Tariverdiev - Film Music, 3CD (2015г.) / Микаэл Таривердиев - Музыка к кинофильмам
В 2015 году в Великобритании вышел набор из 3 CD Микаэла Таривердиева.
Подарочное издание с подборкой необыкновенных произведений Микаэла Таривердиева, написанных с конца 1950-х годов по начало 1990-х.
Antique Beat с гордостью представляют первый в Великобритании, Европе и США сборник киномузыки российского композитора Микаэла Таривердиева, изданный в сотрудничестве с Верой Таривердиевой.
В предисловии к нему говорится (перевод с английского):
«В 2011 году Стивен Коутс из группы «The Real Tuesday Weld» укрылся от холода в кафе вместе с другом в Москве. Очарованный музыкой, которая играла, он спросил официантку о ней и услышал в ответ: «Это что-то из старых времен». Как оказалось, это был саундтрек к культовому советскому фильму шестидесятых «До свидания, мальчики» композитора Микаэла Таривердиева.
Сборник «Музыка к кинофильмам», составленный его женой Верой Таривердиевой вместе со Стивеном (в сотрудничестве с издательской компанией Antique Beat), включает в себя выдающиеся произведения композитора, в том числе версии, не издававшиеся ранее. Все они были выполнены с помощью нового трансфера с оригинальных лент и собственного катушечного магнитофона Таривердиева. Композиции тематически подобраны исходя из глубоких знаний Веры музыки её супруга. Именно с её благословения и посвящения для того, чтобы увидеть, как живёт его наследие, нам представилась возможность издать его музыку заново.»
А вот, что пишет Вера Таривердиева:
«Года три назад мне написал совершенно незнакомый человек. Стивен Коатес (Stephen Coates). О том, что приехав в Москву на Международный кинофестиваль, он cлучайно в кафе услышал музыку. Она его глубоко затронула. Это был диск "До свидания, мальчики" с музыкой Микаэла Таривердиева 60-х. Я ответила. А потом мы встретились. А потом Стивен и Пол Хартфилд жили у нас дома, цифровали старые пленки (спасибо Константину и Павлу) и негативы. Я не очень задумывалась, кто они такие. Хотя со временем узнала, что Стивен - замечательный композитор и руководитель чудесного инопланетного британского ансамбля Real Thusday Weld, а Пол Хартфилд - один из самых крутых фотографов Великобритании. Подружились мы немедленно. Потому что у нас была общая почва - мы все были LOST IN THE MUSIC, затерявшиеся в музыке и нашедшие друг друга именно там.
А чудеса продолжаются. Только что Стивен сделал то, к чему шел все эти три года: выпустил в свет вот эти три диска и три винила, а Пол - небольшой фильм, замечательный альбом с его и старыми фотографиями, нашими историями и историей Микаэла Таривердиева и его музыки. И это только начало. Чудеса продолжаются. С днем музыки, друзья! Если и стоит терять себя, то только лишь в музыке!»
CD2 "Snow Over Leningrad"
2-01. On Tsvetochnaya Street
2-02. A Moment
2-03. Prelude for Ket
2-04. Roads
2-05. Couple in a Cafe
2-06. Expectation of the New Year
2-07. Snow Over Leningrad
2-08. No One's Home
2-09. Along My Street for Many Years
2-10. What is Happening to Me
2-11. I Like
2-12. Aria for a Moscow Guest
2-13. I Asked the Ash Tree
2-14. I Asked the Mirror
2-15. The Third Stroitelnaya Street
2-16. Melody (From 'The Irony of Fate)
2-17. The Last Waltz
CD3 "I Am A Tree"
3-01. I Love
3-02. Morning Clouds
3-03. Moscow Morning
3-04. Moscow Morning (Variation)
3-05. Morning in the Mountains
3-06. Prelude for Cello and Piano
3-07. Nocturne
3-08. I Am Writing To You By Accident
3-09. On the Scout
3-10. Over the Fields the Twilight is Indistinct
3-11. Your Voice
3-12. Accordion Waltz
3-13. It Happens
3-14. Until Tomorrow
3-15. Don't Be Sad - Variation
3-16. I am a Tree
3-17. Goodbye Boys! (Variation)
Это замечательное издание конечно должно быть здесь, в туннеле.
И не только ради ранее не издававшихся произведений.
Но и давно известные и любимые стоит послушать ради нового ремастеринга.
К слову, новый звук кому-то очень нравится, кому-то не очень, но в любом случае, эта работа сделана с душой, и достойна внимания слушателей.
Приятного прослушивания.
Не все Вера показала!
Вот отрывок из книги.
Хотелось бы Песню о Москве и До завтра в исполнении Кристалинской, а не перепевку Чохели, в фильме поет Майя и записи у Веры есть!
