The Flute In The Rock
Использование флейты в рок-музыке, равно как скрипки и других нетрадиционных для данного жанра инструментов, весьма необычно, но довольно интересно, а подчас просто красиво и звучит буквально завораживающе. Классическим примером искусного владения этим духовым инструментом, безусловно, является творчество британской прогрессивной рок-группы JETHRO TULL, а образ её лидера и идейного вдохновителя И́эна А́ндерсона, исполняющего партии на флейте в своей излюбленной позе цапли на одной ноге, давно уже стал узнаваемым брендом и отличительным признаком коллектива.
Однако, возможно, мало кто знает, что в 60-х – 70-х годах прошлого века флейту умело использовали довольно многие другие рок-исполнители и группы из самых разных стран мира, чему свидетельством следующая небольшая коллекция музыкальных номеров периода 1969-1979 г.г., собранная в своё время одним из истинных знатоков рока Александром Шапошниковым. Мне лишь довелось немного подредактировать данный сборник.
• Skin Alley - англо-американская рок-группа, существовавшая с 1968-го по 1974 год, будучи основанной Томасом Кримблом и Элвином Поупом, в Лондоне. Они исполняли прогрессив-рок с элементами фолка и джаза, а наиболее известны своим треком «Living In Sin», 1969 года.
1. SKIN ALLEY - Living In Sin (1969)
2. SKIN ALLEY - Night Time (1969)
• Out Of Focus - немецкая краутрок-фьюжн группа, сформированная в конце 1968 года в Мюнхене и просуществовавшая около пяти лет. Они взяли своё название от трека из дебютного альбома американцев Blue Cheer, но также явно слушали британцев Soft Machine и соотечественников Xhol Caravan, и быстро создали собственный отличительный стиль, сочетающий рок и джаз с психоделическими обертонами.
3. OUT OF FOCUS - God Save The Queen, Cried Jesus (1970)
4. OUT OF FOCUS - Huchen 55, A (1972)
• Laurelie - бельгийская психоделическая / прогрессивная группа, фронтменом которой состоял гитарист и басист Пьер Раепсэ, а на флейте играл Фрэнсис Дозен. У группы единственный одноимённый альбом 1970 года.
5. LAURELIE - Remember Ronny (1970)
• Южноафриканская прогрессивная рок-группа Abstract Truth сформировалась в далёком 1969-м вокруг своего лидера, гитариста и вокалиста Кена Э. Хенсона. Сингл, два альбома («Totum», «Silver Trees») и сборник «Cool Sounds For Heads» были выпущены в одном и том же 1970 году, прежде чем группа распалась в следующем, 1971-м.
6. ABSTRACT TRUTH - Oxford Town (1971)
• Австралийская (из Сиднея) группа Galadriel выпустила свой одноимённый альбом в 1971 году: немного психоделического рока с оттенком блюза, в стиле музыки хиппи конца 60-х, и с элементами так называемого саунда западного побережья. Они работали и над вторым альбомом, но каким-то образом мастер-записи были уничтожены, и альбом так и не материализовался, после чего, в 1972 году, группа распалась.
7. GALADRIEL - Things To Come (1971)
• Фолк-рок группа из Лимы (Перу) El Polen основана братьями Хуаном Луисом и Раулем Перейра, годы деятельности 1969-1975 и 1996-1999, очередное воссоединение состоялось в 2014 году. Играли смешанный с музыкой Анд психоделический рок, а создавая свой собственный саунд, они жили в коммуне с участниками движения хиппи и путешествовали по самым отдалённым местам своей горной страны.
• Seatrain - американская фьюжн-группа, изначально базирующаяся в округе Марин, Калифорния, а затем в Марблхеде, штат Массачусетс. Seatrain образована после распада коллектива The Blues Project в 1969 году и, записав четыре альбома, распалась в 1973-м. Впечатляющий трек «Flute Thing» с четвёртой пластинки «Watch» (1973) считается у Seatrain самым прогрессивным.
9. SEATRAIN - Flute Thing (1973)
• Back Door - джаз-рок трио, появившееся на севере Англии в начале 70-х годов. Как ни странно, ведущими инструментами группы были саксофон и бас (хотя клавишные, кларнет и, конечно-же, флейта тоже присутствовали), а их концертной базой стал The Lion Inn, в те времена уединённый трактир в Блейки-Ридж, на Йоркширских пустошах.
10. BACK DOOR - It's Nice When It's Up (1973)
• Tortilla Flat - прогрессивная рок-группа из Аахена (Германия), активно действующая с 1971-го по 1974 год. За свою недолгую историю они записали одну сессию для немецкого радио SWF (1973 год) и в следующем году альбом со странным названием «Für Ein ¾ Stündchen». В стиле Tortilla Flat смешались джазовые и классические элементы, плюс такие разнообразные составляющие, как мотивы британцев Jethro Tull, а также соотечественников Amon Düül II и Vinegar.
