Капитан 1 ранга БАГРЯНЦЕВ Владимир Тихонович (начштаба 7 дпл, нахождение по тревоге- 2 отсек);
Капитан 1 ранга ЛЯЧИН Геннадий Петрович (командир "Курска", 2 отсек);
Капитан 2 ранга БЕЛОГУНЬ Виктор Михайлович (зам начальника эмс дпл, 2 отсек);
Капитан 2 ранга ДУДКО Сергей Владимирович (старпом "Курска", 2 отсек);
Капитан 2 ранга ИСАЕНКО Василий Сергеевич (пом начальника эмс дпл, 2 отсек);
Капитан 2 ранга САБЛИН Юрий Борисович (командир БЧ-5, 2 отсек);
Капитан 2 ранга ЩЕПЕТНОВ Юрий Тихонович (флагманский специалист БЧ-2, 2 отсек);
Капитан 2 ранга ШУБИН Александр Анатольевич (зам по воспитательной работе, 2 отсек);
Капитан 3 ранга БАЙГАРИН Мурат Ихтиярович (врио флагманского специалиста БЧ-3, 2 отсек);
Капитан 3 ранга БЕЗСОКИРНЫЙ Вячеслав Алексеевич (начальник химслужбы, 3 отсек);
Капитан 3 ранга БЕЛОЗОРОВ Николай Анатольевич (командир электротехнической группы, 5 отсек);
Капитан 3 ранга МИЛЮТИН Андрей Валентинович (командир дивизиона живучести, 2 отсек);
Капитан 3 ранга МУРАЧЕВ Дмитрий Борисович (командир группы, 5 отсек);
Капитан 3 ранга РУДАКОВ Андрей Анатольевич (командир БЧ-4, 3 отсек);
Капитан 3 ранга САДКОВ Александр Евгеньевич (командир БЧ-7, 2 отсек);
Капитан 3 ранга СИЛОГАВА Андрей Борисович (командир БЧ-2, 2 отсек);
Капитан 3 ранга ЩАВИНСКИЙ Илья Вячеславович (командир электротехнического дивизиона, 5 отсек);
Капитан- лейтенант АРЯПОВ Рашид Рамисович (командир дивизиона движения, 6 отсек);
Капитан- лейтенант ВАСИЛЬЕВ Андрей Евгеньевич (командир группы автоматики, 5 отсек);
Капитан- лейтенант ГЕЛЕТИН Борис Владимирович (командир группы старта БЧ-2, 2 отсек);
Капитан- лейтенант КОКУРИН Сергей Сергеевич (командир трюмной группы дивизиона живучести, 2 отсек);
Капитан- лейтенант КОЛЕСНИКОВ Дмитрий Романович (командир турбинной группы, 7 отсек);
Капитан- лейтенант ЛОГИНОВ Сергей Николаевич (командир группы гидроакустики, 3 отсек);
Капитан- лейтенант ЛЮБУШКИН Сергей Николаевич (командир группы дистанционного управления, 5 отсек);
Капитан- лейтенант НАСИКОВСКИЙ Олег Иосифович (командир группы ЗАС, 3 отсек);
Капитан- лейтенант ПШЕНИЧНИКОВ Денис Станиславович (командир первой группы дистанционного управления, 5 отсек);
Капитан- лейтенант РЕПНИКОВ Дмитрий Алексеевич (помощник командира, 3 отсек);
Капитан- лейтенант РОДИОНОВ Михаил Олегович (командир вычислительной группы, 2 отсек);
Капитан- лейтенант САФОНОВ Максим Анатольевич (командир БЧ-1, 2 отсек);
Капитан- лейтенант САДИЛЕНКО Сергей Владимирович (инженер группы дистанционного управления, 8 отсек);
Капитан- лейтенант СОЛОРЕВ Виталий Михайлович (командир группы автоматики дивизиона живучести, 3 отсек);
Капитан- лейтенант ШЕВЧУК Алексей Владимирович (командир группы управления БЧ-2, 2 отсек);
Капитан медицинской службы СТАНКЕВИЧ Алексей Борисович (НМС, 4 отсек);
Старший лейтенант ФИТЕРЕР Сергей Геннадьевич (командир группы автоматической космической связи, 3 отсек);
Старший лейтенант БРАЖКИН Александр Владимирович (инженер группы дистанционного управления, 9 отсек);
