Татьяна Пельтцер.
Блестящая актриса, Татьяна Ивановна Пельтцер, на экране всегда была эксцентричная, вздорная, острая и психологически точная. Она прожила 88 лет. Татьяна Ивановна стала знаменитой, когда ей было уже 49 лет, а до этого её никто не знал.
По национальности Пельтцер была полунемка, полуеврейка. Отец её был немец, который не любил, когда его называют Иоганн Робертович. Поэтому, для всех он был Иван Романович. Он был замечательный дореволюционный артист. Благодаря таким фильмам, как «Белеет парус одинокий», «Медведь» и «Большая жизнь», Иван Романович Пельтцер заработал громкое имя.
У него было двое детей: Таня и Шурик. Он их очень любил. Поскольку, их семья постоянно переезжала из города в город, то Татьяна не смогла окончить гимназию. И когда ей было 10 лет, она сыграла Сережу в спектакле «Анна Каренина». Это была очень знаменитая довоенная инсценировка.
Татьяна Ивановна работала во всяких провинциальных театрах, а потом приехала в Москву и поступила в театр «МГСПС», нынче «Театр Моссовета». Она играла много характерных ролей Островского, но её не любили, ведь Татьяна Пельтцер была очень умной и резкой.
Её выгнали из театра «МГСПС» за профнепригодность. Кроме того, было ещё обстоятельство, которое способствовало её увольнению. Дело в том, что в 1927 году, Татьяна Ивановна вышла замуж за немца Ганса Тейблера, став Татьяной Тейблер.
Ганс был высокий, молодой человек и довольно интересный. Но ещё он был членом коммунистической партии Германии. Ганс Тейблер учился в Москве, а когда решил вернуться в Берлин, то взял молодую жену с собой.
Татьяна Пельтцер с отцом
В Берлине у Ганса был приятель, очень известный немецкий театральный режиссёр Эрвин Пискатор, который тоже являлся членом компартии Германии. Позже и Татьяна Тайблер вступила в эту партию.
Но она тосковала без России и прожив с мужем, в общей сложности, всего 4 года, Татьяна вернулась в Москву. Больше замуж она никогда не выходила.
Татьяна Ивановна Пельтцер
Франс Тейблер очень переживал отъезд Татьяны Ивановны. Он любил её, так же как и она его. Позже, когда Гитлер пришёл к власти, Франс бежал из Германии. Он обосновался в Швейцарии, там женился, но жена его очень ревновала, ведь Франс постоянно писал письма Татьяне Пельтцер. И уже потом, когда у Франса вырос внук, он часто приезжал в Москву и всегда жил у Татьяны Ивановны.
А между тем, когда Татьяна Пельтцер вернулась из Германии в Россию, время было «смутное». По 58-й статье, был арестован её брат Александр Иванович (Шура). Он обвинялся в контрреволюционных действиях. И два года тюрьмы очень сильно отразились на нем.
Шура был очень талантливый конструктор и когда вернулся из тюрьмы, пошёл работать на завод АМО «ЗИЛ». Туда же, но машинисткой, он устроил свою сестру Татьяну.
У Пельтцер был опыт этой работы. Когда она жила в Берлине, то работала в Советском торгпредстве. Но, машинисткой она была очень плохой. Работая, она всё время думала о сцене.
Татьяна Пельтцер дружила Марией Мироновой, Риной Зелёной, с Александром Менакером. Она устроилась в «Театр миниатюр», где выступала во многих «скетчах» - играла всяких тётушек, нянюшек и старушек.
В 1941 году, у Марии Владимировны Мироновой родился сын Андрей. Тот самый Андрей Миронов, который в последствии стал одним из самых талантливых и знаменитых советских актёров.
Из-за большой занятости и многочисленных выступлений Марии Мироновой, с маленьким Андреем, часто оставалась Татьяна Ивановна. Она постоянно гуляла с ним, кормила и воспитывала. В последствии Пельтцер называла его своим сыном.
А у самой Татьяны Ивановны был только один учитель - это её отец, которого она очень любила и ценила. Иван Романович был добрый человек с «широкой» душой, очень смешной. Он всегда ходил с клеткой, в которой жил попугай - самый близкий друг Ивана Романовича.
Татьяна Пельтцер и Андрей Миронов
Однажды, на спектакле «Три солдата», с ним произошёл печальный случай. Перед последним актом он почему-то решил, что спектакль уже закончился и снял с себя грим.
Прозвенел звонок, но Иван Романович на полчаса опоздал с выходом на сцену. А как назло, в театре сидело высокое начальство. После этого курьёза, отца Татьяны Ивановны уволили из театра. Его потом восстановили, но работать Иван Романович уже не мог. Подвело больное сердца. Отец Татьяны Пельтцер умер в 59-м году.