11. TORTILLA FLAT - Mohre (1974)
12. TORTILLA FLAT - Temperamente (1974)
13. TORTILLA FLAT - Tortilla Flat (1974)
• Британский коллектив Hatfield And The North образован в 1972 году как супергруппа кентерберийской сцены, состоящая из Дэйва Стюарта из Egg, Пипа Пайла из Gong, Фила Миллера из Matching Mole и участника команд Carol Grimes And Delivery и Caravan Ричарда Синклера. Hatfield And The North первоначально и сформировались как продолжение Carol Grimes And Delivery с последующим составом без Стюарта и брата Фила Миллера – Стива, играющего на фортепиано. Carol Grimes And Delivery затем превратились в Hatfield And The North, когда Стив Миллер ушёл, чтобы работать с Лолом Коксхиллом.
Стиль Hatfield And The North представлял собой сплав джаза, прогрессив-рока, сухого британского юмора (как в текстах песен Caravan) и раннего саунда Soft Machine, что особенно заметно в произведениях Ричарда Синклера. Эта вполне обычная группа из четверых музыкантов в какой-то момент пополнилась трио вокалисток, получившим название Northettes (Барбара Гаскин, Аманда Парсонс и Энн Розенталь). Группа распалась после выпуска второго альбома «The Rotters' Club» в 1975 году.
14. HATFIELD & THE NORTH - Didn't Matter Anyway (1975)
• Бразильский музыкант, певец, поэт и художник Luiz Augusto Martins Côrtes (1949-2011), более известный как Lula Côrtes, и его соотечественник, композитор и музыкант Zé Ramalho (урождённый как José Ramalho Neto и тоже в 1949-м), в 1975 году объединились для создания фолк-психоделического альбома «Paêbirú», почти все оригинальные копии которого в своё время были уничтожены вследствие наводнения. Стоимость сохранившихся оригиналов этого LP доходила до 5000 реалов (около 2500 долларов США), покуда альбом не был переиздан в 2005 году лейблом «Shadoks Music». После переиздания «Paêbirú» широко признан потерянной жемчужиной бразильского психоделического рок-движения 60-х - 70-х годов.
15. Lula CORTES & Ze RAMALHO - Harpa Dos Ares (1975)
• Канадский прогрессив-рок и джаз-фьюжн коллектив из Квебека, Maneige, основан в 1972 году флейтистом, саксофонистом и пианистом Аленом Бержероном и клавишником/гитаристом Жеромом Ланглуа. Эта группа по праву считалась одной из самых давних и последовательных инструментальных команд на прогрессивной рок-сцене Квебека, да что там говорить – и всей Канады, пожалуй...
16. MANEIGE - Une Année Sans Fin (1975)
• Музыкальный коллектив из Мюнхена (Германия), Embryo, основанный в 1969 году Кристианом Бурхардом и Эдгаром Хофманном, считается одной из самых важных немецких джаз-рок групп 70-х годов. В 1981 году Уве Мюльрих и Майкл Вемайер покинули Embryo, чтобы сформировать команду Embryo's Dissidenten, которая вскоре стала просто Dissidenten. Embryo продолжали свою деятельность более 50-ти лет под постоянным руководством Кристиана Бурхарда, при периодически меняющемся международном составе музыкантов, включая таланты из Северной Африки, Индии, Китая и т. д., иногда они выступали с такими известными джазовыми именами, как Мал Уолдрон и Чарли Мариано, а также знаменитостями краутрок-сцены.
17. EMBRYO - Amnesty Total (1977)
• Sol Simiente Sur, признанные одними из прародителей фьюжн-музыки в Боливии, - это группа, для которой характерно смешение джаза с местными ритмами. В 1975 году, когда в стране произошла народная революция, группа Wara предложила объединить национальную музыку с роком, однако Sol Simiente Sur выбрали джаз, умело соединённый с фольклором. Можно сказать, что они первопроходцы в этом стиле, потому что в то время на их родине было очень мало музыкантов, серьёзно разбирающихся в джазовом искусстве. Выпустив в 1978 году одноимённый альбом, группа распалась, многие её участники уехали в США, но через 32 года, в 2010-м, Sol Simiente Sur воссоединились для концертной деятельности.
