Taylor Swift альбом 1989 (2014)
Хитовый поп мьюзик, "альбом века", 1989 — пятый студийный альбом американской певицы и автора песен Тейлор Свифт, выпущенный 27 октября 2014 года на лейбле Big Machine Records. Вдохновленная синти-попом 1980-х годов, Свифт задумала альбом "1989 год", чтобы перенастроить свой артистизм на поп-музыку после того, как критики оспорили ее статус кантри-музыканта, когда она выпустила кросс-жанровый альбом Red (2012) на кантри-радио. Она назвала "1989" в честь года своего рождения, сочла его символическим художественным возрождением и наняла Макса Мартина, который продюсировал поп-треки Red с электронным влиянием, в качестве со-исполнительного продюсера.
Свифт записывалась в 1989 году в студиях по всей территории США, Великобритании и Швеции с ансамблем, включающим Мартина, Шеллбэка, Джека Антоноффа, Райана Теддера, Натана Чепмена и Имоджен Хип.
Вдохновленная синти-попом 1980-х годов, она рассматривала десятилетие как «экспериментальное время в поп-музыке», когда музыканты отказались от устоявшегося производства «барабаны-гитара-бас-что угодно», чтобы создавать песни с синтезаторами, барабанными пэдами и наложенным вокалом. Двумя ее главными вдохновителями были Энни Леннокс и Питер Гэбриэл — она восхищалась тем, как первая передавала свои «интенсивные» мысли через музыку, а синти-поп звучание второго создавало «атмосферу благодаря его текстам и пению, а не благодаря продюсированию трека».
Альбом в значительной степени включает в себя характерные для синти-поп продакшена пульсирующие синтезаторы, запрограммированные драм-машины, пульсирующие басовые партии и обработанный бэк-вокал — разительный контраст с акустическими аранжировками прошлых альбомов Свифт. Поскольку она стремилась воссоздать подлинную поп-музыку 1980-х годов, альбом лишен современных элементов хип-хопа или R&B кроссоверов, популярных в мейнстримовой музыке того времени.
Песни представляют в значительной мере автобиографию Свифт и исследуют неудавшийся роман без драматизма, с беззаботной точки зрения.
Свифт включила в оформление альбома фотографии, сделанные с помощью фотоаппарата Polaroid — фотографического метода, популярного в 1980-х годах. На обложке изображен портрет лица Свифт с отрезанными глазами, что, по словам Свифт, вызовет ощущение тайны: «Я не хотела, чтобы люди знали эмоциональную ДНК этого альбома. Я не хотела, чтобы они увидели улыбающуюся фотографию на обложке и подумали, что это счастливый альбом, или увидели грустное выражение лица и подумали: «О, это еще одна запись о расставании». На ней лавандовая толстовка, расшитая летающими чайками. Её инициалы написаны чёрным маркером в левом нижнем углу, а название 1989 в правом нижнем углу. Billboard в 2022 году назвал обложку "1989 года" одной из 50 величайших обложек альбомов всех времен.
В 2018 году альбом был включен в книгу 1001 Albums You Must Hear Before You Die и остается там до сих пор
3 ноября 2014 года Свифт удалила весь свой каталог из Spotify, крупнейшего потокового сервиса по запросу в то время, утверждая, что их бесплатный сервис, поддерживаемый рекламой, подрывает премиальный сервис других платформ, которые обеспечивает более высокие роялти для авторов песен. В июле 2014 года она написала статью для The Wall Street Journal, выразив свою обеспокоенность по поводу упадка альбома как экономической единицы после роста бесплатного потокового вещания по запросу. Big Machine и Swift сохранили "1989" только на платных платформах, требующих подписки, таких как Rhapsody и Beats Music. Этот шаг вызвал общеотраслевую дискуссию о влиянии потокового вещания на снижение продаж пластинок в цифровую эпоху. Свифт и Big Machine активно продвигали альбом 1989 через связи и поддержку со стороны СМИ, но не показывали альбом на бесплатных стриминговых сервисах.
В июне 2015 года Свифт заявила, что удалит 1989 из Apple Music, раскритиковав сервис за то, что он не предлагает авторские отчисления артистам в течение их бесплатного трехмесячного пробного периода. После того, как Apple Music объявила, что будет выплачивать артистам гонорары в течение бесплатного пробного периода, она согласилась оставить 1989 на их сервисе;
Свифт начала перезаписывать свои первые шесть студийных альбомов, включая 1989, в ноябре 2020 года. Решение было принято после того, как менеджер по талантам Скутер Браун приобрел мастер-версии первых шести студийных альбомов Свифт, которые Свифт пыталась купить в течение многих лет, после ее ухода из Big Machine в ноябре 2018 года.