Старший лейтенант БОРИСОВ Арнольд Юрьевич (прикомандированный от ОАО "Дагдизель", 1 отсек);
Старший лейтенант БУБНИВ Вадим Ярославович (инженер навигационной группы, 2 отсек)
Старший лейтенант ГУДКОВ Александр Валентинович (командир группы радиоразведки, 3 отсек);
Старший лейтенант ЕРАХТИН Сергей Николаевич (инженер вычислительной группы, 2 отсек);
Старший лейтенант ИВАНОВ- ПАВЛОВ Алексей Александрович (командир БЧ-3, 2 отсек);
Старший лейтенант КИРИЧЕНКО Денис Станиславович (инженер дивизиона живучести, 4 отсек);
Старший лейтенант КОРОВЯКОВ Андрей Владимирович (инженер- гидроакустик, 3 отсек);
Старший лейтенант КОРОБКОВ Алексей Владимирович (инженер- гидроакустик, 3 отсек);
Старший лейтенант КУЗНЕЦОВ Виталий Евгеньевич (инженер электротехнической службы, 5-бис отсек);
Старший лейтенант МИТЯЕВ Алексей Владимирович (инженер группы автоматики, 6 отсек);
Старший лейтенант ПАНАРИН Андрей Владимирович (инженер группы управления БЧ-2, 2 отсек);
Старший лейтенант РВАНИН Максим Анатольевич (инженер электротехнической группы, 4 отсек);
Старший лейтенант ТЫЛИК Сергей Николаевич (командир электронавигационной группы, 2 отсек);
Старший лейтенант УЗКИЙ Сергей Васильевич (командир группы целеуказания БЧ-2, 2 отсек);
Старший мичман БЕЛЯЕВ Анатолий Николаевич (старший кок, 4 отсек);
Старший мичман БОРИСОВ Андрей Михайлович (техник группы автоматики, 8 отсек);
Старший мичман ВЛАСОВ Сергей Борисович (техник группы радиоразведки, 3 отсек);
Старший мичман ГОРБУНОВ Евгений Юрьевич (техник- дизелист, 5-бис отсек);
Старший мичман ЕРАСОВ Игорь Владимирович (шифровальщик, 3 отсек);
Старший мичман ИЛЬДАРОВ Абдулкадыр Мирзо-евич (старшина торпедистов, 1 отсек);
Старший мичман КАЛИНИН Сергей Алексеевич (техник ЗАС, 3 отсек);
Старший мичман КИЧКИРУК Василий Васильевич (санитар, 4 отсек);
Старший мичман КОЗАДЕРОВ Владимир Алексеевич (техник- турбинист, 7 отсек);
Старший мичман СВЕЧ-КАРЕВ Владимир Владимирович (техник- телеграфист ЗАС, 3 отсек);
Старший мичман ФЕ-ДОРИЧЕВ Игорь Владимирович (техник БЧ-7, 3 отсек);
Старший мичман ФЕСАК Владимир Васильевич (техник электронавигационной группы, 2 отсек);
Старший мичман ХАФИЗОВ Наиль Хасанович (старший инструктор химслужбы, 5-бис отсек);
Старший мичман ЦИМБАЛ Иван Иванович (техник-электрик, 5 отсек);
Старший мичман ЧЕРНЫШОВ Сергей Серафимович (телеграфист космической связи, 3 отсек);
Мичман ВИШНЯКОВ Максим Игоревич (техник группы целеуказания, 3 отсек);
Мичман БАЛАНОВ Алексей Геннадьевич (старшина трюмных, 6 отсек);
Мичман БАЙБАРИН Владимир Анатольевич (старшина трюмных, 5-бис отсек);
Мичман БЕЛОВ Михаил Александрович (техник-гидроакустик, 3 отсек);
Мичман БОЧКОВ Михаил Александрович (техник трюмной группы дивизиона живучести, 9 отсек);
Мичман ГРЯЗНЫХ Сергей Викторович (техник вычислительной группы, 2 отсек);
Мичман ИВАНОВ Василий Эльмарович (старшина электриков, 9 отсек);
Мичман ИШМУРАТОВ Фанис Маликович (техник технической группы, 7 отсек);
Мичман ЗУБОВ Алексей Викторович (техник- гидроакустик, 1 отсек);
Мичман КИСЛИНСКИЙ Сергей Александрович (техник стартовой группы, 2 отсек);