18. SOL SIMIENTE SUR - Continuando El Camino (1978)
19. SOL SIMIENTE SUR - Taquirari Experimental Para Un Amigo (1978)
• Brèche, почти полностью акустический фолк-рок квартет из Квебека, состоял из Марка Болдака (фортепиано / флейта / саксофон / вокал), Даниэля Русселя (акустическая гитара / клавишные / бэк-вокал), Жака Жубера (скрипка / вокал) и Пола Болдака (бас / тромбон / вокал). Их единственный альбом «Carapace Et Chair Tendre» (1979) выпущен на монреальском лейбле «Le Tamanoir», что в прошлом поддерживал многих артистов и прог-фолк группы из провинции Квебек, оружием которых были вездесущие мягкие взаимодействия между инструменталистами. Вот и этот альбом представляет собой обмен музыкантами своими ролями и партиями, создавая богатое акустическое путешествие, полное буколических звуков и подкреплённое романтическим французским вокалом.
Ещё одни блюзовые американцы The Outlaw Blues Band, из Калифорнии, как говорят, явно опередили своё время в плане уникального сочетания блюза, джаза, рока, психоделии и поп-музыки. Тщательно размешайте всё это вместе в плавильном котле потрясающих звуков!
Они выпустили два альбома: одноимённый в 1968-м и в следующем «Breaking In», который оказался не менее хорош, чем предшественник. Outlaw Blues Band - определённо одна из лучших, но наиболее недооценённых блюз-рок групп того времени. Саксофон, флейта, виброарфа - Джо Уайтман.
Кстати, можно предлагать и свои примеры флейты в роке, из тех, что мы с Александром упустили в своё время.
Все группы замечательные, Татьяна. Флейта облагораживает. Жаль, нельзя скачать время.. А самый известный флейтовый риф в поп/рок музыке "Down Under" австралийцев "Men at Work", Их даже засудили за него, совершенно несправедливо, считаю. Флейтист Грэг Хэм умер, в том числе, от переживаний, связанных с этим процессом.
Ну, а я отмечу ещё несколько особенно понравившихся примеров использования флейты в рок-музыке, дабы не утомлять внимание и без того малого числа участников обсуждения в данной теме…
Ame Son - прогрессивная рок-группа из Франции, созданная Марком Бланом и Патриком Фонтеном. Оба они были участниками первого состава Banana Moon, группы, которая позже стала называться Gong. Играли довольно-таки авангардный прог, с элементами психоделии и фри-джаза, эдакий «французский кентерберри». Безусловно, обращает на себя внимание флейта (Франсуа Гаррель) – её используют очень активно (один прижизненный альбом «Catalyse», 1970 года).
AME SON - Hein, Quant A Toi (1970)
Немцы Fashion Pink, группа из Баден-Бадена, музыканты которой позже основали известный (правда, в узких кругах) коллектив Brainstorm. Выросшие из местных поп- и бит-групп, парни, тем не менее, сходу стали лабать психоделический джаз-рок, невероятно драйвовый, где много флейты (Райнер Боденсон) и «гаражной» гитары. Тому свидетельством выпуск ранее не издававшихся архивных записей 1970-1971 годов, сделанных в ходе сессий для радио SWF.
FASHION PINK - Brainstorming (1971)
Biglietto Per L'Inferno - итальянские хэви-проггеры, группа, носящая мрачное название «Билет в ад», родом из Лекко (что к северо-востоку от Милана) и существовавшая примерно с 1972-го по 1975 год. Их произведения то довольно жёсткие, на границе хард-рока (особенно в начале творчества), то наоборот, очень лиричные. Временами они звучали весьма монументально, например, на композиции «L' Amico Suicida» с первого одноимённого альбома 1974 года, в ней же очень хорошо вписаны партии флейты (Клаудио Канали).
В общем, если не копать, знаю, что флейту использовали такие именитые прогрокеры, как Gentle Giant, Traffic и Genesis (Питер Габриэль играл на флейте в знаменитой "Firth of Fifth"). Но хотелось бы еще вспомнить британскую группу Incantation, исполнявшую стилизованную музыку Латинской Америки и использовавшие перуанскую многоствольную флейту (panflute или panpipe) Они записали с десяток альбомов и у них есть замечательнейший зажигательный британский Top 20 хит Cacharpaya (Andes Pumpsa Daesi)
Знающие люди посоветовали ещё некоторые команды, использующие флейту.
Так что, продолжим исследования...
По сути блюзовая американская группа A.B. Skhy переехала из Милуоки (штат Висконсин) в Сан-Франциско в 1969 году, где быстро стала популярной на местных концертных площадках.
Первый одноимённый альбом группы, 1969 года (там как раз флейта и слышна), считается их лучшей работой, а записывал его следующий состав: Деннис Гейер (гитара, вокал), Джим Маркотте (бас), Терри Андерсен (ударные, вокал), Говард Уэлс (клавишные) и некоторые приглашённые музыканты, в том числе духовики, среди которых был и Отис Хэйл на флейте.