Тефифон
По конструкции тефифон похож на кассету — в нем также используется картридж с лентой, на которую нанесена звуковая дорожка (или несколько дорожек). А с пластинкой его роднит способ воспроизведения: у проигрывателя (проигрыватель, как и носитель, иногда называют тефифоном) есть звукосниматель с иглой.
Устройство и аудиоформат изобрел немецкий предприниматель Карл Даниэль (Karl Daniel), владелец компании Tefi. Это произошло в середине 1930-х. Главное назначение тефи состояло в записи голоса, проигрыватель и носитель использовались в основном военными.
На массовый рынок устройство попало в конце 40-х. До этого немецким потребителям были доступны предшественники тефифонов — Tefiphon (использовался для записи и возпроизведения звука) и Teficord (использовался только для воспроизведения). Основное их отличие от Tefifon — на них не воспроизводили кассеты. В эти устройства устанавливали непосредственно ленту.
Пик популярности формата пришелся на 50-е с появлением в продаже первых полноценных проигрывателей. Некоторые модели поставлялись с радиоприемниками. Продавались как стационарные, так и портативные устройства. В 1954 году компания Карла Даниеля объединилась с предприятием известного немецкого бизнесмена Хайнца Кистерса (Heinz Kisters). Это позволило расширить географию продаж тефи. Спустя три года Карл Даниель покинул компанию.
В 1961 году в продажу поступил первый стереотефифон. Он так и не стал коммерчески успешным. Последним ярким событием в истории формата и устройства стал выход за пределы Германии.
Тефифионы начали импортировать в США в 1963 году. Их продажей до 1964 года в Штатах занималась компания Westrex. В интернете до сих пор можно найти немецкие тефифоны, которые продавались в США под брендом Westrex, но встречаются они реже, чем оригинальные модели — на рынке США формат и гаджет так и не стали востребованными.
В 1965 году основное производство тефифонов в Германии было закрыто.
Из немногочисленных свидетельств можно сделать вывод, что у тефифонов был крайне короткий период славы — а именно 1950-е. До этого формат пытался конкурировать с привычными для слушателей пластинками, а после — с первыми кассетами.
У короткого века популярности тефифонов есть несколько причин. На тефи не выходили записи известных музыкантов. Популярные артисты были связаны договорами со звукозаписывающими компаниями. Те, в свою очередь, не были заинтересованы в новом носителе и не давали разрешения записывать песни на тефи. В итоге в распоряжении владельцев тефифонов были песни малоизвестных исполнителей и классическая музыка.
Известно, что по качеству звучания тефифоны превосходили шеллачные пластинки на 78 оборотов в минуту. Но при этом формат уступал виниловым пластинкам на 33 оборота в минуту. Кроме того, компоненты тефифона быстро выходили из строя из-за механического воздействия на иглу.
Важно и то, что тефифон слишком поздно «выбрался» за пределы Германии. Долгие годы аудионоситель был изолирован от потребителей со всего мира, пока не попал на рынок США. Правда, произошло это не вовремя — всего за год до появления компактного формата Stereo 8. Спустя короткий промежуток времени проигрыватели кассет стали появляться в автомобилях. Тогда Stereo 8 стал по-настоящему «народным» форматом. А тефифоны, хоть и были близки технологически к первым кассетам, так и остались «промежуточным звеном».
Из материала АУДОМАНИИ.
Андрей, спасибо!!!