме того, Огинский понимал, что «писарством» можно сделать карьеру, но невозможно научиться воевать по-настоящему, и ему был необходим опыт реальной войны.
Такой случай представился Огинскому значительно позднее, когда он, пользуясь дружественными отношениями Речи Посполитой и Франции, попросился в 1757 году добровольцем во французскую армию для участия в боевых действиях против Пруссии в начавшейся Семилетней войне.
Речь Посполитая тогда сохраняла нейтралитет, и в рамках литовской армии Огинский участвовать в реальной войне не имел права, поэтому пришлось вступать в армию французскую.
В 1763 году Семилетняя война закончилась, и Михал Казимир Огинский вернулся на Родину героем, и на следующий год получил должность воеводы Виленского...и т. д. и т. п..
23 сентября 1771 года в битве под Столовичами Суворов разгромил Огинского, и литовскому гетману пришлось бежать за границу. Если бы он всё делал вовремя, и с самого начала поддержал патриотов, то никуда бежать ему бы не пришлось. А тут всё получилось почти что по русской поговорке «Промедление смерти подобно».
Михал Казимир Огинский поселился в Париже, и там, не имея необходимости заниматься государственными и военными делами, он стал заниматься другим своим любимым делом - музыкой. Он не только исполнял чужие произведения на различных инструментах, но и писал свои собственные.
Генерал Огинский вскоре стал одним из известнейших в Европе музыкантов и композиторов.
А вот его племянник, Михал Клеофас Огинский, написал свой знаменитый полонез- Прощание с Родиной( Полонез №13 ля минор), который мы все очень, очень любим))
Михал Казимир Огинский .
Михал Клеофас Огинский.
Еще немного о нашей Самозванке....
Уже более двухсот лет судьба прекрасной самозванки не дает покоя любителям исторических тайн. Но среди всех связанных предположений и догадок никому не приходило в голову, что мы имеем здесь дело не с фантазией или политическим расчетом, а просто с безумием. Чем кочующая по Европе наследница российского престола отличается от облаченного в смирительную рубашку Наполеона? Отличается. И очень многим.
Европейские города XVIII века просто невозможно представить себе без самозванцев и авантюристов. Это было европейской модой, а того, кто следует моде, общество никогда не обвиняет в безумии.
Объявляющий себя Наполеоном безумен не потому, что на самом деле не имеет к французскому императору никакого отношения, а потому, что его современники знают, что наполеоны обитают лишь в психбольницах.
Если бы он, надев самодельную кольчугу, назвал себя хоббитом, троллем или гоблином, его бы сочли не безумцем, а ролевиком.
И в истории нашей прекрасной самозванки интересными оказываются не особенности ее психики, о которых мы, кстати сказать, и не знаем ничего, а время, готовое ей поверить.....
(Сеть)
Десять лет спустя
Августа Тараканова
Досифея - Княжна Тараканова.
Она была среднего роста, худощава и чрезвычайно стройна; несмотря на долговременное заключение и старость, она сохраняла на лице остатки редкой красоты.
Судя по портрету, она была похожа на Елизавету Петровну.
Новопостриженная монахиня не бывала на общей трапезе и не посещала монастырских богослужений. Иногда в наглухо закрытом храме для нее служили литургию.
В течение многих лет ее не посещал никто, кроме игуменьи и духовника. При этом из казны на содержание инокини Досифеи поступали немалые средства.
Иваново-Предтеченский монастырь
Дмитрий, спасибо!Легенды, версии...
Описание картины Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»
Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть раз в Третьяковской галерее.
Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения, в основу которого положена одна из версий истории, произошедшей во времена Екатерины II.
Таракановыми называли всех незаконнорожденных детей Елизаветы Петровны, но на картине изображена не просто дочь царицы, которой никогда не было суждено стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую!
Назвавшаяся Елизаветой Владимирской, она довольно долго жила в Италии, убедив всех в своем родстве с царской династией. Екатерина II узнала об обмане, и самозванку посадили под арест в Петропавловскую крепость, где она и погибла, а ее гибель обросла легендами.
