- Самойлова Татьяна Евгеньевна Дата рождения: 4 мая 1934 года Дата смерти: 4 мая 2014 года
В мае 2008 года, на Каннском кинофестивале, отмечалось сто лет Советского кино. А так же пятьдесят лет с того дня, как в 58-м году прошлого столетия, фильм «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви». Естественно, Татьяну Самойлову, воплотившую образ Вероники в этом фильме, очень ждали в Каннах.
Когда ей задали вопрос: сможет ли она, за свои деньги, приобрести билет «Москва-Париж-Париж-Ницца», Самойлова заявила: «Конечно нет! Я получаю нищенскую пенсию». Татьяна Евгеньевна обратилась к родной племяннице, которая жила в Париже и спросила совета, как ей быть.
Племянница сообщила ей: «Я узнавала: вы будете на полном содержании Каннского фестиваля, но сейчас надо купить билет туда и обратно». Чего, конечно, Татьяна Самойлова не могла себе позволить из-за финансовых трудностей. И ни единая душа не предложила помощи, равной среди первых актрис нашей страны, отправиться во Францию и поучаствовать в этом празднике киноискусства.
В 1958 году Канны сотрясались, когда перед зрителями появилась молоденькая 24-х летняя Татьяна Самойлова. Её конкурентками стали Женевьев Паж и Софи Лорен, которая представила фильм «Любовь под вязами». Председательствовала в тот год - замечательная француженка, актриса Даниэль Дарьё.
Среди всех этих мировых звёзд, успех имела только Самойлова. Говорили только о ней, её портреты печатали во всех французских газетах. Татьяна была ошеломлена грандиозным успехом, который она имела.
И сегодня, на «Аллее звёзд» в Каннах, можно увидеть отпечаток её ладони. Там написано: «Татьяна Самойлова».
Татьяна Евгеньевна Самойлова появилась на свет в Ленинграде, в 1934 году. Отец её - наш знаменитый артист Евгений Самойлов. Мать Татьяны - Зинаида Ильинична, была польской еврейкой, боготворившая свою дочку.
Татьяна закончила балетное училище при «Московском театре Станиславского и Немировича-Данченко». Майя Плисецкая, увидя Самойлову, предложила ей продолжить обучение в «Хореографическом училище Большого театра», но Зинаида Ильинична понимала, что у её дочери нет никаких больших хореографических способностей. И в 1953 году, Таня Самойлова поступила в «Вахтанговское училище».
На первом курсе, у неё начался любовный роман. Татьяна влюбилась в необыкновенного красавца. Он сам подошёл к ней в коридоре и спросил: «Ты действительно дочь знаменитого Евгения Самойлова?». Она ответила: «Да. А как тебя зовут?». Он ответил: «Вася Лановой».
Василий Лановой стал первой любовью Татьяны Самойловой. Они прожили вместе 6 лет. Когда она была беременна, то переживала, ведь у них не было никаких жилищных условий. Жили они с Василием у родителей, занимая маленькую комнатку.
В то время, она ничего не зарабатывала, но «садиться на шею» родителям не хотела. Когда Татьяна разошлась с Василием Лановым, то ещё любила его и долго не забывала.
В 1955 году, Татьяне предложили сняться в кино. Вместе с Олегом Стриженовым, она снялась в фильме «Мексиканец». А ректор «Вахтанговском училища», режиссёр Борис Евгеньевич Захава, не позволял своим студентам сниматься в кино, тогда были очень строгие правила. Поэтому, Захава выгнал Самойлову из училища.
Смотря в наше время ленту «Мексиканец», можно увидеть неумелую девочку с необыкновенным лицом. А лицо в кино, определяет очень многое, оно является символом времени. И Татьяна Самойлова была тем самым символом.
Фильм «Летят журавли» снимал Михаил Калатозов. На роль Вероники, он собирался пригласить актрису Елену Добронравову, дочь знаменитого МХАТовского актёра Бориса Георгиевича Добронравова, но ассистент Калатозова увидел в «Мексиканце» Самойлову и показал её оператору фильма Сергею Урусевскому.
Урусевский был гениальный оператор. Он сотворил образ Вероники и был очарован Самойловой. И когда фильм «Летят журавли» вышел на экраны, то его ругали во всех газетах. А самые большие нарекания вызывал образ Вероники, которая изменила горячо любимому Борису. Борис ушёл на фронт и она, испуганная войной вышла замуж за нелюбимого.
Ханжеская советская мораль уничтожала Веронику. А между тем, когда «Летят журавли» вышел в прокат, его посмотрели 98 миллионов советских граждан и никто себе не представлял, что этот фильм на «Каннском кинофестивале» потрясёт мир.
Потом подсчитывали, что более пяти миллионов французов смотрели этот советский фильм о войне. «Летят журавли» шёл по всему миру и повсюду стояли очереди, чтобы увидеть лицо Татьяны Самойловой, чтобы прочувствовать её драму, увидеть её чистоту и нежность.