Мичман КОЗЫРЕВ Константин Владимирович (техник навигационной группы, 2 отсек);
Мичман КУЗНЕЦОВ Виктор Викторович (турбинист, 8 отсек);
Мичман ПАРАМОНЕНКО Виктор Александрович (техник- гидроакустик, 2 отсек);
Мичман ПОЛЯНСКИЙ Андрей Николаевич (техник навигационной группы, 2 отсек);
Мичман РОМАНЮК Виталий Федорович (фельдшер, 4 отсек);
Мичман РУЗЛЕВ Александр Владимирович (главный боцман, 2 отсек);
Мичман РЫНКОВ Сергей Анатольевич (техник химслужбы, 3 отсек);
Мичман САМОВАРОВ Яков Валерьевич (начальник секретной части, 2 отсек);
Мичман ТАВОЛЖАНС-КИЙ Павел Викторович (техник- гидроакустик, 3 отсек);
Мичман ТРОЯН Олег Васильевич (техник химслужбы, 5 отсек);
Мичман ХИВУК Владимир Валерьевич (техник- поверитель, 2 отсек);
Мичман ШАБЛАТОВ Владимир Геннадьевич (техник- электрик, 5 отсек);
Старшина 2 статьи к/с ГЕССЛЕР Роберт Александрович (командир отделения турбинистов, 8 отсек);
Главный старшина к/с ЯНСАПОВ Салават Валерьевич (кок, 4 отсек);
Главный корабельный старшина к/с МАЙНАГА-ШЕВ Вячеслав Виссарионович (спецтрюмный, 6 отсек);
Старшина 1 статьи к/с НЕУСТРОЕВ Александр Валентинович (электрик, 5 отсек);
Главный старшина к/с ЗУБАЙДУЛЛИН Ришат Ра-шитович (электрик, 7 отсек);
Старшина 2 статьи к/с АННЕНКОВ Юрий Анатольевич (механик, 3 отсек);
Старшина 2 статьи к/с АНИКИЕВ Роман Владимирович (турбинист, 7 отсек);
Старшина 1 статьи к/с ЛЕОНОВ Дмитрий Анатольевич (командир отделения рулевых- сигнальщиков, 2 отсек);
Старшина 2 статьи к/с САДОВОЙ Владимир Сергеевич (командир отделения турбинистов, 7 отсек);
Матрос БОРЖОВ Максим Николаевич (торпедист, 1 отсек);
Матрос БОРИСОВ Юрий Александрович (турбинист, 8 отсек);
Матрос КОРКИН Алексей Алексеевич (спецтрюмный, 6 отсек);
Матрос ВИТЧЕНКО Сергей Александрович (кок, 4 отсек);
Матрос ДРЮЧЕНКО Андрей Николаевич (электрик, 2 отсек);
Матрос ЕВДОКИМОВ Олег Владимирович (кок, 4 отсек);
Матрос КОЛОМИЙЦЕВ Алексей Юрьевич (4 отсек);
Матрос КОТКОВ Дмитрий Анатольевич (механик, 3 отсек);
Матрос КУБИКОВ Роман Владимирович (турбинист, 7 отсек);
Матрос ЛАРИОНОВ Алексей Александрович (трюмный, 5 отсек);
Матрос ЛОГИНОВ Игорь Васильевич (турбинист- дублер, 4 отсек);
Матрос МАРТЫНОВ Роман Вячеславович (турбинист, 8 отсек);
Матрос МИРТОВ Дмитрий Сергеевич (рулевой-сигнальщик, 2 отсек);
Матрос НАЛЕТОВ Илья Евгеньевич (турбинист, 7 отсек);
Матрос НЕКРАСОВ Алексей Николаевич (турбинист, 7 отсек);
Матрос НЕФЕДКОВ Иван Николаевич (командир отделения торпедистов, 1 отсек);
Матрос ПАВЛОВ Николай Владимирович (механик, 3 отсек);
Матрос СИДЮХИН Виктор Юрьевич (турбинист, 8 отсек);
Матрос СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Вячеславович (трюмный, 4 отсек);
Матрос ТРЯНИЧЕВ Руслан Вячеславович (трюмный машинист, 3 отсек);
Матрос ХАЛЕПАлександр Валерьевич (турбинист- дублер, 4 отсек);
Матрос ШУЛЬГИН Алексей Владимирович (трюмный машинист, 1 отсек);
Служащий ГАДЖИЕВ Мамед Исмаилович (прикомандированный от "Дагдизеля", 1 отсек);
Звания и фамилии в списке приведены по газете "На страже Заполярья" (14 октября 2000 г, № 83), расписание по отсекам.
