О колоколах сегодня ... пусть причина и незначительная ....
25 ноября 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, о чем было составлено свидетельство.
Согласно анализу, произведенному в лаборатории минного корпуса, в сплаве Царь-колокола содержится меди 84,51%, олова - 13,21, серы- 1,25%.., в колоколе выявлено около 0,036% золота, что составляет примерно около 72 кг, и около 0,25% серебра, что составляет около 525 кг.
Высота колокола 6 м 14 см, а диаметр 6 м 60 см вес около 200т , отколовшийся кусок весом 11.5 т.
Не буду приводить здесь историю Царь - колокола ,хотя это довольно интересно ....
Сегодня о другом .
Издавна на Руси раздавался колокольный звон — призывный и торжественный, радостный и грустный.
Колокольный звон – это целая наука.
Благовест – (то есть Благая весть) – церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале Богослужения. Его называют «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви».
Трезвон – звон во все колокола .
Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол; указами от 1797 и 1851 годов предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века.
В древности люди хорошо знали про целительные свойства колокольного звона.
Современные ученые подтвердили: энергия ультразвуковой волны колокола действительно лечит!
«Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая».
Колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека, и особенно русского. Он лечит душу и тело. Он возвышает духовно, восстанавливает энергетически, гармонизирует психику и укрепляет физическое здоровье.
Колокольный звон насыщает пространство позитивной энергией, очищает окружающую местность, наполняет воздух высокими энергиями добра и любви. Акустическая волна при колокольном звоне распространяется в виде креста. Также происходит мощное очищение пространства и на физическом уровне, снижается активность болезнетворных бактерий и вирусов.
Колокола являются генераторами энергии в ультразвуковом диапазоне. Колокольный звон имеет ультразвуковой спектр более 25 кГц, что и используется для стерилизации пространства. Причем для этой цели эффективен только живой звук!
Колокольный звон восстанавливает энергетическое поле человека.
Более тысячи лет тому назад колокола вошли в русские храмы. К этому времени они уже прошли довольно длительный путь развития в странах Западной Европы.
О том, как происходил процесс распространения колоколов на Русской земле, писал в 1912 году Н. И. Оловянишников, автор книги «История колоколов и колокололитейное искусство», и его версия звучит вполне убедительно:
«.. .В России колокола не скоро вытеснили древние била, может быть, в силу известных традиций или даже народных суеверий; недаром Антоний говорит, что "било же держат по Ангелову внушению, а в колокола латыне звонят".
Мы знаем, с каким недоверием наш народ постоянно относится к разным новшествам, а особенно если таковые касаются Церкви или религии. Он с фанатическим упорством отстаивает свою старину и на всякое, даже несомненно полезное нововведение вначале смотрит недоверчиво и недружелюбно.
Вернее всего, что и к первым колоколам он отнесся именно таким образом, и нужен был значительный промежуток времени для того, чтобы он примирился с мыслию о "новом звоне"».
Однако результаты современных исследований не позволяют дать однозначный ответ на вопрос о том, что на Руси появилось раньше — била или колокола. Не исключено, что они появились одновременно. В православных монастырях с XIX века колокола и била звучали вместе.
«Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутреннего расположения лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов.
В самой нестройности их переборов есть что-то неизъяснимо-приятное, питающее мысль и сердце меланхолическим чувством».
Книга Н. И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» - это труд не превзойден никем за последующее столетие после выхода книги — ведь он был намного ближе ко всему, что происходило с колоколами, к истокам и истории удивительного колокололитейного искусства.
«Лишь в XIII столетии удалось достичь правильной формы колокола, значительно расширив основание колокола против прежних узких форм. В этом же веке вывели правило, что колокол должен совмещать в себе три гармоничных тона, которые можно регулировать лишь определенным профилем колокола. "( Н. И. Оловянишников )
...Колокольный звон «живой» голос наших предков, идущий из глубины веков.
