3851
1
ID 40426
- Пельтцер Татьяна Ивановна Дата рождения: 6 июня 1904 Дата смерти: 16 июля 1992
Пельтцер Татьяна Ивановна
Народная артистка РСФСР (1960) Народная артистка СССР (1972) Лауреат Государственной премии СССР (1951) Кавалер ордена Ленина Кавалер ордена Октябрьской Революции, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Татьяна Пельтцер - талантливейшая актриса , игравшая свои роли до глубокой старости. Зрители обожали её - единственную и неповторимую. Татьяна Ивановна прожила сложную, но очень интересную, неординарную жизнь настоящей женщины и великой актрисы, и бывало у неё в жизни всякое...
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (8)
12.06.2013 09:56
Татьяна Ивановна Пельтцер...
Иван Романович Пельтцер - российский и советский актёр театра и кино, режиссёр, лауреат Сталинской премии (1941), Заслуженный артист РСФСР(1925).
1937 - Белеет парус одинокий — дедушка Гаврика
1938 - Медведь — Лука, лакей у Поповой
1939 - Большая жизнь — Кузьма Петрович Козодоев
Татьяна Пельтцер с отцом
Татьяна Пельтцер
1920-е годы
0
06.06.2017 13:15
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Зритель не помнит Татьяну Пельтцер молодой. К тому моменту, как к актрисе пришла широкая известность, ей исполнилось 49 лет. Такой зритель ее и полюбил - в образе пожилых мама, бабушек, тетушек, соседок, учительниц и уборщиц.
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Мать - еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец - именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя - Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного, сообщает "Правда.Ру".
Отец - Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии - стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа.
"Университетами" Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.
"Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле "Камо грядеши",- приводит слова актрисы из интервью "Советскому экрану" в 1974 году сайт kino-teatr.ru,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия - брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня".
За ролью Авдия последовала работа в постановке "Дворянское гнездо", за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в "Анне Карениной" и продолжала играть детей, став у Синельникова "актрисой по найму".
Развод и девичья фамилия
По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно.
В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле "Инга" по пьесе советского драматурга Глебова.
Как писал Марк Захаров в статье "Известиям", Пельтцер рассказывала ему, что в Германии она даже слушала выступление Гитлера в пивной. Но он ей не понравился - "прежде всего как мужчина".
В 1931 году - спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества - фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была.
Татьяна Пельтцер устроилась работать в театр МГСПС (сейчас театр им. Моссовета). Из-за отсутствия театрального образования ее зачислили во вспомогательный состав, а в 1934 году ее уволили "за профнепригодность".
30-летняя Татьяна Пельтцер устроилась машинисткой на завод АМО (позже завод им. Лихачева), на котором ее брат был главным конструктором. Когда в 1936-м он оставил пост "по причине выезда из Москвы", вместе с братом с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр им. Волкова.
"Мать русского солдата" или "колхозная мамаша"
Но через два года актриса снова вернулась в Москву, проработала два года в том же театре МГСПС, а в 1940 году перешла в Театр Миниатюр и "осела" в нем на семь лет. Именно там она проявила себя как "бытовая", острохарактерная актриса, играя банщиц, молочниц, управдомш, нянек. Эти героинь актриса искренне любила за "крепкие руки и доброе сердце".
"Свадьба"
"Простые люди"
В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии "Свадьба", где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме "Она защищает Родину". Первую большую роль - Плаксину в мелодраме "Простые люди" - Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал "на полке".
"Свадьба с приданым"
В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле "Свадьба с приданым", который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.
"Максим Перепелица"
"Иван Бровкин на целине"
Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях "Максим Перепелица"(1955) и "Солдат Иван Бровкин" (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили "матерью русского солдата", а сама она говорила: "За мной утвердилось амплуа "колхозной мамаши", пишут "Аргументы и факты". В фильме "Иван Бровкин на целине" роль Евдокии писали уже специально под нее.
"Вечная пионерка" и "счастливая старуха"
Затем Татьяна Пельтцер много снималась, фильмов с ее участием - около ста. Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.
В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля "Доходное место", в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: "Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…"
Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли.
Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу "Я - счастливая старуха!".
Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов
Но в 1977 году - в 73 года! - после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие "возрастные" роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями.
Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: "Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?" Но, подумав, сказал: "А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду".