Через несколько дней Майя записала три
песни молодого композитора, недавно закончившего Гнесинку, ученика Арама
Хачатуряна, что говорило не только о его широком музыкальном образовании, но и
о яркой одаренности: иных выдающийся мэтр к себе не брал. Этот композитор начал
поиски своей музыки и, найдя ее,
не изменял ей всю оставшуюся не очень долгую жизнь…
Это был Микаэл Таривердиев.
Сегодня его жена, Вера Гориславовна,
знающая музыку Микаэла Леоновича так, как знал ее он сам, и даже больше,
разбирает шкафы в их квартире, полные пленок и нот. И находит то, что за многие
годы осело в них. Шкафы таят в себе открытия. Вот так она нашла несколько
записей Майи Кристалинской. Как послания начала шестидесятых.
Я слушаю «Песню о Москве» из
документального фильма «Москва приветствует вас» — да кто сегодня помнит такой?
А между прочим, песня — замечательная, автор ее стихов — Николай Добронравов.
Знаешь, Москва,
Ты сплетена из сотен контрастов,
И звучит в тысячах ритмов
Песня твоя…
Голос Кристалинской, в обрамлении
многокрасочного ожерелья звуков Таривердиева, удивительно ласков и удивительно
тепл. Гармонический склад песни, ее мелодичность и оркестровка — все говорит о
том, что это тот самый Таривердиев, уже близкий к искомому — к «Сонетам
Шекспира», песням и музыке из фильмов «Король Олень», «Ирония судьбы»,
«Семнадцать мгновений весны», музыке к спектаклю «Прощай, оружие», органному
«Реквиему», опере «Граф Калиостро». Это тот Таривердиев, который еще обретал
себя в начале своего пути. И сколько же музыки — талантливой, блистательной —
ему еще предстояло написать!
Эта песня оказалась прочно забытой. Вера
Гориславовна рассказывала, что, когда началась подготовка к московскому юбилею,
к 850-летию, Микаэла Леоновича спросили: нет ли у него песни о Москве? Он
ответил отрицательно.
И как жаль, что песня не прозвучала в
юбилейные дни, да вот только кто бы ее мог спеть так искренне и просто, как это
сделала «Майя? Сложилось впечатление, что Таривердиев писал ее — для
Кристалинской.
«Я не знала об этой работе, но вот о
другой знала точно, — продолжала рассказ Вера Гориславовна. — Это
фильм «Человек идет за солнцем». Микаэл Леонович работал над ним с Михаилом
Каликом в шестидесятом году. В нем есть песня, которую поет Кристалинская. Этот
фильм — одна из революций в советском кинематографе, это смена стилистики. Он
новаторский как по киноязыку, так и по языку музыкальному, это тот фильм, с
которым для кинематографа родился Микаэл Таривердиев, потому что те картины,
над которыми он работал до того, были с элементами эксперимента, где есть его
интонация. Но вот окончательно он проявился здесь, потому что здесь слились
многие вещи и потому что это был один из самых его любимых кинорежиссеров,
легендарный Михаил Калик, с которым они всегда работали интересно, легко. Они
совместно искали способы выражения себя, мира, нового ощущения мира, и вот в
этом фильме все получилось.
В нем много музыки и песня — «У тебя такие
глаза». Это некая смесь джаза, элементов старинной музыки, это свобода, импровизационность,
кстати говоря, Майя Кристалинская поет в джазовой манере, смешанной с камерным,
очень тонким пением.
И вот этой песней Микаэл Леонович начал
довольно долго длившийся новый период в его жизни. Ему хотелось найти такую
интонацию, которая, с одной стороны, была бы изысканной, тонкой, а с другой —
была бы понятной большому кругу людей. В фильме, в песне «У тебя такие глаза»,
ему это удалось. И Майя Кристалинская была первой певицей, с которой он добился
уже в исполнительской манере этого стиля. Он требует прекрасного владения
вокалом, душевной тонкости, владения массой нюансов, понимания этого
необычного, авангардного текста Кирсанова. Это — не песня, это — монолог,
тонкая вокальная лирика, решенная при помощи голоса и микрофона, и это было
новым музыкальным словом, а Кристалинская послужила для него удивительно тонким
инструментом».
Вера Гориславовна включила магнитофон.
Музыка дышит в мягких щеточках, поглаживающих в руках ударника металлические
диски-тарелки, тихо-тихо, неожиданно, осторожными аккордами вступает
фортепиано, и мне видится, как пальцы Таривердиева бегут по клавишам, замирают,
и снова бегут и снова шелестят щеточки. Запела певица: в громкой тишине ночного
города идет мальчик, ему навстречу несутся огненные круги фар, а голос звучит где-то
рядом с ним, словно добрая фея, невидимая мальчику, разговаривает с ним так
нежно и ласково, как, может быть, не говорила никогда его мать… Мальчик идет, и
огни отражаются в его глазах, озаряя их.