После смерти отца, у Татьяны Пельтцер остался только любимый брат Шурик. Потом он женился. А когда заболел, ему ампутировали ногу и жена от него ушла. Татьяна Ивановна беспокоилась о нём и никогда, никому не рассказывала всего того, что ей пришлось пережить.
Практически до 1947 года, у неё в театре ничего не получалось. Татьяна Ивановна много плакала от одиночества и тоски.
В 47-м году, Татьяна Пельтцер пришла в «Театр Сатиры» и в нём она пробыла ровно 30 лет. Это было лучшее время её жизни.
В знаменитом спектакле «Свадьба с приданым», Татьяна Ивановна сыграла Лукерью Похлёбкину. Этот спектакль был снят на плёнку и стал показываться в кинотеатрах всей страны. Татьяна Пельтцер в одночасье стала любимицей народа.
В ней был юмор и мудрость, Татьяна Ивановна была фантастически энергична и у неё была такая жажда сниматься в кино, что она всё время боялась, что если она откажется от какой-нибудь роли, то многое упустит.
Пельтцер снялась в 80-ти фильмах. Она играла не главные роли, а эпизоды. В киноленте «Простые люди», Татьяна Ивановна удостоилась главной роли. А фильм «Солдат Иван Бровкин», был её абсолютным успехом. Пельтцер играла Евдокию - маму Ивана и эта лента завоевала любовь зрителей, её крутили во всех кинотеатрах страны.
Кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»
Татьяна Пельтцер была довольно конфликтом человеком. Перед выходом на сцену, ей обязательно надо было устроить скандал. Она говорила всякие пакости гримёрам и вообще всем, кто попадался на пути.
Есть очень смешной эпизод в её биографии, когда Татьяна Ивановна выступила на собрании против артиста Бориса Новикова. Она была убеждённая коммунистка и выступила по поводу того, что надо прекратить пить в театре.
Новиков поднялся и сказал: «Татьяна Ивановна, а Вы знаете, что Вас все не любят, кроме Советского народа?», и все рассмеялись, потому что в это была правда. Её любил Советский народ, как мало кого. Пельтцер была любимейшая актриса советского народа.
Фильмы с Татьяной Пельтцер были совершенно замечательные. И «Приключение жёлтого чемоданчика», в котором она снималась вместе с Евгением Лебедевым, принёс режиссёру Илье Фрэзу, серебряную медаль на Венецианском кинофестивале.
Появление Татьяны Ивановны вызывало восторг. Валентин Плучек, который был главным режиссёром «Театра Сатиры», давал ей играть довольно много. Но сам старался с ней не репетировать, так как не очень любил Пельтцер. Плучека раздражал её характер.
Был такой замечательный спектакль «Проснись и пой», поставленный Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, который имел грандиозный успех. Вообще, когда Захаров пришёл в театр, то его приход начался со скандала. Марк Анатольевич дал Татьяне Пельтцер роль Кукушкиной в постановке «Доходное место». Она пришла на репетицию и разу стала придираться к Захарову. Пельтцер заявила: «Что Вы сразу начинаете нам читать лекции? Если Вы так много разговариваете, то Вам надо идти в другое место».
У Марка Захарова был сильный характер и выдержка, к тому же, Татьяна Пельтцер ему нравилась. Нравилось её мгновенное умение поймать художественный замысел. В итоге, Марк Анатольевич стал её любимцем и за время прибывания в «Театре Сатиры», Татьяна Ивановна сыграла у него 5 спектаклей. И всё, что она делала, она делала замечательно.
Пельтцер пленяла Захарова своей актёрской стихией. Как он однажды написал: «Я никогда не встречал такой эксцентрики в актрисе, такого соединения психологизма и буффонады».
Неслучайно, Пельтцер боготворила Фаину Раневскую. Она часто звонила ей, любила к ней приходить. Раневская была идолом для Татьяны Ивановны.
Татьяна Пельтцер и Марк Захаров
В спектакле Валентина Плучека «Горе от ума», Пельтцер репетировала Хлестову. Плучек пригласил хореографа, чтобы поставить сцену бала. Татьяне Пельтцер это не нравилось и она сказала, что она не будет в этом участвовать. Но Валентин Николаевич требовал и говорил ей: «Почему Вы всегда хотите быть в центре и чтобы все были вокруг Вас? Вот почему, объясните?».
Слово за слово и Пельтцер ему крикнула: «Безумный старик». Он рассвирепел, крикнул ей: «Безумная старуха». Татьяна Ивановна сорвалась и умчалась за кулисы. Её подруга, Ольга Аросева побежала за ней и умоляла не уходить. Однако, вернуть Пельтцер она не смогла. И великолепный спектакль «Горе от ума», шёл без неё.