В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Пельтцер попала в больницу. Там 88-летняя актриса упала и сломала шейку бедра. Она умерла 16 июня 1992 года. Когда актрису хоронили, продавщица цветов у кладбищенских ворот, узнав, что цветы - для Татьяны Пельтцер, отдала их бесплатно, пишет "Российская газета".
Мало кто из зрителей запомнил Татьяну Пельтцер молодой. Даже в театрах, в которых она работала, ее любя называли "бабушкой", "старухой". И полюбилась она зрителям за роли мам, бабушек, учительниц, уборщиц, экономок, медицинских сестер, соседок, которые в ее исполнении были невероятно естественны, жизненны.
"Конечно, каждой молодой актрисе хочется быть героиней, - говорила она в интервью "Советскому экрану". - Но я и смолоду понимала, что с моей внешностью никогда героиней не буду, мое дело - характерные роли. .... Героиней я, как вы видите, стала на старости лет. Может, и поздновато, но все равно радостно…"
Она могла быть то теплой и ласковой, то взрываться вихрем чувств, фантастической энергией. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. На вопрос, что привлекает ее в роли - динамичность, обилие действия или комедийные черточки, она отвечала: "Ни то, ни другое: и действенность, и комедийностъ - это приятно, интересно. А привлекает прежде всего человечность. Вот я снялась у Надежды Кошеверовой в "Царевиче Проше" - малюсенький эпизодик, экономка у волшебника, а какой теплый!"
При этом она как никто умела доходить до невероятного гротеска - только ее бабушки и тетушки могли так танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься, стоя на крыше троллейбуса.
Даже в очень преклонном возрасте Пельтцер не только продолжала активно играть в театре, она ездила на гастроли и снималась в кино; говорила, что иначе ее забудут и она "умрет с голоду".
Существует байка, что незадолго до смерти актрисе предложили поместить ее фото на рекламе сигарет. Она заметила: "Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь... лишь бы не на туалетной бумаге!".
Она часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям: "Он, кажется, талантлив. Надо помочь...". На такой случай у нее всегда была наготове "командировочная" сумка с неизменным ковриком для утренней зарядки. Однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: "Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь - ведь какое это благо - жить!".
Зрителям она казалась такой понятной, близкой и родной, однако коллегам работать с ней было весьма непросто. Перепалка с режиссером перед выходом на сцену или съемочную площадку были для нее обычным делом. После скандала она как ни в чем ни бывало выпархивала на площадку, и все ее капризы и претензии мгновенно исчезали.
В театре от нее доставалось всем - перед началом спектакля она кричала на костюмерш и гримерш: "Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!" И с партнерами так же: могла похвалить, а могла и сделать резкое замечание.
За вздорный характер, прямолинейность и острый язык многие ее не любили. Так, актер Борис Новиков, которого однажды отчитывали на собрании труппы, обиделся на выступление актрисы и сказал: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!".
Хотя в "Ленкоме" ее и называли Бабушкой, бабушкой в прямом смысле
она не была. За свою довольно долгую жизнь так и не обзавелась детьми и внуками. Ее семьей был только отец. Он умер в 1959 году, прожив последние годы у дочери.
Каждое утро он выходил во двор со своим попугаем, и все с нетерпением ждали его появления. Стоило Ивану Романовичу вступить с кем-нибудь из соседей в разговор, как попугай начинал ревновать. Он раскачивался из стороны в сторону и звал его: "Ваня! Ваня!" - а если хозяин не реагировал, то сердился и кричал: "Пельтцер, мать твою!".
Он был крепкий старик и любил зайти в ресторан Дома актера - пропустить рюмочку и поговорить. Когда он встречал в ресторане свою дочь с подругой Ольгой Аросевой, то отчитывал их: "Ну что вы в ресторан пришли, две бабы, без мужиков? Пить пришли?".
Когда те оправдывались, что он тоже сюда ходит, говорил: "Я - другое дело. <…> Вы кого играете - Валек, Машек, Танек? Чего о них говорить! А мы - Гамлета и Макбета играли! После таких ролей не отправишься домой жрать макароны в одиночестве".
Долгие годы Татьяна Пельтцер поддерживала отношения с бывшим мужем Гансом Тейблером. Он женился на другой женщине, у них был сын. Когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны и даже жил у нее какое-то время.
Вторая жена ревновала мужа к Пельтцер, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Когда спустя почти полвека после развода актриса отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и пожилые, 70-летние, люди шумно выясняли, кто виноват в том, что они расстались.
Источник - РИА новости