На «Каннском кинофестивале» Самойлову будут окружать французские звёзды. Михаил Калатозов заболел и не смог поехать на премию. Актёр Жерар Филип не отходил от Татьяны, но она держалась ближе к Сергею Павловичу Урусевскому. А тут ещё американцы предложили ей поехать в Голливуд и сняться в фильме «Анна Каренина» вместе с Жераром Филипом.
Представитель, который сопровождал советскую делегацию в Канны, копался в вещах Татьяны Самойловой и проверял, не собирается ли она покинуть Канны и тайно улететь в Америку.
У Татьяны даже мысли такой не было, а кинооператор Урусевский ей сказал: «Таня, уезжай. Ты вернёшься в СССР и ничего хорошего не будет. Поверь мне, я знаю нашу страну. Поезжай, снимайся в Голливуде». А руководитель поездки «из органов», мечтал только об одном: чтобы Самойлову поскорее увезти обратно в Москву.
После фурора в Каннах, в Москве «Госкино» не имело спокойной жизни. Им бесконечно поступали депеши из Америки, из Англии и Франции. Все хотели, чтобы Татьяна Самойлова приехала за границу, и ей дали возможность сняться в западном фильме.
Заведующий отдела международной связи, давал идиотские сообщения о том, что Самойлова сейчас не работает, что она больна и находится в тяжёлом состоянии. А в это время, на Западе «гремела» её слава.
В театре «Современник» в 60-е годы, принимали актёра Марчелло Мастроянни. Он просил, чтобы привезли Татьяну Самойлову, которая поразила его в фильме «Летят журавли». Он очень хотел познакомиться с ней.
И когда, Марчелло уехал из театра на ужин в ресторан «Дом актёра», туда привезли Татьяну, которая всегда была очень скромным человеком. Приехав, она села с ним за стол, улыбалась, но почти ничего не говорила.
После «Каннского кинофестиваля» и стресса, который она испытала, Татьяна стала очень нервной и её стала сопровождать мать Зинаида Ильинична.
В 1959 году, Татьяна Самойлова второй раз вышла замуж за писателя Валерия Осипова, которого в наше время мало кто помнит. Он написал сценарий киноленты «Неотправленное письмо», в котором сыграли Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский и Василий Ливанов. Самойлова играла Таню, но роль в этом фильме, не стала для неё победной.
Самойлова поступила в ГИТИС и до его окончания, она продолжала немного сниматься в кино, но предложений было мало. Венгры пригласили Татьяну в фильм «Альба Регия», где она сыграла главную роль советской разведчицы Альбы. А итальянский кинорежиссёр Джузеппе Де Сантис, снял Самойлову в фильме «Они шли на Восток», но этот фильм как вышел, так сразу и исчез.
Татьяна Самойлова вступила в труппу «Московского театра им. Маяковского», ведущим актёром которого, был её отец Евгений Валерианович. На тот момент, его актёрской «вершиной» была роль Гамлета, в знаменитой постановке Николая Охлопкова.
Евгению Самойлову захотелось, чтобы дочь сыграла Офелию. Они репетировали, но из этого ничего не было. Татьяна пробыв один сезон в «Театре Маяковского», сыграла только одну роль - в пьесе Арбузова «Дальняя дорога».
Отец Татьяны всегда был против, чтобы дочь снималась в кино и играла на сцене. Он знал, какую цену платят талантливые актёры за свой успех. Из «Маяковского» Татьяна перешла в «Театр-студию киноактёра», где прослужила до 1992 года.
С Валерием Осиповым, Татьяна Самойлова жила спокойно и очень хотела от него детей. Но он признался ей однажды, что у него диабет и вряд ли она сможет родить от него ребёнка. Спустя время они расстались.
После ухода от мужа, Самойлова как-то стремительно сошлась с цирковым администратором и родила от него сына Митю. Она его обожала, хотя «возилась» с Митей бабушка Зинаида Ильинична.
В 1967 году, Татьяна Самойлова получила приглашение от Александра Зархи, сняться в фильме «Анна Каренина». Если сегодня взять старые газеты и журналы, то можно прочесть, какой поднялся вой и шум из-за Самойловой.
Говорили, что неё не русское лицо, что она странная, в ней нет того темперамента, нет той глубины и женственности, которую создал Толстой в своей героине, «списав» образ Анны Карениной с Графини Марии Гартунг - старшей дочери Пушкина.
А Зархи никого не слушал. Он хотел снимать именно Самойлову. На роль Вронского, режиссёр пригласил Василия Ланового, бывшего мужа Татьяны.
Когда фильм вышел на экраны, то толпы стояли у кинотеатров, чтобы достать билет на «Анну Каренину». Уже спустя время, многие критики решили, что лучше Татьяны Самойловой, Анну Каренину никто не сыграл.