У тебя такие глаза,
Будто в каждом по два зрачка,
Как у самых новых машин.
По ночам из шоссе в шоссе
Пролетают машины, шумя
Двумя парами фар.
У тебя двойные глаза,
Их хватило б на два лица,
И сияет весь океан
От помноженных на два глаз.
Понимаешь, твои глаза —
Двух земных полушарий карты,
И ты когда закрываешь их,
Погружается на ночь экватор…
Кто сказал, что у Майи слабый голос? Как
она спела, с какой силой, эти слова — «у тебя двойные глаза»! А как она тихо
рассталась с мальчиком — ее голос исчез, растворяясь в тишине вместе с
замирающими щеточками на дисках-тарелках.
…Но фильм «Человек идет за солнцем» еще не
начали снимать, это произойдет только через несколько месяцев, а пока Чермен
Касаев знакомит Майю с высоким, стройным, по-спортивному подтянутым
двадцатисемилетним композитором Микой Таривердиевым, который, кроме музыки,
любил еще море, оно было для него не только образцом красоты, но и — водой, где
он любил подолгу плавать разными стилями, лететь сквозь столбы сверкающих на
солнце брызг на водных лыжах, прицепившись к сумасшедшему скутеру.
Они сделали записи, песни у Микаэла были
такими же изящными, как и он сам, они легко запоминались. Одна из них—. «Бывает
так» — поразила Майю своим внутренним мягким светом, идущим от каждого звука
музыки. И так же светел в ней голос Майи, и есть в нем немного женского
лукавства — нет ни тени сомнения в том, что ее героиня любима и вскоре об этом
узнает…
Бывает так: чудесный
вечер И есть о чем сказать,
Но ты приходишь к месту встречи,
Молчишь опять.
В глазах прочту я ожиданье,
Тихо погляжу.
Ты хочешь, все слова признанья
Подскажу.
После фильма «Человек идет за солнцем» был
еще «проходной» для московских мастеров кинофильм «До завтра», который снимался
на студии «Туркменфильм». «С каким-то детективным сюжетом, какая-то туркменская
столовая, шофера», — вспоминает Вера Гориславовна. Музыка Таривердиева
существовала отдельно, сама по себе, и наверняка была украшением фильма, вполне
возможно далекого от шедевра. Но это была уже «его» музыка. Есть в картине
песня, запись которой найдена Верой Гориславовной в очередном из шкафов, —
как еще один ценнейший, скрытый веками черепок из археологических раскопок.
Поет Майя Кристалинская. Песня об одиночестве, об отрешенности женщины от мира,
от большого города. В голосе Кристалинской — тоскующие, тревожные интонации. «По
вечерам танцуют за каждым окном, по вечерам за каждым окном зигзаги людей
неистово пляшут, пытаясь спасти свое хрупкое счастье за хрупким, как лед,
стеклом… По вечерам темнеют в углах экраны, и поют провода о судьбах коротких,
как телеграммы. По вечерам мы остаемся втроем — ты, я и город, но даже в
объятьях твоих я тоже одна, пойми, я всегда одна…»
А потом музыкальная тема песни становится
вокализом, его с теми же интонациями великолепно поет Кристалинская.
Кто и когда, кроме бездомных парочек,
целующихся на последнем ряду в пустом кинотеатре, мог увидеть этот фильм?
Видели ли его в Туркмении?
Пути Майи Кристалинской и одного из
ярчайших композиторов нашего столетия разошлись после «туркменского прощания».
Тихо в квартире
Таривердиевых. Музыка звучит теперь только с магнитофона. На рояле лежат очки
Микаэла Леоновича, часы с металлическим браслетом. С фотографий на стенах
смотрит живой Таривердиев. «У тебя такие глаза…»
Ольга Спасибо ! Такую музыку неплохо бы будет иногда послушать в зимние месяцы Оставь ее пожалуйста у себя на ленте. Если мелодии и песни трогают сейчас, а что будет с приходом зимы !?
С Уважением Степа Лиходеев..
CD1 "Goodbye Boys"
1-01. Boys and the Sea - part one
1-02. Boys and the Sea - part two
1-03. Dance at the Stadium
1-04. Waltz (From 'The Long day')
1-05. My Younger Brother
1-06. The Last Romantic
1-07. Evening Cafe
1-08. Summer Blues
1-09. All this Jazz
1-10. A la Invenzia
1-11. Don't Be Sad
1-12. Waltz (From 'The last Thief')
1-13. Unfinished Recording
1-14. Russian Ragtime
1-15. Dolphins
1-16. You have such Eyes
1-17. Goodbye Boys!