Русские колокола слушают православные в разных уголках мира, но только на святой Руси звучали и звучат самые звонкие, самые мелодичные и самые душевные колокола. Слушаешь их и не можешь понять, «то ли с неба звон, то ли с земли»...
«Я есть глас жизни; зову вас: молитесь, приходите» — такая надпись стоит на «полуденном» колоколе в Страсбурге.
И действительно, колокола и их предшественники сзывали людей для общего благого дела с глубокой древности. При ассирийских раскопках найдены были бронзовые колокольчики; изображения своеобразных колоколов уже встречались на древних рисунках Египта, Китая и Греции. Самые древние колокольчики, найденные на территории Японии и Китая, относятся к третьему тысячелетию до P. X.
Несколько позже они появились в Корее, Вьетнаме, Бирме, Индии и в других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
В Европе звон колоколов в храме впервые раздался в V веке. Сохранились сведения о том, что закон об использовании колоколов — церковного «священного сосуда» — для оповещения верующих о начале службы в храмах принял папа Сабиниан (604—606).
В истории отмечены неоднократные случаи запрета колокольного звона и у нас , и у них.
Любопытное «демократичное» решение было принято новой властью Франции в 1791 году, в разгар революции. «Запрещение может и даже должно быть произведено муниципальной властью, когда раскачивание колоколов угрожает общественной безопасности». По существу, это означало запрет на митинги и собрания, пикеты и шествия.
Позже, в период «расцвета» Франции при императоре Бонапарте, в 1806 году циркуляром министра внутренних дел «запрещен похоронный звон во время смертоносной эпидемии», ибо он «вредно действует на психику населения, усиливая в народе панику и угнетая и без того упавший дух».
Но тут же внесена оговорка: «Само собой разумеется, не надо впадать в обратную крайность и поражать народ совершенным запрещением колокольного звона, привычка к которому особенно сильна у деревенского населения». Вот и разберись, можно хоронить под звон колоколов или нет?
Примеров подобных запретов можно привести еще много — ведь сильные мира сего не любят учитывать исторический опыт, «сын ошибок трудных».
Но час настал, запрет нарушен,
Разрушен давний тяжкий сон,
Порыву гордому послушен
Торжественно-свободный звон.
Ф. Сологуб
А. Блок : Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, С раскосыми и жадными очами.
Это навершие хранится в Эрмитаже. Скорее всего, колокольчики были на посохе странствующего старца.
На Русь колокола пришли издалека, но сразу стали явлением самобытным, символом державы и мощи духа русского человека.
Изначально, уже в XI веке, колокола так и назывались — «колоколы».
«Колокол. Получил название оттого, что в прежние времена, когда не было еще их медных, употреблялась медная жердь, иначе называемая кол, по которому другим подобным же колом ударяли. От сего ударения кол о кол утвердилось имя колокол».
О важном значении колоколов в жизни русского народа красноречиво свидетельствует такой факт, что главное литейное предприятие государства — Пушечный двор (бывшая Пушечная изба), с первых дней своего существования выполнял исключительно государственные заказы. Его изделия были из бронзы или кованого железа, в основном пушки, снаряды для армии, а для церкви колокола и паникадила.
В период образования и становления централизованного Российского государства мастер Пушечного двора считался «мастером из мастеров», а это значит, что выше его из профессионалов уже никого и не было.
Колокола с древних времен окропляли святой водой, им давали имена и прозвища.
Русские люди традиционно отмечали наиболее важные события в своей жизни посадкой дерева, установкой памятного знака, креста, закладкой часовни, церкви, отливкой колокола.
Они давали деньги на создание колоколов и безвозмездно передавали их в храмы. Колокола называли в зависимости от положения заказчика — царский, боярский, купеческий, посадский, святительский; это были как бы фамилии, но были еще и имена: «Сокол », «Георгий», «Гавриил», «Неопалимая Купина», «Медведь», «Голодарь», «Гуд», «Переспор»...