До 2 ноября 2014 года «1989» дебютировал на вершине американского Billboard 200 с продажами за первую неделю в 1,287 миллиона копий, согласно данным, собранным Billboard для чарта от 15 ноября 2014 года. Свифт стала первым артистом, каждый из трех альбомов которого был продан тиражом в один миллион копий в течение первой недели, а «1989» стал первым альбомом, выпущенным в 2014 году, тираж которого превысил один миллион копий. В 1989 году он возглавлял Billboard 200 в течение 11 недель подряд и провел первый полный год после своего выпуска в топ-10 Billboard 200.
К июлю 2024 года альбом продержался в чарте 500 недель, став третьим, достигшим такого подвига в истории. К июлю 2015 года продажи альбома «1989» в США превысили пять миллионов копий, он стал самым быстро продаваемым альбомом с 2004 года. С 6,215 миллионами проданных копий к концу 2019 года, альбом стал третьим самым продаваемым альбомом десятилетия 2010-х годов в Соединенных Штатах. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) сертифицировала альбом как девятикратно платиновый, что означает продажу девяти миллионов единиц. По состоянию на август 2023 года в Соединенных Штатах было продано 12,3 миллиона единиц, эквивалентных альбому. Он был продан тиражом более 14 миллионов копий по всему миру и был сертифицирован как мультиплатиновый во многих странах.
Когда «1989» был выпущен, музыкальные критики в целом хвалили его продакшн как запоминающийся; они нашли в нем эмоциональную вовлеченность в написание песен, но некоторые посчитали, что синти-поп продакшн нарушил творческую целостность .
Некоторые критики сетовали, что переход Свифт из кантри в поп-музыку подорвал ее авторитет как автора песен, особенно из-за «капиталистической природы» поп-музыки в отличие от акцента кантри-музыки на аутентичности. Энни Гэлвин из журнала Slant отметила, что Свифт сохранила умное написание песен, которое отличало ее более ранние релизы, но была разочарована новым музыкальным стилем. Адам Марковиц из Entertainment Weekly и Эндрю Унтербергер из Spin критически отнеслись к тяжелым синтезаторам, которые негативно повлияли на традиционно яркую лирику Свифт. Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic описал альбом как «сверкающий саундтрек к амбициозному образу жизни». Микаэль Вуд в своей рецензии для Los Angeles Times посчитал альбом неаутентичным, но признал ее попытку подражать музыке эпохи, которую она не переживала.
Ретроспективные обзоры считают 1989 альбом художественно завершенным. Эллен Джонсон из Paste написала, что это был «один из лучших американских поп-альбомов всех времен», а Алекс Билмс из Esquire назвал его шедевром Свифт и современной классикой. Иэн Гормели из The Guardian писал, что 1989 год сделал Свифт катализатором оптимизма — критической переоценки «мейнстримовой» поп-музыки, которая была в значительной степени отвергнута «инди» музыкальной аудиторией. По мнению многих критиков, альбом выделялся в современной музыке, потому что Свифт намеренно избегала современных хип-хоп тенденций, чтобы подчеркнуть музыкальные влияния 1980-х/1990-х годов, что сделало его амбициозным альбомом с ностальгическим и классическим звучанием;
«1989» выиграл «Альбом года» и «Лучший поп-вокальный альбом» на премии «Грэмми» 2016 года, а также был включен в рейтинг альбомов всех времен по версии Rolling Stone и Consequence.
Критики считали «1989» альбомом, который превратил Свифт из кантри-певицы в в поп-икону. По словам Раисы Брунер из Time, «1989 год навсегда изменил музыкальную индустрию и закрепил за Свифт место не только как артиста с долголетием, но и как звезды, которая будет делать музыку на своих собственных условиях». Это был второй альбом, отправивший пять или более синглов в топ-10 США в 2010-х годах, и сделал Свифт второй женщиной, у которой было по два альбома, каждый из которых попал в топ-10 США.
После спора в 2019 году о праве собственности на бэк-каталог Свифт она перезаписала 1989 и выпустила его как 1989 (Taylor's Version) 27 октября 2023 года.