Трио Carpion. Изысканная пряность. Грусть вперемешку с радостью. Ирония и буйство красок. Гротеск и виртуозность - и в то же время сдержанность и утонченность. Кроме того, что они отлично играют разухабистый "ашкеназийский фолк", они еще и прекрасно зажиг
Трио Carpion. Изысканная пряность. Грусть вперемешку с радостью. Ирония и буйство красок. Гротеск и виртуозность - и в то же время сдержанность и утонченность. Кроме того, что они отлично играют разухабистый "ашкеназийский фолк", они еще и прекрасно зажигают на сцене на манер не то уличных музыкантов, не то Джерри Сайнфелда.
А-а-а-а, нас никто не предупредил! Голос Авишая не просто так, а контр-тенор - редчайший, переливчатый, divino, а это значит - уносит в поднебесные сферы на раз. Все отступает на второй план, когда музыкант включает эту свою опцию: все инструменты, свет, люди, "Билингва", весь этот клезмер-шмезмер и еврейская традиция вместе с ними, все это отступает, потому что этот голос - он из другого мира. Как Авишаю удается не травматично для слушателя, а вполне органично переходить на фольклорные и панковские интонации - неясно. Неясно, как это вообще уживается - аутентичность музыки и стеб над ней же.
При всем при этом, если можно одним словом определить манеру "карпов", то слово это - сдержанность. Потому что их музыка утонченна, и предназначение ее - проникать в слушателей и у них внутри делать свою работу, а не выливать им на голову ушат готовых эмоций. Поэтому приходит на ум слово "джаз" - он на уровне филинга больше, чем на уровне жанра.
"Мы споем о краже в доме раввина: не то, что там было, что красть, Зато там был повод для разговора" - так солист группы Авишай Фитц начинает очередную песню. Музыкальным критикам есть над чем поломать голову: музыка в исполнении израильского трио, попробуй кто ее классифицировать, сопротивляется, берет на октаву выше, летит из трубы в кларино, потом перемещается в аккордеон, потом - в скрипку Даниэля Хоффмана и, не успеете вы оглянуться, как оттуда она попадает к вам в сердце. Удивительный контр-тенор Авишая позволяет спеть затейливую еврейско-ашкенайзийскую мелодию в необычной фольклорно-панковской манере, когда высокий экстатический голос легко переходит от почти частушечного идишского речитатива к насышенной традиционной мелодике Восточной Европы. И вот уже все происходящее на сцене приобретает явный привкус оперы уличной, но от этого не менее прекрасной.
На вопрос "Вы знаете, что музыкальные критики относят вашу музыку то к пост-панковскому ашкеназийскому фолку, то к клезмер-авант-джазу?" - мультинструменталист Гершон Вайсерфирер (ему подвластно все - от трубы до африканской калимбы) оживляется: "Как интересно, никогда бы не подумал. Мы уж точно не относимся к себе настолько серьезно". На сцене от пританцовывает так, что кажется - Это не по его воле происходит, просто огромная труба, которую он держит в руках, с каждой нотой приподнимает его над землей. Правда, ненадолго, но на часовой танец хватает.
Названное в честь знаменитого говорящего карпа из еврейской сказки, трио Carpion - израильская группа, играющая традиционный ашкеназийский фолк, густо замешанный на балканской и румынской мелодике. Репертуар Carpion состоит, в основном, из восточноевропейских и, в частности, румынских песенок на идиш. Carpion очень бережно относятся к восточноевропейской клезмерской традиции, однако, прилавая традиционным гармониям иногда почти пост-панковское звучание. В состав группы входят трое, пожалуй, самых модных молодых виртуозов страны - вокалист и аккордеонист Авишай Фитц, скрипач Даниэль Хоффман и мульинструменталист Гершон Вайсерфирер.
"карпы" играют румынскую, польскую, русскую, венгерскую, греческую музыку. К аранжировкам подходят необыкновенно бережно и, будучи профессионалами, не форсируют звук, а вводят слушателя в мир генетически знакомых мелодий за ручку, не торопясь. Ждут, как опытный любовник, когда слушатель войдет во вкус, а когда его, слушателя, уже затянуло, вот тут-то и начинается - джазовые переходы, виртуозный триалог скрипки, трубы и аккордеона, полунамеки на грядущее блаженство, новые инструменты и неожиданные интерпретации. Ирония (не сказать стеб), как изысканная пряность, проникает во все. Вот Авишай играет своим уникальным голосом, а вот разговариавают скрипка и труба, и, самое удивительное, ирония в том, как обрывается каждая песня - именно тогда, когда от нее ждешь буйства и завихрений. И ты сидишь или стоишь, открыв рот, и думаешь: "Только что тут была музыка" - и сам смеешься над этим своим изумлением.