Кадр из фильма «Анна Каренина»
Её сцены любви с Вронским, по тем временам, были необыкновенно откровенными. Эротическая сцена между Анной и Алексеем, была сыграна с таким самозабвением и умением играть любовь, что это и сегодня производит сильнейшее впечатление.
На Западе, в роли Анны, в 1935 году снималась Грета Гарбо, в 48-м Вивьен Ли. В более современных экранизациях, Анной Карениной были актрисы - Софи Марсо, Татьяна Друбич, Елизавета Боярская и Кира Найтли. Однако, никого из них нельзя сравнить с Татьяной Самойловой. Она играла пронзительно и проникновенно.
Татьяна Самойлова осталась в истории кино навсегда, несмотря на то, как складывалась её жизнь потом. А складывалась она крайне неудачно. Она снималась в плохих фильмах, играла эпизоды. В 1975 году, сыграла эпизодическую роль в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата», но это была уже не серьёзная игра, а чепуха.
Она часто звонила в «Театр-студию киноактёра» и спрашивала: «Меня никто не вызывал со студии?». И ей отвечали: «Нет Танечка, Вас никто не вызывал». Самойлова оказалась никому не нужна.
Когда была жива её мать, Татьяне было легко и спокойно. Ей было уже 60 лет, когда мама, которая была рядом с дочерью до конца, умерла. Зинаида Ильинична следила за тем, как Татьяна одевается, как она живёт.
Уже при Ельцине, Татьяна Самойлова неожиданно получила звание «Народной артистки России». Так же она была «Лауреатом государственной премии». Казалось бы, с наградами всё обстоит благополучно. В 1990 году, Татьяна даже ездила повторно в Канны, на юбилейный фестиваль, где ей вручили премию за вклад в киноискусство. А потом уже никто не интересовался ею.
70-ти летний юбилей Татьяны Самойловой отмечали в небольшом зале «Дома журналистов». Народу было очень мало. Немногочисленные поклонники приносили ей цветы и со стороны на всё это было очень грустно смотреть.
Татьяна Самойлова стала болеть, у неё появилась астма и проблемы с сердцем. Она часто вызывала «неотложку». А Митя, боготворимый ею сын, давно уехал из Советского союза в Америку. Отец Татьяны дожил до 90 лет, а брат, который работал в «Малом театре», был женат на француженке.
Самойлова часто говорила о своём одиночестве. Когда уезжал её сын, пробыв дома с матерью всего неделю, Татьяна, в день его отлёта, приняла психотропные препараты. Она хотела умереть. Потом она сама испугалась и вызвала «скорую помощь». За свой поступок, ей было стыдно перед самой собой.
В 2000 году, Рената Литвинова сделала фильм «Нет смерти для меня», в котором сняла Нонну Мордюкову, Татьяну Окуневскую, Веру Васильеву, Лидию Смирнову и Татьяну Самойлову. Свой фильм, Литвинова сделала очень талантливо.
Самойлова по-своему и не резко, решила уйти от вопросов и быть в стороне. Она не любила вмешательства в свою личную жизнь.
В фильме «24 часа», Татьяне Самойловой предложили сыграть мать двух братьев Шаламовых. В этой киноленте речь шла о мафиозных группировках и разборках. А Татьяне всё это было чуждо, она была далека от этой темы.
Были те, кто хотел помочь Татьяне Самойловой, потому что её помнили и уважали. Это были люди разных поколений. Актриса Марина Алексеевна Ладынина говорила:
«Ну что же происходит в нашем театре киноактёра, где не играют много талантливых актрис? Ну Бог с ним - со всеми нами, но среди нас Таня Самойлова, не похожая ни на кого в этом мире одинаковых людей»
Имя Татьяны Самойловой навсегда осталось в истории, как Советского, так и западного кинематографа. В энциклопедиях посвящённых кино, можно увидеть это волшебное лицо с раскосыми глазами и какой-то редкой магией. У неё была внешность Голливуда, внешность, которую можно сравнивать с лицами Греты Гарбо, Одри Хепберн и Марлен Дитрих.
Рената Литвинова и Татьяна Самойлова
Уход Татьяны Самойловой - это горькая страница, но счастье, что у нас есть возможность посмотреть, что она создала на уровне великих киноактрис 20 века.
В Анне Карениной (из её вопоминаний) между ней и и Лановым вспыхнули былые чувства и изображать страсть не было нужды .Всё сошлось и получилось достоверно. C сыном в конце жизни произошло примиренние . Ей незадолго до ухода из жизни сделали ремонт квартиры и она радовалась ,а на стене за её спиной висел её портрет в огромной раме, подаренный ей во время ремонта. Это была запоздалая дань её таланту , уму и красоте. Спасибо,что вспомнили!
Евгений, спасибо!