Я тоже помню всё очень хорошо. В этот момент мы были с друзьями. Военными.
А ещё, когда передали, что слышны перестукивания... Это сейчас уже задумываешься, что там стенки лодки не такие, чтобы можно было достучаться. Но хотелось верить, очень хотелось, что они дождутся помощи, выживут.
Захлебнулось Баренцево море
Мёртвою титановой волной.
И Россия, чёрная от горя,
Мысленно - в пучине ледяной.
Там ещё сердца стучат с надрывом,
Там не верят в свой последний час,
И, реактор заглушив до взрыва,
Умирая, думают о нас.
Не слышны в его отсеках крики,
Глушит боль щемящую волна,
И бессильно смотрит "Пётр Великий":
- Что же ты наделала, страна?!
В. Силкин
12 августа 2000 года в результате катастрофы, произошедшей во время учений в Баренцевом море, на глубине 108 метров затонула АПРК К-141 "Курск".
К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер. Был заложен в марте 1990 года, спущен на воду в мае 1994 года, вошел в строй 30 декабря 1994 года.
Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой главнокомандующего ВМФ Владимира Куроедова К-141 присвоено почётное наименование "Курск".
С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России. В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину. Тогда он подарил экипажу копию 700-летней иконы Курской Божией Матери, а каждому подводнику - маленькие иконки с изображением Николая-Угодника, покровителя и заступника моряков.
Подводная лодка "Курск" считалась одним из лучших кораблей Северного флота.
В 1999 году во время операции НАТО против Югославии "Курск" вёл скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США "Теодор Рузвельт", самолёты с которого наносили удары по Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал 5 условных атак по реальным целям.
Согласно плану Северного флота, в Баренцевом море проходили учения. На борту крейсера было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. 12 августа 2000 года во время учений АПЛ "Курск" (командир лодки - капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота для выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время - 17:30 - не вышла на связь. На поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. 13 августа в 04.51 гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. Всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек.
В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу.
С помощью глубоководного спасательного аппарата со спасательного судна "Рудницкий" было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть в лодку. Все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза. На помощь российским подводникам прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, позже подошло норвежское спасательное судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.
21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека. Шлюзовая камера была пуста. После спасатели открыли внутренний люк девятого отсека. Внутри оказывается вода. Лодка была наполнена водой. После этого руководством Северного флота официально был подтверждён факт гибели экипажа АПЛ "Курск". Информацию о гибели экипажа представил тогдашний начштаба Северного флота вице-адмирал М. Моцак.
В операции по подъёму тел подводников и секретных документов затонувшего атомохода "Курск" участвовали 6 российских и 6 норвежских водолазов. Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в лёгком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри "Курска" для подъёма тел погибших и секретных документов работали российские водолазы.
Владимир Путин своим указом объявил 23 августа днем траура. Президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков.
26 августа 2000 года Президент России подписал указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки "Курск" (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены "Орденом Мужества". В этот же день Путин подписал Указ "Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера "Курск". 11 сентября 2000 года одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта была названа "Курском" – в честь погибших членов экипажа подводной лодки "Курск".
В 2001 году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Генеральный прокурор России сообщил, что гибель "Курска" произошла от взрыва учебной торпеды 65-76А ("Кит") внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ. В отчёте ГП РФ от 2002 года заявлено, что взрыв торпеды привёл к пожару на борту АПЛ и последующей детонации всего торпедного арсенала 1-го отсека. Второй взрыв произошел две минуты спустя. Он полностью разрушил носовую часть "Курска", были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки. Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут".
К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов - Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста "Дагдизеля" Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось. По заключению криминалистической медицинской экспертизы, находившиеся в 9-м отсеке подводники погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.
Гибель экипажа стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.
Часть АПЛ "Курск" как памятник в Мурманске