The Roots альбом Phrenology (2002)
Начало второго трека впечатляет, но сам трек подзатянут, дальше - много приятных сюрпризов для тех, кто ищет в рэпе разнообразия. Рэп, но со вставочками из других жанров, "Френология" - пятый студийный альбом американской хип-хоп группы the Roots, выпущенный 26 ноября 2002 года лейблом MCA Records. Сессии записи альбома проходили с июня 2000 по сентябрь 2002 года в студии Electric Lady Studios в Нью-Йорке. Он был в основном спродюсирован участниками группы, но включает в себя работы и других хип-хоп и нео-соул исполнителей: Коди Чеснатта, Musiq Soulchild, Талиба Квели и Джилл Скотт. Вполне слушабельный альбом для меломанов всех возрастов и поколений.
Хотя это было несравнимо с коммерческим успехом предыдущего альбома группы Things Fall Apart 1999 года, альбом достиг 28-й строчки в американском чарте Billboard 200 и стабильно продавался, оставаясь в чарте в течение 38 недель. 3 июня 2003 года Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии присвоила ему золотой сертификат за продажу 500 000 копий в Соединенных Штатах. После своего выхода "Френология" получила всеобщее признание музыкальных критиков, которые высоко оценили ее музыкальное направление и темы текстов и она была включена в списки лучших альбомов года по итогам года многочисленными изданиями.
Запись заняла два года. Альбом назван в честь дискредитированной псевдонауки френологии, изучающей формы и неровности черепа для определения интеллекта и характера, которая использовалась для рационализации расизма в 19 веке в Соединенных Штатах. Обложка была создана художником-гравером Томом Хаком. Френология как учение появилось в 19 веке на стыке настоящей науки и магического мышления, которому поддался австрийский врач Франц Йозеф Галль, оформивший свои ошибочные догадки в убедительной по тем , да и по нашим , временам , научной манере.
Хотя в первую очередь это - хип-хоп альбом, "Френология" содержит музыкальные элементы рока, джаза, техно, хардкор-панка и соул-музыки. По словам музыкального критика Грега Кота на альбоме прослеживается связь между хип-хопом и нео-соулом , другие критики сочли его прогрессивным рэпом, а Рэймонд Фиоре из Entertainment Weekly назвал альбом "левым рок-рэп-опусом ".
В "Something in the Way of Things (In Town)" Амири Барака читает стихотворение о том, как дух смерти и разложения поражает горожан афроамериканцев и использует необычные образы, такие как " смерть, едущая верхом на машине и заглядывающая в лобовое стекло", или "негр, щурящийся на нас через решетку" с улыбкой, "которая не улыбка, а зубы, вонзающиеся в наши шеи".
"Френология" получила широкое признание критиков. На сайте Metacritic, который присваивает нормализованную оценку из 100 рецензиям основных изданий, альбом получил среднюю оценку в 87 баллов, основанную на 23 рецензиях. Журнал Mojo назвал его "шедевром", автор Rolling Stone Пэт Блэшилл написал, что в нем есть "поразительный набор переосмыслений хип-хопа". Дэйв Хитон из PopMatters назвал Frenology "впечатляющей, амбициозной работой", которая показывает, что The Roots "наполняют свое звучание и продвигают его в самых разных направлениях", с формой "плотного соула/фанка", которая "звучит еще более точно, веселее и острее", чем в "Things Fall Apart". В Chicago Sun-Times критик Джим ДеРогатис поставил пластинке четыре звезды из четырех возможных и назвал ее "почти классической прямо с порога, настойчивыми, хриплыми и заставляющими задуматься 70 минутами, которые осваивают музыкальную территорию между жестким хип-хопом и более плавным филадельфийским соулом".. Арджи Смит из Blender назвала это "празднованием самоопределения"., безостановочное путешествие по очень сложным мозгам". Джереми Гладстон из Kludge считает, что the Roots объединили "сложные ритмы" со "сложными текстами", чтобы создать "шокирующе честное звучание".
В менее восторженном обзоре Uncut magazine написал, что "Френология" демонстрирует "готовность the Roots выйти за рамки своего органического джаз-рэпа", не имеющего аналогов, но иногда музыкально претенциозного или снисходительного, особенно в "Something in the Way of Things" и коде к "Water". Редактор AllMusic Стив Хьюи счел, что это "сложный, чрезвычайно амбициозный опус, который поочередно является блестящим и сбивающим с толку, поскольку он стремится продвинуть само звучание хип-хопа в будущее". Он также назвал его "самым хитовым" альбомом группы, потому что они успешно "воссоздают свой концертный посыл в студии".
В конце 2002 года "Френология" была названа одним из лучших альбомов года. Он был признан седьмым лучшим альбомом 2002 года в ежегодном опросе американских критиков The Village Voice "Pazz & Jop". The Rolling Stone Album Guide (2004) позже дал альбому четыре с половиной звезды и назвал "Water" изюминкой, которая " начинается с извечного бита Бо Диддли и заканчивается расширенной инструментальной фантазией в стиле musique concrète".
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"The Roots пережили несколько поворотов на протяжении своей карьеры. Первоначально они были частью высоколобой хип-хоп группы из Филадельфии, но в середине 1990-х переехали в Лондон, чтобы ответить взаимностью на заигрывание эйсид-джаза с рэпом.
Однако ничто не предвещало того, что было названо "френология". При взгляде на гостей можно было бы предположить, что они играют поп-рэп (Нелли Фуртадо, Musiq Soulchild, Джилл Скотт, Талиб Квели), но на самом деле "Френология" погружается в экспериментальную электронику, постпанк и дисторшн с доминирующей рок-тематикой. "Thought@Work" удается придать оригинальное звучание надоевшему миру циклу "Apache"; "Rock You" - это хип-хоп-версия The Stooges; третий трек - дань трэш-металу; в то время как лоу-фай рэп-рок-индивидуалист Коди Чеснатт делает ослепительную переработку своего собственного трека "The Seed". В основе Френологии лежат два длинных трека."Break You Off" переходит от нео-соул-стилей Musiq к струнному драм-н-бейсу, в то время как десятиминутная эпическая "Water" начинается с топающего шуршания Тимбалэнда, а затем переходит на территорию авангардного эмбиента с участием визжащего фри-джазового гитариста Джеймса "Блада" Ульмера. Шведский стол вдохновений точно отражен на обложке — богатство идей, но все они содержатся в едином сознании.
Даже сэмплы использованы остроумно — "Water" британских пост-панкеров The Flying Lizards, а "Quills" переосмысливает "Breakout" британских джазменов Swing Out Sister, вдохновленных Бахарахом, — забавно, что на обложке они указаны как Swingout Sisters. "
Label - MCA
Producer -Various
Art Direction- Gravilis Inc.
Nationality - USA
Running Time - 74 :26