Но бывали и другие прозвища— не очень благозвучные: «Баран», «Беспутный», «Козел». Так называли колокол, если его звон диссонировал со звоном подобранных колоколов храма.
Нередко его ждало незавидное будущее — безмолвное присутствие, но есть и исключения. Колокола «Баран» и «Козел», находящиеся на ростовской Успенской звоннице, были задействованы в звоне на протяжении более трех веков, звонят в них и сегодня.
А еще на Руси известны были колокола пленные, ссыльные и даже лыковые. Лыковые (опальные) — это те, которые сначала были разбиты, а затем перевязаны лыком и сосланы.
Колокола отправляли их в обители, находящиеся на окраинах русской земли.
В сибирском городе Таре, расположенном на Иртыше, звонили самые знаменитые «золоченые» колокола. Видимо, некто, имевший прямое отношение к желтому металлу, оставил память о себе, позолотив шесть небольших колоколов. Но инициативу любителя золотого благолепия не поддержали, и она не получила большого распространения.
Но есть и другая, более правдоподобная версия: тарский мещанин Семен Можаитинов дал обет, что если его брат вернется живым из плена, то он позолотит колокола. Брат вернулся. И появились в церкви Казанской иконы Божией Матери шесть золоченых колоколов. Самый большой из них весил 45 пудов.
В 1890 году для харьковского Успенского кафедрального собора был отлит на заводе П. Рыжова 17-пудовый колокол из «чистого серебра» в память о спасении императора Александра III и его семьи 17 октября 1888 года во время железнодорожной катастрофы под Харьковом.
Памятник-колокол предложил отлить архиепископ Амвросий, а средства собрали православные харьковской епархии. Колокол был прекрасно оформлен, его украшали тонкие изящные орнаменты: «...на лицевой стороне его (колокола. — В. Г.) находятся вензелевые изображения имен Их Императорских Величеств, а под ними расположены пять медальонов с надписями славянской вязью: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил ». Колокол звучал ежедневно в тот самый час, когда произошла катастрофа. Однако следует иметь в виду, что если этот колокол на самом деле был отлит из серебра, а не просто посеребрен, что наиболее вероятно, то он должен был быть крайне неблагозвучным. Даже небольшая примесь серебра в колокольной бронзе, вопреки бытующему мнению, значительно ухудшает звучание колокола.
Во время Гражданской войны колокол исчез. На кого грешить — неизвестно: в городе несколько раз менялась власть — немцы, Добровольческая армия, Красная армия.
Очень мало осталось звучащих древних русских колоколов, они навсегда исчезли — как правило, их переплавляли. Только на живых «патриархах» мы можем увидеть подлинные надписи-летописи .
«Соборный колокола звон»... Обычно употребляется это выражение в его высоком значении, подразумевая звон церковный. Но если вдуматься, по сути дела, любой колокол или колокольчик выполняет соборную функцию, зовет к себе людей, собирает их вокруг себя.
Поводы для сбора могут быть самыми разными. Колокол сообщает «благую весть» о начале общей молитвы. Колокольчик возвещает о возвращении хозяина домой («Встречайте, чада и домочадцы»), о приезде жениха («Выходи встречать, красавица, друга мила на крыльцо») или сватов («Ваш товар, наш купец»). Заблудившимся во время вьюги или бурана колокол сельской церковки указывал путь к спасению — в теплую избу.
«Повестки», небольшие «вестовые» колокола, требовали от служивого люда срочно явиться на заранее определенное место сбора.
«Позвонки» повелевали слугам предстать незамедлительно перед барином. Прийти и проводить в последний путь человека звали погребальные колокола. О грозной беде сообщали набатные колокола, и их тревожный гул собирал всех — от глубоких старцев до младенцев.