Одно из предположений было таковым, что во время разлива Невы камера девушки была полностью затоплена. Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму, и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины.
На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь.
Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала и от которого осталось лишь роскошное платье, которое противопоставлено сущности унылого настоящего.
А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся гибелью и ужасом, который застыл на ее лице ...
А как живописно автор картины выделяет яркое одеяние княжны и ее одеяло, сверкающее в солнечных лучах, на фоне мрачного и тусклого колорита, что делает картину еще трагичнее: отрывок из оборванной из-за собственной же ошибки жизни девушки, которая окружена смертью со всех сторон.
Мастерски написанное полотно, в котором много человечности и выразительности, хранится и по сей день в Третьяковской галерее.
Написав эту картину, Флавицкий получил звание профессора Академии художеств, минуя звание академика.
Это было большой редкостью.
Полотно, которое изначально называлось «Смерть легендарной принцессы Таракановой», очень точно передало дух своего времени – середины XIX века. Пафос протеста, критическое изучение истории и требование реализма.
Рассказывают «Новости культуры».
Это полотно Константина Флавицкого впервые экспонировалось в 1864 году на выставке императорской Академии художеств. По специальному распоряжению Александра Второго в каталоге указали – «Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».
Романы и исследования о княжне Таракановой были очень популярны в то время. Их авторы пытались разгадать, кто же она была – мошенница, авантюристка или несчастная принцесса?
Флавицкий рассчитал верно: такой сюжет привлечет публику. Картина наделала много шума.
«Он изображает княжну Тараканову, как невинную жертву, как жертву деспотичного режима, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, – кроме того одна из версий гласила, что княжна Тараканова была вдобавок беременна, и это усилило мелодраматический, сентиментальный характер, который складывался вокруг этой работы».
Помимо темы, здесь много и «художественных» приманок. Растерзанная женщина в темной, мрачной камере, утопающая в жутком изумрудном потоке, ужасала современников Флавицкого.
Ведь триллеров в то время ещё не было......)))))
«Краюха хлеба поломанная, обглоданная , чарка деревянная с водой, и конечно, эти мыши, крысы, изображенные на первом плане, поражали современников, потому что это не предмет для изображения исторической картины, безусловно, – говорит Татьяна Юденкова, сотрудник галереи, – образ княжны Таракановой уравнен вот с этими мышками. Эта аллегория.
Из всех версий о княжне художник выбрал самую романтичную. Меж тем на картине самозванка, настоящее имя которой неизвестно .
Красавица-аферистка не раз меняла родословную, титул, место жительства. Её схватили, когда она стала называть себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. Отыскать их настоящую наследницу Екатерина Вторая прикажет через десять лет после смерти этой заточенной лже-Таракановой в Петропавловской крепости.
Ту, за которую она себя выдавала, найдут, насильно постригут и запрут в этом Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве.
Её подвигами здесь восхищаются.
25 лет в затворе она воспринимала свою судьбу со смирением. Стала праведной монахиней.
«Хоть она личность очень легендарная , документов никаких нет – даже в списках монашествующих .
Но есть такие свидетели её жизни, не верить которым невозможно. Среди них – преподобный Моисей Путилов, – рассказывает инокиня Иоанно-Предтеченского монастыря Илария, – он свидетельствует о том, что именно к ней он обратился в молодости, и она поддерживала его духовно, указала ему на монашеский путь».
Эту историю художник Флавицкий вряд ли мог знать. Но то, что наводнение в Петропавловской крепости случилось лишь через два года после смерти лже-Таракановой, было известно всем.
Умерла она в камере от туберкулеза.
Вскоре после написания этой картины 35-летний Флавицкий умирает от чахотки.
Но и на этом трагедии и мистика, связанные с фигурой Таракановой, не заканчиваются.
Во время съемок немого фильма про неё в 1919 умирает актриса, игравшая княжну – Вера Холодная.
Новости культуры