Труба, корнет... Радостные ритмы...
Главное отличие этих инструментов в том, что у трубы трубка цилиндрическая, т.е. одинаковая по всей длине и расширяется только в раструбе, а у корнета - коническая, то есть расширяется постепенно от мундштучной трубки до раструба.
ЭТО КОРНЕТ
Мундштук совершенно другой, с конической чашкой.
Корнет ближе к валторне...больше изгибов и поэтому звучит мягче.
Из коммерческой музыки корнеты были в значительной степени вытеснены в конце 20-х -- 30-х годов прошлого века с началом свинга, исполняемого большими составами Bigband.
ЭТО ТРУБА
В составе dixi-оркестра сочетание кларнетов и корнетов было очень естественным, а в bigband с большим количеством саксофонов и сильно "подросшей" группой тромбонов, корнет "потерялся" и начал заменятся трубами.
Изначальный состав ранних "больших" оркестров (3 корнета + 3 трубы) в конце 30-х годов поменялся на группу в 6 и даже 8 труб. Конечно были и исключения (обычно связанные с тем, что лидером являлся корнетист), но общая картина такая.
И ещё, наверху второй и в третьей октаве корнет не так выигрышно звучит, а высокие "соло" как Вы знаете, непременный аттракцион в коммерческой музыке. Вот и сменили корнетисты инструменты...
Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре.
В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом. Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона. В средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.
Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника — деревянный корнет (цинк). Цинк — это немецкое название корнета. Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе.
А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого — восемнадцатого веков. Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.
До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента.
Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность. Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.
Корнет-а-пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями.
В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан.
К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи. Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба». Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши.
Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время. Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было. У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции. Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне.
В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители».
Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.
Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет — это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.
Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать — это эхо-корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов. Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо.
Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо-корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания. Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»).
Изготавливались эти эхо-корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes». Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо-корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.
Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета — труба в виде конуса с широким углублением. На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание.
У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции. Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.
Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации. В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Здесь и зарождается уникальный звук корнета.
При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации.
Корнет является среднетональным инструментом. Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче. Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое.
Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.
Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.
В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.
Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.
В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.
С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.
Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.
Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времен пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою.
Впервые в оперный оркестр трубы ввел итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».
Чтобы понять, как устроена труба, обратимся к ее историческому собрату, хорошо знакомому нам пионерскому горну, непременному участнику всех сборов, слетов и лагерной жизни. Он отличается простотой устройства.
Это металлическая трубка (ствол), дважды свернутая в вытянуто-овальную форму для того, чтобы инструмент было удобнее держать. Две трети канала ствола — цилиндрические, а треть, постепенно расширяясь, переходит в «колокол» — раструб. На таком инструменте можно извлекать всего 5—6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.
В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы — 33—35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник — мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.
Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.
Существуют разные виды труб:
- наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B или in C);
- альтовая труба in G или in F, заменяемая иногда флюгельгорном;
- басовая труба in B, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне;
- труба-пикколо (малая труба, имеет четыре вентиля).
В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба — самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придает звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Труба участвует во многих острых, драматических моментах, в создании героических, волевых и мужественных образов, без нее не обходится ни один батальный эпизод.
В то же время труба может играть и очень тихо, мягко. Ее динамический диапазон — от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.
В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.
Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.
История трубы
Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.
Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы».
С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.
Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.
Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра.
В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.
Благодарю всех друзей-завалинцев, благодаря которым в большинстве своем и созданы мои подборки. Удачи. ребятушки!
Сделайте пост чуть более информативный
Основу духового оркестра составляют широкомензурные духовые инструменты
В IX веке до н. э. в Древнем Израиле в торжествах освящения храма царя Израильско-Иудейского царства Соломона участвовало 120 трубачей. Можно предположить, это был первый в истории человечества оркестр. До нас не дошло имя руководителя музыкального коллектива.
В СССР духовые оркестры с 30-х годов появились почти при всех Дворцах культуры, клубах, заводах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Репертуар был обширен, помимо классической музыки и праздничных произведений были заготовлены траурные для похорон. Чаще всего состав этих оркестров был любительским. В 50-е годы был создан большой духовой оркестр профессионалов специально для траурных процессий при городской похоронной службе.
Думаю, что информативности в этот пост помогут добавить и завалинцы, которым не безразличны духовые оркестры. Однако, стоит ожидать при этом и критики: смешение в посте легонькой эстрады с духовым оркестром... Возможно, я ошибаюсь...
Небольшая видео иллюстрация.
Спасибо, Владимир.... Интересная форма трубы....
"Неаполитанская песня" П.И. Чайковским изначально была написана для корнета....
Очень хочется картинок добавить, но я профан и не отличу корнет от эхо
Ну теперь начнём Оды писать! Огроменное спасибо за полезную информацию, за Ваши старания, за такие безумно дорогие благостные сопереживания изумителной музыкой...
а.
Давно как то видел док. фильм о нем. И сам он рассказывал байку, как на одном из выступление в клубе на протяжение всего концерта к нему подходил местный мафиози(браток) и очень настоятельно просил не играть ему в ухо(видать на против сидел), ну а Диззи вроде как говорил ОК, а сам постепенно забывался и опять начинал в него играть..... ну и тот не вытерпел, подошел, выхватил у него трубу, и выгнул ему соответствующе раструб))) ну и в качестве возмещения ущерба(погнутой трубы) дает Диззику 1000$ )))
вот такую байку Диззи рассказал как то на камеру)
Музыкальных баек и хохм много также как и артистических.
Для меня самое броское их отличие - труба узкая, а корнет чуть ли не вдвое выше (шире).
== ...рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. ==
Это что! Вон саксофон делается из металла, а относят его к... деревянным духовым!
Михаил, отличие по звуку: у корнета он мягче, не такой металлический, как у трубы....
Уважаемый ViktorSB!!! Я человек на Завалинке новый -- вчера случайно обнаружил этот прекрасный сайт и тут же зарегистрировался. Завалинка прекрасна тем, что на ней, как я вижу, собираются люди, которым близко искусство, да и вообще - чувство Прекрасного, значит негативу тут не место, а это радует. Огромная Вам благодарность за прекрасный муз. материал, многое скачал. Эта редко звучащая в наше время музыка, разбередила сердце бывшего трубача, отдавшего инструменту, музыке лучшие годы жизни -- ещё раз благодарю Вас. Валентин Стычинский Санкт-Петербург.
Валерий, признателен от всей души за добрую оценку.... Wynton Marsalis - Carnival Of Venice - нет ничего роскошнее духового оркестра... Я попытался на синтезаторе извлечь звуки духового...
Позволю себе напомнить об ещё инструменте - флюгельгорн. Из наших исполнителей - это любимый инструмент Германа Лукьянова и Давида Голощёкина. Последний, впрочем, играет на стольких инструментах, что говорить о любимом довольно сложно.
Но сейчас я хочу представить исполнение в составе эстрадно-симфонического оркестра под управлением Петухова. Он принял оркестр ЦТ и ВР после смерти Юрия Васильевича Силантьева.
Виктор, Вы заметили с поста "ни о чем" получился целый трактат с 15 000 просмотров и огромным количеством дополнений и комментариев.
Мне кажется, что теперь, более полной информации про тубы, трубы и корнеты в сети нет
Пост интересный хотя тема на сайте не новая.
Духовые инструменты разных времен и стран из музея Metropolitan
Владимир, признателен в очередной раз!
А примеры будут?