В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба Грянула; с треском кругом от нее разлетелись осколки; Он же вздрогнул, и к народу могучие медные звуки Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая... А. К Толстой
Колокола не только тревожным голосом, но и плотью своей стали участвовать в боях: при тогдашней нехватке металла из колокольной бронзы стали отливать пушки. Таким образом, возникла новая реальная опасность для русских колоколов.
Первый известный случай переливки колоколов на пушки датируется началом XVIII века, когда по приказу Петра I для этой цели была изъята четвертая часть всех российских колоколов.
А когда началась Первая мировая война и тысячи уникальных колоколов были переплавлены, превратившись в оружие смерти.
Продолжилось это и в Гражданскую войну на оккупированных русских землях. Войны закончились, прошло двадцать с небольшим лет, и вновь из стран покоренной Европы пошли эшелоны колоколов для переплавки на нужды фашистской армии.
Исчезали безвозвратно и небольшие деревенские, монастырские, и большие из главных городских храмов — все со своей биографией, историей, отлитые тяжелым трудом искусных мастеров, нередко на собранные прихожанами деньги, бережно хранимые и почитаемые.
Когда уже шла Вторая мировая война, один из соратников Гитлера Геринг заявил, что для Германии достаточно иметь чисто символически 10—12 колоколов, все остальное — металл, необходимый для оружия и создания всемирного нацистского государства.
А сколько колоколов погибло у нас! Как сбрасывали колокола со звонниц — всем известно.....
Но кончился страшный сон. Хочется верить, навсегда. И находят старые, почитаемые колокола, отливают новые, и все чаще и громче звучат они на звонницах, устремившихся к небу, — «то ли с неба звон, то ли с земли»...
О, ранний благовест и майская заря!
Как этот звон, могучий и тяжелый,
Сливается с открытой и веселой
Равниной зеленеющих полей!
Душа, затрепетав, как крылья вольной птицы,
Коснулась солнечной поющей высоты
И видит только даль и свет зари зеркальной
Под этот мерный гул, густой и музыкальный.
И. А Бунин
Мы привыкли, что церковный звон далеко слышен и в городе, и в селе, что он раздается сверху — с колоколен храмов.
Но есть звоны, которые идут из-под земли или из воды — пробиваются и рассказывают о том, чему они были свидетелями, и их слышат православные.
Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни.
Такую музыку можно было услышать только в России.
Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее.
Колокола и колокольчики для русского православного человека — не просто изделия из металла, это постоянные спутники жизни, от дня рождения до смертного часа.
Колокола
Этот звон для болящих сердцем,
Проникает сквозь жизни сон,
У души отворяет дверцы,
Облегченья рождает стон…
Пусть же сердце еще поплачет,
Выливая из чаши боль,
Если плачет оно, то значит,
Вымывает из раны соль…
Это соль, что питает землю,
В ней и радость, и боль, и грусть,
Я от Бога, без слов приемлю,
Соль земли – Золотую Русь!
Слышу вас, колокола,
Над землёю.
Против горя, против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать-Россия!
Вам и роща дорога,
И былинка,
И дорога на века
И тропинка,
И могучий богатырь,
И старушка,
Златоглавый монастырь
И церквушка,
Вы слышны и мудрецу,
И ребёнку.
Вы летите ко дворцу
И в избёнку
Вот, гудя, ударит бас:
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас –
Прямо в души.
Всё призывней, всё сильней,
Всё набатней,
Всё соборней для людей,
Всё понятней.
Собирает он народ
Воедино
И на подвиги зовёт
Исполина
А вослед ему звучат
Говорливо
Колокольчиков-внучат
Переливы
Позабудутся на миг
Боль да горе.
Озарится светом лик
В каждом взоре
Раскрываются сердца.
Люди-братья.
Словно не было конца
И распятья,
Словно не было потерь
и печали
Снова радуйся и верь,
Как в начале
И для жизни собирай
Снова силы,
И сражайся и страдай
Для Руси ты
Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами,
То ль сомнения вас жгли
То ли беды –
Всё равно вы с нами шли
До победы.