Татьяна Пельтцер решила уйти в «Театр Ленком» к своему любимому Марку Захарову. С ним она проработала ровно 15 лет. Возможно, ей не надо было уходить из «Театра Сатиры», где она была «первая актриса» - блистательная, весёлая, лёгкая «на подъём».
Татьяна Ивановна делала много добра, одалживала деньги, хлопотала по поводу жилья. Ширвиндт вспоминал, что когда была премьера «Проснись и пой», то они решили как-то отметить успех спектакля. Татьяна Пельтцер предложила сесть в самолёт и полететь в Питер, а деньги были только у неё. Она не думая, оплатила билеты всей труппе. Они полетели и веселились два дня.
По ночам, Татьяна Ивановна любила играть в карты со своей приятельницей, актрисой Валентиной Токарской, которая была похожа на женщину-вамп 30-х годов.
«Безумный день, или женитьба Фигаро» - один из шедевров конца 60-х годов, где Пельтцер грандиозно играла роль Марселины. И Плучек это понимал, несмотря на постоянные споры с Татьяной Ивановной. За кулисами она всячески материла его, ведь была знатной матершинницей.
Татьяна Пельтцер обладала большим талантом воссоздавать атмосферу времени. Она, в годы прибывания в «Театре Сатиры», сыграла Мамашу Кураж. Она играла эту роль настолько неожиданно, остро и глубоко, что было непонятно, почему Пельтцер бесконечно снимается во всяких пустяках. Ведь она была готова, играть большие главные роли, как в театре, так и на экране.
Татьяна Пельтцер в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро»
За 15 лет в «Театре Ленком», Татьяна Ивановна получила очень тёплое и нежное отношение к себе. Но когда она вышла на сцену в роли Надежды Крупской в спектакле «Диктатура совести», то путала слова, потому что не могла их запомнить. Потом Пельтцер играла Клару Цеткин в спектакле «Синие кони». Это тоже была неудача, ведь роли были «не её».
В отличие от «Театра Сатиры», в «Ленкоме» у Пельтцер была лишь одна ослепительная роль, в пьесе «Три девушки в голубом». Она играла бабушку Фёдоровну. Эта пьеса была новая, современная и Татьяна Ивановна чувствовала аромат нового времени.
Домработница заметила, что Татьяна Пельтцер начинает болеть, всё чаще стала устраивать какие-то скандалы, а потом и вовсе выгнала её. Домработница позвонила в психиатрическую клинику «им. Ганнушкина», куда её, народную артистку Советского союза, забрали.
В «Ганнушкино» не нашли ничего другого, как положить Татьяну Ивановну в общую палату к душевнобольным, которые избили и расцарапали её до полусмерти. И когда в «Сатире», где Пельтцер уже не работала, узнали о том, что она лежит в «Ганнушкино», то директор театра Мамед Агаев, который очень нежно относился к ней, вместе с Ольгой Аросевой, помчался в больницу.
Когда Аросева и Агаев увидели Пельтцер, то оба разрыдались при виде её. А у Татьяны Ивановны к тому времени, уже была болезнь Альцгеймера и она не могла вспомнить, кого как зовут, а вспомнив сказала Ольге Аросевой: «Друг мой, возьми меня отсюда».
«Театр Ленком» в это время был на гастролях и Аросева немедленно связалась с Чуриковой. В итоге, благодаря действиям «Ленкома», Пельтцер перевели на «Каширку».
После «Каширки», Татьяна Ивановна вернулась домой. Она очень постарела, была очень тихая. А Марк Захаров мучился, и когда он ставил спектакль «Поминальная молитва», то попросил драматурга Григория Горина, написать для Пельтцер роль, в которой бы почти не было слов.
Татьяна Пельтцер в спектакле «Поминальная молитва»
Горин написал для неё роль Берты, которую на сцену бережно выводил Александр Абдулов. Потом снова Пельтцер захлестнула её болезнь. Она опять попала в больницу, где упала и разбила шейку бедра. А летом 1992 года, в возрасте 88 лет, Татьяна Пельтцер умерла.
Хоронило её довольно мало народу. Летом никого не было в Москве. Какая-то женщина, представитель вышестоящей организации, рассказывала о том, что вот она принесла два букетика, которые ей бесплатно дала продавщица цветочного магазина, узнав что это для Пельтцер.
Татьяну Ивановну похоронили, но в памяти остался её образ, манера и её особый стиль - резкий, комедийный и очень драматичный, как вся её жизнь.
Биография Пельтцер