Никогда ваш гул и стон
Не остынет –
Потому что боль жива
И поныне,
Потому что знали вы
Слёзы тризны
И страдали для нее
Для отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий
Чтоб всегда была любовь
В нашей жизни
Dfytxrf пишет:
Татьяна! может они и не те, конечно, но все же колокола
Добрый вечер,Ирина! Конечно, те! Спасибо !!!
Добрый вечер, Татьяна. Ну тогда с твоего позволения еще добавочка
Алигер Маргарита
Колокола"
Колокольный звон над Римом
кажется почти что зримым,-
он плывет, пушист и густ,
он растет, как пышный куст.
Колокольный звон над Римом
смешан с копотью и дымом
и с латинской синевой,-
он клубится, как живой.
Как река, сорвав запруду,
проникает он повсюду,
заливает, глушит, топит
судьбы, участи и опыт,
волю, действия и думы,
человеческие шумы
и захлестывает Рим
медным паводком своим.
Колокольный звон над Римом
кажется неутомимым,-
все неистовей прилив
волн, идущих на прорыв.
Но внезапно миг настанет.
Он иссякнет, он устанет,
остановится, остынет,
как вода, куда-то схлынет,
и откатится куда-то
гул последнего раската,-
в землю или в небеса?
И возникнут из потопа
Рим, Италия, Европа,
малые пространства суши -
человеческие души,
их движения, их трепет,
женский плач и детский лепет,
рев машин и шаг на месте,
шум воды и скрежет жести,
птичья ярмарка предместий,
милой жизни голоса.
Наталья Остроухова
Русская тайна
Голосила набатом звонница,
Надрывались колокола:
На границе – чужая конница,
Вражья сила на Русь пошла!
Бились в поле полки бывалые,
И хоть не было телеграмм,
Знали все, даже дети малые,
Как непросто им было там...
Возвещала победу звонница,
Заливались колокола:
Посрамилась чужая конница,
Вражья сила под лед ушла!
Возвращаясь, полки усталые
Шли за князем не по дворам.
Знали все, даже дети малые,
Что сначала им нужно в храм!
Первым делом, гласят предания,
Богу слава за дар побед,
А потом уже миг свидания:
Радость жен, слезы вдовьих бед.
Русь Святая! Дни горевалые!..
Разве кто погубить нас мог,
Если все, даже дети малые,
Жили так: первым делом – Бог!
Тема замечательная.....можно бесконечно говорить и слушать,слушать.....Людмила Сенчина "Малиновый звон"
Константин Болтунов
Деревья все в дремоте снежной,
И в молоке лежат поля.
Укрытая периной нежной,
Спит непробудно вся земля.
Ей снится грозный гром весенний,
Ей снятся листья и жара,
Сезон цветов, плодов, варений
И сенокосная пора.
Под белым тёплым одеялом
Лежит в сладчайшем забытьи,
А по её, по покрывалу
В санях несутся седоки.
Несётся тройка чистым полем,
Лесами белыми бежит,
И тишиною мир наполнен,
Лишь под санями снег скрипит.
Да бубенцы резвятся - дети -
Так расшалились, так кричат,
И что-то в уши шепчет ветер,
А седоки в санях молчат.
Для разговора слишком святы
Леса, снега и тишина,
Живого сон под снегом-ватой
И вся российская зима.
Лишь бубенцов звенящих удаль
Нарушить может сей покой.
Кричат, что, хоть пришло всё в убыль,
Жизнь продолжается зимой.
Эдгар Аллан По "Колокола и колокольчики"
1.
Слышишь, сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят,
Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем о забвеньи говорят.
О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребенка,
В ясном воздухе ночном
Говорят они о том,
Что за днями заблужденья
Наступает возрожденье,
Что волшебно наслажденье—наслажденье нежным сном.
Сани мчатся, мчатся в ряд,
Колокольчики звенят,
Звезды слушают, как сани, убегая, говорят,
И, внимая им, горят,
И мечтая, и блистая, в небе духами парят;
И изменчивым сияньем
Молчаливым обаяньем,
Вместе с звоном, вместе с пеньем, о забвеньи говорят.
2.
Слышишь к свадьбе звон святой,
Золотой!
Cколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи
И блестят,
Из волны певучих звуков на луну они глядят.
Из призывных дивных келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят.
Вновь потухнут, вновь блестят,
И роняют светлый взгляд
На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,
Возвещаемых согласьем золотых колоколов!
Перевод К. Бальмонта
Если услышите звон колокола, остановитесь и послушайте.
Пусть вас коснется частичка любви, и сердце наполнится светлой радостью, миром и спокойствием.
Гармонии и душевного равновесия вам!
Диво дивное,
чудо чудное:
Пусть для Родины
время трудное, –
Но не сказкою,
не былинами
Белый храм встает
над руинами.
Божий храм встает
в волю вольную,
Ах, и песнь поет –
колокольную!..
До небес плывет
песня плавная –
Оживает Русь
Православная!
Е.Санин
Приветствую Татьяну и тех, кто сюда заглянул:)
КОЛОКОЛА...спасибо за песню Старкова Г, ставшую дворовой:)
Подумать только:столько лет слушаю-и как будто это было вчера..........
http://www.youtube.com/watch?v=hXWYkvEFPLI
СЛАВЯНИНУ СПАСИБО за прекрасную Антологию(и за его чудесный труд по сбору вариантов этой песни...)
КОЛОКОЛА РОССИИ | ||||
Посреди равнины, Посреди холмов Снова над Россией Звон колоколов. Как у нас ведётся Испокон веков, Снова в душу льётся Звон колоколов. В трудную дорогу Из своих оков Вновь зовёт нас к Богу Звон колоколов. Знать, жива Россия Вольная страна. По душевной силе На весь мир одна. |
Добавлю несколько песен о колоколах... В благодарность Танюшке за очередной интересный пост:)
Ну и как же без нашей , всеми любимой, песни юности???
Никак низзя:)
Прошла любовь, по ней звонят колокола
Муслим Магомаев ...даже не знаешь, чье лучшее исполнение:Магомаева или Беседина...вот песни были, а?:)
http://www.youtube.com/watch?v=zF9KODjxmiM
Иринке за Скоблю спасибо!
Танюш, интересная информация о колоколах, песни классные, слушаю...иллюстрации-все нравится.
Спасибо !:)
Воскресный Колокольный Звон.......
Танюш...вот шансонное исполнение:Прошла Любовь.. по ней звонят колокола....если не слышала.
Гарик Осипов(еще у него такое имечко было:Граф Хортица
Спасибо!!!!!! Прекрасная тема!!!!! Сегодня не успею всё прослушать, а завтра - обязательно!!!!!
... и мои колокольчики))))))) Если Татьяна-Блондинка позволит))))))
Каждый день утром и вечером, в праздники и в дни печали, с раннего детства и до смертного часа русский человек слышал колокольный звон. Для всех людей, независимо от их положения и состояния, голос колокола голос Православия — звучал одинаково.
Наверное, потому колокольный звон и стал глубоко национальным явлением. «Во дни торжеств и бед народных» пробуждался «колокол на башне вечевой».
Тревожным набатом поднимал народ всполошный колокол — вестник беды.
Торжественный, светлый звон благовестил о великих церковных праздниках, звон колоколов-благовестников звучал как глас неба. И вся повседневная жизнь русского человека строилась под церковный перезвон.
В народе с гордостью говорили, что в нашихъ древних городах «сорок сороков» церквей. Всех приезжающих в город прежде всего удивляло проникновенное звучание бесчисленных колоколов.
«Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов...» — писал в 1834 году М. Ю. Лермонтов.